Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Ученые заговорили о Боге

Протоиерей Анатолий Трепачко,
Благочинный Восточной части Северной Америки РПЦЗ


Протоиерей Анатолий Трепачко  

УЧЕНЫЕ ЗАГОВОРИЛИ О БОГЕ

 

        Что есть наука? Что есть религия? Каково их взаимоотношение? Эти вопросы занимают человеческий ум со времен давно прошедших. Точно ли  религия принадлежит прошедшему, временам младенчества человеческого рода, а наука – будущему, эпохе зрелости, и первая должна замениться  последнею, как уверяют некоторые? Или же наоборот, религия составляет краеугольный камень всякой истины и знания для человека, а наука только в ней может найти разрешение своих чисто практических задач, как утверждают другие? Наконец, существует и третье, среднее мнение, которое, признавая самостоятельность обоих начал, ищет их соглашения. Но как достигнуть этого соглашения? Где для него данные? В настоящее время, по-видимому, эти две области разошлись далее, нежели когда-либо, и борьба кипит, может быть, с еще большим ожесточением, нежели прежде.

         Нет сомнения, что многим сама постановка этих вопросов покажется признаком устарелых убеждений. Чем скуднее у нас образование, чем более перепутываются понятия в уме, тем более все вопросы считаются разрешенными. И всякий, кто хочет прослыть “политически корректным”, считает себя обязанным враждебно или, всяком случае, презрительно смотреть на религию.

       В предисловии “бестселлера” проф. Stephen W. Hawking: “A Brief History of Times” изданного в 1988 г., бывший проф. Корнельского университета Carl Sagan, ярый приверженец эволюционной теории Дарвина, замечает: “Эта книга о Боге, или, может быть, об отсутствии Бога, о безграничной вселенной без начала и конца, где Творцу нечего делать! В этой безграничной вселенной нет Бога, потому что  в с е  есть Бог!” (2-го фев. 1994 г., по телевизионной станции СNBC на вопрос: верует ли он в Бога? – Carl Sagan заявил: “я ищущiй”; покойный профессор также является автором известной книги “Cosmos”). Вот характеристика нашей эпохи: атеистическое отрицание Бога и пантеистическое утверждение, что Бог есть во всем!

       Безбожная журналистика более столетия преподносит образованному обществу науку и религию, или лучше сказать, науку и христианство, как два непримиримых лагеря, готовых в любой момент вступить в смертельный бой. Группа неверующих псевдоученых, всеми силами старается привить молодому поколению отжившую марксистскую идею: “наука спасительно ограждает светлые умы от невежественных времен тьмы, ведя человечество к прогрессу, миру и покою”. Такой отравой переполнены все современные школьные книги и почти все научные телевизионные программы.

       Но, нео-паганисты, как ни стараются убить веру в Творца всяческих, зашли в тупик и начинают подрезать последний оставшийся под ними сучок, на котором им долго не устоять. Их горделивый разум является их смертельным врагом! Только в Боге “сокрыты все сокровища премудрости и ведения” (Кол. II, 3), истинная премудрость. Если св. апостол Павел говорит, что во Христе заключены все сокровища знания, то этим он хочет сказать, что если мы в Нем познаем и находим спасение нашей души, то для нас раскрывается также совершенно новое понимание мiропорядка и мiроустройства. Мы только отсюда получаем возможность истинно понимать свою жизнь, назначение человечества в истории и пути Божии.

       В 1990-х гг. вышла замечательная книга “A Brief History of Eternity” Roy E. Peacock, профессора астрономии, космологии и термодинамики, занимающего в настоящее время ту кафедру Пизского университета в Италии, которую 400 лет тому назад занимал великий Галилей. Он пишет: “Между Птоломеем и Эйнштейном существовала безпрерывная цепь ученых, которые как к магниту тянулись к Богу; на богатырских плечах Коперника, Кеплера, Галилея... Ньютон имел себе опору; все они были люди верующие в Бога-Творца и Промыслителя”.

       Коперник освободил космологию от аристотелевского геоцентризма, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Это достижение есть торжество истины и духа, но действительно ли эта система несовместима с христианством, как утверждает проф. S. Hawking в своей книге “A Brief History of Time”. По крайней мере, сам Коперник не был такого мнения. “ Моя задача, – пишет Коперник, – найти истину в великом Божием творении”. С исследованиями астрономии он, как каждому известно, соединял обязанности духовного лица, и именно его религиозные воззрения и привели к великому открытию; его собственное четверостишие на могильном памятнике свидетельствуют об этом:

Не благодати, воспринятой Павлом, желаю я,

Не благоволения, с которым Ты простил Петра,

Лишь той, которую Ты даровал разбойнику на кресте,

Той милости прошу я у Тебя.

       Математик Кеплер приходил в восхищение, созерцая Божие творение, и свою знаменитую книгу о движении планет заканчивает одушевленным славословием Богу: “небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь”.

       Истинные представители науки всегда были в тоже время учениками небесной мудрости, о которой св. апостол Иаков говорит, что Бог, дает ее “всем просто и без упреков” (Иак. I, 5). И не приводит ли нас все, что мы изучаем, чем более мы углубляемся в знание – к Богу? Бэкон Веруламский говорит о философии, что она, изучаемая поверхностно, удаляет от Бога, а исследуемая основательно – приводит к Нему. То же самое применимо и к науке. Когда исследуем небо и землю, то последний высший предмет науки есть Сам Бог, Который есть Краеугольный Камень в здании бытия. Истинное же познание Бога неразрывно связано с Его откровением во Христе. Недаром химик и микробиолог Пастер предупреждал свое поколение ученых: “еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении пред делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории”. А великий физик и математик Исаак Ньютон, имя которого связано с целым рядом научных открытий, в своей “Principia Philosophiae” пишет: “Небесный Владыка управляет всем мiром как Властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред Ним по причине Его безпредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразия сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которое я называю Господом Богом”. По великой иронии обстоятельств, кафедру Кэмбриджскаого университета, где преподавал Ньютон, в настоящее время занимает безбожник Stephen W. Hawking.

      “Обращался я к “иудео-христианской Библии”, чтобы найти Первопричину всего творения, – пишет Hawking, – но там, к великому сожалению, ответа не нашел”. Не нашел, потому что Hawking не знает “духа Писания”. Ведь Библия не есть учебник по астрономии или геологии, а Божественное откровение религии; она не предназначена к тому, чтобы давать ответы на вопросы естество-испытателей, оценивать их исследования, а имеет своею целью явить цель жизни человеческой. Таким образом то, что она говорит о сотворении мiра, она говорит не как естественно-научный реферат, а как религиозное назидание; поэтому в Библии бессмысленно искать то, ради чего она не была написана.

       Первое, на что в Библии обращается внимание – мiр сотворен Богом из ничего. Геология начинается из хаоса, находящегося в состоянии брожения и движения. Откуда этот хаос – геология не знает. Св. Писание идет дальше хаоса геологии и говорит, что Бог сотворил и самое первое вещество, из которого образовался благоустроенный и богатый формами мiр. Затем Св. Писание говорит, что жизнь на земле, мiр растений и животных, получили свое начало именно через взаимодействие естественных сил и творческой деятельности Бога, Который говорит: “да произведет земля”, “да соберется вода”. Далее, Св. Писание говорит, что земля в своем постепенном переходе от всеобщего к частному, от несовершенного к совершенному, от несвободного к свободному, все более приближалась к человеку, пока в нем не нашла венец и цель своих форм. Это повествование имеет глубокое религиозное значение, т.к. из него видно, что человек был целью творения Бога, был истинною и последнею, а потому и первою мыслью Бога, т.к. Бог существует вне времени. По учению Св. Писания, земля сначала была покрыта водой, затем явились горы и суша, появились светила на тверди небесной, суша украсилась растительностью, вода наполнилась рыбой, воздух – птицами, затем следовали земные животные, и все закончено венцом творения – человеком! Наше сердце и наш дух приходит в восторг, когда мы повсюду находим воплощение мыслей Божиих. Природа есть мiр символики, богатая, образная летопись, которую мы должны и можем разгадывать и читать. Все видимое скрывает в себе невидимую тайну; но главнейшая из всех таин есть Бог.

       “Обратился я, – продолжает Hawking, к блаж. Августину, к его книге “О граде Божием”, чтобы узнать Первопричину нашей целесообразной вселенной, но Августин смиренно молчал!” Профессор, будучи пантеистом и природо-поклонником, должен был бы обратиться к “Исповеди” того же Отца, где и нашел бы ответ на свой недоуменный вопрос, потому что то сверхъестественное, которое он ищет за пределами мiра, и куда нас приводит сам мiр, есть Бог, личный Бог, личная сила мiра. “Я спрашивал землю, – говорит блаж. Августин в своей “Исповеди” (10,6), – и она сказала мне: это не я; – и все, что в ней, признавало то же самое. – Я спрашивал море, и бездны и все, что там пресмыкается и живет, и они отвечали мне – мы не Бог твой, ищи выше. Я спрашивал бушующие ветры, и весь воздух со всеми своими обитателями и они отвечали мне: – я не Бог. – Я спрашивал небо, солнце, луну и звезды, и они сказали: мы также не Бог, Которого ты ищешь. – И сказал я всему, что окружает меня: вы мне сказали о моем Боге, что вы не есть Он, так скажите же мне о Нем! И они все громким голосом воскликнули – Он сотворил нас”. Все предметы имеют свой особый язык для нас, и мы можем понимать его. Их язык есть свидетельство о Боге Творце. Как раз этого Hawking и не понимает!

       Тогда, говорит Stephen W. Hawking, в своем нашумевшем труде, – все произошло случайно, через “большой взрыв”!

       “Мы находимся лишь на заре научного знания – говорит проф. Roy E. Peacock в своей книге: “A Brief History of Eternity” – чем ближе к рассвету, чем светлее наше утро, тем яснее перед нами выясняются творения Разумного Создателя. Теперь в духе научного смирения, в духе веры, основанной на знании, мы еще больше приближаемся к непоколебимой уверенности в бытии Божием”.

       В широких общественных кругах хорошо известна теория относительности Эйнштейна, но не все знают, что она привела ученого к формулированию “космической религии”. Эта религия признает существование высшего Личного Духа, творящего мiровую гармонию.

       “Математические доводы говорят о том, – замечает ученый Morrison – что для возникновения и развития жизни на земле необходимо невероятное число взаимоотношений и взаимосвязей, что без разумного направления, просто случайно, они возникнуть не могли бы никак. Скорость вращения поверхности Земли определяется примерно в тысячу миль в час. Если бы Земля вращалась со скоростью ста миль в час, то наши дни и ночи стали бы в десять раз длиннее. В течение долгого дня солнце выжигало бы все живое, в течение долгой ночи все живое вымерзало бы. Температура Солнца равняется 12,000b градусам по Фаренгейту. Земля удалена от Солнца ровно настолько, чтобы этот “вечный огонь” надлежащим образом обогревал нас – ни больше, ни меньше! Если бы Солнце давало вдвое больше – мы погибли бы от жары. Эти и безчисленное множество других примеров свидетельствует, что для случайного возникновения жизни на земле нет и одного шанса из множества миллионов”.

       Доказательства бытия Божия существуют издавна. Мы встречаем их в дохристианской философии, у Платона, Аристотеля и Цицерона. Они имеют своею целью не доказывать то, что еще неизвестно, но указать повсюду следы Бога, Которого мы уже знаем и признаем в нашем сердце. Недаром, Псалмопевец, взирая на природу, восклицает: “небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их” ( Пс. 18, 2-4). Эта мысль проходит через все Писание и находит живой отголосок внутри нас. Но нам нет надобности погружаться в море истории и исследовать ее загадки, чтобы найти Бога. В своей собственной жизни каждый может ощутить всесильную, руководящую и попечительную руку Бога, если только мы откроем глаза, если только будем верить тому, что видим и испытываем – и как часто испытываем!

       А совесть, которая есть последняя высшая инстанция, к которой мы апеллируем, высший, решительный нравственный закон во всех вещах, она, следовательно, есть произведение Высшего Духа, Высшего Законодателя, безусловной нравственной воли. Факт совести служит доказательством существования Бога. Совесть выставляет пред нами нравственный закон как волю Бога, и нашу волю связывает с волею Бога. Поэтому уже Цицерон говорил: “убеждением всех истинно мудрых людей всегда было то, что нравственный закон не есть нечто измышленное людьми или введенное народами, а нечто вечное, по которому должен управляться весь мiр. И этот закон так же стар, как Дух Божий”.

       Стоит ли говорить еще об одном пункте: о человеческом разуме, благодаря которому мы оказываемся способны рассуждать о том, что мы такое, и способность эта определяется только тем, что человек – “венец творения”, и эта искра заложена в него Самим Творцом вселенной.

       Чудо существования наследственной информации в теле человека с помощью особого устроения в клетках – генов – явление, о котором мы слышим все больше, но которое не было известно Дарвину, свидетельствует, что обо всем живущем существует промысл. Проф. Моррисон говорит: “величина генов так незначительна, что если бы все гены, благодаря которым живут все люди земного шара, были собраны воедино, их можно было бы поместить в наперсток. И, тем не менее, эти ультрамикроскопические гены, и сопутствующие им хромосомы имеются во всех клетках всего живого, и являются абсолютным ключом к объяснению всех признаков человека, животного и растения”. Наперсток! В нем могут поместиться все индивидуальные признаки всех 6,000,000,000 человеческих существ. Если это так, то как же получается, что ген включает в себя даже ключ к психологии каждого отдельного существа, вмещая все это в таком малом объеме? Тот факт, что несколько миллионов атомов, включенных в ультрамикроскопический ген, могут оказаться абсолютным ключом, направляющим жизнь на земле, является свидетельством, доказывающим, что обо всем живом проявлена забота, что это кто-то заранее предусмотрел – и что предусмотрение это исходит от Творческого Разума Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, Троицы Единосущной и Нераздельной!

       В заключение можно сказать, что религия и наука нисколько не исключают друг друга, а наоборот, согласуются и друг друга дополняют! “Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога, – говорит великий ученый Макс Планк, получивший Нобелевскую премию по физике, – для первой (религии) – Бог стоит в начале, для второй (науки) – в конце всего мышления. Для религии Он представляет фундамент, для науки – венец разработки мiросозерцания”.

       После всего сказанного верить в случайное происхождение вселенной через “Big Bang” равносильно тому, чтобы поверить, будто статья, которую вы прочитали, образовалась в результате взрыва в типографии. 

Протоиерей Анатолий Трепачко,

Благочинный Восточной части Северной Америки РПЦЗ 

---------------------------------------------------------------------------------------- 

 

Свято-Успенская церковь РПЦЗ, город Стаффорд (Виржиния, США):

39 Red Hill Dr Stafford,

VA 22554-1045,

Протоиерей Анатолий Трепачко, e-mail: franatolytrep@aol.com,

Дьякон Иоанн Трепачко, e-mail: nicktrep@aol.com,

Чтец Николай Трепачко, e-mail: trepatschkoj@aol.com

Tel.: (540) 286-1657

 

Свято-Успенский православный интернет-узел:

www.dormitionchurch.homestead.com

 

Проповеди, статьи и публикации Прот. Анатолия Трепачко:

http://www.homestead.com/assumptionarticles/articles.html

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Православный взгляд на эволюцию
ДВЕ КОСМОГОНИИ
Наука о сотворении Мiра
Эволюция или тление?
Православное Мiровоззрение и современное естествознание
Размышления о тайне творения вселенной
Всемiрный потоп в раскопках и преданиях
Наука и жизнь


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru