Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

Святитель Филарет (Вознесенский)

 

Благовещение Пресвятой Богородицы

 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ

  

    Праздник Благовещения Божией Матери - один из самых прекрасных, светлых, радостных и красивых праздников. Русский народ, который так любил Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, что прямо называл Русскую землю домом Божией Матери, этот праздник как-то по-особому любил и особенно его отмечал. Именно о Празднике Благовещения Божией Матери русский народ говорил, что в этот день даже и птичка гнезда не вьет, и девушка косы не заплетает, вся природа радуется и торжествует, и, как солнышко играет на Пасху на восходе, так оно играет и на Благовещение.

    Когда мы читаем только в Евангелии святого Евангелиста Луки* о том, как произошло преславное событие Благовещения, нужно иметь в виду, что Евангелист упомянул только самое главное. Вряд ли можно думать, что святой Архангел явился и сказал всего несколько слов; но главное содержание его благовестия нам передано в святом Евангелии, и уже из этого мы видим, насколько радостен и велик был этот день.

    Но Церковь, Ея предание, и святые Отцы Церкви в своих творениях оставили нам некоторые подробности, относящиеся к этому преславному событию. В частности, в Назарете, на святой Земле, есть источник водный, который так и именуется: "источник Божией Матери". И вот, сохранилось трогательное предание о подробности, относящейся к событию Благовещения. По Евангелию получается так: Ангел вошел к Деве Марии, когда Она была в каком-то помещении, предстал пред Нею и приветствовал Ее: "радуйся Благодатная, Господь с Тобою". Но предание, сохраненное у святых Отцов, говорит, что было так:

    Дева Мария, Которая тогда еще была совсем юной девушкой, пошла к этому источнику за водой, как это делают всякие девушки и молодые женщины. И вот там, у этого источника, Она слышит голос: "Ты родишь Сына Моего". Только одна Она слышала этот голос; это не был потрясающий гром с неба, но было ясно, Кто произнес эти слова. Их произнес Тот, Чей Сын родится от Нея, то есть, Сам Бог Отец. И хотя сказаны они были только для Нея, и Она одна только знала их, но, когда творение слышит голос своего Творца - оно трепещет. Ея чистая, святая душа непосредственно воспринимала токи божественной благодати, но здесь, когда Она услышала голос Творца и Владыки своего, Ея девственная и чистая душа затрепетала. В трепете и испуге Она вернулась домой.

    Но - нужно успокоить как-то взволновавшуюся душу, и Она для этого взялась за свое любимое чтение - чтение Священного Писания. А когда Она стала читать, ей открылось место в книге пророка Исайи, где как раз говорится о том, что Спаситель мiра родится от Девы.** Но настолько было глубоко Ея божественное, Ея благоухающее смирение, что, несмотря на те слова, которые Она услышала у колодца, Она все-таки это пророчество и не подумала применить к Себе Самой, а просто - прочитавши о рождении Спасителя мiра от Девы подумала: «как была бы Я рада, если бы только была последней служанкой у этой преблагословенной Девы».

    И вот тут пред Ней предстал Архангел Гавриил и Она слышит его слова: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах». Мы знаем из Ея жизни, что явление Ангела само по себе не было новостью для Нея. До своего переселения в Назарет, от самого переселения во храм, она жила при храме и там, как говорит предание Церковное, Архангел Гавриил являлся Ей, приносил Ей пищу и беседовал с Нею. Так что само по себе его явление не взволновало бы Ея особенно; но она слышит необыкновенное приветствие, которого никогда ни одна дева ни женщина не слыхала; поэтому Евангелист не говорит, что Она увидя его испугалась, а что Она услышавши его слова смутилась от них и стала размышлять, что значит такое приветствие.

    И слышит Она дальше, как Архангел Ей говорит: «Не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь ему имя Иисус, Он будет велик, Он Сын Вышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и царствию Его не будет конца». Причем, церковная служба, опять-таки, сохранила нам трогательное предание, что слова эти были более распространительны, чем они коротко переданы в Евангелии, и что, между прочим, видя Ея волнение, святой Архистратиг говорит Ей: «Что Ты боишься меня, что Ты трепещешь меня, Владычице, пред Которой я сам трепещу, что Ты так благоговейно предстоишь предо мною, когда я сам с благоговейным страхом Тебе предстою...»

    Когда Дева Мария услышала благовестие Архангела, в Ея святейшей душе сразу появилось недоумение: Архангел благовествует Ей о том, что Она будет матерью, но Она дала обет девства, и никогда от него не отступит: как же может это быть? Дева не может быть матерью - матерь не может быть Девою? Как же понять это благовестие? Она и задает свой смиренный вопрос: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» Но когда Архангел Ей сказал: «Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя», и закончил свое благовествование словами «у Бога не изнеможет всяк глагол» - то есть, никакое слово или повеление, данное Богом, не может остаться без исполнения - Ея святая душа успокоилась, и Она поняла, что это будет уже сверхъестественным рождением, и, успокоившись, сказала те чудные слова, которые Московский митрополит Филарет назвал «Благовестием от земли к небу».

    Обратите внимание: Архангел как будто бы сделал свое дело, все Ей сказал, все Ей объяснил - но он чего-то ждет, он не уходит - и, наконец, слышит Ея ответ, о котором великий святитель говорил, что если благовестие ангела было Благовестием от неба к земле, то Ея слова - это благовестие от земли к небу. Ответ Ея был: «Се раба Господня - буди мне по глаголу твоему». То есть, я - раба Господня; раба не рассуждает, ея господин с ней поступает как ему благоугодно, она же только повинуется и исполняет его волю. Смиренное, всецелое послушание и полная преданность воле Божией, возвещенной небесным Благовестником....

    И вот совершилось это взаимное благовестие от неба к земле и от земли к небу и «отыде от Нея ангел». Ея чистая, разумная, просветленная душа понимала, конечно, что это благовестие принесет коренную перемену в Ея жизни. Она думала, вероятно, в безвестности окончить свою жизнь, в преданности Богу и служении Ему. Но тут Она видит, что Ей предрекается тот жребий, по которому Она будет Царицею всех Цариц, по которому Она будет высшей и честнейшей херувимов и серафимов.

    Взволнованная всем этим, и зная от ангела о том преславном событии, которое произошло в жизни Ея старшей родственницы, праведной Елисаветы***, которая, потеряв уже надежду когда-либо иметь сына или дочь, теперь готовится также быть матерью, Она поспешила к ней. И конечно, великой радостью было для Нея то, что когда она вошла к праведной Елисавете и приветствовала ее, то услышала от нея слова, которыми в Назарете приветствовал Ее ангел: «благословенна Ты в женах». Какая радость это была для нея...

    И тут из Ея чистой души и излилась та молитвенная песнь, которую Церковь так любит и всегда повторяет на утрени: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем...» Дальше Она говорит: «яко призре на смирение рабы своея», то есть, Господь призрел на Ея смирение; а еще далее говорит то, что стало ясным для Нея. Она понимала, как высок теперь Ея жребий: «се бо отныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный». Она, неизвестная мiру дева Иудеянка, поднимается этим Благовещением на такую высоту, на такое величие, пред которым всякое земное величие - детские игрушки... Но, сказав - «яко сотвори Мне величие Сильный», Она добавляет: «и СВЯТО ИМЯ ЕГО». Как истинно преданная Богу, Она и здесь переходит к прославлению святости Божией.

    Да будет же все это назиданием для нас - и то Ея смирение, по которому она не могла сразу и принять благовестия, что она станет Матерью Божией, и та Ея преданность, послушание и повиновение Богу, по которому Она и сказала, что Она - раба Господня - пусть будет Ей по глаголу Ангела. Она дала нам высочайший и святейший пример того, как нужно всегда, а особенно - в ответственные и важные моменты своей жизни, прежде всего - заботиться о том, чтобы исполнить волю Божию, как Она Сама ее исполнила в день Своего Благовещения...

Аминь.

* Лк. 1, 26-38.
** Ис. 7, 14.
*** Лк. 1, 5-24; 39-56.

 

Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшаго митрополита Филарета
Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. том I.

Издание Комитета Русской Православной Молодежи
при Русской Православной Зарубежной Церкви 1981 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Двери покаяния
Согласование Евангельских сказаний о Воскресении Христовом
Торжество Православия
О постничестве
Слово в Прощенное воскресенье
Канон Св. Андрея Критского как призыв к покаянию
Слово о покаянии
О Великом Посте
Беседа с рабом Божиим Иосифом Муньоз (из архива редакции)
"МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ ЗА ХРИСТА"


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru