Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Катакомбный исповедник схииеромонах Феодосий (Жиденко) Ирпенский



 Схииеромонах Феодосий (о. Агапит Жиденко)

Схииеромонах Феодосий (иером. Агапит Жиденко). Фото 1950 г.

 

Катакомбный исповедник схииеромонах Феодосий (иером. Агапит, в мiру Жиденко Антон Кириллович) родился 17 января 1881 г. в с.Слюзчина Слобода Золотоношского уезда Полтавской губернии.

С 1896-го по 1902 г. был послушником в Бизюковом монастыре. С апреля 1921 г. — певчий лаврского митрополичьего хора. С 20 мая 1922 г. клирошанин Великой лаврской церкви. Через время после принятия монашеского пострига 28 июня 1922 г. состоялось рукоположение в сан иеродиакона. По просьбе архимандрита Климента (Жеретиенко) 6 августа 1929 г. архиепископ Гдовский Димитрий (Любимов) рукоположил о.Агапита в сан иеромонаха (на допросе в 1950 г. сообщил, что в том же году принял схиму с наречением имени Феодосий). С конца 1920-х гг. в Киеве, проживал по ул.Олеговской, 12.

С июня 1928 г. по август 1929 г. служил иеродиаконом в с.Гавриловке Харьковской области «Служил примерно и ревностно исполняя лежавшие на нем обязанности». В это же село о.Агапит командирован осенью 1929 г. «для исполнения пастырских обязанностей».

В связи с проводившимися арестами 20 марта 1931 г. выехал из Киева, не снявшись с учета в Админотделе. Арестован в Харьковской области 22 марта 1931 г. Позднее о.Агапит вспоминал: «При аресте имел при себе сухие Дары, я их решил не отдавать на поругание и принял их в сухом виде». Во время допроса заявил: «На советскую власть смотрю, как на попустительство Божие, хотя ее и считаю властью от Бога, как на бич Божий. В наказание народу за его грехи».

По обвинительному заключению от 10 мая 1931 г. проходил в составе группы из десяти священнослужителей и первоначально приговорен к расстрелу. Обвинен по ст.54-10 УК УССР. Пробыл в тюрьме 10 месяцев. Решением Особого совещания при коллегии ОГПУ СССР от 14 декабря 1931 г. осужден на 3 года концлагерей, отправлен в г.Мариинск (теперь Кемеровская область). В 1934 г. вернулся из заключения и переехал в Полтавскую область. Ему было отказано в прописке и получении паспорта. Находился на нелегальном положении более 15 лет. Проживал в городах Золотоноше, Ирпене, Черкассах. Оставался активным и непреклонным противником Декларации 1927 г. «Добивался привилегированного положения Церкви, какое она имела при царе». На протяжении длительного времени создавал и поддерживал связь с общинами ИПЦ в Черкассах, Смеле, Каневе, Золотоноше, Батуми, Кобулети, Майкопе и других населенных пунктах страны. Постоянно проповедовал Слово Божие, а также поучал, что «дома родители с детьми должны изучать Закон Божий», а также защищать Отечество: «Царя нет, но Отечество защищать надо». В Черкассах, в доме, где проживал он и две сестры-монашки — сестры Мария и Варвара (Папахи), в 1946 г. нелегально устроил домовую церковь. 12 апреля 1950 г. о.Агапит арестован второй раз. Первый допрос проведен в Черкассах. Затем перевезен в Киев во внутреннюю тюрьму МГБ. Постановление о предъявлении обвинения по ст.54-10, ч.II и ст.54-11 УК УССР подписано 21 апреля 1950 г. О.Агапит обвинялся в руководстве «нелегальной антисоветской церковно-монархической организацией Истинно-Православной Церкви, действовавшей на территории Киевской и Полтавской областей». Изъятые при аресте серебряные церковные вещи в количестве 25 наименований были сданы для реализации. Остальная церковная утварь, плащаница, 14 антиминсов (из них два лаврских), облачения и 300 книг были уничтожены. Одновременно с о.Агапитом арестовали 16 сторонников ИПЦ.

20 июня 1950 г. в 22 ч. 30 мин. закончилось заседание Киевского областного суда, на котором был оглашен приговор о.Агапиту и остальным заключенным. «На основании статей 54-10, ч.II и 54-11 УК УССР, по совокупности совершенных преступлений, <...> и в силу Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 мая 1947 г. о замене расстрела 25 годами лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях...» была определена мера наказания о.Агапиту (Жиденко). Одновременно на 25 лет лагерей осудили еще 4-х человек. Остальные осужденные получили также большие сроки и были отправлены в особый лагерь МГБ. Определением Верховного Суда СССР от 18 декабря 1954 г. срок заключения о.Агапиту был снижен до 10 лет. В 1955-1956 гг. были освобождены все заключенные, проходившие по этому делу, за исключением о.Агапита.

Источники:

1.         Центральный государственный исторический архив Украины в г.Киеве, ф.128, оп.3 мон., ед.хр.974.

2.         Центральный государственный архив общественных объединений Украины, ф.263, оп.1, ед.хр.65744.

3.         Отраслевой государственный архив Службы Безопасности Украины, дело № 70130-ФП.

Печатается по материалам книги: Л.П.Рылкова. Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии. – К., 2008.

 

 

От редакции: Иеромонах Агапит (Жиденко) во время пребывания в лагерях в 1950-е гг. тайно принял постриг в схиму с именем Феодосий. В конце 50-х гг. вышел из заключения, сергианской Московской патриархии не признавал, принадлежал к Истинно-Православной Церкви. Проживал у духовных чад в пос. Ирпень под Киевом, где тайно окормлял катакомбную общину ИПЦ. Одно время у схииеромонаха Феодосия (Жиденко) окормлялся катакомбный инок Феодосий (Журбенко, впоследствии катакомбный архиепископ Лазарь, председатель Синода РИПЦ, +2005). Умер схииеромонах Феодосий (Жиденко) в кон. 60-х гг. Похоронен на местном кладбище в Ирпине. В 2008 г. на Освященном Соборе РИПЦ причислен к лику Святых Отцев-Исповедников Церкви Катакомбной.

 

 

Дополнительно см.:

 

1. Последние наставники Киево-Печерской Лавры. Катакомбные старцы-исповедники Схиархимандрит Антоний (Жеретиенко,+1950) и архимандрит Макарий (Величко,+1940).

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1152

 

2. Акт о соборном прославлении во святых Отцов-Исповедников Русской Церкви Катакомбной

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1471

 

3. Доклад по вопросу прославления Отцов-Исповедников и Мучеников Катакомбных

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1462

 

 

4. Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви: 1927-2007 гг.

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1366

 

5. Советский режим и "советская церковь" в 40-е – 50-е годы ХХ столетия (главы из книги)

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1183

 

6. Богоборництво i гонiння на Iстинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернiгiвщинi

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=704

 

7. Разгром Киевского епархиального управления 1923 года (Глава из книги "Отец Анатолий Жураковский и киевские иосифляне”)
Билокинь С.И., доктор исторических наук, г. Киев

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=607

 

8. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945
Лев Регельсон

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=443

 

9.  Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868-1950 гг.).
Виталий Шумило, г. Чернигов

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=606 

 

10.  Три Пасхи Исповедника. О пребывании С.А.Нилуса в Чернигове.
Диакон Димитрий Михайловский, РИПЦ

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=702
 
 

11.  Священноисповедница Схиигумения София Киевская и ее подвиг служения Истинно-Православной Церкви
Из воспоминаний Елены Юрьевны Концевич и Сергея Александровича Нилуса

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=604 
 

 

12. Истинно-Православная Церковь на Украине
Доктор исторических наук М.В. Шкаровский

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=596

 

13. Подпольные «филиалы» ИПЦ на Украине
Ирина Осипова

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=598

 

 

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Катакомбный исповедник иерей Григорий Сокрута (+1993 г.)
Святоотеческая мудрость отца Серафима (Роуза)
ПАТРИАРХ ТИХОН
О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925 гг.)
Тайна личности Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) и его значение для Православного Славянства
Жизненный путь Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого)
Канон Святителю Антонию Киевскому, Первоначальнику Русския Зарубежныя Церкве
Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского)
Краткое жизнеописание Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви
Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

Фоторепортаж с Епархиального Собрания Омско-Сибирской Епархии РИПЦ (2013 г.)

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru