Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

Письмо священно-исповедника Илариона (Андриевского)



Ниже помещаемый документ – одно из сохранившихся у нас писем архимандрита Илариона (Андриевского), окормлявшего Воронежскую катакомбную общину после возвращения из ссылки с 1956 по 1960 год. Статья о нем есть в книге протоиерея Михаила Польского «Новомученики и Исповедники Российские», во 2-м томе.

В книге о нем пишется как о протоиерее Иоанне Андриевском и указывается, что после освобождения из ссылки след его теряется. На самом деле все время до самой своей смерти в 1960 году он тайно жил в Воронеже, возглавлял здесь катакомбные общины ИПЦ, принял монашеский постриг с именем Илариона (постригал его иеросхимонах Амвросий /Капинус/) и в конце жизни был возведен в сан архимандрита.

Приводимое здесь письмо было написано о. Иларионом одной из монахинь, в ответ на ее письмо о необходимости отказа от советских паспортов. Письмо было написано в дореволюционной орфографии.

Протоиерей Алексий Парло,
г. Воронеж

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Св. Исповедник Архим. Иларион (Андриевский)

 

Письмо священноисповедника Илариона (Андриевского)

 

Миръ Вамъ,

Дорогая во Христе матушка Лукия и все Ваши единомышленники!

Простите меня, что я опять безпокою Васъ. Все это время я ждалъ Вашего ответа на свое известное Вамъ письменное обращеніе.

Но его еще нетъ, а быть можетъ, и не будетъ: отвергнувъ мои взгляды на прошлогоднюю перепись, Вы, вместе съ ними, возможно, отвергли и мое православіе, и решили совсемъ не сообщаться со мною, какъ и вообще со всеми участниками въ переписи.

Печально это, конечно, чтобы не сказать более. Но если это и такъ, если Вы уже почли меня чуждымъ Вамъ по духу, я все же не могу пройти равнодушно мимо Васъ, окраденной духовно отъ лукаваго, и впадшей въ тяжкую болезнь, боясь ответственности, которой, по слову Господа, подлежатъ приточныя священники и левитъ, прошедшія мимо впадшаго въ разбойники… и оставленнаго ими на дороге – еле жива… Я хотелъ бы быть «самаряниномъ» въ отношеніи Васъ и оказать Вамъ посильную духовную помощь… Я вижу ясно Ваше недопониманіе по существу пререкаемаго вопроса – во всей его глубине, и не считаю Ваше мненіе достаточнымъ основаніемъ для разрыва съ Вами общенія, какъ это, къ сожаленію, такъ легкомысленно делаете Вы. А поэтому я продолжаю сохранять мое прежнее ко всемъ вамъ отношеніе и никого изъ Васъ не исключаю изъ нашей Православной общины. Не знаю, какъ будетъ дальше, но въ настоящее время, особенно въ преддверіи Св. Великаго Поста, молюсь за всехъ Васъ въ надежде, что Милосердый Господь, хотяй всемъ спастися и въ разумъ Истины приити, приведетъ и всехъ Васъ къ познанію Вашей ошибки, которая, скажу, чревата тяжелыми последствіями разрыва съ Православной Церковью вообще, а въ Вашемъ, матушка Лукия, положеніи особенно опасна, ибо, лежа чуть ли не въ устахъ смерти, Вы рискуете отойти безъ Святаго Животворящаго напутствія въ вечность. Да не будетъ сего съ Вами!

Я все еще верю и надеюсь, что въ глубокомъ размышленіи Вы, въ конце концовъ, поймете то, что не укладывается сейчасъ въ голове и не приемлется Вашимъ сердцемъ, какъ якобы что-то богопротивное, а на самомъ деле совершенно непогрешительное, какъ это показываетъ Св. Прав. Церковь въ своей исторіи на живыхъ примерахъ, достойныхъ для нашего христіанскаго подражанія. Вся эта исторія, какъ и Слово Божіе, говорятъ противъ Васъ, противъ Вашего мненія. Я уже не буду повторять прежде указаннаго высокого примера Св. Ап. Павла, который, объявивши себя «Римскимъ гражданиномъ», и поныне остается для насъ образцомъ достойнымъ. Скажу только на возраженіе Пр. А., что «тамъ была тогда другая обстановка», – скажу, что – да! Именно другая! Жуткая и безмерно жестокая! Тамъ была настоящая бесовщина, которая снимала головы за одно только имя «христіанинъ». Поймите же Вы, что, назвать себя «гражданиномъ Советского государства» – это вовсе не значитъ признать себя «советскимъ человекомъ». Это не значитъ – согласоваться съ коммунистами, не значитъ – идти съ ними нога въ ногу, не значитъ – работать заодно и сочувствовать всемъ ихъ мероприятіямъ… «Гражданинъ Советскаго государства» и «советскій человекъ» – эти понятія далеко не тождественны: первое – это признаніе и подчиненіе Сов. Власти, а второе – это внутреннее содержаніе, настроеніе души человека. Между этими понятиями лежит огромная разница. Это я испыталъ лично и на самомъ себе въ 28-мъ году – 32 года назадъ. Когда я после продолжительнаго этапа ожидалъ въ Самаркандской тюрьме вместе съ другими заключенными решенія своей участи, мне было объявлено, что я оставленъ отбывать свою ссылку въ самомъ гор. Самарканде. Меня тамъ же въ тюрьме завидно некоторые поздравляли, такъ какъ это городъ большой, культурный, интересный своими древними достопримечательностями, как бывший столичный въ Ср. Азии. Но потомъ, по вызове меня въ Г.П.У. для заполненія анкеты, мое положеніе резко вдругъ изменилось – ответы мои, видимо, не понравились. Когда на вопросъ анкеты «Какое отношеніе къ Власти» я ответилъ: «Признаю и подчиняюсь въ гражданскихъ отношеніяхъ», то мне сказали, что «этого мало». А когда я спросилъ: «А что же вамъ еще надо?», они на этотъ мой вопросъ ответили мне вопросомъ-же: «А Вы сочувствуете?» Я прямо сказалъ: «Нетъ, не сочувствую, и какъ верующій не могу сочувствовать вообще, да и лично могу ли я сочувствовать, когда привезли меня сюда совсемъ не добровольно, оторвали отъ родныхъ и близкихъ!..» На это мне сказали, что «Вамъ, вероятно, нужна Царская власть?» Я ответилъ: «Нетъ, Вы ошибаетесь, почитайте исторію, и Вы увидите, что были времена, когда и Цари жестоко преследовали христіанъ» Все эти мои ответы были записаны и подписаны. А после, черезъ некоторое время, мне объявили такую резкую перемену места отбыванія ссылки: изъ прежде назначеннаго большого прекраснаго города я попалъ въ глухую степь, откуда после пятилетняго срока еще былъ направленъ въ другую ссылку – на далекій Северъ. – Такъ изъ этой анкеты ясно видно, что сама Сов. Власть глубоко различаетъ понятие о «гражданстве» отъ понятія о «сочувствіи» и не смешиваетъ и не сливаетъ эти два разнородныя понятія неизбежно въ одно понятіе. Иначе, после моего ответа о признаніи Сов. Власти и подчиненіи, она бы меня не спросила о моемъ «сочувствіи», если бы это «сочувствіе» было действительно связано съ «гражданствомъ», – а то ведь мало того, что спросили о «сочувствіи», да еще и наказали меня за мой отрицательный ответъ, переназначивъ место отбыванія ссылки изъ Самарканда въ далекую отъ него за 400 км глухую степь.

Значитъ, «гражданинъ» не есть всегда и обязательно «сочувствующій» всемъ коммунистическимъ мероприятиямъ, ибо понятіе «гражданинъ» само по себе не содержитъ этого сочувствія; а поэтому совершенно непогрешительно участвовать было въ переписи и отвечать положительно на вопросъ о «гражданстве» Советского государства, въ которомъ, какъ Вы сами хорошо знаете, есть граждане-коммунисты и вполне преданные и сочувствующія имъ, а есть просто граждане лишь по состоянію подданства; и таковыхъ – абсолютное большинство, въ числе коихъ – я и Вы, о чемъ ясно свидетельствуетъ Вашъ паспортъ, который Вы сами взяли, и живете по немъ правами «гражданства» въ потебныхъ случаяхъ (полученіе пенсіи и проч.) Более, чемъ странно это: пользоваться здесь правами гражданина – не грехъ, а назваться «гражданиномъ» – это, по-Вашему, есть такой тяжкій грехъ, что Вы даже всехъ участниковъ въ переписи исключили изъ Православія! Удивительное легкомысліе! Оно-то и породило  такое глубокое заблужденіе, которое даже простой здравой логике противоречитъ, не говоря уже о большемъ, очемъ я писалъ раньше и повторять не буду. Прибавлю только, что такое раздвоеніе душевное и Богу неугодно. Если, по-Вашему, погрешительно только назваться «гражданиномъ» Советскаго государства въ переписи, то пользоваться симъ гражданствомъ еще горше и ответственнее, не признавая его, какъ Вы это делаете (паспортъ Вашъ, пенсіи и проч. обличаютъ Васъ!) Куда же это годится?! А какъ много говорится въ Богослужебной Декабрьской Минее объ участіи Самого Господа Нашего Іисуса Христа въ переписи Ирода, чемъ доказывается безгрешность и нашего участія въ бывшей переписи. А въ Январской Минеи за 5-е число сказано о Христе: «написался, но не поработился, кесаревымъ повеленіямъ повинуяся». Какъ видите, здесь «написаніе» нисколько не связано съ «работой» Кесарю. Такъ, и наше участіе въ переписи не обязываетъ непременно работать Сов. власти, темъ более не есть коммунистическое сочувствіе, какъ Вы ошибочно считаете. Въ заключеніе еще приведу одинъ аргументъ въ пользу нашего положительнаго ответа на вопросъ о «гражданстве». Нашу веру святую Православную мы,  русскія, приняли отъ грековъ изъ Константинополя, а греки состояли въ гражданскомъ подданстве у турокъ – магометанъ. Однако, это турецкое гражданство не помешало грекамъ сохранить Веру Правосавную въ теченіе многихъ вековъ. Константинополь и поныне считается колыбелью Св. Православія, Центромъ Вселенской Церкви Христовой. – И этотъ историческій примеръ ясно показываетъ, что гражданство турецкое не обязательно содержитъ въ себе сочувствіе магометанское, какъ и Советское гражданство не обязательно содержитъ въ себе всегда сочувствіе коммунистическое – погрешительное. Ну, довольно! Хочу верить и надеяться, что все вышесказанное мною переубедитъ Васъ, и Вы признаете Вашу ошибку, вернетесь въ нашу Православную общину, и будемъ вместе мы прославлять Господа нашего Іисуса Христа едиными усты и единымъ сердцемъ – во спасеніе наше. Больше безпокоить не буду. Жду ответа.

Недостойный Иларионъ.

Источник:

http://priestalexei.livejournal.com/


Дополнительно по данному разделу:
Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР
Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви
О Катакомбной Церкви
Заметки о Катакомбной Церкви в СССР
Катакомбные богослужения в Соловецком лагере
Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.
Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви
Потаенная Россия
Церковное сопротивление в СССР
Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

Фоторепортаж с Епархиального Собрания Омско-Сибирской Епархии РИПЦ (2013 г.)

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru