Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Послание Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви Митрополита Филарета о страждущей Истинно-Православной Катакомбной Церкви-Сестре на Родине



 

Послание Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви Митрополита Филарета

о страждущей Истинно-Православной Катакомбной Церкви-Сестре на Родине

 

В недавние дни советское правительство в Москве и по разным концам света праздновало новую годовщину приведшей его к власти Октябрьской революции 1917 года.

Мы же в эти дни вспоминаем начало крестного пути Pyccкой Православной Церкви, на которую с тех пор как бы обрушились все силы ада.

Встречая отпор со стороны сильных духом Архипастырей, пастырей и мiрян, коммунистическая власть для борьбы с религией с первых же дней стала пытаться ослабить Церковь не только избиением сильнейших духом ея вождей, но и путем искусственного создания расколов.

Так возникли т. наз. «Живая Церковь» и обновленческое движете, носившие характер навязываемой Церкви протестантско-коммунистической реформации. Несмотря на поддержку Правительства, этот раскол был сокрушен внутренними силами Церкви. Слишком явно для верующих «Обновленческая Церковь» была неканонична и изменяла Православию. Народ поэтому за ней не пошел.

Вторая попытка, поеле смерти Патриарха Тихона и ареста Местоблюстителя патриаршего престола— Митрополита Петра, имела больше успеха. Советской власти удалось в 1927 году отчасти расколоть внутреннее единство Церкви. Тюремным заключением, пытками и специальной обработкой она сломила волю заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Серия и добилась от него обнародования декларации о полной лояльности Церкви к советской власти, вплоть до того, что радости и успехи Советского Союза были объявлены митрополитом радостями и успехами Церкви, а неудачи - неудачами Ея. Что может быть более кощунственным, чем такая мысль, справедливо в то время оцененная многими, как попытка совместить свет со тьмою и Христа съ велиаромъ. Подписать подобную декларацию отказались в свое время и патриарх Тихон и митрополит Петр, и другие Местоблюстители Патриаршаго Престола, за что последние и подвергались арестам, заключениям и ссылкам.

Протестуя против этой декларации, обнародованной митрополитом Сергием единолично, без согласия подавляющего большинства епископата Русской Церкви, в нарушение т. об. 34 апостольского правила, многие епископы, находившиеся тогда в лагерях смерти на Соловках, писали митрополиту: «Всякое правительство может иногда принимать решения безрассудные, несправедливые, жестокие, которым Церковь вынуждена подчиняться, но не может им радоваться и одобрять. В задачу советского правительства входит искоренение религии, но успехи его в этом направлении Церковь не может признать своими успехами» (Открытое письмо с Соловков от 27 сентября 1927 г.). Мужественное большинство чад Русской Церкви не согласилось с декларацией митрополита Серия, считая, что союза Церкви с безбожным советским государством, поставившим себе целью уничтожение христианства вообще, принципиально быть не может.

Но раскол все-таки произошел. Меньшинство, принявшее декларацию, образовало центральное управление, так называемую «Московскую Патриархию», официально якобы признанную властями, а фактически не получившую никаких юридических прав от тех, которые продолжали, теперь безпрепятственно, жесточайшее гонение против Церкви. По словам Петроградского митрополита Иосифа, митрополит Серий, обнародовав декларацию, стал на путь «чудовищного произвола, человеко-угодничества и предательства Церкви интересам безбожия и разрушения этой Церкви».

Большинство, отвергшее декларацию, начало иллегальное церковное существование. Почти все епископы были замучены и убиты в лагерях смерти, в их числе Местоблюститель Митрополит Петр, всеми почитаемый Митрополит Казанский Кирилл, Митрополит Петроградский Иосиф, который был расстрелян в конце 1937 года (он сидел в одной камере с Митр. Кириллом, расстреляны они были в один день и час за отказ признать богоборческую власть и советскую церковь, и, главное, за организацию и возглавление тайной Истинно-Православной Катакомбной Церкви – прим. Ред.), равно как многие другие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мужественных мiрян. Чудом оставшиеся в живых епископы и священнослужители стали жить иллегально, совершать богослужения тайно, скрываясь от властей и положивши таким образом начало КАТАКОМБНОЙ ЦЕРКВИ в Советском Союзе.

Мало доходило о ней сведений до свободного мiра. О ней долго молчала советская печать, желая представить дело так, что якобы за Московской Патриархией стоят все верующие в СССР. Существование Катакомбной Церкви даже старались вовсе отрицать.

Но вот, после смерти Сталина и развенчания его деятельности, а особенно после падения Хрущева, советская печать все чаще и чаще стала писать о тайной Церкви в СССР, называя ее «сектой» ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН. Молчать о ней больше очевидно было невозможно, слишком она многочисленна и слишком много безпокойства она причиняет властям.

Неожиданно в «Словаре Атеиста» (издательство политической литературы - Москва 1964 год), на страницах 123 и 124, заговорили открыто о КАТАКОМБНОЙ Церкви. «ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ (ИПХ), - читаем в словаре, - ПРАВОСЛАВНАЯ секта, возникшая в 1922-24 годах. Оформилась она в 1927 году, когда митрополит Сергий провозгласил принцип лояльного отношения к советской власти». «Монархические» (мы бы сказали церковные) «элементы, объединившиеся вокруг Ленинградского» (Петроградского) «Митрополита Иосифа (Петровых) - ИОСИФЛЯНЕ», или, как говорит тот же словарь, ТИХОНОВЦЫ, «создали в 1928 году РУКОВОДЯЩИЙ ЦЕНТР - ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ), объединили все группы и элементы, выступающие против Советского строя». Добавим от себя «безбожного». «...ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ направляла в села множество монахов, и монахинь», главным образом конечно священников, добавим опять от себя, которые совершали тайно богослужения и требы и «вели пропаганду против руководства Православной Церкви, т. е. против сдавшейся Советской власти Московской патриархии, «призывая не подчиняться советским законам», направленным, очевидно, против Церкви Христовой и веры.

По свидетельству «Словаря Атеиста», ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ создавали и создают «домашние», т. е. тайные, «КАТАКОМБНЫЕ церкви и монастыри.... полностью сохраняя вероучение и обряды Православия». Они «не признают над собой власти православного патриарха», т. е. заменившего митрополита Серия, патриарха Алексея.

«Стремясь оградить» ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН «от влияния советской действительности», главным образом конечно от безбожной пропаганды, «руководители их... используют миф об АНТИХРИСТЕ, который якобы господствует в мiре с 1917 года». Антихристова сущность Советской власти несомненна для каждого здравомыслящего человека, тем более для христианина.

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ «обычно отказываются от участия в выборах», которые в Советском Союзе - стране лишенной свободы, являются просто комедией, «и других общественных мероприятиях, не принимают пенсий, не пускают своих детей в школы дальше четвертого класса...» Вот неожиданное советское свидетельство об истине, к которому нечего прибавить.

Честь и хвала ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТЛАНАМ - героям духа и исповедникам, не склонившимся перед страшной властью, которая может держаться только страхом и насилием и привыкла к подхалимству своих подданных. Советские правители приходят в ярость от того, что существуют люди, которые боятся Бога больше нежели людей. Они безсильны перед миллионами ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСПАН.

Однако, кроме находящихся в Советском Союзе ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ и Московской патриархии, не имеющих ни молитвенного, ни бытового общения между собой, существует еще третья часть Русской Церкви - свободная от гонений и преследований безбожниками - Русская Православная Церковь Заграницей. Она никогда не порывала духовной и молитвенной связи с Катакомбной Церковью на Родине. После последней войны многие члены этой Церкви оказались за границей и влились в РУССКУЮ ЗАРУБЕЖНУЮ ЦЕРКОВЬ, чем еще больше укрепили связь между этими двумя Церквами, связь, которая поддерживается иллегально и поныне. Чем дальше идет время, тем все больше она крепнет и налаживается.

Свободная, зарубежная часть Российской Церкви призвана говорить в свободном мiре от имени гонимой Катакомбной Церкви в Советском Союзе; она раскрывает всем то поистине трагическое положение верующих в СССР, которое так тщательно замалчивает безбожная власть с помощью Московской Патриархии; она зовет не потерявших стыда и совести людей на помощь гонимым.

Вот почему беречь существование РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ есть наш священный долг. Господь сердцеведец, попустивший Церкви Своей в Советском безбожном государстве подвергнуться гонениям, преследованиям и лишению всех прав, даровал нам - русским беженцам — в свободном мiре талант СВОБОДЫ, и Он ждет от нас приумножения этого таланта и умелого пользования им. И не имеем мы права зарыть его в землю. Пусть никто не дерзает говорить нам, что мы должны это сделать, пусть никто не толкает нас на смертный грех.

За судьбы нашей Русской Церкви отвечаем перед Богом мы — русские епископы и никто в мiре не может нас освободить от этой священной обязанности. Никто лучше нас не может понять того, что происходит на нашей Родине, в чем никто не может сомневаться. Много раз иностранцы, даже православные и облеченные высоким церковным саном, делали грубые ошибки в отношении Российской Церкви и ложные заключения о ея теперешнем положении. Бог да простит им это, так как они не ведают, что творят.

Вот почему - нравится ли это кому-нибудь или нет - РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ будет существовать и далее и будет возвышать свой голос в защиту веры.

Мы не перестанем обличать безбожных гонителей веры и тех, кто лукаво содействует им под внешностью якобы представителей Церкви. В этом Русская Заграничная Церковь всегда видела одну из важных своих задач. Зная это, советская власть через своих агентов ведет с нею упорную борьбу, не останавливаясь ни перед какими средствами: ложью, подкупами, подарками и устрашением. Мы, однако, не остановим слова своего обличения.

Заявляя о сем перед лицом всего мiра, обращаюсь ко всем братьям во Христе -ПРАВОСЛАВНЫМ ЕПИСКОПАМ и ко всем людям, коим дорога судьба гонимой Церкви Русской, как части Вселенской Церкви Христовой, за пониманием, поддержкой и святыми молитвами. Духовных же чад наших призываем твердо хранить истину Православия, свидетельствуя о ней и словом своим и особенно молитвенной, благочестивой христианской жизнью.

+ Митрополит Филарет

1-14/XI 1965.

 

«Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968»,

 Издательство Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 1968,

Том I, Стр. 347-353.

 

 

Краткое жизнеописание
Высокопреосвященного Митрополита Филарета (Вознесенского),
 третьего Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви

Владыка Митрополит Филарет (в мiру Георгий Николаевич Вознесенский), родился 22 марта 1903 г. в Курске. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, служил Епископом в Маньчжурии и был известен как замечательный духовный писатель и проповедник. В 1947 г. он был репатриирован в СССР, где и скончался.

Семья будущего Владыки Митрополита в 1909 г. переехала в Благовещенск-на-Амуре, где он в 1920 г. окончил восьмиклассную гимназию. После поражения Белого движения, они выехали в Харбин (на территории Китая), где Георгий Николаевич поступил в русско-китайский политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика в 1927 г. В 1931 г. он окончил Пастырско-богословские курсы, переименованные затем как Богословский факультет при Институте св. князя Владимiра. На нём он потом трудился преподавателем Нового Завета, Пастырского Богословия и Гомилетики. Рукоположенный в 1930 г. в сан диакона, он в 1931 г. был пострижен в монашество с именем Филарета и в том же году рукоположен во иеромонаха. В 1933 г. о. Филарет был возведён в сан игумена, а в 1937 г. — в сан архимандрита.

Один из коллег Владыки по институту вспоминает: «Большая церковная и пастырско-проповедническая деятельность была проведена о. архимандритом Филаретом. Молящиеся стремились в тот храм, где он служил. Его любили все слои православного населения Харбина. Имя архимандрита Филарета было широко известно и за пределами Харбинской епархии. Он был добрым, доступным для всех кто к нему обращался. А обращавшихся к нему было очень много. Идя к нему, знали, что получат правильный совет, будут иметь утешение и помощь. О. архимандрит Филарет был весьма строг к себе; он был известен как истинный аскет. А какой редкой памятью обладал наш добрый, сердечный Владыка. При встрече с ним, он выявлял большой интерес ко всем сторонам нашей жизни; ему не нужно было напоминать о своих нуждах или затруднениях, он уже сам развивал с вами тему разговора, давал готовые ответы».

После оккупации советскими войсками Манчжурии, в Харбине настали трудные дни. Обманутый ложными сведениями о свободном положении Церкви в СССР, престарелый Митрополит Мелетий признал над собою и своим клиром власть подчиненной советскому богоборческому правительству Московской патриархии. В числе этого клира находился и архимандрит Филарет. Однако он решительно отказался принять советский паспорт. Когда к нему явился газетный репортёр для интервью, спрашивая, как он смотрит на «мудрый шаг советского правительства, предложившего русскому населению Харбина снова стать гражданами своей родины», то услышал следующий смелый ответ: «Я не считаю возможным принять и не приму советского подданства до той поры, пока не удостоверюсь фактически и несомненно, на 100% в том, что преследование религии, антирелигиозная пропаганда и травля служителей Церкви совершенно прекращены, и Церковь, которая не “отделена”, а изгнана из государства, снова заняла в нём подобающее ей положение». Такое смелое заявление в оккупированном советскими войсками Китае могло закончиться застенками НКВД, однако будущий Первоиерарх Русской Церкви за рубежом Родины не боялся сказать правду, которой служил всю свою жизнь. Архимандрит Филарет так до конца своего пребывания в Китае и не принял советского гражданства, несмотря на всю связанную с такой позицией опасностью. В другой раз архимандрит Филарет подвергался прещению за свою смелость. Ознакомившись с одним из номеров “Журнала Московской Патриархии”, в котором в числе гениев-благодетелей рода человеческого значился Ленин, архимандрит Филарет выразил своё возмущение в проповеди, получившей широкую известность.

Безстрашное обличение богоборцев-коммунистов привело их в особую ярость, и они решили живым сжечь архимандрита Филарета, поджегши его келью. Но Господь сохранил Своего избранника: хотя и с сильными ожогами, но он вышел живым из огненной ловушки.

Всячески ограждая свою паству от духовных соблазнов и предательства, он, по его выражению, «никогда не осквернил свои уста и свою молитву — молитвой за антихристовых слуг», несмотря на неоднократные в его адрес угрозы. Вместе с тем, в течение ряда лет архимандрит Филарет разными путями сносился с главой Русской Зарубежной Церкви, Митрополитом Анастасием, пренебрегая опасностью, с которой это было связано.

Архиерейский Синод долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу, и, судя по имеющейся переписке в архиве, почти каждая епархия Зарубежной Церкви надеялась получить его для себя. Только к 1962 г. Архиерейскому Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он довольно быстро переехал в Брисбен (таким образом в МП он прослужил 17 лет, поминая советского патриарха, но при этом категорически отказываясь поминать на ектениях сов.власть). В Австралии собралась значительная часть бывших прихожан о. Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении архимандрита Филарета Епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда Австралийским Архиепископом Саввой, и в 1963 г. архимандрит Филарет, к радости своих бывших пасомых, стал Епископом Брисбенским.

На Соборе 1964 г., на котором Митрополит Анастасий подал прошение об уходе на покой, Первоиерархом, по предложению Свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, был избран приехавший вместо своего правящего архиерея, Архиепископа Саввы, его викарий, Епископ Филарет. Собор судил ему быть новым Первоиерархом Зарубежной Русской Православной Церкви, и это бремя он нёс в течение 21 года.

Как раз почти посередине этого времени Первосвятительства, Вл. Филаретом был созван третий Всезарубежный Собор, на котором были приняты очень важные для Русской Церкви решения, в частности снятие клятв на старые обряды и призыв к старообрядцам о прощении старых обид и воссоединении в единой Русской Церкви. Но особенно запомнятся нашим верующим четыре прославления Святых угодников Божиих, бывшие в это двадцатилетие: святого праведного о. Иоанна Кронштадтского, преподобного Германа Аляскинского, святой блаженной Ксении Петербуржской и Собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских от безбожников убиенных, во главе со Святыми Царственными Мучениками, совершенное Русскою Церковью в изгнании в 1981 г.

Святитель Филарет на Божественной Литургии
во время прославления Новомучеников  Российских,
ноябрь 1981 года

Неоднократно наш Первоиерарх обращался с вразумляющими Скорбными посланиями к главам других поместных Церквей, обличая набиравшую силу и влияние на Православные Церкви экуменическую ересь. Он был одним из первых, кто понял подлинную духовную сущность и опасность экуменизма и публично выступил в защиту Истинного Православия, и к его голосу прислушивались некоторые из иерархов поместных Церквей.

Владыка Митрополит был также замечательным проповедником, его проповеди можно смело поставить на один уровень с трудами святых отцов Церкви. А его “Конспект по Закону Божию” и сегодня является одним из лучших пособий по Нравственному Богословию для духовных школ и  семинарий.

Глубокая вера, пламенная молитва, доброта и благожелательность, забота о том, чтобы не нарушался духовный мир и непоколебимое стояние в исповедании Истины — вот характерные черты нашего Первоиерарха Владыки Митрополита Филарета. На протяжении всего своего Первосвятительского служения Владыка признавал в нашем Отечестве истинной и непорочной только Катакомбную Церковь и не признавал Московскую патриархию Церковью-Матерью. Святитель Филарет всегда считал ИПЦ Церковью-Сестрой, всегда говорил, что РПЗЦ и ИПЦ - это не одна, а две Церкви. В 1982 г., на Архиерейском Соборе РПЦЗ под председательством Вл. Митрополита Филарета, было принято поистине историческое решение: в ответ на прошения истинно-православного духовенства из России, Зарубежная Русская Церковь помогла страждущей и гонимой Катакомбной Русской Церкви на Родине восполнить утраченный в процессе жесточайших гонений епископат, тайно совершив для Катакомбной Церкви-Сестры архиерейскую хиротонию архимандрита катакомбного монастыря на Кубани о. Лазаря (Журбенко). Наряду с прославлением Собора Новомучеников и Исповедников Российских, это было, быть может, одно из главных деяний Свт. Филарета. И Господь не оставил Зарубежную Русскую Церковь и ее Первосвятителя Своею милостию, явив вскоре после этого чудотворную Мvроточивую Икону Божией Матери Иверскую, известную всему православному мiру как “Монреальская”.


Узник сталинских концлагерей,
катакомбный Архиепископ Лазарь,
поставленный для ИПЦ по благословению Святителя Филарета

Владыка Митрополит Филарет преставился ко Господу 21 ноября 1985 года, в день Архистратига Божия Михаила. После кончины Митрополита Филарета был документально зафиксирован целый ряд случаев благодатных исцелений и чудесной помощи людям, молитвенно обращавшимся к нему.

В 1998 году было решено перенести останки почившего Первоиерарха с крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда 10 ноября вскрыли гробницу, взору предстали нетленные мощи Святителя — они были светлого цвета, полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение Владыки, Евангелие, грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух, покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении...

Однако, несмотря на столь явное указание Божие о святости Его угодника, после литургии и панихиды гроб с мощами Святителя Филарета крестным ходом обнесли вокруг Свято-Троицкого собора и вновь захоронили в усыпальнице на приготовленном месте. Прославление Святителя Филарета, убежденного противника экуменической ереси и сергианствующей Московской патриархии, ревностного друга и благодетеля Катакомбной Истинно-Православной Русской Церкви-Сестры на Родине было и до сего дня остается опасным для нео-сергиан в самой РПЦЗ, признавших советскую лже-церковь “церковью-матерью” и взявших курс на сближение с МП.

Православная Русь”, №22, 1985.

Дополнено редакцией “Церковных ведомостей”, декабрь 2002 г.

 

 

 

Перенесение мощей Митрополита Филарета
Третьего Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви

 (свидетельство очевидца)

 

Третьего ноября (ст. стиля) гроб владыки митрополита Филарета был открыт в присутствии нескольких священников. Я разговаривал с двумя священниками.

Они увидели, что тело владыки покрыто белым веществом. На одеянии тоже был белый налет. Когда они счистили это белое вещество, то обнаружили, что лицо и руки совершенно целы. Было даже отмечено, что тело и кожа - в лучшем состоянии и более светлого цвета, чем у владыки Иоанна Шанхайского. Один из священников омывал его руки и лицо водой и вином. Он сказал, что можно было видеть вены под его кожей, а его борода была совершенно мягкой. Его лицо было узнаваемо, и даже рот, который был немного парализован с левой стороны, был виден. Еще они видели часть ноги, которая была совершенно целой и мягкой. Они не осматривали все тело, поскольку это нужно делать комиссии назначенной по решению Синода. 

 

Их особенно поразило то, что материал в гробу вокруг тела был белым и блестящим. Некий директор похоронного дома по этому поводу заметил, что обычно после трех лет этот материал становится черным. Одеяние владыки было ярким и блестящим. Зеленые четки в руке - как только что изготовленные. Бумага в его руке с разрешительной молитвой не имела налета и была чистой, как совершенно новая. Бумажные иконы на его митре были тоже яркими и не имели никаких признаков разложения или выцветания. Покров на его лице (которым покрывали св. Дары в алтаре) был тоже яркий, словно совершенно новый.

 

Одна только вещь подверглась тлению - это металлические застежки на Евангелии, - они проржавели и рассыпались, когда их тронули. Это важно отметить, потому что некоторые говорили, что тело владыки сохранилось, потому что гроб был положен в холодном месте, "как в холодильнике". Однако директор похоронного дома говорил, что такого вообще не могло быть. Проржавевшие застежки свидетельствуют о высокой влажности внутри гроба, но на бумагу, ткань и тело владыки она не подействовала.

Замечателен был гроб владыки. Он был покрашен черным, и на нем был белый крест. Он был как новый, как будто его покрасили только вчера. То же самое можно было сказать и о мантии, покрывавшей тело владыки. Она была чистой и блестящей. Один человек, который там был, заметил, что пуговица на мантии поржавела от влаги.

Я спросил одного священника, каковы были ощущения, когда открывали гроб. Он сказал, что все было очень мирно, спокойно и торжественно.

Затем пришел архиепископ Лавр и запечатал гроб. После этого каждый день в течение той недели, с понедельника до пятницы служили панихиду. Я там был два раза. Люди говорили, что когда они поклонялись гробу владыки митрополита Филарета, то чувствовали что это не обычный гроб, они ощущали там особую благодать.

В пятницу 8 ноября (ст. стиля) гроб перенесли в главную церковь. День был дождливый. В церкви было множество народа. Служили панихиду. Гроб поставили в середину церкви в начале службы, а затем отнесли в сторону, направо, к тому месту, где обычно принимают исповеди. Я заметил, что многие люди приходили со свечами к гробу и поклонялись ему в течение всей службы.

На следующее утро, в субботу, на Праздник Собора Архангела Михаила и прочих сил бесплотных, в церкви было около 300 человек. Служили человек тридцать: один архиепископ, одиннадцать диаканов, остальные - священники.

На литургии о. Валерий произнес проповедь. Он отметил последние слова, найденные в пишущей машинке митрополита Филарета: "держи, что имеешь..." (Откр. 3,11). О. Валерий сказал, что это как раз то, что мы должны делать: быть послушными и верными Вере Церковной. Он сказал, что, быть может, владыка не был очень хорошим администратором, но он был великим молитвенником и истинным постником. После литургии они обычно собирались на трапезу, но владыка не ел после всех этих служб а только выпивал чаю. Только иногда он что-то съедал, но ел очень мало, "как птица". Все этому удивлялись, потому что видели, как он служил и молился. Откуда он черпал силы?

О. Валерий рассказывал, какой был владыка милосердный. Он помогал многим людям. Многим он помог деньгами, но об этом не знали, потому что он это делал тайно. О. Валерий знал женщину, которую с двумя детьми бросил муж. Владыка помог ей. Когда владыка лежал в гробу, эта самая женщина стояла при гробе и плакала слезами благодарности за то, что он сделал для нее и для ее детей.

Владыка был богословски очень образованным человеком и очень хорошо знал писания Отцов Церкви. Проповедь владыки против экуменизма не была его мнением, а имела в своем корне учение св. Отец. Когда он был митрополитом, произошли истинно значительные и великие события: прославление в 1981 г. Новомучеников и Исповедников Российских и Царственных мучеников. Были прославлены также св. Герман Аляскинский, св. блаженная Ксения Петербургская и св. праведный Иоанн Кронштадский.

Владыка очень любил детей и молодежь. В Синоде он устраивал чаепития, на которые он их приглашал и говорил с ними о св. Писании и о Церковной жизни. Он действительно любил молодое поколение и заботился о душах молодых людей. Теперь многие, хотя уже и не такие молодые, могут вспомнить, какое внимание им оказывал владыка, каким он был тихим и молитвенным. Он был великим молитвенником. На проповеди о. Валерий говорил еще много других добрых слов о владыке.

После Божественной Литургии была панихида. Вышел архиепископ Лавр и сказал несколько слов. То, что он сказал, всех очень поразило. Многие из пришедших были разочарованы, что гроб не открыли. Некоторые подошли к архиерею и говорили об этом. Но тот сказал, что некоторые чувствуют, что нужно захоронить снова гроб... Некоторые готовы воспринимать его тело как мощи, а некоторые - еще не готовы. И вот, чтобы предотвратить некоторые неправильные мысли и чувства, гроб открывать не будут. На заседании Синода будет сделан доклад, и нужно будет ждать, что решит Синод. Гроб положат в могилу. Он еще раз повторил, что не надо скорбеть, что гроб не открыли…

 

Некоторые говорили, что не удивлены тем, что останки владыки были обнаружены нетленными, потому что он был святым человеком. Те, кто хорошо его знали и были близки ему, говорили о нем, как о глубоком молитвеннике, мудром духовном борце, постнике и о "недвижимом камне, который поддерживал целой и неповрежденной нашу Веру".


Дополнительно по данному разделу:
Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР
Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви
О Катакомбной Церкви
Заметки о Катакомбной Церкви в СССР
Катакомбные богослужения в Соловецком лагере
Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.
Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви
Потаенная Россия
Церковное сопротивление в СССР
Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru