Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Слово, посвященное памяти Священномученика Владимiра, Митрополита Киевского

Священномученик Пахомий (Кедров, † 1937 г.), Архиепископ Черниговский

 
 
Рѣчь на торжественномъ засѣданіи Священнаго Собора,
 посвященномъ памяти мученически скончавшагося митрополита Кіевскаго Владиміра (Богоявленскаго), 15 (28) февраля 1918 года.

Позвольте мнѣ подѣлиться съ вами воспоминаніями о послѣднихъ дняхъ жизни почившаго Владыки митрополита Владиміра.

Митрополитъ Платонъ въ своемъ словѣ надъ гробомъ почившаго Владыки уподобилъ предсмертныя его мученія крестнымъ мукамъ Господа на Голгоѳѣ. Народъ, во множествѣ окружавшій гробъ почившаго, своими громкими рыданіями подтвердилъ истину этихъ словъ. Но почившій Кіевскій Святитель уподобился Господу не только въ Голгоѳскихъ Его страданіяхъ: у Владыки Владиміра былъ и свой геѳсиманскій подвигъ, подобный геѳсиманскому подвигу нашего Господа. Мнѣ, какъ епископу одной изъ украинскихъ епархій, пришлось быть свидѣтелемъ этихъ страданій почившаго архипастыря въ послѣдніе дни его жизни. Я имѣю въ виду тѣ скорби, которыя почившему Святителю пришлось терпѣть въ послѣдній его пріѣздъ въ г. Кіевъ. Какъ извѣстно, тамъ предъ Рождествомъ шли спѣшныя приготовленія къ Украинскому Церковному Собору. Нѣкоторые неразумные ревнители блага Украинской церкви возымѣли смѣлость предложить владыкѣ-митрополиту, тормозившему, какъ имъ казалось, дѣло созыва Украинскаго Собора, оставить г. Кіевъ въ трехдневный срокъ. Владыка сказалъ имъ: «Въ чемъ вы меня обвиняете. Если я дѣйствительно въ чемъ либо виновенъ, то оставлю Кіевъ, оставлю навсегда». И дѣйствительно, владыка-митрополитъ готовъ былъ уйти на покой, и только желаніе до конца исполнить свой долгъ побуждало его оставаться на своемъ посту до времени.

Въ исполненной кротости и любви душѣ почившаго кіевскаго Святителя происходила борьба великодушія, всепрощенія — съ одной стороны, и боязни оказаться малодушнымъ, неисполняющимъ свой архипастырскій долгъ — съ другой. Завѣщаніе Святѣйшаго Патріарха и всего Освященнаго Собора дѣйствовать въ Кіевѣ въ духѣ мира и любви побудило почившаго Владыку простить своимъ недругамъ, тѣмъ болѣе, что они сами выразили — хотя, быть можетъ, и не вполнѣ искреннее, раскаяніе. Прибытіе въ Кіевъ представителя Его Святѣйшества — митрополита Платона особенно обрадовало Владыку: онъ постоянно порывался ѣхать въ Москву къ Святѣйшему Патріарху, а теперь увидѣлъ въ лицѣ патріаршаго посланника вблизи себя какъ бы самого святѣйшаго отца.

Но вотъ 7 января с. г. открылся Всеукраинскій Церковный Соборъ въ г. Кіевѣ. Владыка митрополитъ съ полною готовностью шелъ на встрѣчу всѣмъ нуждамъ и желаніямъ Собора. Такъ, Владыка изыскалъ до 60 тысячъ рублей денегъ на содержаніе членовъ Собора, постоянно являлся на засѣданія Собора, тщательно вникая въ его дѣла.

Особенно большое утѣшеніе доставили почившему Владыкѣ усердная молитва членовъ Собора въ лаврѣ 14 января с. г. Въ этотъ день митрополитъ Владиміръ съ нѣсколькими другими іерархами и священниками — членами Собора совершалъ Божественную Литургію въ великой лаврской церкви, при чемъ и всѣ другіе члены Собора съ великимъ усердіемъ молились за этой литургіей, а потомъ поклонялись печерскимъ угодникамъ, почивающимъ какъ въ ближнихъ, такъ и въ дальнихъ пещерахъ. Эта усердная молитва членовъ Собора умиротворила ихъ духъ и доставила великую духовную радость почившему кіевскому первосвятителю.

Но дни бытія Украинскаго Собора были уже сочтены: въ пятницу слѣдующей седмицы (19 января), вслѣдствіе неблагопріятно сложившихся обстоятельствъ жизни въ Кіевѣ, первая сессія Собора была перервана до мая. Ни почившій Владыка, ни преосвященный предсѣдатель Собора епископъ Пименъ, пребывавшіе въ отрѣзанной отъ города военными дѣйствіями лаврѣ, не могли быть на послѣднемъ засѣданіи Собора. Предсѣдательствованіе на немъ было поручено мнѣ. О результатахъ засѣданія я почиталъ себя обязаннымъ доложить какъ Владыкѣ митрополиту, такъ и преосвященному предсѣдателю Собора. И вотъ я, на другой день по закрытіи Собора, въ 3 часа дня 20 января (въ субботу) рѣшился ѣхать въ лавру, хотя обстрѣлъ находящагося вблизи лавры арсенала еще не прекратился. Господь благословилъ мнѣ благополучно достигнуть лавры, хотя осаждавшіе арсеналъ солдаты очень безпокоились за судьбу насъ, ѣхавшихъ въ лавру.

Митрополитъ Владиміръ былъ весьма утѣшень моимъ сообщеніемъ о мирномъ окончаніи работъ первой сессіи Украинскаго Собора. Онъ предложилъ мнѣ послужить съ нимъ и съ преосвященнымъ Пименомъ въ воскресенье 21 января въ великой лаврской церкви. Это было послѣднее соборнее служеніе Владыки. Послѣ литургіи мы съ преосвященнымъ Пименомъ были приглашены раздѣлить съ Владыкой его трапезу. Утѣшеніе быть гостемъ почившаго кіевскаго архипастыря въ послѣдніе дни его жизни выпадало на мою долю нѣсколько разъ. Рѣшаюсь сказать о впечатлѣніи, какое производила на меня эта трапеза почившаго іерарха, раздѣлявшаяся часто и нѣкоторыми другими прибывшими въ Кіевъ архипастырями. Мнѣ чувствовалось, что Господь незримо простиралъ надъ нами въ сіи столь тяжкіе для насъ дни Свою благословляющую десницу, и я какъ бы слышалъ Его глаголы, записанные Тайнозрителемъ и такъ переложенные глубоко вѣровавшимъ поэтомъ: «Ты слабъ, изнемогъ, ты въ трудѣ и борьбѣ, Я силы прибавлю тебѣ. Ты плачешь? Послѣднія слезы съ очей отру Я рукою Моей. И буду въ печали твоей утѣшать. И сяду съ тобой вечерять». Такъ, казалось мнѣ, Господь вѣщалъ тогда всѣмъ намъ — смиреннымъ дѣятелямъ Святой Церкви, и первѣе всего нашему маститому первоіерарху, на котораго особенно сильно ополчились темныя силы ада.

По окончаніи трапезы я простился съ Владыкой, думая на другой день отправиться лошадьми въ Черниговъ. Но сдѣлать этого мнѣ не удалось: на другой день снова начался артиллерійскій обстрѣлъ города. 24 января я былъ раненъ въ животъ осколкомъ снаряда, упавшаго въ сосѣднюю комнату и наповалъ убившаго бывшаго тамъ одного черниговскаго депутата (церковнаго старосту В. А. Островянскаго). Благодаря горячему участію въ моей судьбѣ митрополита Платона и епископа екатеринославскаго Агапита, вечеромъ въ тотъ же день я былъ доставленъ въ Софійскій госпиталь, гдѣ мнѣ оказана была надлежащая медицинская помощь. Первую ночь названные святители ночевали въ томъ же госпиталѣ, боясь ухудшенія моего самочувствія къ утру. Господь спасъ меня отъ смерти: черезъ два дня мнѣ стало лучше. Но какимъ ужасомъ омрачилась моя радость о собственномъ моемъ спасеніи, когда я узналъ о мученической кончинѣ Владыки кіевскаго. Мнѣ было разрѣшено врачами принять участіе въ погребеніи новаго священномученика.

Похороны почившаго состоялись въ понедѣльникъ 29 января. Народъ во множествѣ шелъ въ священную лавру отдать послѣдній долгъ ея мученически скончавшемуся священно-архимандриту. Совершено было изнесеніе тѣла почившаго Святителя изъ нижней Крестовой церкви въ великую лаврскую. Литургію служило пять архипастырей: митрополитъ Платонъ, я, епископъ Пименъ и викаріи кіевскіе Никодимъ и Димитрій. На отпѣваніе вышли еще епископъ Агапитъ и ректоръ кіевской духовной академіи епископъ Василій. Надгробныя рѣчи говорили прот.-проф. Титовъ, инспекторъ академіи архим. Тихонъ и митрополитъ Платонъ. Послѣдній закончилъ свою рѣчь земнымъ поклономъ почившему отъ лица Его Святѣйшества и всего епископата Россійской Церкви.

Бренныя останки Владыки взяли на рамена архимандриты и іеромонахи и понесли въ дальнія пещеры для погребенія. День былъ изумительно теплый.

Но вотъ торжественно-печальное шествіе приблизилось къ храму, устроенному при входѣ въ дальнія пещеры лавры. Народъ разступился на двѣ стороны, не входя въ самый храмъ — весьма малый по размѣрамъ. Въ храмъ прошли лишь священнослужители, вслѣдъ за коими былъ затѣмъ внесенъ гробъ съ тѣломъ почившаго. Отслужена была заключительная литія, и гробъ былъ спущенъ въ землю. Да будетъ память о страдальчески скончавшемся Владыкѣ Владимірѣ вѣчно свѣтлою и благословенною.

Источникъ: «Памяти убіеннаго митрополита Кіевскаго Владиміра». Священный Соборъ Православной Россійской Церкви. Дѣяніе 85-ое, 15 (28) февраля 1918 года. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, изданіе Православной Русской Церкви. Еженѣдельное изданіе. № 9-10. — 16 (29) марта 1918 года. — Пг.: Типографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 345-348. 



Дополнительно по данному разделу:
Церковное сопротивление в СССР
Ватикан и Россия
Ватикан и большевицкая революция
Русская Церковь в Белой борьбе
КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ
Первое (Аскольдово) крещение Руси
Движение "непоминающих" и Московская патриархия
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Русская Церковь перед лицом господствующего зла
ТРАГЕДИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. 1917-1945


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

Фоторепортаж с Епархиального Собрания Омско-Сибирской Епархии РИПЦ (2013 г.)

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru