Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


СИЛА ДУХОВНОГО АВТОРИТЕТА: 9/22 мая - день памяти Блаженнейшего Митрополита Анастасия, Второго Первоиерарха РПЦЗ

Епископ Серафим, РПЦЗ

Митрополит Анастасий (Грибановский)

 СИЛА ДУХОВНОГО АВТОРИТЕТА

К 45-летию со дня кончины Митрополита Анастасия (Грибановского),

второго первоиерарха Русской Православной Церкви За границей (1936-1964)

 

Блаженнейший Анастасий (Александр Алексеевич Грибановский, 1873-1965), Митрополит Кишинёвский и Хотинский, возглавил РПЦЗ в 1936 году, по кончине Блаженнейшего Антония (Алексей Павлович Храповицкий, 1863-1936), Митрополита Киевского и Галицкого, и в 1964 году передал этот пост свят. Филарету (Георгий Николаевич Вознесенский, 1903-1984), Митрополиту Нью-Йоркскому. Как и его предшественник, Высокопреосвященнейший Анастасий был членом Священного Синода и членом Высшего Церковного Совета при свят. Тихоне (Василий Иванович Белавин, 1865-1925, Патриарх Московский и Всея Руси) и был в числе кандидатов в Патриархи (77 голосов из 309).

Будущий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви родился в семье священника в Тамбовской губернии и окончил сначала Тамбовскую духовную семинарию, а потом Московскую духовную академию. Монашество он принял в Тамбове в 1898 году и в 1901 году был уже архимандритом и ректором Московской духовной семинарии.

Будучи хиротонисан во епископа Серпуховского в 1906 году, Преосвященный Анастасий восемь лет трудился в должности Московского викарного епископа - служил в Успенском соборе, Храме Христа-спасителя и других, заведовал духовно-учебными заведениями, руководил комиссиями по празднованию 100-летия Бородинской битвы и 300-летия Дома Романовых. Перед Первой мировой войной, в мае 1914 года, он был назначен на кафедру епископа Холмского и Люблинского (Леснинский монастырь входил в его епархию) и много времени проводил в действующей армии Юго-Западного фронта, за что был награждён орденами Св. Равноап. Великого Князя Владимира и Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского с мечами.

В 1915 году Преосвященный Анастасий был назначен на Кишинёвскую кафедру, и уже в сане архиепископа (возведён в 1916 году) вновь оказался в зоне военных действий, где окормлял и воодушевлял воинов Русской Армии. Весной 1917 года он способствовал переезду леснинских сестер во главе с игумениями  из Петрограда в Жабкинский монастырь в Бессарабии, чем спас Леснинский монастырь от судьбы, уготованной монашествующим большевицким режимом - после октябрьской революции 1917 года бегство было бы уже невозможным.

В 1917-1918 году, на Московском Всероссийским Соборе, Владыка Анастасий возглавил Комиссию по интронизации Патриарха и помогал в создании нового церковного управления, за что получил право ношения бриллиантового креста на клобуке.

В 1918 году, по благословению Патриарха, Владыка Анастасий отправился не в Кишинёв, а в Одессу, потому что Бессарабию захватили румыны и потребовали, чтобы Кишинёвская епархия вышла из РПЦ и вошла в Румынскую церковь. Румыны предлагали Высокопреосвященному Анастасию остаться на Кишинёвской кафедре и обещали орден, но Владыка отказался. На Афонском Андреевском подворье в Одессе он познакомился с благочестивой семьёй Семененко, чей сын Сергей учился в то время в английском колледже, а впоследствии стал американским банкиром и купил в 1958 году для Владыки Анастасия и Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке здание на 93-й улице, в котором Синод располагается до сих пор.

Незадолго до эвакуации Крыма в 1920 году Преосвященный Анастасий был назначен управляющим русскими церквами в Константинополе, так что русские архиереи, во главе с Преосвященным Антонием, прибывшие в Константинополь из Крыма с Русской Добровольческой Армией, оказались его гостями. В Константинополе с давних времён была благоустроенная оусская церквоь с замечтельной библиотекой. Эта церковь стала кафедральным собором Владыки Анастасия, и Владыка Антоний в этом соборе служил во ремя его трёхмесячного пребывания в Константинополе. Русская Константинопольская епархия явилась первой епархией Русской Зарубежной Церкви. Тогда было создано около двадцати церквей в самом Константинополе и ещё более десятка в Галлиполи и на Лемносе, и все они были регулярно посещаемы Владыкой Анастасием. Служил он и в греческих церквах, куда его приглашали местное духовенство.

В Константинополе был создан Совет русских общественных организаций (более 80), который занимался культурной деятельностью в среде эмигрантов. Владыку Анастасия пригласили заведовать этим Советом, что он добросовестно делал, но радужных надежд остальных членов Совета на скорое возвоащение в Россию он не разделял.

С 1921 по 1934 годы Владыка Анастасий занимался делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которая в 1920 году оказалась в катастрофическом положении: после внезапной кончины начальника Миссии выяснилось, что Миссия обременена множеством долгов, которые были сделаны при покупке недвижимого имущества перед войной, в надежде на приток богомольцев из России. Однако революция сломала все эти планы, и необходимо было принять самые срочные меры для спасения Миссии. Высшее Церковное Управление в Константинополе приняло решение уполномочить Высокопреосвященного Анастасия отправиться в Падестину и принять «все необходимые меры для упорядочения церковных, глажданских, имущественных и всяких других дел Миссии». Владыка Анастасий с этой нелёгкой задачей справился блестяще.  Палестина после Первой мировой войны находилась под управлением Англии, и он сохранил имущество Миссии, сдавая её здания в аренду английским учреждениям.

В те годы, когда Высокопреосвященный Анастасий заведовал Русской Миссией, возник руский православный монастырь при храме, построенном детьми Императрицы Марии Феодоровны в честь небесной покровительницы их матери, Св. Равноап. Марии Магдалины. Владыка Анастасий крестил в Православие и постриг в иночество с именем Мария будущую игумению нового монастыря, а также будущую заведующую детской школой в Вифании - с именем Марфа. Тогда же принял постриг с именем Лазарь и будущий переводчик на английский язык богослужебных книг и Лествицы преп. Иоанна Синайского. При Владыке Анастасии в Иерусалим, в храм Марии Магдалины были доставлены из Китая останки Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

Несмотря на многочисленные т разнообразные обязанности в Иерусалиме, Высокопреосвященный Анастасий ежегодно приезжал в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор РПЦЗ, а также ездил во Францию для переговоров по поводу церковной смуты 

В июле 1936 года Владыка Анастасий был избран первоиерархом РПЦЗ и в 1938 году созвал Второй Всезарубежный Собор. С перемещением Синода в Белград, Владыка Митрополит учредил особый Учёный богословский комитет, миссионерские курсы и религиозные кружки молодёжи. Во время страшных бомбардировок 1941 года Белград был почти полностью разрушен и оставлен жителями, только русская церковь не изменила своей обычной жизни: шли службы, совершались требы, служились молебны Божией Матери перед Курской Коренной Иконой, Митрополит Анастасий оставался на своём месте в алтаре. В 1943 году, когда в Москве был избран Патриарх, Владыка собрал в Вене совещание 8 зарубежных епископов, которые признали это избрание неканоничным, а Патриарха Сергия - незаконным.

В 1944 году Синод Зарубежной Церкви, во главе с Митрополитом Анастасием, а также многочисленная паства отбыли через Австрию в Германию. Владыка настоял на том. чтобы Курская Чудотворная Икона покинула Белград вместе с Синодом, несмотря на попытки некоторых священников, поддавшихся советской пропаганде, едва ли не силой удержать Одигитрию в ожидании «освободительной Красной Армии». В апреле 1945 года Митрополит Анастасий и его секретарь получили два места в автобусе штаба генерала Власова для спешной эвакуации в Фюссен, на юге Баварии, и вывезли с собой Курскую Коренную Икону. Синоду удалось бежать в Австрию.

В апреле 1946 года в Мюнхене Собор зарубежных епископов постановил отметить приближающийся юбилей Митрополита Анастасия - 50-летие священнослужения, 40-летие епископского служения и 10-летие возглавления РПЦЗ - принятием титула "Блаженнейший," правом ношения двух панагий и преподнесением креста. Владыка категорически отказался от всех этих предложений и на время празднования юбилея скрылся в монастыре. В 1956 году, уже в Штатах, вновь была предпринята попытка учредить юбилейный комитет для чествования высокого юбиляра, но он вновь уклонился. Титул "Блаженнейший" и право носить две панагии он принял только в 1964 году, уходя на покой.

Теперь приведём краткий пересказ воспоминаний архиепископа Серафима (Леонид Георгиевич Иванов, 1897-1987), который обращается здесь к одному из самых ответственных и критических моментов в истории Русской Зарубежной Церкви - лету и осени 1945 года.

Кончена вторая мировая война. Германия - в прахе и пыли. СССР - на верху славы и могущества. Победителей ведь не судят. Запад напуган и заискивает. Европа, можно сказать, у ног большевиков. Стоит тем захотеть - и в несколько недель захват Европы обеспечен. Однако, что-то непонятное их удерживает. Всюду по Европе рыщут их чекистские ищейки, ликвидируют или похищают наиболее видных антикоммунистов (выдача Власова и Лиенц), а остальных запугивают и держат в страхе и трепете. Страшное время.

Русская Зарубежная Церковь переживает грозный кризис. О Синоде много месяцев не было никаких известий. В то же время большевицкие агенты искусно распускали слухи, что Председатель Синода Митрополит Анастасий не то убит во время бомбардировок, не то увезён в Москву, где признал советского патриарха.

Многие начинали верить в эволюцию советской власти. Ещё бы: маршалы, генералы, полковники, почти царские погоны, ордена Александра Невского, Суворова и Кутузова, наконец, по воле Сталина... "святейший патриарх всея Руси". Объединение всего славянского мира под эгидой Москвы. А эмигрантам якобы полная амнистия и призывы возвратиться на Родину, раскрывающую свои материнские объятия заблудшим чадам. Есть от чего закружиться голове.

В русских зарубежных кругах смятение. Антикоммунисты попрятались и боятся выступать, за редким исключением. Смущение проникает и в русские церковные круги. Митрополит Евлогий признаёт московского патриарха, уходит из греческой юрисдикции, берёт советский паспорт и публично заявляет о своём намерении возвратиться в Россию. За ним, увы, следует наш парижский митрополит Серафим, прежде резко выступавший против коммунистов. Советские агенты дали ему понять, что если он не признает московского патриарха, то будет предан суду как военный преступник.

Сдавшийся коммунистам митрополит Серафим рассылает подчинённым и неподчинённым ему церквам Зарубежья указы с извещением своего подчинения Москве и с требованием следовать за ним и возносить на богослужениях имя советского патриарха.  В Северной Америке митрополит Феофил также издаёт указ о поминовении патриарха. Нечто подобное происходит в Южной Америке и на Дальнем Востоке.

В это время нашему Владимировскому монашескому братству имени преп. Иова Почаевского удалось вырваться из Германии и обосноваться в Женеве. Уже на подходе к швейцарской границе нам посчастливилось получить известие, что Митрополит Анастасий жив и находится с Курской Чудотворной Иконой в немецком городе Фюссене. Из-за отдалённости этого города от нашего пути, мы не смогли заехать туда всем братством, но отправили к нашему Первосвятителю посланника на велосипеде, с письмом и пакетом продуктов. Продукты и велосипед у нашего гонца были украдены по дороге, но письмо достигло Владыки, и он узнал, что мы живы и пробираемся в Швейцарию.

Прибыв в Женеву, мы немедленно написали во все русские церковные центры, что Митрополит Анастасий жив и находится в Германии. Это известие ободрило и обрадовало многих. В частности, после получения этого радостного известия, архимандрит Антоний, начальник нашей духовной миссии в Палестине, нашёл в себе силы дать отпор греческому иерусалимскому патриарху и прибывшему туда советскому патриарху, сулившим архимандриту титул митрополита за переход миссии в юрисдикцию Москвы.

То же случилось и в Шанхае. Там уже было начали поминать московского патриарха, потому что большевицкие агенты сумели убедить православное духовенство в том, что Митрополит Анастасий в Москве и признал патриарха, но как только пришло наше известие из Женевы, всё возвратилось на круги своя.  

Совместно с настоятелем Женевской церкви, ныне епископом Леонтием, мы начали усиленно хлопотать о визе для въезда Митрополита Анастасия в Швейцарию. С Божией помощью, все преграды были преодолены, и за два дня до Крестовоздвижения в 1945 году, Владыка, к нашей великой радости, прибыл в Женеву с Курской Чудотворной Иконой.

Время своего пребывания в Швейцарии, то есть примерно полгода,  Владыка употребил на консолидацию позиций Русской Зарубежной Церкви. Из Женевы ему было легко и удобно сноситься со всем свободным миром, чего нельзя было сделать из тогдашней Германии.

Владыка разослал телеграммы и письма всем преосвященным нашей Зарубежной Церкви с извещением, что Архиерейский Синод существует и находится в Германии и что к нему примкнули иерархи Украинской Автономной Церкви во главе с архиепископом Пантелеимоном и Белорусской Церкви во главе с Митрополитом Пантелеимоном. Кроме того, в сообщениях было сказано, что Синод не признал советского патриарха, а потому не может быть и речи ни о подчинении ему, ни о возношении его имени при богослужениях.  Всё это отрезвляюще подействовало на многих.

Удивительны пути Господни. Без всякой помощи со стороны сильных мира сего, немощный старец, совершенно нищий, постоянно пребывавший под угрозой выселения из Швейцарии и более того - под угрозой уничтожения советскими чекистами, практически в одиночку воссоздал Русскую Зарубежную Церковь. Единственно силой своего великого духовного авторитета Митрополит Анастасий разрушил козни московской патриархии, которую поддерживал могущественный заграничный аппарат советской власти в лице её дипломатических представителей и тайных агентов.

Поистине подтвердились слова: "Сила Божия в немощи совершается," и наш великий Авва Владыка Митрополит Анастасий может с дерзновением воскликнуть вместе с апостолом Павлом: "Все могу о укрепляющем меня Христе" (Фил. 4, 13).

 

                                      Епископ Серафим,

Новая Коренная Пустынь, 1956

 

Из книги

Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968. Под ред. Графа А.А. Соллогуба. В 2 т. Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem. New York: Rausen Language Division. 1968. Т. 1: 200-205

Другие источники:

Никон (Рклицкий), епископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. В 17 томах. New York: Russian Printing and Publishing House. Т. V: В эмиграции          1920-1936 годы

Серафим (Иванов), епископ. Одигитрiя Русскаго Зарубежья. Mahopac, N.Y.: The Hermitage of  Our   Lady of Kursk. Новая Коренная Пустынь. 1955

 

 

    

 


Дополнительно по данному разделу:
Катакомбный исповедник иерей Григорий Сокрута (+1993 г.)
Святоотеческая мудрость отца Серафима (Роуза)
ПАТРИАРХ ТИХОН
О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925 гг.)
Тайна личности Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) и его значение для Православного Славянства
Жизненный путь Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого)
Канон Святителю Антонию Киевскому, Первоначальнику Русския Зарубежныя Церкве
Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского)
Краткое жизнеописание Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви
Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

Фоторепортаж с Епархиального Собрания Омско-Сибирской Епархии РИПЦ (2013 г.)

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru