Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Соблазны последних времен: обольщение погибающих

Священник Владимiр Иванов

Соблазны последних времен: обольщение погибающих

 

Научно-технический прогресс открыл человеку широчайшие возможности во всех областях человеческой жизни, в т. ч., в области общения. Небывалое развитие технических средств и технологий распространения и обработки информации сделали доступным всем желающим то, о чем раньше не мечтали даже и специалисты. Компьютеры вошли в наши дома, как когда-то телевизоры, и стали обыденностью. Телевидение в красочном и реалистичном виде являет нам самые мрачные фантастические картины, которые только могут придти на ум.

Современные христианские публицисты так оценивает современное состояние общества: «Из двадцати прошедших от Рождества Христова веков XX-й дал особенно многое для осознания безсмыслицы прогресса, оторвавшегося от идеи Бога и Христа. Этот век … как никогда ранее явил человеческому взору ту пропасть, к которой ведет неуемная страсть человекобожия. Теперь обнаруживается, что все те гигантские усилия человеческой мысли и деятельности, совершенные во имя создания рая на земле без Бога, оказались не только тщетными, но и привели человечество к результатам прямо противоположными». [1] Неверующие люди все еще обольщаются, ожидая от прогресса человеческих знаний какого-то улучшения жизни, но на самом деле «мiр стоит на грани глобального кризиса, грозящего уничтожить не только все достижения научно-технического прогресса, но и саму жизнь на земле. Обычно полагают, что все эти кризисы возникли вследствие ошибок социально-политического и научно-технического характера, и с прогрессом знания они постепенно будут сведены на нет. Однако история, как видим, показывает другое – то, о чем христианство говорит вот уже две тысячи лет. Причины все более реально надвигающейся катастрофы коренятся в первую очередь в той ложной идее, которой живет человечество изначала». [2]

Главной движущей силой разрушения природы явился человеческий эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждениям, подавление материальными интересами духовных запросов. Без сомнения, восстановление целостности творения неосуществимо без восстановления духовной целостности самого человека. В Библии об этом сказано: «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды» (Прем. 1, 4-5). И вместе с необычайным ростом авторитета науки, вместе с колоссальным расширением материального могущества человека, все очевиднее становится безпомощность науки в области сохранения нравственности, в проблеме достижения всеобщего единения людей в мире и взаимной любви. Собственно, теперь такая задача перед наукой практически и не ставится.

В своем всепроникающем стремлении познать все и вся, наука рвется во внутренний мiр человека, пытается обстоятельно и хладнокровно изучить, измерить и взвесить все то таинственное и непостижимое, что дано нам от Творца Вселенной. Надо сказать, что особенно преуспели в этом психологические науки. Но что эти знания несут нам? Они дали в руки людей сильное оружие, которое уже активно применяется и имеет весьма горестные последствия. Информационная агрессия – это печальный факт нашего времени и мы говорим теперь об информационной войне, о консциентальной войне, о грязных PR-акциях, применяемых в выборных кампаниях, о новых ужасных способах воздействия на сознание словом и образом. Родились целые научные направления, занимающиеся разработкой технологий т.н. психо-манипуляции, обезпечивающих сокрушительное воздействие на души людей по заданному плану. Появились технические средства и методы массовой пропаганды, позволяющие эффективно воздействовать на души людей на огромных пространствах.

Результатом их применения становится всестороннее и массовое поражение духовных сил человеческого общества, разрушение культурных и нравственных традиций целых народов. Постоянное и активное воздействие информационной агрессии вызывает в конечном счете нарушение социально-экономических процессов и связей и приводит к краю гибели целые государства. При этом народ оказывается разобщенным, деморализованным и неспособным к сопротивлению. На наших глазах в странах, возникших с распадом СССР, искусственно сеется вражда и разделения. Это тоже последствия целенаправленного применения информационного оружия.

Особенной угрозой будущего существования нашего общества является применение информационного оружия против детей и юношества. Детская душа особенно беззащитна перед психо-манипулятором, легко поддаётся внушениям. Величайшим злом для подрастающего поколения стало большинство современных детских фильмов и мультфильмов, разработанных в лабораториях информационной войны. Последствиями применения их против детей становится повреждение самых глубинных духовных основ юной души. Горькими плодами таких внушений стали растущая детская преступность, наркомания в школах, самоубийства детей и подростков. Дети, проводящие детство у экранов компьютеров и телевизоров, получают на всю жизнь агрессивно-тревожное состояние души, хроническую депрессию, разочарование в жизни. Множество детей, повредившихся в результате неограниченного просмотра телепрограмм, многочасового сидения за компьютерными играми, на всю жизнь утратили свои естественные интеллектуальные способности и эстетические задатки. [3]

Тема информационных войн все более занимает умы человечества. Однако осмысление этой проблемы ведется преимущественно в политико-прагматическом или социологическом аспекте. Они рассматривают проблему узко, не вскрывая глубинный корень болезни – безверие. Между тем, резкое возрастание действенности и расширение области применения информационных психо-манипулятивных технологий в жизни общества требует пересмотреть многие устоявшиеся мiровоззренческие стереотипы, иначе уже в ближайшем будущем перед нами возникнут задачи небывалой сложности. Реально, в настоящее время невозможно решать никакие культурно-нравственные проблемы без учета фактора интенсивно нарастающей информационной агрессии. Нет никаких сомнений, что нам необходимо осознать всю глубину опасности развития технологий информационной власти над людьми, безконтрольность применения которых может привести не только к массовому истреблению отдельных народов, но и к гибели всей современной цивилизации в целом. [4]

Что же такое информационная война с христианской точки зрения? Принятая ныне в некоторых прикладных направлениях социальной инженерии система терминологии скрывает нравственную, а точнее – безнравственную сущность методов ПМТ. Но нужно четко определить, что главным оружием информационной войны является ложь, и сами психо-информационные технологии представляют собой ничто иное, как искусное мошенничество. По сути дела психо-информационные воздействия – это высокоорганизованное циничное и безчеловечное обольщение людей разного рода ложью, клеветой, соблазнительными образами и прочими глубоко безнравственными деяниями. Агрессивные акции консциентальной войны заставляют людей неадекватно воспринимать реальность, жить в мiре иллюзий и совершать гибельные для себя поступки. [5] Таким образом, мы видим, как отлученное от Христа и потому неисцелимо больное человеческое общество рождает все более и более чудовищные формы насилия над человеческой душою.

В Священном Писании тема соблазнов – наиважнейшая. Все страдания, вся кровь и все слезы, пролитые в этом мiре, начались с соблазна. Соблазном пал этот мiр, изначально сотворенный Богом совершенным и прекрасным. Через падение Адама зло вошло в мiр человека и распространилось по всей земле. Началось разрушительное действие разнообразных соблазнов, приведшее к гибели первого человечества. Господь наш Иисус Христос в своих беседах с учениками много раз предупреждал о грядущих соблазнах, и о неизбежности их: «невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лук. 17, 1).

Само применение лжи против людей старо как мiр. В Священном Писании написано: «многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка» (Сир. 28, 21). По учению Церкви, главными виновниками всех обольщений людей являются демоны. Их неутомимая ненависть к роду человеческому и огромный накопленный опыт делают их исключительно опасными для всякого, избравшего путь истины. Великий христианский мыслитель епископ Игнатий Брянчанинов так пишет об этом: «В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь (Быт. 3, 13). По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцом лжи и человекоубийцею искони (Иоан. 8, 44). Понятия о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом “искони” указывается на то, что ложь с самого начала послужила для диавола орудием к погублению человеков, и постоянно служит ему орудием к человекоубийству… Из ложных понятий и ощущений составляется самообольщение. К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов. Демоны первенствуют и начальствуют в области лжи: произвольно подчинившийся демонам поступает под насильственное влияние их. Как омраченный и обольщенный ложью, признанной им за истину, он лишается самовластия, не примечая того. Такое состояние – состояние прелести. В него входим, в него низвергаемся за гордость нашу и самолюбие». [6]

«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы – в прелести. Знание этого во многом уже есть предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос». [7]

Ныне можем констатировать, что как и предсказывали святые отцы, человек превзошел демонов в искусстве обольщения и погубления людей. Неизмеримо умножились масштабы, многообразие и эффективность методов психо-информационного воздействия на человеческое сознание. Таким образом, мы видим, что все то, что раньше было прерогативой преимущественно падших духов – демонов, стало занятием человеков. Наступило время, о котором предупреждал Сам Господь: «Горе мiру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам (Мф. 18, 7), и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 10-13).

Опыт распознавания и противостояния обольстительным действиям демонов существует в Церкви в виде духовного наследия отцов, подвизавшихся в духовной борьбе в пустынях и затворах. Один из первых святых отцов-пустынников, Антоний Великий, по действию Божественного откровения, увидел некогда сети и ловушки диавола, распростертые по всему мiру для уловления человеков в погибель. Увидев безчисленное их множество и изощренное коварство, он с плачем вопросил он Господа: «Господи! кто же может миновать эти сети, и получить спасение?» На вопрос преподобного пустынножителя последовал от Господа ответ: «Смиренномудрие минует эти сети, и они не могут даже прикоснуться к нему».

Что же это такое, христианское смиренномудрие? До конца понять это можно только опытом христианской жизни. Упрощенно говоря, это весьма серьёзное и взвешенное отношение к жизни, полное отсутствие самонадеянности. Это рассудительность и ответственность перед велениями своей совести во всех делах, мыслях и чувствах.

Можно увидеть немалое сходство духовной брани с принципами современных технологий обольщения. Всякие соблазны имеют в своей основе ложь и используют греховные наклонности и немощи человеческой души. Действия соблазнов преимущественно основаны на страсти чревоугодия, на блудных влечениях, на гордости и тщеславии, на сребролюбии и алчности. Главными же помощниками демонов являются наши лень, малодушие и нерешительность, боязливость. То есть, в основе пленения человеческой души лежит склонность ее ко греху. И этого плена не избегают и многие христиане. Есть, значит, в грехе что-либо особенно привлекательное, когда он может так овладевать людьми, несмотря на все предостережения от него разума, опыта и закона Божия. Что бы это было такое? Это, по замечанию Апостола, временная греха сладость (Евр. 11, 25), и, можем прибавить мы, временная добродетели горечь. Человек создан для блаженства; и по природе своей неудержимо и постоянно стремится к нему. Поскольку же в настоящем состоянии нашем порок бывает часто сладок, а добродетель, напротив, горька; то человек, жаждущий блаженства, потому самому и устремляется к пороку-сладкому, и отвращается добродетели-горькой.

Те же свойства человека, более или менее общие для всех людей, используются в технологиях психо-манипуляций. Соответственно, и защищенность человека от вирусов консциентальных войн прямо зависит от его духовного устроения, от действительной силы его праведности. Однако, защищенность верующего человека, при условии истинности его веры и строгости к себе, несравнимо выше.

Обычно моделирование личностью своего поведения в прямую зависит от внешних событий, от получаемых известий, от действий окружающих людей, и строится на основе естественной житейской мудрости. Этот тип формирования поведенческих реакций человека можно назвать “земным”, ибо все чаяния и надежды, все основания для принятия решений – вокруг него. Сознание личности земного типа, как правило, отлично поддается манипуляции, и приемы воздействия отработаны до деталей. В тоже время, такой человек всегда должен быть осторожен и расчетлив в своих словах, часто бывает сам лукав и коварен. Он охотно пользуется различными индивидуальными методиками обольщения, типа приемов Дейла Карнеги.

Люди, живущие по вере, выстраивают свое поведение на совершенно иной основе – на непоколебимых духовных принципах, на стремлении сохранить в чистоте свою совесть перед Богом. Они благоразумно стараются всегда жить строго по Божьим заповедям. Этот тип формирования отношений с мiром назовем небесным, то есть, основывающиеся на всегдашней молитвенной обращенности к Богу, на внутренней посвященности Ему всех своих действий. Истинно верующий человек не боится мiра и окружающих людей. Он заботится не столько о том, чтобы “хорошо жить”, сколько о том, чтобы поступить строго правильно, не уклониться от пути Христова (Откр. 14, 4). Душа его проста, ибо он верою познал, что Всемогущий и Вездесущий Бог содержит всегда весь мiр в руке Своей, и власы главы его сосчитаны божественным попечением (Мф. 10, 30). Ко всем же угрозам и соблазнам мiра остается одинаково равнодушен. Трезвый молитвенный ум истинного христианина, водимый благодатью Святаго Духа, легко распознает любое соблазнительное действие по духу его.

Полной противоположностью такой здоровой религиозности, основанной на вере и послушании Богу, является нездоровая, “черная духовность” оккультизма. Здесь тоже есть элемент сверхъестественного и искание помощи, – но ищется не у Творца, а у каких-то сомнительных духов или у таинственных нефизических сил. Если здоровая вера в Бога облагораживает человека, то нездоровая оккультная вера духовно калечит его. Она всецело устремлена к земному, тривиальному и греховному. Цель оккультных занятий чисто утилитарная: – узнать тайны, добиться житейского успеха, покорить чью-то любовь, укрепить здоровье, почерпнуть “био-энергию”, расширить свой потенциал, отомстить врагу или просто “поиграть” с таинственным. Многих прельщает то, что все это достижимо без всякого физического труда и без нарушения гражданских законов.

Что толкает просвещенных людей XXI столетия обращаться к таким ненаучным и сомнительным занятиям, как вызывание духов? Ответ на этот вопрос заключается в том, что одна наука и материалистическое учение не могут удовлетворить высших запросов человека. Если обращение к Богу пробуждает совесть в человеке и побуждает его каяться и исправляться, то оккультное занятие, напротив, не связывает его никакими нравственными обязательствами: бери и наслаждайся! В этой кажущейся свободе от моральных обязательств заключается, по-видимому, главная привлекательность оккультизма. Что-то в каждом из нас ищет высшего, духовного, жаждет ответа на принципиальные вопросы: для чего мы живем, существуют ли другие мiры и другие более совершенные формы бытия, что ожидает нас за гробом, существуют ли нефизические силы, которые могут помочь человеку преодолеть физические законы и обрести прочное счастье. И вот люди, не зная или игнорируя христианское учение, обращаются к эзотерическим учениям.

Эти учения претендуют на то, что отвечают на глубокие принципиальные вопросы бытия и открывают доступ к нефизическим силам. Но эти ответы ложны, а рецепты – пагубны. Самым страшным является то, что они подавляют в человеке страх Божий и чувство ответственности за свои поступки. Падшие духи внушают новичку-оккультисту, что нет ни суда Божия, ни вечных мучений, а, напротив, все там легко и приятно. Поэтому обогащайся знаниями и впитывай подаваемую тебе силу. И, действительно, иногда в результате оккультных упражнений у человека якобы раскрываются необыкновенные способности – телепатия, ясновидение, способность “лечить биополем” или передвигать предметы на расстоянии (телекинез) и т.д. Но и это обман, а способности являются ни чем иным, как действием обольстивших его нечистых духов, и потому они очень опасны и вредны. Правда, чтобы не отпугнуть наивного новичка, бесы хитро скрывают свое присутствие и выдают себя или за безобидных блуждающих духов, или за безличную нефизическую энергию, разлитую в космосе или скрытую в самом человеке. Рано или поздно человек очень дорого расплачивается за свою доверчивость и, стремясь к совершенству по их указке, прочно запутывается в сетях демонических обольщений, повреждается часто неисцелимо

Первые триста лет Церкви явили народам необоримую силу христианства. Языческий мiр с великой яростью набросился на христиан, свирепо гнал их, мучая и убивая. Многократно ставилась государством задача тотального уничтожения христианства. При том, христиане верно служили императорам, не допуская только одного – воздавать кому-либо (или чему-либо) поклонения, подобающего единому Истинному Богу! И что же? Церковь ни с кем не борясь всех победила – через три века империя приняла Христианство, как главную и истинную основу своей жизни!

Такова сила христианской премудрости. Она необорима, ибо премудрость эта от Бога, она говорит сама о себе: «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства … Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Прит., 8, 5-8).

Предостерегая же тех, кто продолжает жить безпечно и легкомысленно, Премудрость, т.е., Слово Божие, говорит: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и безпечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Прит. 1, 24-33).

В заключение скажу, что эта небольшая статья, разумеется, не претендует на обстоятельное рассмотрение всех нравственных проблем нашей современной жизни. По всем затронутым вопросам существует соответствующая литература. Однако считаю необходимым обратить внимание уважаемых читателей на грандиозность существующих в обществе и приближающихся духовно-нравственных катаклизмов, требующих от нас предельной серьезности и ответственности в жизни и познании. Невежество в вере теперь преступно! Оно не только грозит гибелью самому нерадивому христианину, но и делает его послушным и даже, порой, ревностным орудием демонов, коварно обращенным против Церкви. Православное христианское вероучение должно быть нами усвоено добросовестно и утверждено соответствующей жизнью. Надо познать голос Божий, чтобы и на нас распространялось слово Христа: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10, 27, 28).

Сноски:

1. Осипов А.И. О чем предупреждают две тысячи лет?

2. Осипов А.И. Чтобы не пришла тьма.

3. Глобальный эксперимент над детьми: Интервью с ведущим руководителем центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидатом социологических наук Наталией Ефимовной Марковой // http://www.pravoslavie.ru/guest/040702110218.

4. Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая Информационно-психологическая война. М., 1999.

5. Там же, предисловие.

6. Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 2. Странник.

7. Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том I. О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести. 

священник Владимiр Иванов

 


Дополнительно по данному разделу:
АПОКАЛИПСИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СУДЬБАХ И КОНЦЕ МIРА
Заметки по поводу эсхотологических размышлений Л.А. Тихомирова
Чудо Русской Истории
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОКАЯНИЕ В ГРЕХЕ СЕРГИАНСТВА
Уроки Никейского Царства
Православие и его враги
ДОГМАТ О ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МIРЕ (доклад Третьему Всезарубежному Собору)
Апостасия и наше послушание
Монархия и христианское сознание
РАСПУТИН И ПРАВОСЛАВНАЯ АСКЕТИКА


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

Фоторепортаж с Епархиального Собрания Омско-Сибирской Епархии РИПЦ (2013 г.)

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru