Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Катакомбный исповедник иерей Филипп (Аникин, 1878-1974) из Чувашии



Катакомбный исповедник иерей Филипп (Аникин)

Катакомбный исповедник

священник Филипп (Аникин) из Чувашии 

Катакомбный исповедник отец Филипп (Аникин) родился в Чувашии в 1878 (или 1880) году. Служил в Симбирской губернии (ныне Ульяновская обл.) в чувашском селе Кулатка. Это было последнее чувашское село — далее располагались уже мордовские сёла, и первое из них — Новая Лебежайка. В священный сан о. Филиппа в 1915 г. рукоположил Епископ Палладий (Добронравов, 1865-1922) Саратовский и Царицынский. Сначала Вл. Палладий возвел о. Филиппа в сан диакона, а через неделю – во священника. Матушка Екатерина скончалась в 1946 г., когда ей было 65 лет. Последние годы (8 лет) она была слепая. У них было десять детей, из которых выжило пятеро.

Отца Филиппа арестовали в 1929 (1930) г. Тогда прихожане не давали закрыть храм, и его обвинили в подстрекательстве. Батюшке дали 10 лет Соловков.

Он рассказывал, что в лагере ему было легче по сравнению с другими, т.к. он был из простого сословия, привык к чёрной работе. Тяжёло было епископам, которые академии окончили и не знали черновой работы. Они, бедные, с непривычки мучались. Однажды один заключённый упал у него на глазах, больше идти не мог, а у него в руках пила и топор. Отец Филипп взял инструменты, помог идти. В разговоре о. Филипп узнал, что этот заключённый — епископ, и он сразу сделал ему земной поклон.

В первый день Пасхи у них произошёл такой случай. Вёл их конвой с работы. Они остановились посреди леса и стали сразу совершать пасхальную всенощную. Было много диаконов, священников, епископов. Сначала, когда священники остановились, то конвойные кричали на них, а потом замолчали, и служба прошла благополучно. В конце начали христосоваться. И даже шпана, которая обычно очень обижала заключенных, начала христосоваться со всеми и вела себя прилично.

Помнил о. Филипп и тех шамординских монахинь, которые не желали работать на безбожников в заключении. Они совсем не брали лагерной пищи. Отец Филипп и другие священники приносили им пищу из своих скудных запасов. На Соловках монахини прожили лето, а потом их куда-то увезли и, говорят, убили (см. о них в книге «Новомученики Российские» прот. Михаила Польского).

Отец Филипп, как и многие соловецкие исповедники, отвергал Декларацию митр. Сергия (Страгородского) и принадлежал к Истинно-Православной Церкви (ИПЦ). «Советской церкви» не признавал.

Перед тем, как освободиться, о. Филипп спросил благословение у одного из соловецких епископов: как быть дальше? Владыка сказал:

— Где найдёшь Господу овец, там и паси.

Когада о. Филиппа отправили в лагерь, матушка и двое сыновей поехали в село, старшая дочь, средняя и старший сын в Среднюю Азию. В селе родные, которые как будто должны были бы более всех других сострадать им, не приняли их, а приняла батюшкина сестра Наталья. Она собирала милостыню по деревням и возле церкви. Эта страдалица впоследствии ослепла. А скончалась она, замёрзнув от холода.

Из лагеря батюшка вышел только перед войной. Сначала он приехал к детям в Красноводск в Среднюю Азию. Там у детей квартира была маленькая и места на всех не хватало. Молиться же о. Филипп ходил на кладбище. Власти его заметили и хотели арестовать, поэтому он переехал в Ашхабад и там стал вести скрытный образ жизни, тайно служа на дому. Но спрятаться от вездесущих советских органов и здесь не удалось, поэтому он переехал в Шумерлю — чувашское село, место поселения раскулаченных. Сноха сюда приехала, а потом позвала к себе и семью о. Филиппа. Пешком о. Филипп ходил по деревням. Странствовал он под видом печника, совершая по домам тайные службы для катакомбных истинно-православных христиан. К нему обращалось очень много народа. Но когда началась война и стали церкви открывать, то многие пошли в советские церкви. А так как он не пошёл, то многие от него отшатнулись, хотя у батюшки и появилась возможность служить открыто.

Сына о. Филиппа, Ивана, посадили на восемь лет и он попал в Архангельск. Он писал: «Папа, здесь у нас есть такие же, как ты, и дают они нам то же, что и ты даёшь» (т.е. причастие). Вскоре Иван скончался от голода.

Известно, что под окормлением о. Филиппа была и блаженная Варвара, которая, перед тем как принять его как истинно-православного священника, получила от Бога особое откровение.

 

В последние годы жизни у о. Филиппа уже отказывали ноги и он всё больше сидел на коечке. Известно также, что к нему приезжали на исповедь многие катакомбные священники. Скончался отец Филипп 17 апреля 1974 года.

 

Максим Алешин, г. Харьков

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР
Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви
О Катакомбной Церкви
Заметки о Катакомбной Церкви в СССР
Катакомбные богослужения в Соловецком лагере
Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.
Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви
Потаенная Россия
Церковное сопротивление в СССР
Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru