Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Слово на Вознесеніе Господне, въ четвергъ шестой недѣли по Пасхѣ

Святитель Кириллъ Туровскій († 1183 г.)

Пріиди нынѣ духомъ, священный пророче Захаріе; дай начатокъ нашему слову отъ твоихъ прорицаній о вознесеніи на небеса Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Ибо ты не въ притчѣ, а ясно показалъ намъ это, говоря: и изыдетъ Господь и ополчится и всѣ святые Его съ Нимъ, въ день онъ на горѣ Елеонстѣй, еже есть прямо Іерусалиму на востокъ (Зах. 14, 3-4). Желаемъ и прочее увѣдать отъ тебя, а о брани бывшей на общаго врага діавола мы знаемъ отъ Исаіи, видѣвшаго серафимовъ (Ис. 63, 3. 5). Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ одинъ ополчился на всѣ бѣсовскія силы и ниспровергъ власти тьмы; «попралъ Я ихъ, — сказано, — въ ярости Моей и испепелилъ ихъ въ гнѣвѣ Моемъ и всѣ ризы Мои окровавилъ, побѣдилъ ихъ, и снишелъ туда, гдѣ сокрыты плѣнники Мои и всѣхъ избавилъ крѣпкою мышцею Моею, и сказалъ: не люди ли это Мои и чада Мои?» Все это сказано о страданіи Господнемъ и о сошествіи Его во адъ. Тамъ Онъ побѣдилъ крестомъ темныя силы и извелъ всероднаго Адама со всѣми племенами и народами. Людьми называетъ Господь всѣхъ язычниковъ, за грѣхи свои сведенныхъ во адъ, а чадами — называетъ тѣхъ, которые скончались, будучи подъ закономъ. Надъ всѣми воцарился грѣхъ и властвовалъ чрезъ смерть отъ Адама даже до Христа; и изведши изъ сей жизни посадилъ людей въ преисподнихъ ада, окованныхъ нищетою и желѣзомъ: беззаконій бо ради своихъ смиришася (Псал. 106, 10-17). Но Христосъ, сокрушивъ врата ада, избавилъ ихъ отъ бѣдъ, расторгъ ихъ узы, извелъ ихъ изъ тьмы и сѣни смертной и въ теченіе сорока дней раздѣлилъ свою радостную добычу: радуйтеся со Мною, сказалъ Онъ, — яко обрѣтохъ погибшую драхму, то есть души всѣхъ человѣковъ, всѣхъ племенъ и народовъ. И ввелъ Господь избавленныя души въ разныя мѣста своихъ обителей, иныхъ въ рай съ разбойникомъ, иныхъ съ Адамомъ въ Едемъ сладости, иныхъ съ Авраамомъ въ пребываніе въ вѣчной жизни, а души всѣхъ язычниковъ поселилъ во свѣтѣ Своемъ на водахъ упокоенія (Псал. 22, 2). Ибо за всѣхъ, чрезъ прелесть змія падшихъ тѣломъ, и самъ Іисусъ въ томъ же тѣлѣ пострадалъ, и воздастъ каждому по дѣламъ въ послѣдній день, когда придетъ судить всему міру. Такъ и сказано было ангелами апостоламъ на горѣ Елеонской. «Мужіе Галилейстіи, сказали ангелы, что стоите зряще на небо (Дѣян. 1, 11)? Онъ опять придетъ въ славѣ своего Божества судить всему міру и воздастъ каждому по дѣламъ его». (Матѳ. 16, 27). А святыхъ пророковъ и преподобныхъ праведниковъ Христосъ возводитъ съ Собою на небеса во святый градъ, и о восшествіи ихъ скажемъ отъ боговдохновенныхъ книгъ. Ибо мы не сами творцы слова, но послѣдуемъ словамъ пророковъ и апостоловъ, которые свидѣтельствовали о Богѣ живомъ, какъ имъ Духъ Святый повелѣвалъ записывать, — вѣрующимъ на спасеніе, а невѣрующимъ, на погибель. Пойдемъ и мы нынѣ, братіе, мыслію нашею на гору Елеонскую и мысленно посмотримъ на совершившіяся тамъ преславныя событія. На ту гору пришелъ нынѣ самъ Господь Богъ нашъ и тамъ собрались чины всѣхъ святыхъ: соборы праотцевъ, множество патріарховъ, полки пророческіе, лики апостольскіе и толпы вѣрныхъ съ семидесятью учениками Христовыми, всѣ тѣ, о коихъ сказалъ Павелъ: явился Христосъ болѣе, чѣмъ пятистамъ братій (1 Кор. 15, 6). Павелъ разумѣетъ бывшихъ на горѣ Елеонской, предъ которыми вознесся Господь; а о тѣхъ, которыхъ Христосъ возвелъ на небеса въ горній Іерусалимъ, послушай слова Матѳея: многа тѣлеса почившихъ святыхъ восташа и... по воскресеніи внидоша во святый градъ (Матѳ. 27, 52-53), то есть въ небесный Сіонъ. Самовидцемъ ихъ былъ Павелъ, когда восхищенъ былъ до третіяго небесе. Но, оставивъ ихъ, побесѣдуемъ о вознесеніи Христовомъ и о томъ, что было на горѣ Елеонской.

Тамъ нынѣ ангельскія силы и архангельскія воинства: одни на крыльяхъ вѣтра приносятъ облака для взятія отъ земли Христа Бога нашего, другіе готовятъ херувимскій престолъ. Богъ Отецъ ждетъ Того, Котораго отъ вѣка имѣлъ въ лонѣ Своемъ; Духъ же Святый повелѣваетъ всѣмъ ангеламъ: возмите врата небесная, да внидетъ Царь славы. Небеса веселятся, украшая свои свѣтила, да удостоятся, они благословенія отъ своего Творца, возносимаго съ плотію на облакахъ сквозь небесная врата; земля радуется, видя на себѣ Бога, явственно ходящаго, и вся тварь красуется, будучи просвѣщаема отъ горы Елеонской, гдѣ собрались ангелы вмѣстѣ съ апостолами, по повелѣнію Бога Отца; ожидая Сыновняго пришествія. Посему сей праздникъ для насъ досточтеннѣе другихъ, и гора сія святѣе Синайской горы. На Синайскую гору Богъ невидимо сходилъ, а на Елеонской открыто явился: на Синаѣ — всѣхъ приводилъ въ страхъ, ибо гора вся горѣла огнемъ, а молнія и громъ убивали приступающихъ къ горѣ, Богъ же бесѣдовалъ съ однимъ только Моисеемъ; а на Елеонскую гору Христосъ взошелъ съ тьмами святыхъ, и всѣхъ утѣшаетъ, всѣхъ освящаетъ. Посему свѣтится Елеонъ какъ солнце, имѣя на себѣ вмѣстѣ съ Христомъ лики святыхъ, и вмѣсто Синайскихъ громовъ и молній слышатся пророческіе гласы, радостно ликовствующіе и возглашающіе: вознесися силою Твоею, Боже, поемъ, воспоемъ силы Твоя. Ангелы призываютъ всѣхъ, говоря: воскликните Богу вся земля, пойте же имени Его (Псал. 65, 1). Патріархи начинаютъ пѣснь: се Богъ нашъ возносится, совокупивъ обое во едино, земная съ небесными. Преподобные возглашаютъ: вознесися на небеса, Боже, по всей земли слава Твоя (Псал. 56, 6). Праведницы велегласно вопіютъ: вознесися, судяй земли (Псал. 93, 2), да и мы въ свѣтѣ лица Твоего пойдемъ. Давидъ, какъ старѣйшина ликовъ, уясняя пѣсненные гласы, взываетъ: вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласомъ радованія, да взыдетъ Богъ въ воскликновеніи, Господь во гласѣ трубнѣ (Псал. 46, 2. 6). Общій же голосъ заключаетъ Павелъ словами: кто взыдетъ на небо, сирѣчь Христа свести, или кто снидетъ въ бездну, сирѣчь Христа отъ мертвыхъ возвести? Но Той есть сшедый и паки возшедый превыше всѣхъ небесъ (Рим. 10, 7; Ефес. 4, 10). Тутъ же была и языческая Церковь, уневѣстившаяся Христу; видя Его, нынѣ возносимаго на небеса, она скорбитъ и, стеная отъ сердца, вопіетъ вмѣстѣ съ Соломономъ: уязвлена есмь азъ любовію (Пѣсн. 2, 5) Твоею, Женише небесный, не подвинулась я въ слѣдъ Тебя и не взлюбила дней покоя. И, какъ бы провожая любимаго, вопіетъ: да лобжетъ мя отъ лобзаній устъ своихъ! (Пѣсн. 1, 1). Вмѣстѣ съ нею и ликъ апостоловъ, смотря на своего учителя и Господа, какъ чада церковные, жалостно говорили: Владыко! не оставь сирыми насъ, которыхъ возлюбилъ по своему милостивому произволенію, но пошли, какъ обѣщалъ намъ, Твоего Пресвятаго Духа. И отвѣчалъ имъ Іисусъ, милостиво утѣшая ихъ: «сѣдите во Іерусалимѣ (Лук, 24, 39), ибо Я восхожду ко Отцу Моему и Богу вашему и пошлю вамъ, какъ обѣщалъ иного Утѣшителя, Духа Моего и Отча». И воздвигъ руки, благословилъ ихъ. И, сказавъ это, возносился на небо, и они поклонились Ему, и свѣтлый облакъ подъялъ Его отъ очей ихъ: взыде, сказано, на херувимы и летѣ на крилу вѣтреню (Псал. 27, 11). Имѣлъ съ Собою Господь и души человѣческія, которыя вознесъ на небеса въ даръ Своему Отцу и поселилъ въ горнемъ градѣ. Разумѣй объ этомъ изъ словъ Іереміи: тѣ души, Которыя врагъ низвелъ въ преисподнюю, Господь возвелъ на небеса, говоря: возстаните, взыдите въ вышній Сіонъ (Іер. 31, 6), то есть въ небесный Іерусалимъ. Впереди шествовали ангельскія силы со страхомъ и радостію, желая отверсть врата небесная, но вратари небесные возбраняли имъ, говоря: это врата небесная; намъ Господь повелѣлъ соблюдать, чтобы никто изъ земнородныхъ сюда не приходилъ, а нынѣ мы дивимся, видя человѣка, сѣдящаго на херувимскомъ престолѣ, и прежде серафимъ пытающагося проити сіи врата. Ангелы же повѣдали силу и санъ Сына Божія, облеченнаго въ человѣческое тѣло, и убѣждали вратарей не противиться воли Бога, все мудростію творящаго. Сынъ Божій, — сказали они, — сошелъ на землю, и никому это было неизвѣстно, и вотъ нынѣ Онъ восходитъ, нося образъ раба. А вратари отвѣчали: не послушаемся, доколѣ не услышимъ слово Божіе. Тогда возгласилъ Христосъ: «отверзите Мнѣ врата правды, и вошедъ въ нихъ возвѣщу Отцу Моему, что Я на земли совершилъ и пострадалъ». И узнавъ гласъ Господень всѣ силы небесныя пали и поклонились, говоря: мы не видѣли, Владыко, Твоего схожденія съ небесъ, но всѣ покланяемся Тебѣ, восходящему во славѣ. И Духъ Святый, изшелъ на срѣтеніе, вводитъ равнаго Себѣ Сына Божія и, чествуя Его, говоритъ: и да поклонятся Ему вси ангели Божіи. Самъ же Богъ Отецъ возгласилъ грядущему въ плоти: Сынъ Мой еси Ты; сѣди одесную Мене; се престолъ Твой, Боже, въ вѣкъ вѣка; Твоя суть небеса и Твоя есть земля (Псал. 2, 7; 109, 1; 44, 7; 88, 12) и предѣлы ея Ты основалъ. И посадивъ Сына на престолъ, Отецъ вѣнчалъ Его своею десницею при пѣніи серафимовъ: положилъ еси на главѣ Его вѣнецъ отъ камене честна, славою и честію вѣнчалъ еси Его, славу и велелѣпоту возложилъ еси на Него (Псал. 20, 4. 8. 6). И въ завершеніе помазуетъ Его помазаніемъ Божіяго существа, какъ свидѣтельствуетъ Давидъ: сего ради помаза Тя, Боже; Богъ твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ. Поистинѣ праздникъ сей исполненъ радости и веселія; радость на небесахъ, ибо Христосъ вознесся ко Отцу, — и радость на землѣ, ибо вся тварь обновилась отъ истлѣнія.

Потому и мы, братіе, пріидите — возрадуемся Господу, вознесшемуся на небеса; поклонимся сѣдящему одесную Отца, помолимся пріявшему всякую власть на Небеси и на земли, принесемъ въ даръ вѣру царствующему со Отцемъ, не явимся предъ Нимъ тщи въ день праздника, да пріимемъ Божію благодать. Ибо нынѣ Христосъ всѣмъ раздаетъ Свои дары: Отцу даетъ принесенную Имъ въ жертву плоть, апостоламъ посылаетъ Святаго Духа, души св. пророковъ вводитъ въ небесное царство, угодникамъ своимъ раздѣляетъ обители горняго града, праведникамъ отверзаетъ рай, страдавшихъ за Него мучениковъ вѣнчаетъ, страстотерпцамъ посылаетъ благодать чудесъ, святителямъ даетъ душеполезныя прошенія, отпущаетъ грѣшникамъ прегрѣшенія, милуетъ всѣхъ творящихъ волю Его и хранящихъ заповѣди Его, благовѣрнымъ князьямъ нашимъ посылаетъ здравіе душевное и тѣлесное и одолѣніе на враги, утверждаетъ церкви, обогащаетъ церковниковъ, досточтимыми творитъ служащихъ Ему іереевъ и діаконовъ, освящаетъ монастыри, прославляетъ игуменовъ, укрѣпляетъ въ терпѣніи монаховъ; благословляетъ всѣхъ христіанъ: малыхъ и великихъ, нищихъ и богатыхъ, рабовъ и свободныхъ, старцевъ и юношей, замужнихъ и дѣвицъ, матерей и младенцевъ, сиротъ и вдовицъ.

Пріидемъ и мы, братіе, во св. церковь; возвеличимъ Христа Бога нашего, давшаго намъ жизнь и обѣщавшаго послѣ нея Царство небесное; вознесемъ имя Его вкупѣ, да ниспошлетъ и намъ своего Пресвятаго Духа: ибо мы Его рабы и Ему славу, честь и поклоненіе возсылаемъ со Отцемъ и Пресвятымъ, благимъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Кѵрілла, епископа Туровскаго съ предварительнымъ очеркомъ исторіи Турова и туровской іерархіи до XIII вѣка. — Изданіе Преосвященнаго Евгенія, епископа Минскаго и Туровскаго. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіево-Печерской Лавры, 1880. — С. 53-59.


Дополнительно по данному разделу:
О задачах издания
Православный календарь
Проповеди-аудио
Епископат


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru