Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Церковные каноны и законы

Проф. Г.М. Солдатов, Председатель Общества Бл. Митрополита Антония

От Редакции «Карловчанина»:

Пока ведётся ожесточённая “война коммюнике” среди членов РПЦЗ(Л) (или РПЦЗ(МП), как её по праву стали называть) о том – является ли недавний “Всезарубежный Собор” победой сторонников унии или же защитников Церкви, да будет нам позволено, один раз – не в счёт, согласиться с Вл. Марком о том, что раздуваемые разногласия касаются только практических вопросов – как осуществить единство, а не о самом принципе, который всеми одобрен. Мы уже не раз писали, что есть один единственный вопрос: является ли МП “Матерью-Церковью” для Зарубежной Церкви или нет. В этом вся суть. Кто признаёт – а на пораженческом соборе в Сан-Франциско все это признали – тот окончательно предал не только свою Церковь, но и здравый смысл, и все шумные разногласия служат всего лишь ширмой для прикрытия этого предательства. Согласимся также с главным предателем, Вл. Марком, о том, что последовавший Архиерейский Собор займёт исключительное место в истории Церкви, но, от себя скажем, только как позорнейшая страница её истории. Итак, отвлечёмся на время от анализов деяний и предполагаемых последствий “сан-францисских мероприятий” и ознакомимся с интересным и крайне уместным исследованием Г.М. Солдатова о церковном праве, в то время когда каждый кому не лень цепляется за каноны и толкует их в нужное ему направление, а тем паче, когда стремление к объединению объясняется желанием приобрести каноническое для Церкви существование. Какой абсурд и невежество!

  

ЦЕРКОВНЫЕ  КАНОНЫ  И  ЗАКОНЫ

 

В связи с проведенным в мае 2006 г. одной из частей РПЦЗ (как она гордо называет) - «Всезарубежного Собора», в среде духовенства и мiрян в прессе и на электронных узлах делаются ссылки на каноны и  канонические постановления, являющиеся руководством для Церкви.

Церковным правом, так же как и правоведением в мiрском обиходе занимаются люди специально для этого подготовленные. После получения начального духовного или университетского образования кандидаты во время аспирантуры занимаются подготовкой к практической деятельности церковным или гражданским правом.  Как у канонистов, так и у юристов практика делится на несколько специальностей. Укажем, к примеру, только на взаимоотношение с государством, имущественные права, свобода слова и прессы и т.д.

Несмотря на то, что канонисты и юристы знакомы в общих чертах и имеют понятия о других областях права, обыкновенно они ввиду сложности законов специализируются в чем-то одном. Для примера приведем, что обыкновенно адвокат, занимающийся делами по завещаниям,  не берется вести дела криминальные, так и канонист внутреннего законоведения не берется разбирать внешние права. Для проведения дел как канонисты, так и юристы пользуются собранием уже ранее решенных в судах дел, на основании которых они могут делать ссылки. Собрание этих законов, дел и инструкций обыкновенно составляет малую или большую библиотеку.

Юристы, занимающиеся делами интернационального права, должны быть сведущи с интернациональными договорами,  как их, так и других государств.

Деятельность канонистов внутренних дел гораздо сложней, чем юристов. Церковное право непосредственно связано с богословием и, будучи практическим богословием, одновременно не отделяется от теоретического богословия, т.к. церковное право касается происхождения, развития, задач, средств и организации Церкви. Точка зрения на эти вопросы отличается от  догматического зрения, которое объясняет внутреннюю сторону Церкви, а церковное право подходит к внешнему устройству, отношением к дисциплине и общественным союзам.

Церковное право берет начало от 613 заповедей, данных Господом пророку Моисею, из которых 248 повелевающих, что делать и 365 с запретами. Самые известные из них 10 заповедей были записаны на скрижалях.

Церковное право включает не только внутреннюю жизнь Церкви, но включает и государственные права, определяющие его внешнее положение. Церковное право определилось только к 12 веку, но завоевание Константинополя турками приостановило окончательные нормы. На Западе – в Риме определение церковного права продолжалось после разделения Церквей независимо от Восточной Церкви, дополняясь декретами пап. Григорий IV издал сборник папских декретов, приравниваемых римо-католиками к установленным на Вселенских Соборах. “Corpus juris canonici” включил как правила древней Церкви так и собрание папских декретов, извлечения из римского права и законов франкских королей. В Православной Церкви каноны не постановлялись единолично Патриархами, но решались и проводились в жизнь Поместными Соборами. Римо-католическая церковь в церковном праве деятельно занялась вероисповедными вопросами в связи с возникшими  в Испании ересями адопцианистов, морранов и морисков, а также во всей Западной Европе различными протестантскими организациями. В связи с создавшимися, в связи с этим, затруднениями, в католической церкви потребовали проведение нескольких соборов, что отразилось на церковном праве, оказавшем влияние также на  Православную Церковь. Для Православной Церкви многие римо-католические законы были чужды ввиду того, что на Востоке не было развита феодальная система, при которой короли или другие властители назначали духовенство аббатами в монастыри и на епископские кафедры или даже продавали церкви и соборы как частную собственность. Будучи вассалами, духовные лица снабжали своих властителей, в случае войны всем необходимым, включая воинами. Они также находились при дворах в числе советников, и зависели гораздо более от своих властителей, чем от Рима.

Подобного положения Церкви в православных государствах не существовало.

* * *

В России церковное право серьезно начали изучать только в конце 18 века по Кормчей Книге.  В 1835 г. оно было введено как один из курсов в университетах. С 1863 г. церковное право  было введено также на юридическом факультете. С этого времени по церковному законоведению появились печатные труды профессоров академий, которыми пользовались вплоть до революции 1917 г. Задержка в развитии церковного права в России произошла в связи с введением коллегиального синодального правления,  вместо единоличного патриаршего.  Решения духовных судов публиковались в епархиальных ведомостях и некоторые из них,  как примеры, помещались в учебники академий. Во многих епархиях были введены отличительные от других частей государства канонические правила и законы,  и поэтому канонистам приходилось искать примеры.

Каноническая практика в РПЦЗ, сочетаемая с церковным правом, утверждена согласно постановлению Св. Патриарха Тихона, Св. Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви за № 362 от 7-20 ноября 1920  г.  В этом указе архиереи и духовенство уведомлялись в том, что «В случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким либо причинам прекратят свою церковную административную деятельность, епархиальный архиерей за разрешением дел обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом указано». Этот указ отменил предшествовавшее определение Собора от 7 дек. 1917 г., в котором говорилось о том, что «управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно с Св. Синодом и Высшим Церковным Советом», ввиду того, что в России оно стало невыполнимым. Иерархи арестовывались и ссылались, административные центры богоборческой властью уничтожались,  и вся власть сосредоточилась в руках Первоиерарха, которому самому пришлось назначить себе Заместителя. Каноническое преемство церковной власти в России сохранялось только путем единоличной передачи прав управления, но только не учреждению, а архиерею. Архиерейский Собор при создавшемся положении было невозможно собрать и вся власть Первоиерарха Церкви, без Синода и без Высшего Церковного Совета стала неограниченной.  Дальнейшая судьба Русской Церкви стала зависеть от нравственных качеств и твердости характера Первоиерарха, его Заместителя и Местоблюстителей, избрание которых не могло проводиться согласно постановлению от 10 авг. 1918 г., в котором было сказано что: «избирается соединенным присутствием Синода и Совета и обязательно из среды членов Синода».

В России стало невозможно собирать даже епархиальные соборы, и только в свободной части Российской Церкви, заграницей, архиереи с духовенством  и  паствой были в состоянии продолжать принципы соборности как высшей церковной власти. Этот принцип соборности отражает догмат Пресвятой Троицы во Едином Боге, согласно которому Церковь соединяет в управлении единоличное начало с соборным.

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. постановил что: «В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому, в составе епископов, клириков и мiрян…».  Ввиду создавшегося положения - преследования религии в России, только РПЦЗ могла говорить и действовать от имени всей Русской Церкви. Заграницей, в тяжелых условиях эмиграции, были созданы Синод и Высшее Церковное Управление, представлявшие церковную соборность как принцип высшей власти, установленной Божественным Основателем Церкви, поставившим высшим судьей в делах членов Его Церкви церковное собрание, посреди которого Он Сам стоит (Мф. 18, 17, 20).

В зарубежных Церковных Соборах была соблюдена полная каноничность т.к. была соблюдена верность каноническому иерархическому строю, при котором все входили во Вселенскую Христову Церковь через архиереев и Зарубежного Первоиерарха. Церковь управлялась законами, составленными по аналогии с Всероссийским Собором, включая также учреждение, контролирующее власть духовенства. Первоиерархи РПЦЗ – Митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет и Виталий, с помощью верных Церкви архиереев, духовенства и мiрян сохраняли в Зарубежной Руси свободную часть Русской Церкви с надеждой на Ее возвращение на свободную Родину. Первоиерархи, как добрые пастыри, противостояли против введения в Церковь еретических, неправославных учений. Они не признавали МП, порицая ее за неканоничность церковного управления, участие в экуменизме и нарушения православного вероучения.

Согласно каноническим правилам, каждый архиерей в своей епархии обладает большими правами в управлении, но не единоличным.  Соответственно Положению «Управление РПЦЗ осуществляется Собором Епископов через Первоиерарха с Архиерейским Синодом и Епархиальных Архиереев». В даваемой при хиротонии присяге епископ обещает: «повиноваться всегда Архиерейскому Синоду РПЦЗ и Председателю оного (приводится имя) и Преосвященным Архиереям, братии моей».  Следуя св. канонам, церковная жизнь в Зарубежной Руси велась с благословения и под контролем  архиереев, подчинявшихся, в свою очередь, Предстоятелю Церкви. Но, несмотря на большие права архиереев и Первоиерарха РПЦЗ, согласно канонам, в случае если епископ отступит от вероучения Церкви и будет всенародно в церкви обучать ереси, осужденной Священными Соборами или Отцами Церкви (15 Пр. Двукратного Собора), то верующие не только имеют право, но и обязанность  отступить от такого «лжеепископа»,  тем самым «охраняя Церковь от расколов и разделений».

Известно, что РПЦЗ соборно осудила и анафемствовала ересь-ересей –  экуменизм, также как ранее Церковь осудила обновленческие реформы живоцерковников. Верующие, соблюдающие правила Св. Церкви,  не могут согласиться на унию с МП, поскольку МП и поныне продолжают возглавлять «лжеархиереи»,  которых поставило на их места антихристианское правительство. Эти «архиереи» управляют патриархией без соборного  участия духовенства и мiрян, а многие из них обвиняются даже в аморальном поведении. Выборы патриарха,  –  которые проводятся без участия духовенства и мiрян – одно из самых видных нарушений соборности в МП.  Собственно говоря, в советский период правления  выборов и не проводилось,  а совершалось назначение патриарха властями. В отличие от этого, как известно, на Соборе 1917-18 гг. все участники Собора избрали трех кандидатов, а затем  жребий пал на Св. Тихона. В настоящее время в АПЦ, также соборне,  выбирают кандидатов в митрополиты, из числа которых уже сами архиереи выбирают главу Митрополии.

При данных условиях, строго говоря, невозможно тоже и евхаристическое единство с МП, также как оно невозможно с римо-католиками и иными «церквами», впавшими в ереси и отделившимися от Единой Церкви.

Если предположить, что РПЦЗ станет частью МП,  даже как «самоуправляющаяся»,  то будет нарушено 2-е правило Второго Константинопольского Собора, которое гласит,  что на единой канонической территории может управлять только одна церковная власть. В Северной же Америке,  поскольку считается, что МП предоставила томос автокефалии русской Митрополии и, таким образом, как бы основала каноническую территорию Американской Православной Церкви. В таком случае,  совершенно уместно задать вопрос: является ли АПЦ автокефальной или нет? Ведь дело в том, что заключенный между МП и АПЦ договор,  включает пункт о том, что на территории АПЦ не будет епархий МП. В Северной же Америке у РПЦЗ находится несколько епархий с каноническими архиереями и Синодом, который управляет всей зарубежной Церковью. В случае если РПЦЗ войдет в состав МП, и они станут одной Церковью, то наличие этих епархий на территории С. Америки будет нарушением канонов.

Московская Патриархия нарушила также  ряд других канонов, о чем явно свидетельствуют следующие примеры.  Архиереи МП неоднократно нарушали 45 Правило Святых Апостолов,  которое гласит о том, что всякий «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен». Также нарушали и 46 правило: «кое бо согласие Христови с велиаром; или кая часть верному с неверным». Под влиянием контактов с раввинами, ортодоксальными евреями и западными либеральными религиозными организациями, МП подверглась монархианской ереси. Иерархи МП, подражая неправославным людям, начали говорить о Боге, о Творце (любимое слово американских политиков, приемлемое для всех религий: Creator-Творец), но не об Иисусе Христе и Св. Троице. МП нарушила и 20 правило Гангрского Собора, подвергающее МП под клятву за лицемерное стремление подчинить себе РПЦЗ,  не желая, однако, признать многих мучеников? пострадавших за веру в СССР,  во имя которых воздвигнуты храмы и которым молятся верующие. МП  нарушило тоже и 34 правило Поместного Лаодикийского Собора, которое свидетельствует что «Всякому Христианину не подобает оставляти мучеников Христовых, и отходити ко лжемученикам..»

Можно было бы указать еще на ряд других канонических нарушений, которые совершали и продолжают совершать архиереи МП. Возникает, однако,  вопрос: какими канонами руководствуется Патриархия?

Совершенно явно то, что перечисленные нарушения канонических правил со стороны МП, в случае присоединения РПЦЗ, Зарубежная Церковь утеряет чистоту веры и каноническое  наследие, тщательно оберегавшиеся в тяжких условиях диаспоры. Кому это будет на пользу?

Г.М. Солдатов

Председатель Общества Бл. Митрополита Антония

 

Источник: Западно-Европейский Вестник РПЦЗ

 

http://karlovtchanin.com/index.php?module=pages&act=print_page&pid=188

 


Дополнительно по данному разделу:
Мониторинг СМИ: Секретарь Синода РПЦЗ-МП верит в Путина
Секретарь Германской епархии РПЦЗ(Л) прот. Н. Артемов: «По поводу после-соборных перетолкований»
Камо грядеши… РПЦЗ(Л)?
Состоялись официальные переговоры об унии между сергианско-экуменическим патриархом А.Ридигером и главой РПЦЗ(Л) митр. Лавром
В. Путин ускоряет темпы по присоединению РПЦЗ(Л) к МП
Капитуляция Синода митр. Лавра
Несоблюдение Соборности Нью-Йоркским Синодом
Address-Appeal to the Clergy and Faithful Sons and Daughters of the Russian Orthodox Church Abroad from the First Hierarch of the Synod of the True Orthodox Church Archbishop Tikhon
Обращение РИС-О и РОНС в связи с предполагаемым созывом т.н. «Четвертого Всезарубежного Собора»
"Наша Страна": "Уходит в раскол митр. Лавр, а не мы!"


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru