Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Письма протоиерея Льва Лебедева

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Светлой памяти
Отца Протоиерея Льва Лебедева

Одним из самых ярких явлений в истории Русской Зарубежной Церкви в последний период ея бытия, начавшегося в 1990 году с открытием в России приходов под омофором ея Блаженнейшего Первоиерарха Митрополита Виталия, можно несомненно считать появление в наших рядах такой незаурядной личности, каковой был покойный, преждевременно от нас отнятый, Курский протоиерей Лев Лебедев.

Имя отца Льва встречалось неоднократно и раньше, когда служил он еще в Московской Патриархии, в разных журналах академического уровня, в частности в сборнике Богословские Труды, но уже тогда его научные статьи резко отличались от трудов его тогдашних собратьев тем, что в них совершенно отсутствовала та черствая, безжизненная академичность, присущая такому виду изданий. Возьмем, например, его совершенно уникальную работу - « Москва Патриаршая ». Каким духом, какой жизнью, какой любовью к старинной православной Руси дышит эта, не имеющая себе подобной книга для раскрытия всей глубины и красоты, многим ныне осмеянной симфонии власти, этого Богом данного двуглавого правления царством и народом Божьими.

« Москва Патриаршая » появилась в свет в середине девяностых годов, но некоторые ея главы писались значительно раньше и уже тогда чувствовалось, какой тягой к Истине и совершенствованию был движим ея автор. В 1990 году, несколько месяцев спустя обнародования его открытого письма-ответа, обращенного Синоду МП, в котором он решительно и авторитетно защищал Зарубежную Церковь, отец Лев решается на один из самых ответственных шагов в своей жизни: порывает с Патриархией и, в то же время смиренно и торжественно, переходит в РПЦЗ. Этот шаг он запечатлел в ставшей знаменитой брошюре, своего рода исповеди, - « Почему я перешел в Зарубежную часть Русской Церкви ». Отец Лев сам свидетельствовал нам в одном из своих писем, что в его сознательной жизни особо выделяются два крупных события : это, с одной стороны, встреча с РПЦЗ и переход в истинную Церковь, а с другой стороны – встреча и знакомство с греческой старостильной Церковью под председательством Митрополита Киприана.

С этих пор имя отца Льва Лебедева стало широко известным и почитаемым среди всех сознательных членов Зарубежной Церкви. Статьи его, на самые разные темы, охотно и обильно печатались во многих зарубежных журналах и газетах. Отец Лев успел, будучи уже у нас, написать две различные по размеру, но столь же важные по содержанию книги : « Границы Церкви » и, увы, посмертно изданную, « Великороссия – Жизненный путь ». В этих двух своих последних трудах он вложил как бы последнюю точку своей богословской, исторической и монархической мысли. Он сам писал нам с большим тактом о том, как он горюет, что сии книги не нашли сразу у нас своего издателя, но тут же охотно сознавал, что смелость некоторых выдвинутых им мыслей была тому причиной. Теперь, что книги эти стали доступными, каждый мыслящий христианин может и должен с пользой прибегать к ним, как к своего рода «кормчим книгам», чтобы ориентироваться в сложной, переживаемой ныне обстановке.

Ни для кого не секрет, что «золотой век» Зарубежной Церкви позади нас ... Таких плодов, каковых нашей Русской Белой Эмиграции дано было предъявить всему христианскому мiру, никому из нас теперь не под силу возобновить. Залог истины, сохраненный и взращенный отцами нашими, несмотря на беженские и порою нищенские условия – неоценим. Тут вполне уместно перефразировать приснопамятного архимандрита Константина и говорить о «Чуде Русской Эмиграции». Но таких духовных богатырей, каковых в прошлом было несметное количество, и среди которых мы сами удостоились вырасти, теперь не отыскать. На кого и на что возлагать надежды, кроме как на Самого Господа Бога, в ожидании нового чуда? Отец Лев сам, убедительнейшими доводами говорит, что «русского народа» как такового, то-есть «народа-Церкви», больше нет: он окончательно исчез 28 лет спустя сатанинской большевицкой революции. Итак, кому же передать этот, с любовью сохраненный и умноженный талант? Если России больше нет, если русского народа нет, зато несомненно остались, разбросанные по всей России русские люди, словно чужеземные островки в собственной стране. Отец Лев стал таким маяком, к которому стекалось все лучшее, оставшееся от былой России. Кто, как не он, усвоил не только все богатство, но и всю полноту зарубежного учения и накопленного опыта. Без всякого преувеличения можно сказать, что стал он в один ряд с самыми выдающимися зарубежными учителями. Это уже само по себе говорит, какую непоправимую утрату мы все понесли с его внезапной и загадочной смертью. Но Бог милостив: мы знаем, что из недр необъятной России выйдет еще не один истинный последователь и новый учитель Зарубежной Идеи. Таковыми, со временем, несомненно будут признаны братья Алферовы - иерей Тимофей и иеромонах Дионисий - чьих каждая статья вселяет радость, утешение и даже изумление у всех верных зарубежных сынов: как это удается, с такой предельной точностью, усвоив все зарубежное наследство, излагать чисто зарубежное мышление на переживаемые сегодня церковные вопросы?

Помимо книг и статей, духовное наследство отца Льва состоит в его пастырском попечении над разбросанными по всей России, как врученными ему, так и пришедшими к нему, ныне осиротевшими овцами. Мы-то не удостоились радости личного, физического знакокомства с отцом Львом. Такая встреча намечалась и должна была состояться на обратном пути из Америки после Архиерейского Собора 1998 г., на который он был приглашен глубоко ценившим его Владыкой Митрополитом Виталием, чтобы выступить в защиту Церкви после очередных нашумевших самочинных мероприятий, предпринятых архиепископом Марком. Выступить не удалось, и вернулся отец Лев в гробу прямо в свой родной город Курск. Неудавшаяся по воле Божией встреча навсегда останется неутешным горем, зато нам было дано неизмеримое счастье быть в переписке с курским Батюшкой в последние полтора года его жизни, и этими письмами хотелось бы со всеми поделиться.

В истории Церкви письма всегда занимали особое место, начиная с апостольских посланий и продолжая письмами учителей Церкви, святителей и духоносных отцов. Не каждому дано осилить чтение какого нибудь догматического трактата, зато каждый без труда извлечет пользу, утешение и духовную радость от чтения писем св. Киприана Карфагенского, св. Василия Великого или, ближе к нам, св. Оптинского старца Макария. Такие письма ничто иное, как практическое применение учения Церкви на затронутую в переписке тему. Через переписку таких духоносных отцов раскрывается и передается церковное мiровоззрение – что и как учит Церковь по отношению к самым различным вопросам. Читая письма святых отцов, сам научаешься церковно мыслить.

Не ставим мы, конечно, письма отца Льва на один уровень с письмами вышеуказанных святых отцов, тем не менее в них каждый может почерпать крупицы православного мiровоззрения современного нам великого пастыря и человека. Просим читателей не обращать внимания на незаслуженную нами похвалу, встречающуюся в этих письмах и надеемся, что эта новая рубрика кое-кого наведет на мысль также поделиться своими письмами, полученными от отца Льва. В таком случае, просьба высылать их на адрес « Церковных ведомостей ».

Личность покойного отца Льва вновь связывает нас с этим чисто русским, пропитанным духовной историей, славным городом Курском, родиной св. преподобного Серафима Саровского. В самом начале прошлого столетия в Курске родился великий столп Православия – Блаженнейший Митрополит Филарет, третий Первоиерарх Зарубежной Церкви. В 1920 году, с остатками разбитой, но доблестной Белой Армии, Курским епископом Феофаном была вывезена святая чудотворная Курско-Коренная Икона, ставшая Одигитрией всей нашей Белой Эмиграции. И вот, в конце прошлого тысячелетия, с отцом Львом восходит новая звезда в зарубежном небосводе, столько нам принесшая, что было бы несправедливым и не по-христиански не поделиться со всеми, кому имя и память его останутся в род и род.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Лион, 10/23 февраля 2002 г.
Память священномученика Харалампия


Письма Протоиерея Льва Лебедева

Письмо первое – 25/ХII/1996

Досточтимый и дорогой о. Герман !

Получил неожиданно от Вас пакет с книжкой « Русская Церковь на перепутье ». Спаси Вас Господи ! Для меня это большая радость. Я очень благодарен Вам и за внимание ко мне, к моим работам, и за несколько хороших ссылок на меня в Вашей книге, но особенно драгоценным для меня является то, что мы с Вами мыслим одинаково, во всяком случае, - как бы в одном направлении ! Это не так уж часто теперь встречается ...

Книжку Вашу прочитал залпом, «на одном дыхании». Много очень точных, верных наблюдений ! Отлично – о З. Крахмальниковой. Но впредь не тратьте сил на неё ; / ... / Мне доводилось с ней встречаться / ... / И по натуре и по взглядам – совершенная экуменистка. Но самомнения !.. Говорят, наш Владыка Митрополит о ней заметил : «Нет ничего хуже недомученного мученика» ...

О моих трудах. Не знаю, доводилось ли Вам встречать такие мои книги, как : « Крещение Руси » МП 1987 г., « Колумбы Росские » Монреаль 1991 г., а также « Православный храм – Богослужебная утварь и облачения духовенства » (без авторской подписи) в « Настольной книге священнослужителя » т. 4 (МП). Кроме того, тиражом всего 30 экземпляров мне удалось за свой счёт напечатать сборник моих статей по экологии « Экология, или как покататься на драконе », Курск, 1994 г. Из номера в номер о. Пётр Перекрестов публикует в Русском пастыре мои « Заметки по пастырскому богословию », которые затем хочет издать отдельной книжкой. В начале прошлого года закончил очень большую книгу « Великороссия. Жизненный путь ». Это – 1300 машинописных страниц. Но публиковать ее боятся : слишком много горькой правды об иудействе, масонстве, коммунистах и о нынешнем состоянии «русскоязычного населения» Р.Ф. Кое-какими мыслями из этой книги я поделился в статье « Черно-белый крест (размышления после Лиенца) », напечатанной в газете Наша Страна N 2349 от 19 августа 1995 г. и в статье « Российская катастрофа : наказание или испытание на верность? », опубликованной в газете Возрождение (СПб) NN 2 и 3 за 1996 г. Последняя имеется у Вл. Серафима и в Лесненском м-ре у игуменьи Афанасии. Недавно закончил и отослал в Синод и Вл. Лавру брошюру (чуть поменьше Вашей « Церкви на перепутье ») под названием « Границы Церкви ». Это о состоянии МП и церковного народа в России. Пришлось рассматривать дело с догматической, канонической и исторической точек зрения, т.к. по линии отношения к МП очень возможен раскол в РПЦЗ. Однако публиковать её придется здесь, в России, т.к. там боятся из «дипломатических» соображений, хотя полностью согласны с содержанием.

А содержание сводится к тому, что Русского Народа в России больше не существует : он физически уничтожен с 1917 по 1945 гг. После этого в России живёт новый, искусственно выращенный «советский» народ, который в сущности даже и не народ, а несчастный русскоязычный сброд, что относится и к верующим-прихожанам МП. Хотя они хотят быть православными, не приемлют никаких еретических (экуменических) учений, но упорно верят лжи, что МП – это и есть настоящая Русская Церковь. Почему ? Общее, среднее настроение примерно таково : пусть там, заграницей в РПЦЗ, - тоже русские и тоже православные люди, но это не наши люди, не такие как мы. Поэтому будем со своими архиереями уж как они есть, т.к. они наши. А Зарубежных мы не знаем и знать не хотим ! Нетрудно видеть, что в подобном рассуждении главным является не чувствование единства в вере и Церкви, а чувствование единства по рождению, воспитанию и жизни в СССР, в «советском» режиме ... Всё это одна из причин (не единственная!), которая позволяет утверждать, что если до 1937 г., когда ещё были живы, хотя и в тюрьмах и ссылках, многие законные епископы Русской Церкви и жива была значительная часть подлинного (недобитого) Русского Народа, - полностью верным являлось положение о том, что РПЦЗ – есть часть Российской Церкви ; если такое представление отчасти могло быть верным даже до середины 1970-ых годов, то после этого, а наипаче – после 1990 г., такое положение уже неверно. Теперь РПЦЗ – не часть, а она и есть единственная, законная Поместная Русская Православная Церковь. А мы, в России к ней присоединившиеся, суть часть её. Ибо Поместная Церковь не есть Церковь географической территории, но Церковь народа. Поэтому Церковью Русского Народа должна быть признана та, которая неизменно хранит в единстве тот вероучительный, канонический, литургический строй церковной жизни, который искони и был у Русского Народа до 1917 и даже до 1927 года, то-есть Русская Зарубежная Церковь. Вот, что нужно хорошо осознать нашим иерархам, да и всем нам, православным.

Если Вы заинтересуетесь книжицей, где всё это последовательно показано, то напишите и я Вам пришлю ксерокопию, но пока – для «личного пользования». Ладно ? Впрочем, Вы можете давать читать это, кому сочтёте нужным, но пока (до опубликования здесь) широко не распространять.

Не пропустите Православный Путь за 1996 г. Там одна моя богословская работа, о которой очень хотелось бы знать Ваше мнение.

Конечно же, дорогой о. Герман, я знаю Ваш « Ватикан и Россия », как и некоторые другие Ваши статьи, и всегда восхищался и радовался тому, что Вы есть ! То-есть – имеются еще у нас писатели, способные глубоко и верно мысли излагать. Помоги Вам Бог ! Сохрани Вас Матерь Божия ! Был бы очень рад, если бы смог получить « Русскую Церковь лицом к Западу ».

Мой старший сын Вячеслав, действительно, стал иереем в дни 700-летия Курской иконы в прошлом году. Сейчас он – в США, на приходе о. Николая Неклюдова в Buena, младший Алексей учится в Мюнхенской Семинарии, уже на последнем 5-м курсе. Тоже начинает пописывать ...

А в Курске, к моему недостоинству, непременно (!) приезжайте ! Нам есть о чём поговорить. Покажем Вам Коренную Пустынь, помолимся вместе. Здесь у нас намечаются многие важные и интересные дела. От Москвы это всего 8 часов езды на поезде. Вечером легли спать, а утром – уже в Курске ...

Будьте здравы и хранимы Господом, дорогой о. Герман ! С Рождеством и Вас !

С любовью о Христе,

Ваш Прот. Лев Лебедев
25/XII-96
г. Курск


Письмо второе – 14/III/1997

Досточтимый и дорогой о. Герман !

С большой благодарностью получил Ваше долгожданное письмо и подарочек - « Третий Рим » ! Дай Вам Бог здоровья ! Внимательно прочитал Вашу работу. Написана блестяще. И хорошо переведена. Особенно порадовали точно сделанные в конце формулы о значении убийства Царя- Мученика и Его Семьи, об отъятии т. о. «удерживающего» от среды мiра ! Эта мысль как будто у многих встречается, и я её повторял, но так глубоко, точно, правильно её удалось выразить только Вам.

Есть у меня, если позволите, несколько замечаний, совершенно не касающихся существа дела, но только – побочных, второстепенных деталей.

1. Подчёркнуто писать о том, что Иван IV впервые венчался на Царство, не совсем правильно. Впервые торжественное венчание на Царство было совершено над внуком Ивана III Димитрием. Тогда в подобающей обстановке сам дед – Царь одел на него бармы и «шапку Мономаха». Иван IV получил всё это уже от Митроп. Макария, от лица Церкви (т. е. чин развивался, совершенствовался). В документах XVI века нет упоминания ни о помазании мvром, ни о причащении Ивана Грозного. Повидимому, помазания тогда ещё не было. Оно появляется при венчании Феодора Иоанновича.

2. Почему Вы называете (дважды) архид. Павла Алеппского племянником Антиохийского патриарха Макария ? Ведь даже у Вас в примеч. 26 дано верное полное название его труда - « Путешествие ...описанное его сыном, архидиаконом ... ». В предисловии переводчика Г. Муркоса к этому сочинению также говорится, что Павел был сыном Макария, в прошлом овдовевшего священника. Или Вы располагаете иными данными ?

3. Из Вашего текста можно заключить, что впервые Судебник (как свод законов) был составлен при Иване IV. Но это не так. Впервые Судебник составляется Иваном III. А у Ивана IV – это уже второй, новый.

Пишу всё это по памяти, без ссылок. Но если Вам понадобятся уточнения, ссылки, я готов буду их доставить.

Но по существу, по всему основному содержанию, идее, направленности Ваша работа « Третий Рим » отлична и, как Вы верно думаете, пригодится не только французам, но и нам, русским ! Мне это особенно интересно, т. к. я посвятил этой теме, равно как и теме «симфонии», многое в очерке « Патриарх Никон », опубликованном в Богословских Трудах МП в 1982 и 1983 гг. А восприятие Русской Церкви и русской жизни середины XVII века Павлом Алеппским нашло отражение в моём очерке, публиковавшемся в ЖМП за 1985 г. NN 3-11. Оба очерка вошли в « Москву Патриаршую », и я рад, что она Вам нравится ! Обратите особое внимание на последнюю часть « Богословие Земли Русской ». Там продолжено то, что начато в « Патриархе Никоне », а именно – сравнение двух идей тесно связанных, - «Россия (Москва) – Третий Рим» и «Россия – Новый Иерусалим». Суть дела в том, что русские искони, с XI века, стали воспринимать своё Отечество, Землю, как образ (икону) обетованной «новой земли» и «Иерусалима нового» Царства Небесного. И соответственно оформляли свою землю, города, монастыри ... В этом, с особой определённостью выявилась историческая цель (и направленность) бытия настоящего, т. е. Православного, Русского Народа, - в условиях Царства земного всем мiром, сообща, помогая друг другу, двигаться, восходить к Царству Небесному, из сильной, чистой, безкорыстной любви ко Христу ! Ни один другой народ мiра не имел такой исторической цели. Ибо все более суетились об устройстве именно земного бытия, как главного. Так что Русский Народ, наконец, получил то, к чему стремился : в историческое одночасье (всего за 28 лет !) он был в целом взят из земного бытия (через огненное испытание, через Распятие) в бытие Небесное ! Но уходя из земной истории, Русь Святая оставила безценное сокровище – Русскую Зарубежную Церковь, в оценке которой Вы, о. Герман, совершенно правы ! Не печальтесь, что современное русскоязычное население РФ, этот не народ, а сброд, не могут и не хотят понимать Зарубежную Церковь. Эта подлинная, настоящая Церковь Русского Народа в общем выполнила (и ещё продолжает выполнять, хотя бы, к примеру, в Вашем лице) свою особую всемiрную миссию, о которой наша Эмиграция даже и не думала ! Промыслом Божиим рассеявшись на всех континентах планеты, русские изгнанники показали народам мiра лик Русского Православия, невольно огласили мiр Православным исповеданием Евангелия. Согласитесь, что католическое и протестантское, а также сектантское миссионерство нельзя считать «проповеданием сего Евангелия Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам», о чём говорит Христос, как о последнем важнейшем событии, предшествующем Его Второму Пришествию. Такое проповедание должно было быть Православным. И оно совершилось посредством Русской Зарубежной Церкви !

Если же и в самой нынешней РФ (по ошибке называемой Россией), нашей Церкви удастся обратить хотя некоторых, еще способных к восприятию Истины, то и сие хорошо ! И мы здесь, в своих малых общинах РПЦЗ стараемся это делать. Но теперь мы здесь, - как первые христиане. Маленькими островками (с домовыми богослужениями) существуем в океане безумия, безверия и неправоверия, чуждом и враждебном нам. Но не печалимся, а радуемся о Христе. Вот ведь что !

Посылаю обещанное. Но не воспринимайте условие «нераспространения» слишком буквально и жестко. Речь идет о том, что пока нет благословения на большое, массовое тиражирование. А давать копировать, или читать отдельным мыслящим людям, конечно, можно, и даже, думаю, нужно. Ибо « Границы Церкви » вызывают возражения, споры. Вот и пусть будут объектом дискуссии, в которой и должно быть выработано точное определение МП и отсюда – отношение к ней. Буду ждать от Родиона Иванкова Вашу работу. Да, я его помню ! Хороший человек !

Храни Вас Бог, дорогой о. Герман ! С любовью о Христе,

Ваш Прот. Лев Лебедев
14/III-97
г. Курск

P.S. В Лесненском монастыре, а также у Вл. Серафима имеются два номера газеты Возрождение с большой моей статьёй « Российская катастрофа ... ». А журнал Возвращение – это совсем другое. Что же касается моей книги «Великороссия – Жизненный путь » , то, конечно, надо бы ее опубликовать. Но где ? Не вем.

Очень хочу посетить Францию, где заодно подробно поговорили бы и с Вами.


Письмо третье – 17/VI/1997

Дорогой батюшка о. Герман !

Только что вернулся из Греции и нашел дома Ваше прекрасное, подробное письмо. Спаси Вас Господи ! Пишете Вы, в самом деле, по описанным Вами причинам, редко, да метко, как у нас говорят. И каждое Ваше письмо – хорошая и здоровая пища для ума и сердца. Могу порадоваться за Вас, что так хорошо в этом году прошли у Вас Страстная Седмица, Пасха, а в особенности – всё, что было связано с пребыванием Мvроточивой Иверской Иконы ! Поскольку Вы способны так глубоко переживать духовные события, то поймёте и меня, если я расскажу Вам следующее.

В Грецию я отправился по приглашению Митрополита Оропосского и Филийского Киприана и жил в его монастыре близ Афин (Свв. Киприана и Иулианы). Для меня это было просто чудом и потрясением в самом лучшем смысле. Первое подобное потрясение, как бы удар Божественного света в самое сердце я пережил в 1989 г., когда впервые попал в среду Русской Зарубежной Церкви, что и определило мою дальнейшую судьбу. Многое в жизни, в душе стало меняться. Но не всё ... Я не мог преодолеть тяготевшего надо мною многие годы (!) страшного и разрушительного недуга /.../. Изнемогал и не знал, как избавлюсь, и избавлюсь ли ... И вот Греция. Попал я туда почти случайно, толком не понимая – зачем ? Дело в том, что исключительно для своей жены матушки Андроники (полугречанки) я напросился на это приглашение, чтобы она хоть на закате жизни побывала на своей прародине. А она ехать отказалась наотрез (и сердце, и боязнь дороги ...). Полетел я один. И угодил как раз туда, куда мне нужно было – в пристань спасения. Монастырь – чудо ! Какие иноки ! Какой устав ! Какая вера и молитва ! Там правило, – братия причащаются каждый день.

Прилетев, я сразу признался Митрополиту /.../. Меня поместили в самую отдалённую, больничную келлию, где окна туалета выходили за монастырскую ограду, дабы «аромат» моего курения не очень соблазнял братию. Хотя курение в монастыре строжайше запрещено, для меня сделали исключение, как бы из снисхождения, понимая, что от всего сразу мне отказаться сложно. А по поводу /.../ Митрополит Киприан сказал : « Это очень просто ! Нужно только с полной верой попросить Христа, чтобы Он избавил, и избавит. » Я поддакнул, но не поверил (а это я не просил ! - подумалось мне). Но в сущности всё вышло так, как и сказал Митрополит. Только для этого я, с его согласия, решился весь месяц жить одним уставом с братией : причащаться каждый день, умиленно просить Свв. Киприана и Иустину и каждую среду бывать на молебнах этим святым, где читают особые молитвы для больных, недужных людей, в том числе и таких, как я, и помазывают святым маслом. Постепенно, сам не заметил, как, но во мне полностью исчезла болезненная потребность /.../. Это чудо. Теперь только держаться, не попускать себе. А средства даны в монастыре. Это – чётки и кое-что ещё. Боюсь говорить о своём нынешнем состоянии. Почему-то только Вам решил об этом написать, поделиться тайной радостью своей, а, может быть, и для того, чтобы заручиться и Вашими молитвами о себе, т. к. знаю, что они будут искренними, от души.

Владыка повозил меня достаточно по своим монастырям и скитам, по приходам. Я увидел такую веру и жизнь православных греков, какой в России нет. Услышал такие дивные истории о человеческих судьбах и явных чудесах там происходящих, что всё, вместе взятое, стало вторым ударом Божественного света в сердце ...

В монастыре я неожиданно встретился с о. Михаилом де Кастельбажак, с которым хорошо поговорил и которому передал для Вас 2 газеты со своей, довольно важной, статьёй. Передал ли он её Вам ? В итоге я не только существенно поправил здоровье, отдохнул, набрался сил, но и ... сами теперь понимаете !

Теперь о Ваших вопросах. Да, Иван Грозный, как бы дополнил чин венчания на Царство тем, что царские регалии стал вручать глава Церкви. А его сын Феодор Иоаннович ввёл ещё одно дополнение – помазание м?ром. Трудно мне сказать, почему западные учёные сделали из архидиакона Павла «племянника» патриарха Макария. В нашем русском полном издании « Путешествия » в предисловии Г. Муркоса (он – сириец из Антиохийского патриархата) приводятся биографические данные патриарха Макария, где ясно сказано, что он – из овдовевших священников, т. е. был женат, имел сына, который впоследствии и стал его архидиаконом. Для учёных, пусть даже и западных, такой ляпсус непростителен. Пусть переведут и почитают указанное предисловие. А это наше русское издание во многом гораздо более научно и обширно, чем, скажем, издания Бельфура, где, может быть, и нет совсем биографии п. Макария, что отчасти и извиняет западных писателей.

В Греции я, как и положено русскому, вёл упорные, длительные, многократные «прения с греками», как Арсений Суханов ... Прения эти касались одного главнейшего дела. Синод Противостоящих Митр. Киприана официально заявил о том, что экуменические церкви тоже благодатны и таинства там действительны. Я понял (в прениях) лучше и глубже, что они хотели сказать. А они во многом учли мою критику. Владыка Киприан ссылаясь в частности на мнение нашего священномученика Кирилла Казанского, утверждал, что таинства действительны, но идут в осуждение сознательным экуменистам, будучи спасительными для простых, несведущих людей. Я же говорил, что поскольку, таким образом, благодать Божия действует в экуменических церквах уже не так, как в православных, чуждых еретичества, то Синод Противостоящих не должен, не может делать официальных заявлений ни о благодатности, ни о безблагодатности этих церквей. Достаточно того, что он принципиально не имеет с ними евхаристического общения и обличает экуменизм как ересь. А иначе получается большой соблазн для православных (особенно – в России) и целый ряд теоритических богословских неувязок. Прения не закончены. Но я готов отнести ошибку Синода Киприана к разряду «частных богословских мнений», что не нарушает моего единства с ним, т. к. в целом и сам Киприан и все его епископы и монахи – это безусловно очень православно мыслящие и живущие люди ! Просто они не хотят впадать в крайность фанатизма, свойственную другим греческим старостильникам, и в этом, пожалуй, правы.

Ну, простите, о. Герман, утомил Вас ! Да сохранит Вас Господь на многая лета ! Прошу братских молитв !

С любовью о Господе

Ваш Прот. Лев Лебедев
17/?I-97
г. Курск

P.S. Совершенно согласен с Вашим ответом о. Борису ! Вы хорошо ободрили его относительно того, что что бы ни случилось (напр. – раскол) наша РЦЗ останется самой собою, с теми епископами, что устоят твёрдо.


Письмо четвёртое – 19/IХ/1997

Дорогой о. Герман !

Уже очень давно нет от Вас вестей. Я передал для Вас через о. Михаила де Кастельбажак одну важную свою статью, потом вернувшись из Греции, написал Вам обстоятельное письмо. Но вот уже почти четыре месяца от Вас нет ответа. Не случилось ли чего нибудь ?

Сообщите, пожалуйста, хотя бы в двух словах, получили ли Вы указанные отправления?

Храни Вас Бог, дорогой о. Герман ! Читал Ваше взволнованное письмо Митрополиту по поводу Хевронских событий. Полностью согласен, спаси Господи !

С любовью о Христе,

Ваш Прот. Лев Лебедева
19/IX-97
г. Курск


Письмо пятое – 17/VI/1997

Дорогой о. Герман !

Получил Ваше письмо от 8/Х. Спаси Господи !

Как о. Михаил де Кастельбажак мог потерять статью, Вам переданную ? Ну, да, ладно, – бывает ... Посылаю её теперь. В Православной Руси за 15/28 июля 97 г. уже опубликована моя статья « Пристань спасения » – о монастыре Свв. Киприана и Иустины. Кроме того, в июне я подал записку Митрополиту о недопустимости нарушения отношений с Вл. Киприаном. Кроме того, попытался развеять подозрения епископа Михаила Торонтского, относительно этих добрых греков, когда он был в июле у меня в гостях. Синод не поддержал предложения о пересмотре отношений с Синодом Митр. Киприана и оставил в силе решения 1994 г. – иметь общение.

Сочувствую Вам вполне по случаю Вашей загруженности. И прошу меня простить за назойливость !

Со своей стороны, я тоже, как и Вы, предпринял письменную «аттаку» на нашего Первоиерарха в связи с шатанием умов относительно сближения с МП.

Успехов Вам ! Храни Вас Бог !

С любовью о Христе

Ваш Прот. Лев Лебедев
23/Х-97
г. Курск


Письмо шестое – 7/ХI/1997

Возлюбленный о Господе,

Дорогой о. Герман !

Не представляете с какой радостью я получил Ваше письмо от 28 октября с приложением Вашего обращения к Митрополиту и всем архиереям ! Дай Вам Бог здоровья ! Мы читали этот документ вслух всей семьёй и все совершенно с Вами согласны. Отец Веньямин (спаси его Господи !) присылает мне все появляющиеся важные материалы о церковных делах. Так, он присылал и то письмо, под которым подписалась целая группа во главе с Вл. Варнавой, и Вы в том числе. Оно имеет один недостаток : в нём только комментируется, что МП ни в чём не изменилась. Но и Вл. Марк в своей статье « Сила Церкви ... » тоже это констатирует ... Но упорно настаивает на том, что несмотря на это, диалог с МП всё же возможен и даже необходим ! В личном письме о. Веньямину я этот «маневр» Вл. Марка вполне разоблачил. Попросите у него копию моего последнего письма, разоблачение моё должно Вам понравиться. Что же касается намерения Вл. Митрополита написать о «безблагодатности» МП, то я убеждён, что это было бы преждевременным. В том моём «Обращении» к Митрополиту, которое Вам прислал о. Веньямин, показано, что вопрос о действительности или недействительности таинств в МП и других экуменических православных Церквах, есть именно пока вопрос. Вполне может оказаться (и судя по всему, так и есть), что таинства там всё же совершаются, однако – лишь по милости Божией и Его снисхождению людям. Тогда они (таинства) определённо идут в страшное осуждение иерархам МП самим совершителям, а также тем, кто понимает их отступничество и еретичество, но, будучи равнодушен к Истине, всё же прибегает к ним. Необходимо на некоем широком Соборе нескольких подлинно православных Церквей решительно и осудить как сергианство с экуменизмом, так персонально и тех, кто всё это насаждает, т.е. ересиархов, и только после этого объявить, что отныне таинства от этих отступников, еретиков и оборотней считаются недействительными. Но на это нужно особое Божие благословение, чтобы с чистой совестью отцы такого Собора могли заключить : « Изволися Духу Святому и нам ». А иначе получится то же, что с анафемой экуменизму в 1983 г., когда вопреки канонам никто персонально не был назван, как еретик, а потом Вл. Виталий заявил, что эта анафема вообще ни на кого не распространяется, не означает утверждение безблагодатности экуменических церквей, а является как бы только предостережением для своих, для членов РПЦЗ ... Так что не впервые мы «смешим весь свет», как Вы выразились.

На Ваше письмо от 8 октября я ответил, приложив к ответу вырезки из газеты Возрождение со своей статьёй « Российская катастрофа ». Получили ли Вы всё это ? Ради Бога, ответьте хотя бы в двух словах – да или нет.

Думаю Вы правы в том, что хорошо было бы признать ошибочными действия Синода и комиссии в Св. Земле и «наказание» исповедников наших. Возвращать прежних (Иг. Иулианию, о. Варфоломея) вероятно, уже поздно. Но новопоставленных можно сместить, заменить их теми, кто решительно против сближеия с МП.

Храни Вас Бог, дорогой о. Герман ! Меня уже зовут в Голландию в будущем году и, может быть, позовут в Англию. Хорошо бы нам с Вами встретиться, где-то в Европе !

С любовью о Христе

Ваш Прот. Лев Лебедев
7/XI-97
г. Курск


Письмо седьмое – 2/II/1998

Досточтимый и дорогой

о. Герман !

Спаси Вас Господи за письмо с приложением документа о Елеонских делах !

Не знал, что погибший брат Иосиф Муньос был так близок Вам. А мне, представьте, посчастливилось дважды в жизни видеть его и немного говорить. Это было в США и в Канаде в 91 г. Несмотря на мимолётность этих общений, впечатление на меня он произвёл очень сильное ! И прежде всего – неким внутренним свечением, который я воспринял, как свет чистоты. Точно такое же впечатление вынес от встреч с Хозе мой старший сын о. Вячеслав, который общался с ним на Молодёжном Съезде в Бразилии в минувшем году, где Хозе был с Иконой. Мученическая кончина Иосифа потрясла нас всех ! Мы какое-то время были просто как бы в шоке. И те же вопросы – почему ? За что ?.. Совершенно согласен с Вами, что такого явления, как мvроточение Иверской Иконы, история Церкви, пожалуй, не знала ранее. И, конечно, хранителем такой Иконы Богородица избрала человека по сердцу Своему, отнюдь не случайного ! Вы пишете, что Иосиф испытывал тревожные предчувствия. М. Анастасия Шатилова (которой, увы, не всегда можно верить на слово) сообщает в своих Ц.Н., что Иосиф неоднократно и давно получал звонки с угрозами. Не знаете ли Вы, так ли это ? От кого они могли исходить, – от каких-нибудь сатанистов ?

У меня не возникло ощущение, что Господь «сильно бьёт». Давно замечено, что людей особо чистых и Богоугодных Господь часто убирает из области того Зла, в котором мiр лежит, как кажется, «раньше времени» ... Но так только кажется ... На самом деле всё бывает в своё время и очень точно.

Другое дело, что это событие стало в один ряд с тем, что в 1996 г. Мамврийский дуб полностью засох, а в 1997 г. и вовсе был отобран у нашей Церкви. Если вспомнить, что мvроточение Иконы в Монреале началось в 1982 г., вскоре после того, как РПЦЗ прославила (в 1981 г.) Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Царской Семьёй, то станет ясно, что такое благодатнейшее знамение было дано Русской Зарубежной Церкви за твёрдое стояние в правде Божией, против всякой лжи, наипаче исходящей от МП (здесь необходимо также добавить, что мvроточение Иверской Монреальской Иконы Божией Матери началось вскоре после тайного восстановления Русской Зарубежной Церковью в мае 1982 г. епископата для страждущей Катакомбной Церкви-сестры на Родине – прим. Ред. «ЦВ»). А когда после 1994 г. началось у нас какое-то отступление от такого твёрдого стояния, начались и знамения отступления Божией благодати ... Лично я воспринимаю всё именно так. Но я убеждён и знаю, что наказания Божии, в сущности, означают не что иное, как «наказ», т. е. урок, который нужно понять и хорошо усвоить. Тогда всё доброе вернётся, да ещё и приумножится.

В этом плане Ваши и иных достойных священнослужителей усилия в свидетельствах Первоиерарху и Синоду заслуживают полного одобрения и самой высокой похвалы ! И, кажется, не остаются безрезультатными ... Недавно у меня несколько дней гостил Владыка Михаил, Торонтский. Служил у нас Крещение Господне. Много говорил ! Он уверил меня, что Собор архиереев не пойдёт по линии, предлагаемой архиеп. Марком. Дай-то Бог ! Дай-то Бог !

Спасибо Вам, дорогой о. Герман, за положительную оценку моей статьи в Возрождении. Для меня же важны были не «комплименты», а то, поймут ли русские люди то, что случилось с Россией, или нет (или не вполне поймут). Вот в чём дело !

Может быть (не точно) в этом году меня пригласят в Лесненский монастырь. И если я там окажусь, по Божиему Промыслу, то будет возможность нам повидаться лично.

Храни Вас и всю Вашу семью Бог, досточтимый о. Герман ! Приветствуйте о. Михаила де Кастельбажак !

С любовью о Христе

Ваш Прот. Лев Лебедев
2/II-98
Курск

На обороте фотографии, отец Лев написал следующее :

Это я на острове Эгина с о. Иеромонахом Иоанникием, моим переводчиком и добрейшим помощником. Он – американец. Был в Джорданвилле, потом на Афоне в Ильинском скиту, а теперь – в монастыре Свв. Киприана и Иустины.


Последняя открытка, всего за несколько дней до кончины :

Христос Воскресе ! Дорогой о. Герман ! Сердечно поздравляем с Пасхой ! Дай Бог Вам и нам победы ! И радости о Бозе !

Пишите ! Не забывайте !

С любовью и братским целованием

Прот. Лев Лебедев с семейством
Пасха 1998 г.
г. Курск

Добавить под открыткой :

Итак, на обороте открытки-иконы столь им любимого св. Царя- Мученика и обрывается навсегда наша переписка с приснопамятным протоиереем Львом Лебедевым ...

Открытка, отосланная всего за несколько дней до его внезапной кончины, лишний раз показывает рыцарский дух покойного Батюшки, истинного воина Христова : « Дай Бог Вам и нам победы ». С поднятым мечом вновь и вновь шёл отец Лев на духовную брань, по велению своей совести и по приглашению своего любимого Главнокомандующего- Первоиерарха, но не дано было ему вступить в сражение с разрушителями Церкви ...

« Пишите ! Не забывайте ! » ... Да как можем забыть !..

После Собора 1998 года, последовал Собор 2000 года, а за ним и разруха Церкви ... Но мы-то знаем, на чьей стороне был бы сегодня отец Лев, и с кем бок о бок продолжал бы он сражаться.

В селениих праведных учини, Господи,
душу верного раба Твое
го приснопамятного протоиерея Льва,
и сотвори ему вечную память !

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый


Дополнительно по данному разделу:
Уния с МП ведет к духовной катастрофе
СТАРЧЕСКАЯ НЕМОЩЬ НОВОНАЧАЛЬНЫХ
Почему необходимо покаяние в грехе сергианства
Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви?
Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.
ГРЕХ СЕРГИАНСТВА
СЕРГИАНСТВО КАК ЭККЛЕССИОЛОГИЧЕСКАЯ ЕРЕСЬ
Свободная часть Русской Церкви
ЧТО ТАКОЕ СЕРГИАНСТВО
Без Любви нет Истинной Церкви


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru