Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Поучение Святителя Феофана Затворника на Великий четверг



Святитель Феофан Затворник, Вышенский

Святитель Феофан Затворник, Вышенский

 

В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК

КАК ХОЧЕШЬ, НО УСТРОЙСЯ ТАК, ЧТОБ ТЫ ВСЕГДА БЫЛ, КАК БУДТО ТОЛЬКО ЧТО ПРИЧАСТИЛСЯ

 

Установив ныне Таинство Тела и Крови, Господь предал совершение его в за­кон святым Апостолам, а святые Апос­толы - Святой Церкви, в которой Он и пребы­вает, и действует неотложно.

Святая Церковь всех и всегда призывает к Святому Причащению, особенно же во время святых постов, и еще особеннее во святую Четы-редесятницу, в которую и все службы и чинопоследования приспособлены к приготовлению ве­рующих к достойному Принятию Тела и Крови Христовых.

Послушные чада Церкви смиренно внимают сему ее призыванию и во время сие исполняют христианский долг свой неопустительно. И это слава Богу! Слава Богу, что хоть однажды в год очищают совесть свою и причащаются!

И Даруй, Господи, чтоб между ними не было таких, кои самовольно лишали бы себя сего великого Божиего Дара! Лишающие себя его лишаются Гос­пода; а без Господа что мы?

Без Мене, — говорит Господь, — не можете творити ничесоже. Якоже розга не может плод сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. А в Госпо­де кто пребывает? Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем, — говорит Сам Господь. Стало быть, дело Святого Прича­щения есть дело жизни. Причащаться или не причащаться — значит быть или не быть хрис­тианином, жить или не жить во Христе. Почему и прибавляет Господь: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, Живота не имате в себе.

Приводя на память сии решительные слова Господа, недоумеваешь — отчего же это у нас не часто причащаются? Пересматривая недавно одну книжку, встречаю в ней наставление тем, кои часто причащаются. Вот, подумал я, бла­женное было время, когда уместны были такие поучения! А у нас если скажешь: причастись, и еще в какой-либо пост кроме Великого, и то покажется странным, строгим и, пожалуй, неуместным.

Ныне, впрочем, не то у меня намерение, чтобы убеждать вас к частому Причащению, а вот какое. Без Господа, как слышали вы, мы не можем творити ничесоже и даже Живота не имеем в себе. Господь бывает в нас чрез Святое Причащение. К Святому Причащению приступают у нас большею частию однажды в год. Так нельзя ли, по крайней мере, если уже не хо­тим часто причащаться, то продлить силу сего единого Причащения как можно на должайшее время, пребыть в состоянии Причащения от од­ного Причастия до другого? Или что я говорю: нельзя ли? Необходимо так сделать. Как хо­чешь, но устройся так, чтоб ты всегда был, как будто только что причастился. Ибо это только и будет значить, что ты в Господе и Господь в тебе или что ты живешь христианскою жизнию. А как только потеряешь силу Причащения, по­теряешь Господа, перестанешь и Живот иметь в себе.

Этим вот что требуется. Сила Причащения есть вкушение Господа. Быть в состоянии При­чащения — значит постоянно вкушать Господа, или духовными чувствами ощущать Его в нас пребывание и силу. Спрашивается: к-ак сего до­стигнуть?

Прежде всего, надобно не понудить Господа отступить от нас, а потом изощрять духовные чувства к осязательному ощущению общения Его. Господне обетование неложно. Что Он ска­зал, то так и есть. Елика бо обетования Божия, в Том ей и в Том аминь, — говорит Апостол. Ска­зал Он, что пребывает Сам в том, кто причаща­ется Тела Его и Крови, так это и есть. У всех достойных причастников Господь пребывает. Порадуйтесь, причастники Божии! И не отри­цайте в себе сего великого Дара из ложного сми­рения или по неясному представлению плодов от Святого Причащения. Пусть не ощущаете вы определительно и не осязаете сего; но Господь в вас, пока не лишитесь Его пребывания по при­чине каких-либо смертных грехов. Подобно тому, как в природе и в обычный день солнце светит и силу свою являет, хотя бывает невидимо по при­чине заслоняющих его облаков; или как во вре­мя таяния льда градусник не повышается, хо­тя бы и много было тепла вокруг; или как при лечении иногда лекарство уже действует к вы­здоровлению, а больной все еще чувствует себя расслабленным и изнемогающим; так и здесь: Господь в вас, но свет Его не зрится еще ради тумана многообразных помышлений, хотя туман сей разрежается уже Господом; Господь в вас, но теплота Его еще не ощущается вполне ради хлада облежащих сердце земных и житейских жела­ний, хотя они уже истаивают от огня Господня; Господь в вас и врачует уже вас, но врачебную силу Свою для вашего же блага скрывает от вас под видимыми немощами нашими. Другими словами: общение с Господом совершилось, уже действует в вас, но по причине неисправности вкуса духовного еще не ощущается и не разли­чается ясно.

Так утвердитесь в сей мысли, что Господь в вас. Почтите тем и Дарователя, и Дар, и себя самих. В силу же сего сами видите, что подобает творить. Подобает всевозможную заботу обра­тить на то, чтобы не лишиться как-нибудь Госпо­да, сокровенно в вас пребывающего и действую­щего. Спросите: «Как сие сотворить?» Отвечу: не думайте, чтоб для сего вам надлежало под­нять такой труд, как бы горы преставлять. Нет. Средство к сему очень немногосложно и про­сто. Вот что надобно.

Первое. Хранить совесть свою чистою в от­ношении к Богу, ближним, всякой вещи и всяко­му делу; для сего, что ни делаете, имейте на то свидетельство слова Божия и делайте то со сми­рением и усердием, без всякого движения свое­волия и небрежения.

Второе. Ни в словах, ни в делах, ни в чем, ма­ло ли то или велико, ничего не допускайте, что могло бы не относиться к славе Божией, и какой-либо наносить ущерб делу спасения вашего.

Третье. Хоть бы вы обладали целым мiром, так себя имейте в сердце, как имеют странники — пришельцы на земле, не имеющие зде пребывающего града, но грядущего взыскующие. Вот и все!

Так, заметьте, три вещи надо: быть странни­ками, все обращать во славу Божию и свое спа­сение, и блюсти совесть свою чистою.

Не буду распространяться в объяснении их. Скажу только, что в этих трех — всё, как сами увидите, когда станете действовать по ним. На­стройтесь так и поревнуйте всегда действовать по сему настроению. И Господь не только не­отлучно пребудет в вас, но часто будет давать и ощущать Себя. Сие ощущение особенно будет исполнять сердце ваше всякий раз, как для со­блюдения прописанного порядка вы должны будете сделать какое-либо самопринуждение и самопожертвование; и вы сделаете то без сожа­ления, с полною и усердною покорностию воле Божией. Сим утешает и укрепляет Господь Сво­их, давая им осязательно знать, что труд их не­тщетен и путь незаблуден. И чем больше у кого ревности и труда, тем больше бывает у него уте­шений, или осязательных вкушений Господа — этих духовных Причащений Его. Тут то же про­исходит, как в мiре, когда покажется солнце и спрячется в облаках, снова покажется, снова спрячется; а то разгонит все облака и одно цар­ственно шествует на всей тверди небесной. Желает ли кто поспешнее взойти в состояние постоянного ощущения или вкушения Господа, употреби труд, намеренно обращаемый к обучению духовных наших чувств. Око ума да напрягает к зрению тайн Божественного От-кровения, начиная от Пресвятой Троицы, чрез творение и Искупление, до будущего возустро­ения всех. Духовное ухо да обучает в слыша­нии и внятии внушений Божиих, непосредст­венно в сердце печатлеемых или посредственно чрез слово Божие и другие внешние указания сообщаемых. Духовный вкус да упражняет во вкушении истинно святого и Божественного. Да навыкает обонять благоухание Христово в радовании, веселии духовном и осязать прикос­новение огня Его в теплоте, согревающей все его существо — и духовное, и душевное, и те­лесное.

Обучение духовных чувств заверщает дело труда в восхождении к непрестанному ощуще­нию общения Господня. Чрез обучение их па­дает средостение, разделяющее нас с Ним. Как когда глаза открыты и есть свет, мы естественно видим сей свет; когда есть благоухание и обо­няние нерасстроено, мы обоняем благоухание, так, когда духовные чувства наши будут обуче­ны и очищены, мы будем в состоянии принимать посредством их Господа в соответственных им действиях Его на нас, или будем находиться в состоянии вкушения Его, иначе, в состоянии по­стоянного Причащения.

Сим убо образом освятите, братие, Господа в сердцах ваших.  И Он, милостивый, пребудет в вас и вас удержит в Себе и с Собою. Благость Его да дарует сие вам! Аминь.

16 апреля 1864 года

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Двери покаяния
Согласование Евангельских сказаний о Воскресении Христовом
Торжество Православия
О постничестве
Слово в Прощенное воскресенье
Канон Св. Андрея Критского как призыв к покаянию
Слово о покаянии
О Великом Посте
Беседа с рабом Божиим Иосифом Муньоз (из архива редакции)
"МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ ЗА ХРИСТА"


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru