Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Катакомбные исповедники земли Воронежской

Воспоминания схимонахини Макарии
(м. Маргариты Чеботаревой, 1910-2004 гг.)

РАССКАЗ ПЕРВЫЙ: 
МОЯ ЖИЗНЬ

Сначала о себе: я, монахиня Маргарита, родилась в 1911 году 5/18 февраля в селе Гремячее Воронежской губернии в семье крестьянина. До двадцати лет жила в семье родителей с пятью сестрами и братом. В 1917 году поступила в церковно-приходскую школу при Вознесенской церкви села Гремячее и училась один год до прихода к власти большевиков. В 1919 году отец был арестован большевиками, но в том же году скончался под арестом от тифа в городе Рязани...

Мать воспитывала нас при церкви, с детства мы пели на клиросе. Но наставшие новые времена изменили нашу жизнь очень круто. Большевики всех принуждали вступать в колхоз, которого многие боялись и не хотели. Не шла в колхоз и мать. Жизнь была очень тяжелая. А тут еще в 1922 году наша церковь приняла обновленчество. Слава Богу, это продолжалось недолго. В обновленческую мы не ходили. В 1927 году новая напасть — наш сельский приход перешел в сергианство, приняв декларацию митрополита Сергия. Вот с тех пор мы ходили по округе и искали церкви православные, где еще не приняли эту декларацию. И так до 1935 года... А из дому я ушла еще в 1930 году и странствовала с монашествующими, изгнанными богоборцами из монастырей, живущими где придется. Исполняла разные послушания. Была при болящей монахине Иегудииле из Воронежского Покровского Девичьего монастыря, лежащей прикованной к одру 20 лет.

В 1933 году меня облек в подрясник и благословил четками иеромонах Иероним. Его и еще несколько человек арестовали в 1935 году за веру, потом над ними был суд, их сослали, и пропали они где-то без вести. По этому поводу и меня вызывали в НКВД. Также была арестована и монахиня Трифена из Покровского монастыря, у которой я была на послушании. Мне пришлось прятаться, так как я жила нелегально, и меня привлекали власти за то, что я нигде не работаю.

В 1937 году приняла иночество от иеромонаха Антония из Толшевского монастыря Он много пострадал от безбожной власти и был замучен ею.

В 1942 году во время оккупации германскими войсками я была эвакуирована с двумя болящими монахинями в Хахольский район, занятый немцами. Жили мы там до 1945 года, а потом переехали к схимонахине Мариониле, которая прибыла в Воронеж с Архиепископом Тихоном из Калуги. Она была пострижена в мантию Архиепископом Петром (Зверевым), а в схиму иеромонанахом Антонием (о нем я уже упоминала). У схимонахини Марионилы я жила до 1952 года, до ее кончины.

В 1952 году приняла мантию от Архимандрита Никандра Задонского монастыря. Архимандрит Никандр имел от Патриарха Тихона врученные ключи правления Православной Церкви в Воронеже — право принимать и присоединять к Православию от всех расколов. Десять лет он жил в ссылке прежде, чем вернуться в Воронеж. Скончался в 1955 году.

В 1956 году мы стали служить протоиерею Иоанну Андреевскому (в монашестве Иларион). О нем и о иеросхимонахе Амвросии я расскажу отдельно. А завершая описание своих странствий, скажу, что в 1966 году в Воронеже православных катакомбных священников уже не было С требами приходилось ездить по всем сторонам. Бывало, попадали и на неканонических, сомнительных и самозванцев... Последнее время окормлялась у отца Михаила Рождественского из Петрограда. В июле 1990 года мы присоединились к Русской Зарубежной Церкви, о которой в свое время нам много рассказывал наш духовный отец протоиерей Иоанн Андреевский. Он также много говорил и о Митрополите Антонии (Храповицком)... В настоящее время пребываю под омофором Владыки Лазаря на послушании при катакомбных храмах в городе Воронеже.

РАССКАЗ ВТОРОЙ:
ИЕРОМОНАХ ИЛАРИОН

Он был сыном священника — протоиерея Ардалиона в селе Голышовка Воронежской области. Родился в 1875 году, с 1901 был секретарем при Архиепископе Анастасии в Благовещенском Митрофановском монастыре. В 1913 году Архиепископ Анастасий скончался, и о. Иоанн перешел к Архиепископу Тихону Калужскому, с которым был вместе до 1920 года.

Первое служение провел в городе Воронеже на Чижовке в Рождественской церкви, а затем его перевели в Воскресенскую церковь у Каменного моста, где он и прослужил до 1922 года и за это был прозван Воскресенским. В период обновленчества о. Иоанн не принял этой ереси, его изгнали из церкви и лишили прихода. И стал он скитаться по верующим людям, пока его не арестовали.

В 1925 году приехал из Москвы Архиепископ Петр (Зверев) обращать обновленцев к покаянию. Тогда во всех церквах священники приносили это покаяние. Отца Иоанна назначили духовником у кающихся. Здесь его вскоре и арестовали и отправили в ссылку. Всего о. Иоанн пробыл в ссылках 28 лет. Из последней вернулся в 1956 году страшно больной: у него были сильные боли, грыжа, склероз...

Служил он в городе Воронеже тайно. Особенно любил Божественную литургию. Часто сослуживал ему иеросхимонах Амвросий, который и постриг его в монашество с именем Иларион.

У о. Илариона были две дочери. Чекисты заставляли их изолировать отца от верующих и за эту услугу сулили им квартиру. Но ничего не вышло у чекистов. До последнего дня своей жизни о. Иларион служил.

В праздник «Похвала Божией Матери» отец Иларион был уже лежащим на одре и хотел принять в этот день Святых Тайн. На квартире его собралось человек пять. И сразу появился чекист (они его до самой смерти не оставляли в покое). Чекист зашел и начал записывать находящихся в комнате людей. Двоим все же удалось скрыться. Одного арестовали, допрашивали, зачем пришел, о чем говорил с «дедом». Допрашиваемый отвечал, что, дескать, искал дом купить и зашел к свояченице, которая тут жила... Так вот и выкручивались... В Великий Четверг опять приехали из НКВД и произвели тщательный обыск. Искали верующих, но никого, кроме домашних, не нашли. Из-за невозможности пригласить помощников в тот день отцу Илариону пришлось одному служить всенощную со Страстным Евангелием. Большие переживания и напряжение, которыми сопровождались все его последние дни, не прошли даром и 13/26 июня 1961 года он скончался. Перед смертью сказал нам: «Во всем я грешен, но от Православия ни на йоту не отступил». Призвал отца Амвросия, вручил ему Церковные ключи управления (а именно он был их хранителем) со словами: «Со дня раскола Церкви каноническое Православие не было прервано, эта золотая ниточка жива, все церковные дела передаю вам до появления православного епископа. А искать такового надо!» — одел на отца Амвросия свой крест

Верующие люди считали о. Илариона столпом Православия, а чекисты называли его «твердолобым»...

РАССКАЗ ТРЕТИЙ:
ИЕРОСХИМОНАХ АМВРОСИЙ

Родился он в Херсонской области в 1887 году в большой семье, в которой был младшим ребенком, и рано остался сиротой: Андрею было двенадцать, когда он остался на попечении старшего брата. С этого времени хлеб он зарабатывал себе сам тем, что пас волов.

С раннего возраста полюбил церковь; имея хорошие музыкальные способности, стал петь на клиросе. Старые люди радовались за сироту, слушая его пение, которое шло от сердца. Это было заложено матерью: одно из самых незабываемых воспоминаний детства для Андрея было то, как сидел он у матери на коленях, а она читала Иисусову молитву, пела псалмы и тропари, а слезы текли у нее обильно. Видно, тогда уже молитвы матери дошли до Бога, и он не оставил бедного сироту.

В 1906 году Андрей был призван на военную службу. А так как он был высокого роста и хорошего сложения, то служил в Лейб-гвардии Семеновском полку. Часто вспоминая об этом, он рассказывал потом всем нам запомнившийся ему случай: Царь-батюшка нередко обходил строй солдат семеновцев вместе с Цесаревичем. Однажды был какой-то праздник, и Царь спросил маленького Цесаревича: что лучше подарить каждому солдату — по рублю или по шоколадке? «И по рублю и по шоколадке», — был ответ юного Алексия...

После окончания действительной службы остался сверхсрочником и попал в Петроград, потом на войну... А вскоре началась кровавая революция. Андрея преследовали большевики потому, что он был на стороне белых. Он укрылся в женском монастыре и там прислуживал священнику. Немного пробыл там и ушел в Онуфриевский мужской монастырь (к себе на родину, в Херсонскую область). Здесь и принял монашество с именем Анувий. Монастырь вскоре большевики закрыли. И он стал служить иеродиаконом в Киеве. Когда началось брожение в Церкви, и стали служить только на украинском языке (самосвяты), ему, в который уже раз, пришлось покинуть и это место. Знакомый иеродиакон Иринарх пригласил его, о. Анувия, к себе в Серпухов, где в то время половина церквей была обновленческая, а половина — православная. Служил там под омофором епископа Максима, истинно православного архипастыря. Спустя год начались здесь массовые аресты...

Было арестовано почти все высшее архиерейство. Оставшееся священство пошло под окормление архиепископа Димитрия Гдовского. Отцу Анувию тоже оставалось недолго быть на свободе. И его, и архиепископа Димитрия Гдовского арестовали почти одновременно. Выслали в лагеря под Воркуту. Работа была очень тяжелая: лесоповал. Не выработаешь норму — не получишь хлеба. По рассказам о. Анувия, его спасла баня, которая там на счастье была.

После освобождения он попал в Астрахань, зарабатывал на хлеб тем, что чинил сапоги. Но вскоре опять был арестован и освобожден уже только в 1943 году. Тогда и попал в Воронеж.

Здесь тайно служил архимандрит Никандр Задонский в престарелом уже возрасте (катакомбный архимандрит), который тоже только вернулся из ссылки. Просьба о. Анувия о принятии его в общину очень насторожила архимандрита, время-то было страшное, кругом аресты по доносам. И потому о. Анувия не приняли. А вскоре его вновь арестовали и теперь уже продержали в лагерях до 1955 года.

В 1956 году вернулся из ссылки протоиерей Иоанн Андреевский. Отец Анувий был уже в Воронеже и опять обратился с просьбой принять его в общину. Теперь ему уже не отказали. После недолгого совместного служения протоиерей Иоанн пожелал принять монашество, и отец Анувий постриг его с именем Иларион. Потом уже иеромонах Иларион тайно постриг о. Анувия в схиму с именем Амвросия.

Когда о. Иларион скончался, о. Амвросий его облачал и отпевал, принял служение в Воронежской общине. Пришлось ему окормлять и другие приходы, которые по разным причинам оставались без пастыря. Постригал желающих в монашество. Все делалось тайно... Помня благословение о. Илариона, стали искать православного епископа. Прослышали про такого Феодосия, живущего в Красноярске, работающего сторожем. Добрались до него, расспросили, выдал себя за Киево-Печерского Феодосия. Навели справки, оказался он ложным. И связь с ним была прекращена...

Отец Амвросий (в мiру Андрей Антонович Капинус) скончался 1/14 октября 1966 года, не успев передать никому церковных дел... Осиротела воронежская община.

На воронежском кладбище в одной ограде похоронены трое: архимандрит Никандр Задонский, иеромонах Иларион, иеросхимонах Амвросий. Верующие люди никогда не забывают их могилы.

В воронежской общине были и другие катакомбные священники: одни провели лучшие годы в ссылках, другие служили тайно. Все совершалось с большим риском и под страхом ареста. И оттого даже воля не была волей. Не вернулись из ссылки воронежские священники иеромонахи Антоний и Иероним, иереи Емельян Малышевский и Пантелеймон.

Все они были безкровными мучениками. Вечная им память.

Схимонахиня Макария (м. Маргарита Чеботарева).


Дополнительно по данному разделу:
Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР
Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви
О Катакомбной Церкви
Заметки о Катакомбной Церкви в СССР
Катакомбные богослужения в Соловецком лагере
Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.
Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви
Потаенная Россия
Церковное сопротивление в СССР
Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru