Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


ИПЦ и голодомор 1932-33 гг.

Последняя суббота ноября - день поминовения жертв большевицких голодоморов 20-х, 30-х, 40-х гг. ХХ в.

Освященный Собор Русской Истинно-Православной Церкви в октябре 2008 г. постановил ежегодно в последнюю субботу ноября совершать церковное поминовение жертв большевицких репрессий и голодоморов 20-х, 30-х, 40-х гг. ХХ в. В память о тех событиях предлагаем ознакомиться с отрывком из книги С.В. Шумило «В катакомбах. Православное подполье в СССР».

-------------------------------------------------------------------------------------------- 

 

 ИПЦ и голодомор 1932-33 гг.

Голодомор

Наибольший оплот ИПЦ составляло крестьянство, наименее поддававшееся советской пропаганде и традиционно хранившее христианские устои и верность православию.

С целью сломить и уничтожить православное крестьянство и его сопротивление советской власти, большевиками были навязаны продразверстка и коллективизация. Всех несогласных подвергали «раскулачиванию» и насильственному выселению в Сибирь, арестам, ссылкам и расстрелам. Остальных насильно пытались обратить в «колхозников», переродив, а по сути уничтожив крестьянство как таковое. Однако и эти меры не давали нужных результатов. Пока сохранялся сам дух православного крестьянства, незримо передававшийся от поколения к поколению, пока живы были его носители, успехи советов на селе были эфемерными. Не могли иметь успехов среди таких крестьян и порожденные советами сергианско-обновленческие расколы. Православные хлеборобы во многих регионах оставались преимущественно верными Истинно-Православной Церкви.

Как отмечалось в следственных делах ОГПУ по поводу деятельности ИПЦ в Украине, «центр тяготения антисоветской работы был перенесен контрреволюционной организацией на село и основное внимание руководителей обращалось на срыв коллективизации».

Особенно сильны позиции ИПЦ были в таких центрах «кулачества», как Центральное Черноземье России, Украина, Кубань и Дон. Именно в этих сельскохозяйственных регионах в 1932-33 гг. большевиками был спровоцирован искусственный голодомор, в результате которого погибло более 10 миллионов человек. В Украине кампанию по массовому уничтожению православного крестьянства централизованно осуществлял аппарат ЦК КП(б)У под руководством Л.М. Кагановича. Удар целенаправленно наносился по исконным очагам православной культуры и традиции в народе. В результате учиненного геноцида массово вымирали целые села и районы, люди гибли от голода прямо на улицах, участились случаи людоедства. Вместе с крестьянами гибли и сельские православные священники.

Как вспоминал впоследствии бывший катакомбный священник, а позже, в эмиграции, архиепископ Чилийский (РПЦЗ) Леонтий (Филлипович): «Многие голодающие не в состоянии были дойти до города и замертво или в мучениях падали на дорогах и неизвестных тропинках… Я сам не раз видел подобные жуткие картины, когда у умиравшего от голодной смерти человека в предсмертной агонии изо рта с пеной выходила трава или древесная кора, которую за несколько минут до смерти в надежде добраться до города он жадно жевал… А сколько в период этого голода погибло людей, съеденных не только чужими, но даже близкими своими людьми…

Во время Рождественского поста я посещал дома своих прихожан на одной из окраин Киева. В редком доме не голодали. Навсегда запечатлелись некоторые картины. Холодный зимний день. Вошел в комнату. Посредине каток из человеческих экскрементов. На печи сидит опухшая от голода старуха-мать, закутанная в какое-то тряпье. В одном углу лежит молодой человек, похожий на скелет, – сын, два дня тому назад скончавшийся от истощения, в другом углу – младший сын умирает. Сколько таких картин я видел, знает только Господь. Я удивляюсь, как могло мое сердце вынести это и не разорваться».

Жестокость и изуверства коммунистического режима по отношению к православному крестьянству не знали границ. Спасавшихся от смерти и пытавшихся бежать в другие, не подверженные голодомору регионы, чекисты отлавливали и возвращали либо назад, либо ссылали или расстреливали. Специальной Директивой И.Сталина от 22 января 1933 г. был категорически запрещен выезд крестьян с пораженных голодом территорий Украины и Кубани на другие территории СССР. Крестьянам перестают продавать билеты на железнодорожный и водный транспорт. Блокируются дороги к городам. Тех, кто сумел выехать, арестовывают и возвращают назад. Только за первые полтора месяца действия этого постановления арестовано более 220 тысяч украинских крестьян. Из них более 168 тысяч насильно возвращают обратно в украинские села, где они умирают от голода.  Вследствие массового голодомора и уничтожения православного крестьянства влияние ИПЦ в Украине, на Кубани, Дону и в Центральном Черноземье России удалось значительно ослабить. Одновременно с голодомором в селах, не прекращались репрессии против последователей ИПЦ в городах.

Шумило С.В. В катакомбах. Православное подполье в СССР. Конспект по истории ИПЦ в СССР. – Луцк: Терен, 2011. – С. 59-61.

 

 

 

Дополнительно см.:

 

1. Голодомор
Последняя суббота ноября - день поминовения жертв большевицких голодоморов 20-х, 30-х, 40-х гг. ХХ ст.

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1504

 

2. Голодомор 1932-1933 годов: Геноцид против Православного народа
Последняя суббота ноября - день поминовения жертв большевицких голодоморов 20-х, 30-х, 40-х гг. ХХ ст.

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1496

 

3. Голодомор 1932-33 гг.: свидетельства преступления
Последняя суббота ноября - день поминовения жертв большевицких голодоморов 20-х, 30-х, 40-х гг. ХХ ст.

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1495

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР
Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви
О Катакомбной Церкви
Заметки о Катакомбной Церкви в СССР
Катакомбные богослужения в Соловецком лагере
Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.
Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви
Потаенная Россия
Церковное сопротивление в СССР
Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru