Катакомбный исповедник иерей Филипп (Аникин, 1878-1974) из Чувашии


Катакомбный исповедник иерей Филипп (Аникин)

Катакомбный исповедник

священник Филипп (Аникин) из Чувашии 

Катакомбный исповедник отец Филипп (Аникин) родился в Чувашии в 1878 (или 1880) году. Служил в Симбирской губернии (ныне Ульяновская обл.) в чувашском селе Кулатка. Это было последнее чувашское село — далее располагались уже мордовские сёла, и первое из них — Новая Лебежайка. В священный сан о. Филиппа в 1915 г. рукоположил Епископ Палладий (Добронравов, 1865-1922) Саратовский и Царицынский. Сначала Вл. Палладий возвел о. Филиппа в сан диакона, а через неделю – во священника. Матушка Екатерина скончалась в 1946 г., когда ей было 65 лет. Последние годы (8 лет) она была слепая. У них было десять детей, из которых выжило пятеро.

Отца Филиппа арестовали в 1929 (1930) г. Тогда прихожане не давали закрыть храм, и его обвинили в подстрекательстве. Батюшке дали 10 лет Соловков.

Он рассказывал, что в лагере ему было легче по сравнению с другими, т.к. он был из простого сословия, привык к чёрной работе. Тяжёло было епископам, которые академии окончили и не знали черновой работы. Они, бедные, с непривычки мучались. Однажды один заключённый упал у него на глазах, больше идти не мог, а у него в руках пила и топор. Отец Филипп взял инструменты, помог идти. В разговоре о. Филипп узнал, что этот заключённый — епископ, и он сразу сделал ему земной поклон.

В первый день Пасхи у них произошёл такой случай. Вёл их конвой с работы. Они остановились посреди леса и стали сразу совершать пасхальную всенощную. Было много диаконов, священников, епископов. Сначала, когда священники остановились, то конвойные кричали на них, а потом замолчали, и служба прошла благополучно. В конце начали христосоваться. И даже шпана, которая обычно очень обижала заключенных, начала христосоваться со всеми и вела себя прилично.

Помнил о. Филипп и тех шамординских монахинь, которые не желали работать на безбожников в заключении. Они совсем не брали лагерной пищи. Отец Филипп и другие священники приносили им пищу из своих скудных запасов. На Соловках монахини прожили лето, а потом их куда-то увезли и, говорят, убили (см. о них в книге «Новомученики Российские» прот. Михаила Польского).

Отец Филипп, как и многие соловецкие исповедники, отвергал Декларацию митр. Сергия (Страгородского) и принадлежал к Истинно-Православной Церкви (ИПЦ). «Советской церкви» не признавал.

Перед тем, как освободиться, о. Филипп спросил благословение у одного из соловецких епископов: как быть дальше? Владыка сказал:

— Где найдёшь Господу овец, там и паси.

Когада о. Филиппа отправили в лагерь, матушка и двое сыновей поехали в село, старшая дочь, средняя и старший сын в Среднюю Азию. В селе родные, которые как будто должны были бы более всех других сострадать им, не приняли их, а приняла батюшкина сестра Наталья. Она собирала милостыню по деревням и возле церкви. Эта страдалица впоследствии ослепла. А скончалась она, замёрзнув от холода.

Из лагеря батюшка вышел только перед войной. Сначала он приехал к детям в Красноводск в Среднюю Азию. Там у детей квартира была маленькая и места на всех не хватало. Молиться же о. Филипп ходил на кладбище. Власти его заметили и хотели арестовать, поэтому он переехал в Ашхабад и там стал вести скрытный образ жизни, тайно служа на дому. Но спрятаться от вездесущих советских органов и здесь не удалось, поэтому он переехал в Шумерлю — чувашское село, место поселения раскулаченных. Сноха сюда приехала, а потом позвала к себе и семью о. Филиппа. Пешком о. Филипп ходил по деревням. Странствовал он под видом печника, совершая по домам тайные службы для катакомбных истинно-православных христиан. К нему обращалось очень много народа. Но когда началась война и стали церкви открывать, то многие пошли в советские церкви. А так как он не пошёл, то многие от него отшатнулись, хотя у батюшки и появилась возможность служить открыто.

Сына о. Филиппа, Ивана, посадили на восемь лет и он попал в Архангельск. Он писал: «Папа, здесь у нас есть такие же, как ты, и дают они нам то же, что и ты даёшь» (т.е. причастие). Вскоре Иван скончался от голода.

Известно, что под окормлением о. Филиппа была и блаженная Варвара, которая, перед тем как принять его как истинно-православного священника, получила от Бога особое откровение.

 

В последние годы жизни у о. Филиппа уже отказывали ноги и он всё больше сидел на коечке. Известно также, что к нему приезжали на исповедь многие катакомбные священники. Скончался отец Филипп 17 апреля 1974 года.

 

Максим Алешин, г. Харьков

 

 

 


© Catacomb.org.ua