Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Последний Наместник Киево-Печерской Лавры. Материалы к житию священноисповедника Катакомбной Церкви архимандрита Макария (Величко).



 

 Настоятель Киево-Печерской Лавры архим. Климент (Жеретиенко) и её Наместник архим. Макарий (Величко)
во время пребывания в Харьковской ссылке, в связи с неприятием Декларации митр.Сергия (Страгородского)

 

Катакомбный исповедник архимандрит Макарий (в миру Марк Онисимович Величко) родился 29 марта 1866 г. в с.Колесники Острожского уезда Волынской губернии в крестьянской семье.

Действительную воинскую службу проходил в Варшаве, в Лейб-гвардии Литовском полку. После окончания службы «запасный фельдфебель» Марк Величко 2 октября 1891 г. был принят на испытание в келарское ведомство Киево-Печерской Лавры. 7 мая 1897 г. определен в первую книжную лавку, затем послушником книго-посылочной лавки, которая принимала заказы на рассылку изданий лаврской типографии в населенные пункты Российской империи, а также зарубеж. С 5 ноября 1899 г. — книгопродавец 2-й книжной лавки. Монашеский постриг принял 21 июня 1899 г.

В 1905 г. — в год первой революции — студенты разбросали в книжной лавке прокламации, о.Макарий испугался этого происшествия и скрыл его от монастырского руководства. 12 декабря 1905 г. переведен в странноприимницу Китаевской пустыни без права ношения монашеского одеяния в течение года. По отзыву начальника пустыни, о.Макарий «исполняет все исправно и очень способен к своему делу как не может быть лучше». Находился на разных послушаниях в Китаевской пустыни до 1917 г. 9 июня 1917 г. переведен в Лавру сторожем Ближних пещер.

Возвращение о.Макария в Лавру совпало с катастрофическими событиями в стране, вызвавшими у части населения, в том числе и некоторых монашествующих, нездоровые настроения. Часть лаврских монахов, а также послушников в апреле 1917 г. организовали в Трапезной палате собрания. После запрета их митрополитом Владимиром собрания проходили в келии тогдашнего эконома о.Климента (Жеретиенко). Одним из наиболее активных в этой группе был о.Макарий.

В 1922 г. о.Макарий возведен в сан архимандрита. С 26 декабря 1917 г. о.Макарий назначен исполняющим обязанности келаря Лавры.

11 февраля 1918 г. епископом Черкасским Назарием он был рукоположен в сан иеродиакона, а 2 июня 1919г. — в сан иеромонаха. Назначен для богослужения в Больничном Никольском монастыре. 20 июня 1919 г. утвержден в должности келаря, 14 мая 1920 г. награжден набедренником, 30 апреля того же года — наперсным крестом.

С 16 января 1922 г. о.Макарий стал членом Духовного Собора Лавры. Одновременно с должностью келаря заведовал братской хлебней. После ареста архимандрита Климента совет старцев Лавры предложил избрать о.Макария посменным заместителем наместника.

14/27 января 1924 г. настоятель Лавры архимандрит Климент обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону с прошением: «За особые труды на пользу Св. нашей обители в переживаемое тяжелое время моих ближайших помощников архимандрита Макария и Иадора... на присвоение им мантии с красными скрижалями».

16 августа 1924 г. о.Макарий утвержден наместником Лавры.

Впервые арестован 25 октября 1924 г. совместно с настоятелем Лавры архимандритом Климентом (Жеретиенко) за организацию сопротивления обновленцам. Освобожден из-под стражи в ноябре 1925 г. и отправлен на поселение в Харьков с подпиской о невыезде. Как «контрреволюционный элемент» Особым совещанием при коллегии ГПУ УССР о.Макарий осужден на ссылку в Зырянский край сроком на три года. 6 апреля 1926 г. приговор заменен трехгодичным поселением в Туркестане. Постановлением Коллегии при ОГПУ СССР от 20 февраля 1928 г. следственное дело прекращено.

С марта 1928 г. проживает в Харькове, на Чистокленовской улице. Так же, как и архимандрит Климент (Жеретиенко), не поддерживал Декларацию митрополита Сергия (Страгородского). С начала 1928 г. находился в молитвенном общении с митрополитом Петром Крутицким. Совместно с епископом Павлом (Кратировым) входил в Истинно-Православную Церковь (ИПЦ).

В Харькове о.Макария неоднократно навещали лаврские монахи, приезжавшие к нему из Киева и других мест.

О.Макарий не скрывал своего отношение к существующей власти: «Наказание Божие в образе советской власти будет продолжаться до того времени, пока народ не покается, пока не прекратятся те грехи и убийства, которые сейчас имеются, пока не прекратится безнравственная современная жизнь, пока коммунистическая партия не изменит своего отрицательного отношения к Церкви».

Вновь арестован органами ГПУ 15 января 1930 г., одновременно с архимандритом Евстратием (Грумбковым). Во время обыска была изъята переписка, а также антиминс и другие богослужебные предметы. Первоначально осужден по ст.ст. 54-10 и 54-11 УК УССР на 5 лет ссылки в Казахстан. Но 2 января 1932 г. Коллегия при ОГПУ вынесла новый приговор — 5 лет лагерей. Более года отбывал срок в Сиблаге — Сибирском исправительно-трудовом лагере. 22 апреля 1933 г. Коллегия при ОГПУ приняла решение «условно досрочно освободить, лишив права проживания в 12 пунктах Уральской области и местности, из коей был выслан, с прикреплением на оставшийся срок к Сиблагу».

Источники:

1.         Центральный государственный исторический архив Украины в г.Киеве, ф.128, оп.3 мон., ед.хр.395.

2.         Центральный государственный архив общественных объединений Украины (ЦГАООУ), ф.263, оп.1, ед.хр.45131.

3.         ЦГАООУ, ф.263, оп.1, ед.хр.65744.

Печатается по материалам книги: Л.П.Рылкова. Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии. – К., 2008.

 

 

От редакции: Последний Намкстник Киево-Печерской Лавры архимандрит Макарий (Величко) поддерживал митр. Иосифа (Петровых) Петроградского и принадлежал к Истинно-Православной Церкви (ИПЦ), сергиансую церковь не признавал. Служил тайно по домам катакомбных истинно-православных христиан. Арестован 15.01.1931 по делу Харьковского "филиала" ИПЦ. По пост. КО ГПУ от 2.01.1932 г. приговорён к 5 годам лагерей. По пост. КО ГПУ от 22.04.1933 г. освобождён досрочно с лишением права проживания в 12 населенных пунктах и прикреплением на оставшийся срок. Вернувшись из ссылки, поселился в г. Остер Черниговской области, поддерживая тесные связи с катакомбными подвижниками ИПЦ на Черниговщине – Священномучеником Дамаскиным (Цедриком), Епископом Нежинским, игуменом Алипием (Яковенко), игум. Лаврентием (Проскурой) и др. В 1937 г. арестован за принадлежность к ИПЦ. Погиб в заключении в нач. 1940-х гг.

 

 

Дополнительно см.:

 

1. Последние наставники Киево-Печерской Лавры. Катакомбные старцы-исповедники Схиархимандрит Антоний (Жеретиенко,+1950) и архимандрит Макарий (Величко,+1940).

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1152

 

2. Акт о соборном прославлении во святых Отцов-Исповедников Русской Церкви Катакомбной

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1471

 

3. Доклад по вопросу прославления Отцов-Исповедников и Мучеников Катакомбных

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1462

 

 

4. Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви: 1927-2007 гг.

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1366

 

5. Советский режим и "советская церковь" в 40-е – 50-е годы ХХ столетия (главы из книги)

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1183

 

6. Богоборництво i гонiння на Iстинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернiгiвщинi

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=704

 

7. Разгром Киевского епархиального управления 1923 года (Глава из книги "Отец Анатолий Жураковский и киевские иосифляне”)
Билокинь С.И., доктор исторических наук, г. Киев

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=607

 

8. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945
Лев Регельсон

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=443

 

9.  Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868-1950 гг.).
Виталий Шумило, г. Чернигов

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=606 

 

10.  Три Пасхи Исповедника. О пребывании С.А.Нилуса в Чернигове.
Диакон Димитрий Михайловский, РИПЦ

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=702
 
 

11.  Священноисповедница Схиигумения София Киевская и ее подвиг служения Истинно-Православной Церкви
Из воспоминаний Елены Юрьевны Концевич и Сергея Александровича Нилуса

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=604 
 

 

12. Истинно-Православная Церковь на Украине
Доктор исторических наук М.В. Шкаровский

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=596

 

13. Подпольные «филиалы» ИПЦ на Украине
Ирина Осипова

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=598

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Катакомбный исповедник иерей Григорий Сокрута (+1993 г.)
Святоотеческая мудрость отца Серафима (Роуза)
ПАТРИАРХ ТИХОН
О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925 гг.)
Тайна личности Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) и его значение для Православного Славянства
Жизненный путь Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого)
Канон Святителю Антонию Киевскому, Первоначальнику Русския Зарубежныя Церкве
Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского)
Краткое жизнеописание Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви
Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru