Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


ВОССТАНОВИТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

К 1150-летию начала христианизации Руси

 

ВОССТАНОВИТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

К 1150-летию начала христианизации Руси

 

ХХ век, подобно первым векам христианства, явил миру великий сонм Святых Новомучеников и Исповедников, богоборцами за веру Христову убиенных. На их крови зиждется фундамент современного Православия. Молитвенное почитание их подвига и страданий есть долг каждого православного христианина.

Однако не меньшим долгом современных православных христиан является почитание подвига наших первомучеников, еще на заре отечественной истории обильно оросивших нашу землю своей мученической кровью, что со временем дало обильные духовные всходы, преобразив ее из варварской страны в величественную Святую Русь. Без их подвига не взошли бы семена веры Христовой в киево-русской земле, не произошло бы расцвета Святого Православия в Киевской Руси.

Речь идет, прежде всего, о нашем киевском первопросветителе князе-мученике Оскольде (во святом крещении Николае), которого называют также Аскольдом. Он имел мужество не только уверовать во Христа, но и открыто исповедать свою веру перед враждебным к христианству языческим обществом Киева. Это был воистину мужественный подвиг исповедания Православия, за что язычники-киевляне не только возненавидели своего князя, но и пригласили из Новгорода язычника-наемника Олега, хитростью убившего киевского государя-христианина. Прежде чем убить Оскольда, язычники обманом заманили его в свой стан. Нет сомнения, что они пытались убедить князя отречься от истинной веры и возвратиться к языческому нечестию. Однако киевский князь-христианин остался непреклонен и бескомпромиссен в вере, за что и был подло убит. Оскольд один, без оружия, выступил против целой армии язычников и принял мученичество, подобно римским христианам времен языческих гонений. Следом за Оскольдом в Киеве были умучены и многие другие христиане, а само имя христианское язычники пытались стереть из памяти народной. Однако смерть первых киевских христиан не была поражением. Их мученичеством укреплялась и торжествовала вера православная, чудодейственно преображая и умягчая сердца язычников, обращая их ко Христу.

Смерть Аскольда

Убийство Оскольда. Неизвестный художник XIX в.

Эта духовная победа первых киевских христианских мучеников не заставила себя долго ждать. Из летописей мы достоверно знаем, что уже в дружине Великого Киевского князя Игоря половину войска составляли русичи-христиане. Это были плоды подвига князя Оскольда и иных первомучеников киево-русских. Приняла христианство и супруга кн. Игоря - святая блаженная Великая княгиня Ольга, почтившая мученический подвиг кн. Оскольда возведением на его могиле православного храма. 

Но, видимо, не была еще Русь готова всенародно принять крещение: и в этот раз мирное распространение христианства на Руси вызвало злобу, ненависть и сопротивление язычников. Как сообщает Иоакимова летопись, «дьявол возмяте сердца вельмож нечестивых, начата клеветати на христианы... Он же [Святослав] толико разсвирепе, яко и единого брата своего Глеба не пощаде, но, разными муками томя, убиваше. Они же [крещеные русы] с радостию на мучение идяху, а веры христовы отрещися и идолом поклонитися не хотяху ... Он же [Святослав] видя их непокорение, наипаче на презвитеры яряся, якобы тии [православные священники] чарованием неким людем отвращают и в вере их утверждают, посла в Киев, повеле храмы христиан разорити и сожещи. И сам вскоре поиде, хотя вся христианы изгубити».

Мы видим, как в 972 году на Руси повторилась трагедия 882 года. Русичи-христиане вновь предавались жестокой смерти. Не пощадили язычники даже князя Глеба, двоюродного брата Святослава, племянника княгини Ольги, принявшего вместе с ней святое крещение. Российский историк В.Н. Татищев (1686-1750) называет кн. Глеба наравне с Оскольдом, первомучеником христианским: «Его же [Оскольда] можно за первого мученика Руси почитать, как и Глеб, брат Святослава, кои от неведения истории забыты и в святцы не внесены». Как справедливо отмечает по этому поводу Сергей Шумило, «и князь Оскольд, и князь Глеб, и другие русичи-христиане, принявшие смерть от язычников, есть тот фундамент веры, на котором воздвигалось духовное здание Святой Киевской Руси».

Из летописей мы знаем, что в эту пору язычники даже приносили христиан в жертву своим лжебогам. Сохранились свидетельства, как подобное пытались сотворить с киевским христианином Иоанном, на которого выпал жребий. Принесению его в жертву воспротивился его отец Феодор, заявивший, что они христиане и не признают языческих ритуалов, за что рассвирепевшими язычниками оба были убиты (память их 12 июня/25 июля).

Однако и в этот раз подвиг стояния в вере первомучеников киево-русских не был напрасным. Среди тех, кто предавал киевских христиан смерти, был и молодой княжич Владимир Святославич. Как и евангельский Савл, Владимир был ярым гонителем христиан. Но глубина, твердость и сила веры киевских христианских мучеников не оставила равнодушным и его. И со временем, подобно чудесному обращению Савла в Павла, Владимир не только принимает христианство, но и обращает в христианство всю Киевскую Русь.

Таков был непростой, тернистый, мученический путь к торжеству на Руси Святого Православия в 988 году. Можно сказать, Русь выстрадала свое Православие, свое обращение ко Христу, воистину став Святою Русью, освященной кровью многих поколений киево-русских христианских мучеников. 

Сегодня, когда в среде постатеистической интеллигенции с новой силой растет мода на неоязычество, когда под влиянием таких настроений плодятся христо-ненавистнические идеи, память о наших киево-русских первомучениках, от язычников убиенных, приобретает особую актуальность. Почитание их мученического подвига есть наш благочестивый ответ неоязычеству на обвинения в якобы жестоком искоренении «веры предков» и насильственном насаждении христианства.   

Без знания первоначальных страниц отечественной истории невозможно понять истинную суть происходивших тогда событий. На самом деле жестокими гонителями были как раз язычники, около 100 лет преследовавшие на Руси христиан, предававшие их смерти только за одно имя христианское и даже приносившие их в жертву во имя своих сатанинских культов.

Судьба первого русского православного государя-мученика дивным образом перекликается с судьбой последнего русского православного государя-мученика. Оба они во святом крещении носили имя Николай. Оба они были предательски отданы на мученическую смерть своими подданными. И оба они приняли мученический венец за веру Христову. Первое цареубийство на Руси незримо связано с последним цареубийством даже внешними обстоятельствами, ибо совершено не чужеземными завоевателями, но при соучастии собственного народа, не желавшего следовать свету Христова учения.

С Николая I (Оскольда) началось зарождение Православной Руси, на Николае II оно прервалось... Первый и последний, начало и конец... Здесь сокрыта тайна Святой Руси. Случайно ли такое совпадение? Мы знаем, что у Бога случайностей не бывает.

Наш долг - воздать должную память как Святым Новомученикам и Исповедникам ХХ века, так и первомученикам киево-русским. Они есть «соль земли» нашей. На их подвиге и примере верности Христу, твердости, бескомпромиссности только и возможно подлинное духовное возрождение нашего народа, вновь, как и тысячу лет назад, погрузившегося во тьму язычества и неверия.

В 2010 году исполняется 1150 лет Оскольдова Крещения на Руси. Когда же, как не в этот знаменательный, юбилейный год в истории наших Отечества и Церкви, надлежит нам наконец-то восстановить историческую справедливость, должным образом почтить князей-мучеников Оскольда, Глеба и всех первомучеников киево-русских, от язычников убиенных?

Пусть же скромный труд Сергея Шумило (книга "Князь Оскольд и христианизация Руси", - прим. ред.), посвященный возрождению памяти об Оскольде, послужит одним из шагов на этом важном и необходимом пути.
   

Иеромонах САВВА,
   Иерусалим-Афон-Киев,
   февраль 2010 года

Источник:

Газета «Русский Вестник», № 7 от 01.04.2010

http://www.rv.ru/content.php3?id=8404

 

 

Дополнительно см.:

1. Князь Оскольд несправедливо забыт

http://religions.unian.net/ukr/detail/5456

2. В Чернигове состоялась международная научная конференция «Начало христианизации в Киевской Руси во времена князя Оскольда: 1150 лет»

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1711

3. Историки предложили установить празднование «Дня Древней Руси»

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1705

4. Київська місія Свв. Кирила і Мефодія та перше (Оскольдове) хрещення Русі

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1355

5. Первое (Аскольдово) крещение Руси
Проф. Михаил Брайчевский

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=162

6. Крещение Руссов при Аскольде и Дире
Митрополит Макарий (Булгаков)

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=161

7. Первое Крещение Руси и мученический подвиг первого русского государя-христианина Оскольда-Николая Киевского
Протоиерей Лев Лебедев

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=344

8. Первый Христианский Князь Оскольд-Николай
Тамила Решетникова, к.н., сотрудник НАН Украины

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=345

9. Из истории миссии Свв. Мефодия и Кирилла, просветителей Славянских

Светлана Авласович, г. Чернигов

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1193

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
«Милость Моя исцелит тебя…»
Индульгенции в истории Греческой Церкви
Церковное сопротивление в СССР
Ватикан и Россия
Ватикан и большевицкая революция
Русская Церковь в Белой борьбе
КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ
Первое (Аскольдово) крещение Руси
Движение "непоминающих" и Московская патриархия
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru