Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Что такое икономия?

Епископ Стефан (Сабельник),
Трентонский и Северо-Американский

 ЧТО ТАКОЕ ИКОНОМИЯ?

 Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!

После объединения РПЦЗ с Московской Патриархией при митрополите Лавре, многие верующие РПЦЗ нашли прибежище в различных греческих и других юрисдикциях, главным образом из-за желания принадлежать к истинной Православной Церкви в месте их проживания. К их разочарованию, некоторым из них сказали, что их надо заново (правильно) перекрещивать (или крестить повторно), потому что их юрисдикция не принимает икономию, которая практиковалась в Русской Зарубежной Церкви все эти годы.

Что же, собственно, это такое – икономия? Это МИЛОСТЬ, СМИРЕНИЕ и СОСТРАДАНИЕ. Это прошение Бога о милости и прощении наших слабостей. Когда человек принимается через покаяние, истинный пастырь присоединяется к просящему прощения. И молитвы покаяния в Ветхом Завете, и Молитва о Прощении в день убийства царской семьи (4/17 июля) содержат такие слова: «Прости НАС, ибо мы все согрешили и сбились с пути». Мы включаем в это прошение и себя, хотя мы не участвовали в их убийстве. Что может быть хуже, чем отвернуться от Бога и обратиться к поклонению золотому тельцу? Тем не менее, когда Бог угрожал уничтожить всех израильтян, Моисей ответил: «Прости им их грех, а если нет, то изгладь и меня из Твоей книги, в которую Ты вписал» (Исход 32:32). Вот что значит заступничество!

Когда речь заходит об икономии, следует придерживаться такого умонастроения: сколько раз Бог презирает (по церковно-славянск, т.е. не обращает внимания, как бы "закрывает глаза", говоря человеческим языком - прим. ред.) на наше собственное отсутствие должного внимания, наше небрежение, наши недостоинства, и все же посылает Святого Духа, освящая Святые Тайны? Не должны ли и мы просить Бога умилосердиться на согрешения других против Веры? По икономии мы молим Господа, ПРИНЯТЬ наши недостоинства! На каждой Евхаристии каждый служащий от рядового иеромонаха до патриарха молит Господа оставить ему его грехи и не отнимать Его Святого Духа от него. Это еще более четко выражено в тайных молитвах в литургии Св. Василия Великого: «и да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров». Мы находим подобные слова покаяния в тайных молитвах священника перед крещением, тогда как если из срочной необходимости крестит мiрянин, он не произносит такие молитвы и не освящает воду для крещения. Тем не менее, всегда существовала практика принимать такое крещение, если это таинство было совершено правильно, как повелел Христос, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и дополнять его Мvропомазанием.

В Евхаристии, как и во всех других таинствах, мы смиренно молим Господа восполнить Его всемогущим Святым Духом все, чего не хватает. Не будем забывать, что таинство – это деяние Духа Святого. Оно не происходит за счет выполнения самого обряда. Те, кто перекрещивают “неправильно крещенных”, признают, – без милости, – только строгий обряд, забыв, с Кем они имеют дело – со Всемогущим Богом, Чьи любовь и милосердие не знают границ.

Мне лично известен случай “неправильного крещения” будущего высокопоставленного епископа, который 5-летним мальчиком был крещен в 1920-х годах своей бабушкой. Это было время жестокого гонения верующих в России; боясь родителей своего внука и опасаясь за свое хрупкое здоровье, она крестила его в ванне, которая стояла в сарае. Молитвы оглашения не читались, вода не была “надлежащим образом” освящена, а ее количества не хватало для полного погружения мальчика. И все же он был принят в Зарубежную Церковь через Мvропомазание.

Мы все, независимо от того, какими бы “праведными” мы ни были, всегда – и я подчеркиваю это, во всех случаях, во все времена – полностью зависим от Божьей милости и снисхождения. Отрицать практику икономии – это отрицать, что «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая проручествует через возложение рук (имярек)…» Обратите внимание на слово «всегда»…

И как могут эти люди быть абсолютно уверены, что каждый в цепочке последовательно рукоположенных иерархов был правильно крещен? Неужели они не понимают масштаб путаницы и неопределенности среди верующих, которые растили детей в первые годы после революции 1917 года? Многие люди понятия не имеют об условиях, в которых жили христиане в Советском Союзе, и что им приходилось делать, чтобы выжить и физически и духовно в условиях режима, стремящегося к уничтожению всех религиозных убеждений.

Стремление нерушимо придерживаться буквы, а не духа закона (закона любви и милосердия и сострадания) свидетельствует об отсутствии заботы о тысячах американцев и русских, которые сейчас на распутье. Истинно-православные христиане и так очень разобщены: у них очень мало приходов, где они могут общаться, и такое стремление ведет Истинное Православие к еще большей изоляции. Я не имею в виду отмену Церковного Права и Догматики. Через икономию мы не признаем действительность /validity прим. переводчика/ таинств Московской Патриархии, и икономия не является каким-то нововведением. Св. Василий Великий свидетельствует об этом, равно как и наш последний святой, Митрополит Филарет Нью-Йоркский. Ниже приводится выдержка из его письма по этому вопросу.  

Если «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк 3:8), разве не покажет Он икономию, приняв в Свое Царство (Его Церковь) тех, о ком мы молим Его милость? Сказать, что это не представляется возможным – значит отрицать безграничную милость Божию и пытаться связать Бога Законом, данным для исполнения нам. «Кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею» (Исход 33:19).

Отрывок из письма Митр. Филарета Нью-Йоркского: «Хочу отметить еще вот что: Катакомбная Церковь в России относится с любовью и полным доверием к Церкви Зарубежной. Но одно катакомбникам непонятно — непонятно, почему наша Церковь, зная с несомненностью, что советская иерархия изменила Христу и носительницей благодати больше не является, однако же принимает клириков из советской церкви в сущем сане, не перерукополагая их, как уже имеющих благодать. Ведь благодать и клирики, и паства получают от иерархии — а если она изменила Истине и лишила себя благодати, то откуда же благодать у клириков? Так спрашивают катакомбники.

Ответ на это – прост. Церковь имеет власть в известных случаях применять принцип так называемой икономии – снисхождения. Еще Св. Василий Великий говорил, что нужно для того, чтобы не оттолкнуть от Церкви многих, иногда допускать снисхождение и не применять церковные правила со всей строгостью. Когда наша Церковь принимала католических клириков “в сущем сане”, не рукополагая их, она действовала по этому принципу. И Митрополит Антоний, разъясняя этот вопрос, указывал на то, что внешняя форма – преемственное рукоположение от апостольских времен – у католиков имеется, а утерянную католической церковью благодать присоединяемые получают от полноты благодати, присущей Православной Церкви, в момент своего присоединения. “Форма заполняется содержанием”, – говорит Владыка Антоний.

Точно таким же образом, принимая советское духовенство, мы применяем принцип икономии. И принимаем клириков из Москвы не как имеющих благодать, а как получивших ее в самом присоединении. Но признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати» (СВ. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ /ВОЗНЕСЕНСКИЙ/, Письмо к иерею Виктору Потапову).

 +Стефан,

Епископ Трентонский и Северо-Американский,

Светлая седмица, 2010 год

 

Перевод с английского языка Владимiра Михайлова, г. Киев

Оригинал:  

WHAT EXACTLY IS ECONOMIA?

Christ is Risen!  - Indeed He is Risen! 

Since the union of ROCOR under Metropolitan Laurus with the Moscow Patriarchate, many ROCOR faithful have sought refuge in various Greek and other jurisdictions, mainly because of their desire to attend a true Orthodox Church near where they live. To their dismay, some have been told that they need to be rebaptized (correctly) &/or be re-chrismated because their jurisdiction does not accept economia as it has been practiced by ROCOR all these years.

What is economia, exactly? It is MERCY, HUMILITY, and COMPASSION.  It is begging God for mercy and begging Him to forgive our weaknesses.  When an individual is received through confession, a true pastor (namely, the hierarch) joins with the person begging for forgiveness. From the prayers of contrition in the Old Testament to the current Prayer for Forgiveness on the day of the murder of Royal Family (July 4/17), the prayers are worded: "Forgive us for we have all sinned and gone astray." We include ourselves, even though we played 'no part' in their murder. What could be worse than turning away from God and turning to worship the golden calf??  Yet when God threatened to destroy all of the Israelites, Moses replied: "If Thou wilt forgive their sin; and if not, blot me, I pray Thee, out of thy book which Thou hast written." (Exodus 32:32) {...then strike my name also from your Book of Life} Now THAT is intercession!

When it comes to economia, the proper mentality is: How many times has God overlooked our own lack of attention, our carelessness, our unworthiness, and yet still sends His Holy Spirit, consecrating the Holy Mysteries??  Should we not then also beg God to overlook the transgressions of the Faith of others? In economia, we beseech our Lord to ACCEPT our
unworthiness!  At every Eucharist, every servant, from the ‘lowly’ hieromonk to the patriarch beseeches our Lord to overlook his sins and not take away His Holy Spirit from us.  This is even more pointedly expressed in the ‘Secret Prayers’ in the Liturgy of St Basil: “May Ye not, because of my sins, block Thy Holy Spirit from these Gifts placed before Thee.” We find similar words of repentance in the ‘Secret Prayers’ of the priest preceding a baptism, yet when a layman, out of urgency, baptizes someone, no such prayers are said. Neither is the water blessed for the baptism!? Yet it has always been the practice to accept such a baptism, as long as this sacrament was properly done as commanded by Christ; in the Name of the Father, and the Son, and the Holy Spirit, and fulfill it with a Chrismation.

In the Eucharist, as with all other sacraments, we humbly beseech our Lord to fulfill with His all-capable Holy Spirit all that is lacking. Lest we forget, a Sacrament is an Act (Action) of the Holy Spirit. It does not come about through the fulfillment of the ritual itself. Those who rebaptize those who were ‘not properly baptized’ recognize without mercy, only the strict ritual – forgetting with Whom they are “dealing with” – our All-Capable God Whose love and mercy is without measure.

I personally know of an “improper baptism” in which a future high-ranking bishop was baptized as a five-year-old boy in the 1920’s by his grandmother. Fearing the parents of her grandson during this time of vicious persecution of the faithful in Russia as well as her own frail health, she baptized him in a tub in the barn. Catechumen prayers were not read, the water was not ‘properly’ blessed. There was not enough water in the tub to submerge the boy. Yet he was received into the Church Abroad through Chrismation.

We are all, regardless of how “righteous” we are, always – and I stress this; in all cases, at all times - totally dependant on God’s mercy and condescension. To deny the practice of economia is to deny that “Grace divine, which always healeth that which is infirm, and completeth that which is wanting, elevateth through the laying-on of the hands, N…”(Prayer of the sacrament of Ordination.)  Note the above word “always”….

 How can these people be absolutely sure that everyone who ordained the hierarchs that ordained the hierarchs who ordained them were properly baptized??  Do they not realize the magnitude of the confusion and uncertainty of the faithful who bore children in the years following the revolution of 1917? Many people have no idea of the conditions in the soviet union Christians had to suffer under, and what people had to do to survive both physically and spiritually under a regime designed to eliminate all religious belief.

Adamant sticking to the letter of the law instead of the spirit of the law (of love and mercy and compassion) shows a lack of concern for the thousands of Russians and Americans who are now floundering. True Orthodox Christians are isolated enough as it is, having very few parishes where they can commune; these kinds of things only make True Orthodox more isolated. Mind you: This is not at the cost of dismissing Church Law and Dogma. Neither, through economia, do we acknowledge the validity of the sacraments of the Moscow Patriarchate* - nor is economia a modern day invention. St. Basil the Great attests to this, as well as our latest saint, St. Metropolitan Philaret of New York. Below is an excerpt from his letter on this subject.

If "God is able of these stones to raise up children unto Abraham” (Luke, 3:8), would He not show economia and accept into His Kingdom (His Church) those on whose behalf we beseech His mercy? To say that this is not possible is to deny God's boundless mercy, to attempt to bind God by the Laws given to us to observe. "( I ) will be gracious to whom I will be gracious, and will show mercy on whom I will show mercy." (Exodus 33:19)

 

+Bishop Stefan, of Trenton & North America

Bright Week, 2010

 


Дополнительно по данному разделу:
О загробной жизни и вечных мучениях
Мысли о богословии
Вкус Истинного Православия
Десять аргументов против существования чистилищного огня
Симфония Страстной Седмицы
Богословие Пасхи
Догмат о Церкви в современном мiре (Доклад Третьему Всезарубежному Собору)
Соборность и церковное сотрудничество
Письма протоиерея Льва Лебедева
Богословие Земли Русской. Размышления у стен Нового Иерусалима


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

Фоторепортаж с Епархиального Собрания Омско-Сибирской Епархии РИПЦ (2013 г.)

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru