Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Святыни Катакомбной Церкви. Икона Божией Матери «Отрада или Утешение»

Иеродиакон Никон (Смирнов), г. Челябинск

Икона Божией Матери «Отрада или Утешение»

Святыни Катакомбной Церкви.

Икона Божией Матери «Отрада или Утешение».

 

Если бы только иконы могли говорить, они поведали бы нам о судьбах тех, кто сохранял их во время гонений от богоборцев, кто лобзал их со умилением,  предстоял пред ними в молитвенным воздыхании; поведали бы о покаянных слезах, о радостях и скорбях земной жизни, о шумном рождении и тихом успении, обо всем том, что сопровождает человека во время его земного путешествия, которое в начале пути кажется безконечно долгим, а в конце кратким, едва промелькнувшим мигом. Сколь интересен, поучителен и трагичен, мог бы быть этот рассказ, если бы они могли говорить...

При входе в трапезную при Омском Кафедральном соборе Русской Истинно-Православной Церкви в честь Святых Царственных мучеников и новомучеников Российских сразу бросается в глаза чудный образ Божьей Матери «Отрада или Утешение». Святой лик Царицы Небесной светится изнутри неземным светом любви и кажется, что вот-вот заговорит с тобой, в то время как лицо Богомладенца на Её руках очень серьёзно и даже сурово. Богатое сияние одежд, сверкающих не потерявшими от времени своей насыщенности красками, контрастирует с тонкой синей жилкой на щеке Богородицы. И сколько ни пытайся вглядываться, в эту тоненькую, синенькую жилку, делающую Святой Лик таким трогательным и умилительным, остаётся непонятно, то ли это след оставленный временем, то ли это великий талант неизвестного иконописца. Дополняет необычность старинного изображения то, что оно написано с внутренней стороны обычного оконного стекла. Вот тут и приходит на ум вопрос: «Как могла эта хрупкая икона пережить лихолетье двадцатого века? Века революций, войн, богоборческих гонений, повального отступления от православия и обывательского равнодушия? Какова была её судьба, и судьбы её владельцев то того, как она была перенесена в трапезную собора?»

Кафедральный храм Свв. Царственных Мучеников Омско-Сибирской Епархии Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви

 Храм Святых Царственных Мучеников, г. Омск 

I.

Вообще, Образ иконы Божьей Матери «Отрада или Утешение» (ещё его называют «Отрада и Утешение»), на Руси очень редок и пришел к нам с Святой горы Афон[1]. История его такова.

В 807 году, шайка разбойников подступила к святой горе Афонской, чтобы напасть на один из самых богатых монастырей – Ватопедский. Разбойники, ночью выйдя на берег, спрятались до утра в прилежащих к монастырю кустарниках, чтобы, как только откроются монастырские ворота, напасть на монастырь и захватить его. Но Пресвятая Дева Богородица не допустила совершиться варварскому замыслу. По окончании утрени, когда братия разошлась по кельям на краткий отдых, настоятель монастыря остался в церкви, чтобы заняться совершением своего утреннего монашеского правила; вдруг, он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников!» - Игумен, смутившись, устремил свои глаза на икону Богоматери, от которой слышался этот голос, - и ему открылось поразительное чудо. Он увидел, что лик Богоматери оживился, равно как и лик держимаго Ею Младенца Иисуса. Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей божественной Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: « Нет, Мати Моя, не говори им этого, пусть они понесут заслуженное наказание»! – Но Богоматерь, стараясь удержать Своею рукою руку Сына и Господа, уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же самые слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников!» Пораженный ужасом от этого страшного чуда, игумен тотчас же созвал всю братию, пересказал им случившееся; и все с крайним изумлением заметили, что лики Богоматери и Господа Иисуса и вообще очертания иконы приняли другое положение, нежели оно было, а лик же Младенца Иисуса принял строгий и даже грозный вид. В чувствах живой признательности они прославили заступление и промысел о них Пресвятой Богородицы, взошли на монастырские стены и отразили нападение разбойничьей шайки.

Так появилась эта чудотворная икона, которая до сих пор находится в Ватопедском монастыре в параклисе Божьей Матери Отрады или Утешении, на стене при правом клиросе и празднование её совершается 21 января ст.ст.

Икона Божией Матери «Отрада или Утешение»

II.

Неизвестно, кем и когда были принесены списки с этого чудотворного образа в Россию, но в литературе конца девятнадцатого, начала двадцатого века не редко встречаются упоминания  не только о ней, но и монастырях названных в честь этой иконы.[2]

Омский Образ Божьей Матери «Отрада или Утешение» был написан в мастерских женского Казанского монастыря города Омска в начале двадцатого века[3] по распоряжению игуменьи монастыря Магдалины, и первоначально помещался в её приемной. В двадцатых годах, после того, как монастырь был закрыт большевиками, эту икону спасла монахиня Фомаида и увезла с собой в город Бийск.  Матушка Фомаида была уже весьма пожилой и не редко, как свойственно людям пожилым, помышляла о смерти. Мысленно предавая свою душу Богу и прощаясь с земными вещами, она часто задумывалась о том, кому  достанется её любимая икона.

Однажды снится ей сон, что будто бы поднялась икона в воздух, и так по воздуху и пошла.  

-Куда же ты Владычица?

- В Омск!- отвечала ей икона. Так и рассудила м. Фомаида: «Надо икону в Омск вернуть».

 В это время в Омске жила её воспитанница, бывшая послушница монастыря Мария, которой и было написано письмо о том, что икона «просится» в Омск и если Мария хочет помочь, то должна выслать семь рублей, на почтовую пересылку. Это была значительная сумма для Марии, но при помощи её подруг – сомолитвенниц, деньги все же были собраны, а затем  отправлены в Бийск.

Какова же была радость, когда через некоторое время посылка была получена. Огромный как стол футляр, а в нем эта самая, написанная на стекле икона. Необычное письмо иконы и раньше вызывало особый трепет и благоговение у всех, кто её видел, а теперь и вовсе пасхальная радость озарила небольшую катакомбную общину. Тут же в доме Марии был отслужен молебен, в котором приняли участие бывшие тогда в Омске ссыльные: архимандриты Варлаам и Капитон, игумены Иннокентий и Иоаникий.

Это было начало тридцатых годов, и большинство храмов Омска было закрыто, те же, которые оставались открытыми, оказались захвачены сергианами и обновленцами, а верные Христу и своему пастырскому долгу священники служили тайно по домам, в тайне от богоборческой власти. Почти все из них, впоследствии, приняли мученический крест.

Через некоторое время, делившая кров с Марией, послушница, единственная кто была против отправки денег за пересылку иконы, пошла в магазин, и прямо на дороге увидела маленький сверток, развернув который, обнаружила двадцать пять рублей, немыслимые по тем временам деньги. Сколько потом было слёз радости и покаяния. Таким образом, Божия Матерь вознаградила своих послушниц за жертвенное Ей служение, а их маловерную и глупую сестру  вразумила неожиданным подарком.

Времена были суровые, по городу шли аресты христиан. Марию могли вот-вот арестовать, и она надумала бежать. Но куда бежать с иконой такого размера, да ещё сделанной из стекла? Но и тут Царица Небесная опять пришла на помощь. В полусне, является Марии покойный брат и заводит разговор об иконах: «Иконы твои в Игнатовку ушли, там жить будут!»

В Игнатовке, старом районе Омска жили общинкой несколько катакомбных монахинь, им то, перед побегом из города и передала Мария икону. Монахини Казанского монастыря Евдокия, Серафима и Ирина с благоговением и радостью приняли знаменитую икону из своего же давно закрытого монастыря. 

Одному Господу известно, как монахини сберегли икону во времена гонений 1936-37 годов и голодные годы Второй Мiровой войны.

В год смерти монахини Ирины (+1951), к ним поселились сестры Христина Григорьевна и Феодора Григорьевна Воробьевы, через год в 1952 году, после долгой болезни, умерла другая монахиня, Евдокия, а в1954 году скончалась и послушница Феодора. Так, монахиня Серафима с послушницей Христиной, вдвоем и стали хранительницами иконы. Работать могла только Христина, матушка Серафима вела домашнее хозяйство и ухаживала за коровой. Так они и жили, а Пресвятая Богородица хранила своих молитвенниц, поддерживая их в бедах и не давая падать духом.

После смерти монахини Серафимы в 1993 году, Христина Григорьевна Воробьева передала икону Божьей Матери «Отрада или Утешение» Омскому кафедральному собору Святых Царственных мучеников. Вместе с иконой она передала в ведение церкви свой дом и всё своё нехитрое имущество. Теперь она проживает в доме старчества при архиерейском подворье, а икона висит в трапезной собора, и каждый, нуждающийся в отраде и утешении, может помолиться пред этим чудотворным образом.

 Икона Божией Матери «Отрада или Утешение»

 Тропарь Божьей Матери ради иконы Ея Ватопедской именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4.

О, Покров благодатный и спасительный стяжахом, честную икону Твою, Богородице. На сию убо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице, низпосли отраду и утешение, на Тя упование возлагаем грешнии и смирении, на Твое предстательство надеемся недостойнии, ускори нас избавити от бед и скорбей и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти души наша.

 

 Иеродиакон Никон (Смирнов)



Примечания:

[1] Вышний покров над Афоном или сказания о чудотворных на Афоне прославившихся иконах.// Репринтное издание. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997.-176с.

[2] Неизвестный Нилус. том 2 // Москва, Православный Паломник, 1995, стр. 363

[3] Н.И.Лебедева. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья.-Омск: ООО «Полиграфист», 2004.-256с.

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР
Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви
О Катакомбной Церкви
Заметки о Катакомбной Церкви в СССР
Катакомбные богослужения в Соловецком лагере
Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.
Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви
Потаенная Россия
Церковное сопротивление в СССР
Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru