Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Традиция Православной Церкви в толковании Откровения Св. Ап. Иоанна Богослова

Андрей Мазуркевич

Традиция Православной Церкви

в толковании Откровения Св. Ап. Иоанна Богослова

краткий исторический очерк

Из обширной литературы по толкованию Откровения Ап. Иоанна Богослова следует выделить, прежде всего, «Толкование на Апокалипсис», написанное в V веке по Р. Х. св. Андреем, архиепископом Кесарийским, которое представляет итог всего понимания Откровения в древней Церкви в доникейский период. На толкование св. Андрея ссылаются почти все последующие толкователи. Но оно не является первым. В Предисловии Андрей пишет, что он использовал толкования Папия, Иринея, Мефодия и Ипполита. Толкование Папия не сохранилось [1]. Св. Мефодий, епископ Потарский († 310 г.) в работе «Пир десяти дев» рассматривал лишь вопросы 12-ой главы Откровения, заимствуя свое мнение у Ипполита. Об остальных его взглядах на Откровение нам ничего не известно. Толкование Мелитона, епископа Сардийского, ученика Апостола Иоанна, «О диаволе и об Апокалипсисе Иоанна» также не сохранилось. На него не ссылается даже Андрей Кесарийский. Таким образом, из древних авторов нам остались лишь Ириней Лионский († 202 г.) и Ипполит Римский († 235 г.).

Св. Ипполит Римский считал себя учеником Иринея, но вряд ли знал его лично. «Патриарх константинопольский Фотий († 891 г.), называя Иринея учителем Ипполита, хотел указать лишь на непосредственное влияние трудов Иринея на таковые же труды Ипполита. Св. Ипполит Римский лишь по духу и направлению своей деятельности был действительно учеником Иринея» [2]. Зависимость от Иринея сказалась у Ипполита и в толковании Откровения. В «Сказании о Христе и антихристе» (написано предположительно в 230 году) Ипполит цитирует Иринея местами почти дословно. Мiровоззрение Иринея Ипполит не считал безспорным, но редко отступает от его взглядов при толковании Откровения. Сохранилось и толкование Ипполита на Книгу пророка Даниила. Оно написано позже.

Св. Ириней, епископ Лионский, принял мученический венец в гонение Септимия Севера в 202 году. Он получил христианское образование под непосредственным руководством св. Поликарпа, епископа Смирнского, любимого ученика Апостола Иоанна Богослова. Св. Поликарп дожил до глубокой старости, и был замучен в гонение Марка Аврелия в 166 году. Церковный историк Евсевий приводит слова Иринея, что он часто слышал от Поликарпа слова Апостола Иоанна про жизнь Иисуса Христа. Но относительно Откровения Предания не сохранилось [3]. Ириней говорит лишь о том, что «сами видевшие Иоанна о том свидетельствуют, что число зверя заключает 666», против ошибочного числа 616, возникшего при переписке [4]. «Что касается до имени антихриста, - писал Ипполит Римский, - то мы не можем с точностью сказать, как именно думал и знал о нем блаженный Иоанн: о сем мы можем только предполагать. Когда антихрист явится, тогда время покажет нам искомое теперь» [5]. Складывается впечатление, что Иоанн Богослов сознательно не оставил свой комментарий к Апокалипсису.

Вызывает недоумение, что в толковании Апокалипсиса Андрей Кесарийский ни разу не упоминает такого известного автора как св. Ефрем Сирин († 373 г.), - ведь он не мог быть ему не известен. Но это, видимо, потому, что в толковании Откровения Ефрем Сирин не высказал ничего нового, чего не встретишь у Ипполита. Так в «Слове на пришествие Господне, на скончание мiра и на пришествие антихриста» Ефрем Сирин, местами почти дословно, цитирует главы XLVIII - LX из четвертой книги Ипполита Римского «Толкования на книгу пророка Даниила» без ссылки на первоисточник. Впрочем, при толковании самой Книги пророка Даниила Ефрем Сирин существенно отступает от мнения Ипполита [6].

Св. Григорий Богослов († 389 г.), св. Василий Великий († 379 г.) и св. Григорий Нисский († 394 г.) хотя и цитируют Апокалипсис, но только по частным вопросам. Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст († 407 г.) и епископ Кирский Феодорит († 457 г.), внесшие свой вклад в христианскую эсхатологию, ни разу не ссылались на Откровение Иоанна. А cв. Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386 г.), в «Учении об антихристе» выражает даже намек на апокрифическое происхождение Апокалипсиса: «Антихрист будет царствовать только три с половиною года. Заимствуем сие не из книг апокрифических, но у Даниила».

Г.П.Федотов писал в 1926 году: «Не все отцы церкви принимают Апокалипсис как каноническую книгу (напр., св. Кирилл Иерусалимский), и большинство подходит к антихристу не от новозаветных текстов, а от пророчества Даниила (гл. 7)». Ссылаясь на западного исследователя Буссе, Федотов высказывает предположение о первоисточнике происхождения в древней Церкви идеи об антихристе: она, по его мнению,  «развивается в христианской церкви в значительной степени независимо от Священного Писания, на основе, вероятно, иудейско-мессианской традиции, не закрепленной ни в одном из дошедших до нас памятников» [7].

Влияние эсхатологических представлений ветхозаветного иудаизма на таковые же в христианстве сказалось, прежде всего, на толковании Книги пророка Даниила. Так св. Ипполит Римский пишет: «Все любящие истину исследовали слова Даниила тщательно; и, прочитавши их бегло, не могли бы сказать, что они лишены внутреннего смысла» [8]. Но по свидетельству архиепископа черниговского Филарета, толкование Ипполита Римского на Книгу пророка Даниила является «первым опытом толкования в христианской церкви» [9]. Отсюда можно сделать вывод, что Ипполит здесь имеет ввиду иудейские толкования. Мнения Иринея и Ипполита о происхождении антихриста из колена Данова, о пришествии Илии пророка в конце мiровой истории, о длине мiровой истории в 6000 лет, о наступлении "мессианского царства" длиною в 1000 лет также иудейского происхождения. /.../

Последним в ряду авторов древней Церкви, писавших об Откровении, стоит св. Иоанн Дамаскин († ок. 750 г.). Его учение об антихристе очень кратко: «Антихрист придет при кончине мiра к "богопротивным Иудеям". Он будет называть себя Богом, будет царствовать и преследовать Церковь. Иудеи примут его за Христа. И будут посланы Энох и Илия Фесвитянин для обличения антихриста. Они обратят еврейскую Синагогу к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди Апостолов, и будут умерщвлены антихристом. И придет Господь с неба и "убиет человека беззакония, сына погибели, духом уст своих"» [10]. Об остальных взглядах Иоанна Дамаскина на Апокалипсис нам ничего не известно.

Разрыв христианской эсхатологии примерно в 1000 лет завершился в XVI веке, когда в Германии Мартин Лютер объявил папу Римского антихристом, а «царство зверя» отнес к Католической церкви. А позже в XVII веке возрождение эсхатологической терминологии происходит уже и в России. Так, Московский патриарх Никон, возражая против нападок Газского митрополита Паисия Лигарида, писал в 1663 году, что царь Алексей Михайлович, притеснив Православную Церковь, совершает дело антихриста. Раскольник Григорий Талицкий в подметных письмах в 1701 году обличал царя Петра I как антихриста, призывал не платить податей и не выполнять царские указы, называл Москву «вавилонской блудницей», а ее жителей слугами антихриста. В опровержение этого мнения митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский написал в 1703 году свою знаменитую книгу «Знамения пришествия антихристова и кончины века». Так началась в России борьба Православной Церкви с раскольниками за понимание Откровения.

В числе толкователей Откровения, писавших против старообрядцев в XIX веке, известны такие авторы как И. Успенский, Н. Рождественский, В. Михайловский, А. Жданов, Еп. Виссарион, Митр. Моск. Филарет, Ф. Яковлев, Ф. Смирнов, Еп. Христофор, Архим. Павел, П. Орлов, Н. Виноградов, И. Никольский, Еп. Петр, П. Светлов. Их работы были опубликованы в журналах «Воскресные чтения», «Духовная Беседа», «Духовный Вестник», «Христианские Чтения», «Православный обзор», «Чтения в обществе», «Православное Общество», «Душеполезные чтения», «Апостолы», а позже попали в «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса» впервые вышедший в свет под редакцией инспектора Симбирской Духовной Семинарии прот. Михаила Барсова в 1894 году.

В 1892 году в Москве вышли в свет «Знамения пришествия антихриста» под редакцией Иеромонаха Антония, где он приводит почти дословно толкование Стефана Яворского без ссылки на первоисточник. В 1902 году в Одессе выходит в свет сборник цитат святоотеческих толкований под общим названием «О кончине века». Из предисловия к сборнику ясно, что он направлен против старообрядцев.

Настоящим событием в церковной жизни России стал труд церковного ученого и богослова профессора А.Д.Беляева «О безбожии и антихристе». Книга в виде двухтомного произведения впервые опубликована в 1898 году. Современники справедливо назвали ее «энциклопедией по вопросу о признаках и времени пришествия антихриста. В ней собрано и разъяснено все, что когда-либо писалось или думалось об антихристе, начиная со времен апостольских и кончая мнениями и толкованиями позднейших православных, римско-католических и протестантских богословов. Все это приведено под точно определенные рубрики, освещено критическими замечаниями самого автора, объединено в его собственном взгляде на этот предмет и обобщено в заключительных выводах». За исследование «О безбожии и антихристе» Ученый Совет Московской Духовной академии и Святейший Синод Русской Православной Церкви удостоил А. Д. Беляева степени доктора богословия.

В 1904 г. вышло в свет толкование под редакцией св. Иоанна Кронштадского под названием «Начало и конец нашего земного мiра. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса» [11]. В него вошло почти целиком толкование Архимандрита Пантелеимона, которое было впервые опубликовано в Одессе под тем же названием издателем Е.И. Фесенко в 1903 году, где и приводится большими кусками текста без ссылки на первоисточник.

Александр Стрижев писал в 2004 году: «В около церковной литературе также не обходится без передергиваний и мифов. Так, недавно без указания места переиздана в двух частях книга "Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса". Это достаточно объемное сочинение до революции издавалось в столице анонимно четыре раза, ныне же оно безо всяких оснований приписано святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Приписано сочинение, которое он никогда не писал! Более того, батюшка Иоанн в одной из дневниковых записей признается: когда он прочел случайно попавшуюся книгу "Начало и конец нашего земного мира", то она ему понравилась. И даже посетовал, что не сам написал такую. Вот и все. Кто же создал этот труд? Его создателем был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон, достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевел 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Свой опыт раскрытия Апокалипсиса он издал и открыто, с указанием полного своего монашеского имени, как единственный автор. Книга выпущена в Одессе издателем Е.И. Фесенко в 1903 году». [12]

В 1905 году в Оптиной Пустыне один анонимный автор, назвавший себя "Составитель I. П...", выпустил в свет небольшую книгу, которая называлась «О последних событиях, имеющих совершиться в конце мiра». К недостаткам всех этих толкований, кроме их анонимности, следует отнести и стремление обобщить толкования отцов древней Церкви без внимания к их различиям.

Иеромонах Антоний писал в Предисловии к своему толкованию в 1892 году: «Это важно для простого народа, который как древесный лист, легковерно воспринимает всякие ложные объяснения и колеблется в понимании об антихристе. Благочестивый читатель! Без боязни принимай духовную пищу, предлагаемую сей книгой; оставь все сомнения, ибо сам убедишься в том, что мы обо всем говорим на основании слова Божия и толкований Святых Отцов и Учителей Церкви: Иоанна Златоуста, Андрея Кесарийскаго, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Кирилла Иерусалимского, блаж. Феодорита, Августина и других. Что же касается высших и непостижимых тайн Божиих, то мы не осмелились их разрешать, предоставляя это право единой Божественной Церкви».

Так становится очевидно, что накал идейной борьбы против старообрядцев помешал уяснению истины.

(Недостатком всех дореволюционных изданий и толкований о конце міра и пришествии антихриста является их обще-теоретический характер, - хотя и со ссылкой на святых отцов, но без возможности приложить их к реальной жизни. Это, отчасти, и понятно: Россия была православной империей, удерживающей мiровое зло, с сильной и влиятельной Православной Церковью, и многие явления, предсказанные Ап. Иоанном, еще не свершились и, естественно, не могли быть правильно поняты и истолкованы. Совершенно справедливо замечание одного толкователя Откровения, что эта книга постепенно будет становиться понятнее, т.к. только наступление самих событий, в ней изложенных, явится лучшим ее комментарием. По нашему мнению, впервые к очень глубокому пониманию и толкованию Откровения Ап. Иоанна подошел накануне революции, и особенно после установления в России богоборческой власти Лев Тихомиров, и уже в эмиграции протоиерей Борис Мочанов. А также один из отцев Катакомбной Церкви в России Священномученик Дамаскин Черниговский -  прим. ред. ЦВ)

В 1899 году В.С.Соловьев написал «Краткую повесть об антихристе», где он существенно отступил от эсхатологического наследия Церкви.

Г.П.Федотов писал в 1926 году: «Произошло поразительное искажение перспективы. Уже плохо различают своеобразно- соловьевское в образе антихриста от традиционно-церковного. Антихрист “Трех разговоров” для многих стал образом каноническим. Кажется, что он просто транспонирован из Апокалипсиса в современный исторический план. И в свете этой иллюзии приобретает ложно-традиционный и канонический характер идея антихристова добра... Автор перерастает границы литературной формы, и в своей Легенде говорит с вдохновением почти пророческим. Именно как пророчество она и была принята; как пророчество она живет в среде русской христианской интеллигенции, просачиваясь в широкие церковные круги... Для многих крушение русского царства оказалось равнозначным не только гибели России, но и гибели мiра. Апокалиптические настроения легко овладевают умами, и в этих настроениях предсмертное произведение В.Соловьева приобретает неподобающее ему пророческое значение» [13].

В 1904 году было издано толкование прот. Николая Орлова под названием «Апокалипсис. Опыт православного толкования», которое позже легло в основу комментариев к Апокалипсису в «Толковой Библии» А.П. Лопухина, впервые опубликованной в 1911 году.

В 1907 году было также опубликовано произведение Льва Тихомирова «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мiра», где он касается в основном толкования 2-й и 3-й глав Откровения. Именно Тихомиров положил начало взгляду о том, что Послания семи церквам означают семь периодов или эпох в истории Церкви от ее основания до кончины мiра.

Из послереволюционных известны толкования богослова Русской Зарубежной Церкви прот. Бориса Молчанова (написано предположительно в 1920 году, книга «Тайна беззакония и антихрист», Харбин, 1920 г.), прот. Сергия Булгакова (впервые издано в 1948 году) и Архиепископа РПЦЗ Аверкия (Таушева, † 1967 г.), а также сборник высказываний всевозможных авторов по поводу Откровения и христианской эсхатологии в целом в книге «Россия перед вторым пришествием», которая вышла в свет в 1993 году и дважды была переиздана в 1994 и 1998 годах с добавлением нового текста. /.../

* * *

Список изданных на русском языке книг с толкованием Откровения Св. Ап. Иоанна Богослова:

1. Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992 г.

2. Ириней Лионский, «Пять книг против ересей», Москва, 1871 г.

3. Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», Москва, 1868 г.

4. Ипполит Римский, «Толкование на Книгу пророка Даниила», Казань, 1898 г.

5. Ефрем Сирин, «Творения», Сергиев Посад, 1908 г.

6. Прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), «Начало и конец нашего земного мiра. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса», С.-Пб., 1904 г.

7. Прот. Николай Орлов, «Апокалипсис святого Иоанна Богослова», Москва, 1904 г.

8. Прот. Сергий Булгаков, «Апокалипсис Иоанна», YMCA-PRESS, Париж, 1948 г.

9. Архиепископ Аверкий, «Апокалипсис», Москва, 1991 г.

10. «Толковая Библия», под редакцией А.П. Лопухина, в 11 томах, Петербург, 1904-1911 гг.

11. Л.А. Тихомиров, «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мiра», Сергиев Посад, 1907, том третий, стр. 75-83.

(12. Прот. Борис Молчанов. «Эпоха апостасии», Чернигов, изд-во «Вера и Жизнь», 1992; «Антихрист», Чернигов, изд-во «Вера и Жизнь», 1993, 1999. - доп. ред. ЦВ.)

Все упомянутые в статье А. Мазуркевич дореволюционные и эмигрантские издания были переизданы в 1990-нач. 2000 гг. Некоторые из этих работ можно найти в электронном варианте по адресу: http://apocalypse.orthodoxy.ru/tradition.htm - Прим. ред. ЦВ.

©   Андрей Мазуркевич, 1998-2009
http://apocalypse.orthodoxy.ru/

Добавление от редакции «ЦВ»:

Сюда также следует добавить брошюру преподавателя Св.-Троицкой семинарии в Джорданвилле (РПЦЗ) свящ. А. Колесникова, впервые вышедшую в сер. 1950 гг. и переизданную Свято-Троицкой типографией в 1998:

ТАЙНОВИДЕЦ БУДУЩЕГО. ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА И ПУТЬ К ЕГО ПОНИМАНИЮ. Священник Александр Колесников (Проф. А. Марлинский), Типогр. Преп. Иова Почаевского, Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y., 1998.

Стр. 9: «За истекшие почти 19 столетий со времени написания Откровения, конечно, не было недостатка в толкованиях его содержания и отдельных образов. Апологеты христианства ІІ и ІІІ столетий, отцы Церкви IV-V столетий, учители Церкви последующих веков, ученые, богословы, просто верующие публицисты XVII-XIX столетий брали на себя труд понять и объяснить содержание и отдельные образы Откровения. Уже к концу XIX столетия таких толкований имелось около 90.

Язык изложения Откровения нас часто и неизбежно смущает: его образность и сложность вызывают в нас нередко даже досаду, и создают в нас впечатление, что понять эту книгу – дело совершенно безнадежное. Но мы должны иметь в виду, что значительная часть содержания Откровения посвящена изображению явлений предпоследних и последних времен міра. Поэтому, чем дальше, тем образы и символы Откровения будут пониматься людьми легче, чем в предшествующие столетия, т.к. люди последних времен в таинственных образах и символах Откровения будут узнавать знакомые им явления, если, конечно, они найдут в себе хотя бы небольшой интерес к этой книге.

Совершенно справедливо замечание одного толкователя Откровения, что эта книга только постепенно будет понятнее, т.к. только наступление самих событий, в ней изложенных, явится лучшим ее комментарием».    

 

 Литература и комментарии к статье "Традиция Православной Церкви":

[1] Св. Папий, епископ Иерапольский († 166 г.) известен как автор пяти книг под общим названием «Изложение изречений Господних», из которых мы имеем только отрывки, не относящиеся к Апокалипсису. См. Евсевий Памфил, «Церковная История», III, 39.

[2] Св. Ипполит Римский, «Толкования на книгу пророка Даниила», «Творения», Казань, Духовная академия, 1898-99 гг., том второй, Предисловие, стр. IV, V.

[3] По свидетельству Тертуллиана: «Даже отцы Церкви с трудом отличают, что относится к Божественному преданию и что к Апостольскому преданию». Но это тем более справедливо, когда идет речь о предании Мужей Апостольских, то есть тех отцов Церкви, которые получили наставление в вере от учеников Иисуса Христа. Ведь истории об их жизни специально не составлялись. Их собирает в IV веке в «Церковной истории» Евсевий Памфил.

[4] Св. Ириней Лионский, «Против ересей», книга V, глава XXX, § 1.

[5] Св. Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», глава 50.

[6] См. VI том «Творений».

[7] Г. П. Федотов, «Об антихристовом добре», 1926 г.

[8] Св. Ипполит Римский, «Толкования на книгу пророка Даниила», книга вторая, видение третье, Объяснение сна Навуходоносора, гл. XI.

[9] Филарет, архиепископ Черниговский, «Историческое учение об отцах Церкви», СПб. 1882 г., том 1, стр. 100.

[10] Св. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», СПб., 1894 г., книга четвертая, глава XXVI.

[11] Авторство «Толкования Иоанна Кронштадтского» достоверно не установлено. Оно попало к нам в самиздате в 1992 г., где было сказано, что толкование вышло в свет в С.-Петербурге в 1904 г. под редакцией прот. Иоанна Кронштадского (Сергиева). Упоминание об этой книге встречается также в книге «Россия перед вторым пришествием», стр. 315. См. также газету «Земщина» N 1, 1991 г.

[12] http://www.voskres.ru/taina/strizhev.htm

[13] Г.П. Федотов, «Об антихристовом добре».


Дополнительно по данному разделу:
ИМПЕРИЯ И АНТИ-ИМПЕРИЯ
Православие в современном мiре. Значение анафемы
АПОКАЛИПСИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СУДЬБАХ И КОНЦЕ МIРА
Заметки по поводу эсхотологических размышлений Л.А. Тихомирова
Чудо Русской Истории
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОКАЯНИЕ В ГРЕХЕ СЕРГИАНСТВА
Уроки Никейского Царства
Православие и его враги
ДОГМАТ О ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МIРЕ (доклад Третьему Всезарубежному Собору)
Апостасия и наше послушание


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru