Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Как происходило прославление Святых Новомучеников Российских

Протопресвитер Александр Киселев, РПЦЗ

 

КАК ПРОИСХОДИЛО ПРОСЛАВЛЕНИЕ

СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ РОССИЙСКИХ

 

Настал тот день, когда уже прославленные Богом на Небе Новомученики Российские были на земле громогласно, перед ли­цом всего человечества, причислены к лику святых, которых, по слову апостола Павла «недостоин был весь мiр». Об этом 31 октября — 1 ноября 1981 года, возвестила мiру Русская Право­славная Церковь Заграницей. Пускай не все еще могут воспринять это величайшее событие, свидетельствующее за шесть лет до 1000-летия нашего Крещения о победоносности Церкви, украшен­ной неисчислимым множеством мучеников.

Это событие так велико, так небывало, что с большим трудом вмещается в наше сознание. Если избранные из избранных — апо­столы Христовы — не могли сразу постичь и вместить весть о Воскресении Сына Божия, то можно ли удивиться тому, что мы, хилые современные христиане, не можем вместить, осознать зна­чения шествия Новомучеников Российских ко святому дню всерос­сийского восстания от сна греховного, нашего всенародного пол­ного обновления. На этом пути предстоящее 1000-летие есть срок, когда надо дать ответ за пройденное и соделанное нами.

Крещеный тысячу лет тому назад святым равноапостольным великим князем Владимiром православный народ наш и теперь, в лице сонма Новомучеников, предводимых святым Царем-Мучени­ком Николаем, остается таковым же. Он включает в себя десятки и десятки миллионов россиян, которые, и не достигнув святости, через осуществление правды в своей жизни, сохранили верность Христу-Богу, облеклись во Христа. Что значит — облеклись? При крещении поется: «...во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...». Облекитесь, т.е. оденьтесь в то, что выражает нашу внут­реннюю сущность, веру нашу. Неотъемлемым, неотделимым от нашей сущности должно стать для нас одеяние в правду жизни во Христе, или точнее — Сам Христос должен стать одеянием на­шим. Во Христа облекся народ через кровь своих мучеников и через собственную верность правде Христовой, проявленную хотя бы в крупицах, в деталях, в отдельных случаях жизни — страж­дущим большинством народа нашего за это страшное шестидеся­тилетнее испытание. Это экзамен наш перед 1000-летием.

31 октября — 1 ноября двинулось шествие рати Христовой — святых мучеников, а с ними и всех верных, — двинулось к тем, кто еще спит духовно, не видит, не понимает, продолжает безчинствовать, — чтобы «возбудить» их от сна и от безумия, чтобы всем встать со святыми ко дню тысячелетия первой встречи со Христом народа нашего — ко дню 1000-летия Крещения Святой Руси. Боль­ше не страшно за народ наш в целом, ибо на вопрос Спасителя, что он сделал с данными ему талантами, народ наш ответит Всеми Святыми в Земле Российской Просиявшими и сонмом Новомучеников и Исповедников, равного которому не имеет ни один другой народ. Остается только страх личного нерадения, личной теплохладности, которая может и не загореться от святого пламени праведников. Да не будет!

Сколь победоносно невиданное доселе шествие святых муче­ников и праведников российских, а с ними и всех, хоть подчас и слабых, но жаждущих и стремящихся являть в жизни правду запо­ведей Христовых!

Никто не медли! Спеши, каждый православный человек, примкнуть к их рядам, ибо наступил для тебя срок решения: с Богом ты или против Него. Две силы, два направления, как два урагана, активизируются сейчас: центростремительный — ко Хри­сту, где, по пророчеству преподобного Серафима Саровского, «среди лета воспоют Пасху», — и центробежный — во тьму анти­христа, прочь от Христа: «... и да бежат от Него вси ненавидящии Его».

Как же происходило торжество Прославления?

Кто никогда не бывал в Синодальном Соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке, где находится кафедра Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, — тот должен пред­ставить себе огромный зал некогда очень богатого американского дома, который вот уже более двадцати лет как стал храмом. Пре­красный трехъярусный иконостас, иконы, киоты, намоленность человеческими молитвами и пребывание там великой древней свя­тыни Русской Церкви — чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери (от которой преподобный Серафим Саровский получил свое первое исцеление) — все это давно изжило там сле­ды зала в светском доме и дало нам кафедральный собор, вме­щающий около тысячи человек.

С улицы через узорчатые железные ворота вы видите вмести­тельный, устланный каменными плитами двор, с которого две широкие изящно изогнутые лестницы поднимают вас на уровень второго этажа, где три огромных стеклянных двери вводят в собор.

В субботу 31 октября к пяти часам вечера все это было пере­полнено молящимися, пришедшими на последнюю панихиду по Новомученикам Российским.

Для служения панихиды из алтаря выходят все присутствую­щие на соборе 16 епископов (отсутствуют два болящих), во главе с Митрополитом Филаретом, Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, совместно с множеством духовенства. На ектениях читаются кажущиеся безконечными имена новомучени­ков: духовенства, во главе со Святейшим Патриархом Тихоном, членов Царского Дома Романовых, во главе с Государем Импера­тором Николаем II-м, и имена монашествующих и мiрян, знаме­нитых и неизвестных, разного чина и звания, возраста и пола, включая и детей, за Христа принявших мученическую кончину. Эти сотни имен представляют лишь малую часть миллионов стра­дальцев, за каждым из которых стоит целая история, драма чело­веческой жизни с годами страданий и мучений, не говоря уже о потерях, разлуках, слезах, оставленности...

Поименно поминаются только сотни тех, которых сегодня прославляют. Те же многие тысячи, которые включены в имею­щиеся у нас списки новомучеников, но о которых еще нет точных данных или свидетельств, — те поименно не поминаются. Это не значит, что сомневаются в подлинности их мученичества. Отнюдь не значит. Пока нет подтверждения, — они как бы находятся в продолжающемся еще процессе прославления — о них молимся: «имена их Сам веси, Господи», — в завершение которого они со временем войдут.

Но вот возглашается «вечная память», пение которой стреми­тельно, как огонь, охватывает весь храм, и вся тысячная толпа молящихся вторит хорам и духовенству — так, что кажется, что поют сами стены храма... Последняя панихида закончена.

Начинается всенощная. В алтаре, кажется, еще более тесно, чем в самом храме. На отдельные моменты богослужения из алта­ря выходит не все служащее духовенство, а лишь часть, так как стать в нужном порядке, выйти из алтаря, вернуться в него, — все это при тесноте очень затруднительно. Все духовенство вышло только на самое прославление (полиелей), которое состояло из открытия ковчежцев с мощами святых мучениц — великой княги­ни Елизаветы Феодоровны и послушницы Варвары, и снятия пе­лены с новой иконы святых Новомучеников и Исповедников Рос­сийских — благодатных молитвенников за род наш. Я стоял по старшинству четвертым священником с правой стороны, т.е. у самих мощей и иконы, но и я из-за спин Митрополита, протодиа­кона и прочих — не мог увидеть, как вынимались святые мощи мучениц. Что же тогда могли увидеть стоящие в отдалении? Ровно ничего. Как же они тогда выстаивали 6-7 часов подряд (мvропо­мазание с прикладыванием верующих к мощам и иконе кончилось после 12 часов ночи), сдавленные в толпе?

Конечно, люди не просто стояли, а молились. Конечно, они хотели дождаться возможности приложиться к святыне, но нужно учесть и еще одно обстоятельство.

Жизнь Церкви иррациональна. У Церкви, как мистического Тела Христова — особая харизма, особый благодатный дар, сила которого превышает все человеческие разумения. Эта сила бывает ощутима на церковных соборах, при особо ответственных церков­ных деяниях, крестных ходах, паломничествах... Она же была ощутима и у нас, при великом деле — прославлении Новомучеников Российских.

Жизнь Церкви — не только проповедь истинного слова, но и претворение его в истинную жизнь. Там, где это происходит, где молитва соединяется с делом, — образуется жизнь общего народ­ного церковного сознания — сознания иррационального. На про­славлении в самом соборе и прилегающих помещениях стояло не 2,000 отдельных людей, и не толпа, не имеющая внутреннего един­ства, а в церкви стояла ЦЕРКОВЬ: святые небожители, иерархи, православные люди, дышащие — сами не понимая, почему и отче­го — каким-то иным воздухом. Потому и отстоять могли семь часов, потому и говорили друг другу: «Христос Воскресе» или «Радуйтесь»!

Потому пред ответственными церковными собраниями поло­жено петь: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра...».

Итак, было открытие Святых Мощей. Мощи, частица их (кисть руки святой мученицы великой княгини Елизаветы и кости от кисти до локтя святой мученицы послушницы Варвары) были привезены из Иерусалима, из нашего женского Гефсиманского монастыря, где они пребывали с января 1921 года. О том, как была убита великая княгиня Елизавета Феодоровна, — родная сестра Государыни, — вместе с пятью другими князьями царской крови, послушницей Варварой и Ф.М. Ремезом; о том, каким образом ее гроб достиг Иерусалима, — вы можете прочесть хотя бы в книге «Память их в род и род» (издание Св.- Серафимовского Фонда).

Сейчас нет возможности остановиться на подробностях совер­шенного в Иерусалиме вскрытия гробов святых мучениц великой княгини Елизаветы и послушницы Варвары, о чем необходимо написать целую книгу: скажу только о самих мощах. Когда при­ступили к вскрытию, то оказалось, что был не один, а пять гро­бов, один вставленный в другой, у каждой из двух мучениц, что было, очевидно, вызвано надобностями длительного пути...

Поистине неисповедимы пути Божиии. Попуская стране нашей великое разорение, Господь сохранил за ее пределами горсточку Зарубежной Руси. Невозможное к совершению под богоборческой коммунистической властью прославление Новомучеников Россий­ских совершается зарубежной частью Русской Церкви. Мало того. Господь привел единственным известным нам святым мощам из миллионов новомучеников — оказаться за рубежом, проделав во время гражданской войны путь через Сибирь, Китай, Средний Восток, и оказаться в Иерусалиме, в нашем зарубежном Гефсиманском монастыре. Да не дерзнет после этого никто сказать, что прославление новомучеников — это узурпация зарубежной частью Русской Православной Церкви прав всей Церкви Русской. Священ­ный акт прославления совершен самой Десницей Господней!

«Жертвы Богу живопогребенные, в кладезеподобный ров низ­ринутые: прежде всех Елизавета страстотерпица, к горним устрем­ленная княгиня милосердная, бисер Православия в новом отече­стве обретшая, евангельски убийцу мужа простившая, молитвою и благотворением Богу угодившая, безбожными же непощаденная. Помолитися за нас, святии князие, помолитеся за всех, преподобнии страстотерпицы, Елизавето с Варварою верною. Услышите нас, в веси Гефсиманстей погребенные, услышите нас и тии, их же погребение неведомо...» (Из новой службы Новомученикам Рос­сийским).

Следующий день, воскресенье 1-го ноября, начался спозаран­ку. В 9 часов уже была встреча Первоиерарха Митрополита Фила­рета. Опять служат все шестнадцать присутствующих на Соборе епископов, представляющих собою действительно всезарубежный масштаб Церкви. Вот имена и области правящих епископов:

 

Митрополит Филарет, Восточно-Американский и Нью-Йорк­ский

Архиепископ Серафим, Чикагский и Северо-Американский

Архиепископ Афанасий, Буэнос-Айресский и Аргентино-Парагвайский

Архиепископ Филофей, Берлинский и Германский

Архиепископ Виталий, Монреальский и Канадский

Архиепископ Антоний, Лос-Анжелосский и Южно-Калифор­нийский

Архиепископ Антоний, Женевский и Западно-Европейский

Архиепископ Антоний, Западно-Американский и Сан-Францисский

Архиепископ Серафим, Каракасский и Венесуэльский

Архиепископ Нафанаил, Венский и Австрийский

Архиепископ Лавр, Сиракузский и Троицкий

Архиепископ Павел, Сиднейский и Австралийско-Новозеландский

Епископ Никандр, Бразильский и Сан-Паульский

Епископ Константин, Ричмондский и Британский

Епископ Марк, Штутгартский и Южно-Германский

Епископ Нектарий Сеаттлийский

Епископ Алипий Кливлендский

Епископ Григорий, Вашингтонский и Флоридский.

Около семидесяти священников и диаконов дополняли этот собор служащего духовенства, значительная часть которого, как и многие из богомольцев, приехали из дальних мест и стран.

Обыкновенно в наших эмигрантских условиях мы слышим жалобы на наше численное сокращение, на слабое пополнение наших рядов из молодого поколения. На этот раз, к удивлению многих, в глаза бросалось необыденное количество молодежи, начиная от совсем молодых батюшек и диаконов, множества ипо­диаконов и прислужников, семинаристов, и вообще молодых лиц, густо вкрапленных в толпу, кончая молодыми супружескими пара­ми с потомством на руках. Было очень много старостильного гре­ческого духовенства и американцев, перешедших из католичества и протестантизма в Православную Церковь.

В конце литургии очень многие приступили к Святой Чаше. Причащали не только с амвона, но и с архиерейского амвона в середине храма. Литургия закончилась прекрасным словом влады­ки Митрополита о нынешней славе Русской Церкви, и крестным ходом.

Часа два спустя все пожелавшие собрались в специально наня­том помещении, где был сервирован обед свыше чем на 900 чело­век. Была торжественная встреча новой иконы Праздника всех Новомучеников и Исповедников Российских, которую установили на специальном возвышении и у подножия которой, за специаль­ным столом, заняли место архиереи. По благословении трапезы начался обед, во время которого, при полной тишине, читался Акт о прославлении Новомучеников, Послание Архиерейского Собора к православным русским людям на родине и в рассеянии сущим, описание кончины — расстрела первого из Новомучеников Россий­ских святого Митрополита Владимiра, до последней минуты бла­гословлявшего архиерейским благословением своих убийц, и об убиении Царской Семьи. В заключение, были произнесены два прекрасных слова: Архиепископ Виталий Канадский назвал пере­житое нами за эти два дня прославления — «Небом, опустившимся на землю», и состоянием души, когда человеку хочется в условиях своей жизни подражать стойкости мучеников. Архиепископ Анто­ний Женевский сказал, что множество православных людей в России нуждаются в молитвах о них святых Новомучеников. «А мы с вами, — задает Архиепископ вопрос, — среди своего усыпляющего благополучия — ощущаем ли нужду в молитвах о нас святых Новомучеников? Ту “Пасху среди лета” (т.е. среди года), о которой говорил препо­добный Серафим Саровский, мы ощущали вчера, и хотелось запеть “Христос Воскресе”», — сказал владыка-Архиепископ. Так завершилось прославление Новомучеников и Исповедников Рос­сийских.

Заканчивая это краткое описание необозримого в своем духов­ном значении события, которое с каждым годом все больше будет восприниматься нашим сознанием и расти в своем значении, — завершим его еще одной выдержкой из службы Новомученикам:

«Страданьми вашими Церковь русская славится, мученицы новии, сродницы наши чина и сословия всякого, за Христа от без­божных убиении, во спасение нас поющих: Избавителю Боже, благословен еси».

Протопресвитер Александр Киселев

Глава из книги «Пути России»,

Джоржанвиль, Нью-Йорк, 1990 год

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Церковное сопротивление в СССР
Ватикан и Россия
Ватикан и большевицкая революция
Русская Церковь в Белой борьбе
КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ
Первое (Аскольдово) крещение Руси
Движение "непоминающих" и Московская патриархия
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Русская Церковь перед лицом господствующего зла
ТРАГЕДИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. 1917-1945


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru