Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Христианство и Православие

Архимандрит Сергий (Язаджиев, 1924-2008)

 

ХРИСТИАНСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ

 

С древнейших апостольских времен ученики Христовы были известны, как "призывающие имя Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор. 1: 2; ср. Деян. 9:14, 21). С самого начала Святых Апостолов гнали как "учащих об имени Иисуса" (Деян. 4:18; ср. 5:28). Сами они радовались насилиям и преследованиям, понесенным "за имя Господа Иисуса" (Деян. 5:41). Как следствие этого, к концу первого десятилетия существования Христианской Церкви "ученики... стали называться христианами" (Деян. 11:26). Это название, полученное первоначально в Антиохии и, возможно, от местных язычников, означало, что внешний мир видит в христианах уже не иудейскую секту, а отдельное религиозное учение [1]. Позже св. Кирилл Иерусалимский замечает в своей "Десятой огласительной проповеди" (гл. XVI): "Иисус Христос, Сын Божий, даровал нам честь назвать себя христианами" [2], а св. Афанасий Великий в своей "Первой проповеди против ариан" (гл. II) утверждает, что "чрез Христа мы являемся и именуем себя христианами" [3].

Название это, по всей видимости, скоро получило всеобщее распространение: уже во второй половине I в. римский историк Тацит в своих "Анналах" (кн. XV, гл. XLIV), описывая пожар Рима при императоре Нероне, говорит, что император обвинил в поджоге тех, "кого народ называет христианами [christianos]". Далее он объясняет: "...тот, от кого произошло это имя, Христос [Christus], был казнен при прокураторе Понтии Пилате, в царствование Тиберия" [4].

Однако хорошо известно, что уже в апостольские времена, помимо внешних врагов – иудеев и язычников, – христианству угрожали враги внутренние: лжеучителя и еретики. Называя себя христианами, они незаметно подменяли Истину Христову ложью ереси. Св. Павел говорит о таких людях как об "имеющих вид благочестия, но силы его отрекшихся" (2 Тим. 3:5), и советует своему ученику Тимофею от них отвращаться. Подобно ему и св. Иоанн Богослов пишет: "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами" (1 Ин. 2:19). Он открыто называет этих людей "антихристами" (2:18) и приказывает истинным христианам не здороваться с ними и не посещать их в их домах (2 Ин. 10-11).

И в последующие столетия мы видим столь же четкую разграничительную линию между истинным христианством и христианством ложным. Так, например, св. Иустин Философ (+166), христианский апологет II в., замечает в своем "Диалоге с Трифоном иудеем", что "есть такие люди, что исповедуют себя христианами, и Иисуса Распятого исповедуют Господом и Христом, но проповедуют не учение Его, а дух заблуждения". Св. Иустин противопоставляет этих фальшивых христиан "последователям истинного и чистого учения Иисуса Христа" (гл. XXXV) [6].

В третьем столетии церковный писатель Климент Александрийский замечает, что, в отличие от поддъяремного скота, работающего из страха, "те, что называют себя православными (orthodoxastai), должны творить добрые дела, ясно понимая, что делают" (Stromata, 1:9). Так в церковных писаниях в первый раз появляется слово "православие", которым мы в наше время обозначаем нашу Святую Веру. [Заметим кстати, что славянское "православие" не вполне точно передает значение греческого "ортодоксия". Греческое слово состоит из прилагательного "ортос" – "правильный", "истинный", корня "док" и окончания "сия". Существительное с тем же корнем "докса" происходит от глагола "докео" ("думать", "полагать", "иметь мнение"). Поэтому первичное значение слова "докса" – "мысль" или "мнение"; вторичные значения – "хорошая или дурная репутация", "известность", "зложелательство". (См. M. Bailly, Dictionnaire Grec-Français, Paris, 1910, pp. 528, 531-532). Итак, в свете первоначального значения слова "докса" "ортодоксия" должна переводиться как "правомыслие" или "правомнение", а не "православие", как по-русски.]

Начиная с четвертого столетия, термин "православие" начинает широко использоваться в писаниях святых Отцов Церкви для обозначения истинного учения Христова, в противоположность еретическим учениям. Св. Афанасий Александрийский, часто называемый "Отцом Православия", пишет в своей "Истории ариан" (гл. LXXVIII): "Ариане, присвоив великое имя Спасителя, подобно язычникам осквернили весь Египет, введя в нем насильно Ариеву ересь. Ибо Египет в то время был единственным местом, где сохранялось в чистоте православное учение (tes orthodoxias)". [8] В другом своем труде, "Об определениях", св. Афанасий определяет истинного христианина как придерживающегося православной или "правильной" веры: "Христианин есть истинное духовное жилище Христа, утвержденное на добрых делах и верных учениях (dogmaton orthon)" [9].

Согласно историку Геласию Кизическому ("Церковная история", II, 33), Первый Вселенский собор в Никее, анафематствовавший ересь Ария, распространил в 325 г. н.э. "Соборное Послание... Святым Церквам Божиим во всем поднебесном мире – священнослужителям и мирянам Православной Веры (tes Orthodoxou pisteos)". [10] Говоря о том же Никейском соборе, св. Герман, патриарх Константинопольский, замечает в своем труде "О ересях и соборах" (гл. XIV), что "... после подробных догматических разборов и рассмотрений учение православия (to dogmaton orthodoxon) было подтверждено с еще большей уверенностью". [11]

Говоря о Втором Вселенском соборе (381), бл. Феодорит цитирует в своей "Церковной истории" (V, 9) заглавие Соборного Послания, посланного "Священным Собором православных епископов (ton orthodoxon episkopon), собравшихся в великом граде Константинополе..." [12].

Величайший защитник православия против несторианской ереси в V столетии, св. Кирилл Александрийский, в одном из посланий к Несторию увещевает последнего признать Святую Деву "Богоматерью" и "сохранением правомыслия (orthen... doxan) послужить общей вере в мире и согласии" [13]. Также и в оправдательном письме, защищаясь против своих обвинителей, св. Кирилл пишет: "Я изложил учение истинной веры (tes orthes pisteos) тем, кто был соблазнен толкованиями Нестория" [14]. Подобно ему и великий христианский гимнограф восьмого столетия св. Иоанн Дамаскин в своем догматическом "Феотокионе" (в третьем тоне) против ереси Нестория утверждает, что Пресвятая Дева предстоит перед Господом Иисусом Христом и "спасает души тех, кто исповедует ее Богоматерью православным образом (orthodoxos)".

Св. Флавиан, патриарх Константинопольский, великий исповедник и борец против монофизитской ереси Евтихия, пишет св. Льву, папе Римскому: "...поскольку мы засвидетельствовали, как вера православная претерпела насилие и ереси Аполлинария и Валентина были воскрешены Евтихием, возникла необходимость объявить обо всем этом, чтобы предостеречь народ" [15].

На Четвертом Вселенском соборе в Халкидоне (451), по свидетельству Соборных Деяний, когда было оглашено послание св. папы Льва против учения монофизитов, достопочтенные епископы воскликнули: "Вот вера Отцов, вот вера Апостолов... Вот как верят православные (hoi orthodoxoi). Анафема тем, кто не так верует. Итак, мы, православные, полагаем..." [16]

Отцы Шестого Вселенского собора, созванного в Константинополе в 680 году против ереси монофелитов, постановил: "Долгое время Собор наш исследовал вопросы чистой христианской веры... и отклонения от православия (perites orthodoxias), каким-то образом возникшие, были побеждены опорой на догматы истины ("tes orthodoxou pisteos ten alitheian...ten hygie orthoteta tes orthodoxou pisteos"). [17].

Так же и Отцы последнего, Седьмого Вселенского собора, состоявшегося в Никее в 787 году, против иконоборческой ереси, подтвердив решения предыдущих Шести Вселенских соборов, в первом же Соборном Деянии заявили, что согласно древнему преданию, переданному через Святых Апостолов и их последователей, Святых Отцов, "...те, кто обращается от ереси в православное (orthodoxon) исповедание и и Предание Вселенской Церкви, должны письменно отречься от [прежней] ереси и письменно исповедать православную веру (ten orthodoxon pistin). [18]

Церковный чин отречения от ересей для тех, "кто возвращается к православию (orthodoxon) и истинной вере", был составлен в девятом веке св. Мефодием, патриархом Константинопольским. В его время ереси, долгое время раздиравшие Церковь, были наконец побеждены православием, и в Церкви Христовой воцарился мир. Анонимный агиограф, современник св. Мефодия, цитирует бесчисленные труды последнего, которыми он усиливался "изгнать из своей паствы ересь, словно чуму, и в каждой душе насадить твердую и православную веру". [19] Итак, вполне естественно было учредить праздник торжества православия над ересью, который и был введен в 842 году по инициативе св. патриарха Мефодия. Праздник, названный "Торжество Православия"("heortetesorthodoxias,"), отмечается ежегодно, вплоть до нашего времени, в Первое Воскресенье Великого Поста – "Воскресенье Православия".

Итак, праздник Торжества Православия – своего рода печать, утверждающая и завершающая догматическую работу Церкви Христовой как Церкви Православной в ее борьбе с ересями. Именно в эпоху, предшествующую установлению этого празднества, св. Иоанн Дамаскин написал свой знаменитый труд, в котором он систематически излагает учение Церкви, выработанное в борьбе с ересями в эпоху Вселенских соборов и проясненное Святыми Отцами. Этот свой гигантский труд он по праву назвал "Точным изложением православной веры" (tes orthodoxou pisteos) [20]

Таким образом Церковь Христова, борющаяся с ересью за торжество православия, приобрела название Православной Церкви. Это название подчеркивает, что она – законная наследница и верная защитница – и по букве, и по духу, – истинного учения Христа и Апостолов, т.е. православной веры, разъясненной Святыми Отцами и утвержденной Семью Вселенскими соборами. Поскольку истина едина, так же, как едина прямая, соединяющая две точки – Бога и человека, – все прочие религиозные общины, отступившие от Православной Церкви Христовой, не могут называться "православными", но должны именоваться "инославными" (heterodox – "думающие иначе"), ибо они исказили Евангелие Христово и присоединили к нему "иное благовествование" (см. Гал. 1:6). Таково исповедание Римо-Католической Церкви, отпавшей от Православия, прежде всего, вследствие присоединения слов "и от Сына" (Filioque) к восьмому члену Никео-Константинопольского Символа Веры (Credo), а позднее – вследствие множества различных более или менее важных новшеств, вводимых на протяжении веков, вплоть до нашего времени.

То же можно сказать и о протестантском исповедании во всех его бесчисленных деноминациях; и оно отрекается от Православия и идет иным путем. Так, оно отрицает авторитет Священного Предания, Вселенских Соборов и Святых Отцов, заменяя его высокоумными человеческими измышлениями и личными истолкованиями. [21]

Те, кто пытается умалить апостасию еретиков, именуя ее "следствием человеческих страстей" или "ошибками с обеих сторон", совершенно неправы. Разумеется, с обеих сторон могли иметь место некоторые практические и тактические ошибки, вызванные человеческой гордостью и жаждой власти. Однако никакие человеческие слабости и греховные действия не могут ни оправдать лжеучение, ни потемнить объективную истину Православия. Вне зависимости от тех или иных человеческих грехов, неправославные деноминации лживы по самой своей сути, а Православие сияет все ярче и привлекает к себе всех Истинных Христиан. Ибо Православие с самого начала сохранило Божественные душеспасительные начала Христианства, и не зря Богодухновенный Апостол Народов назвал его "столпом и утверждением истины" (1 Тим. 3:15). Св. Исидор Пелусийский (V в.), муж острого и проницательного ума, доказав, что причиной множества ересей стало стремление к власти, заметил: "... если бы исчезла у людей эта страсть, можно было бы надеяться, что все единодушно и по-православному (orthodoxos) соберутся вокруг Святого Евангелия" (кн. IV, письмо 55). [22]

Из вышеизложенного исторического обозрения логически следует, что Православие – не просто один из многих видов христианства, наряду с иными, неправославными, но столь же законными формами; нет, наша Православная Вера и есть само Христианство в его чистейшей и истиннейшей форме. Все прочие т.н. "христианские" деноминации в сравнении с Православием по существу чужды истинно-христианскому – т.е. православному – духу и существу Веры.

До сего дня Православная Церковь остается единой законной наследницей, защитницей и исповедницей истинного учения Христа, Апостолов и Святых Отцов, подтвержденного Семью Вселенскими соборами и запечатанного праздником Торжества Православия. Вот почему Восточные Патриархи написали в 1723 году в своем "Послании о Православной Вере" следующие слова: "Догматы и учения нашей Восточной Церкви, исследованные еще в древние времена, были правильно и благочестиво разъяснены и подтверждены Святыми и Вселенскими соборами; нам не позволено ничего не прибавлять, ни убавлять от них. Итак, те, кто хочет быть с нами в согласии о Божественных догматах Православной Веры, должны просто следовать и смиренно повиноваться, без дальнейших разысканий и исследований, тому, что разъяснено и утверждено древним преданием Отцов и подтверждено Святыми и Вселенскими соборами во времена Апостолов и их последователей, Божественных Отцов Церкви нашей". [23]

Великий святой нашей Болгарской Православной Церкви, преподобный митр. Климент (Друмев) Тырновский – исповедник, борец и мученик за веру христианскую, – во времена диктатуры Стамбулова в знаменитой своей проповеди на день Торжества Православия в 1893 году сказал: "Истинная Вера Христова не может быть ничем иным, кроме нашей чистой Святой Православной Веры... Наша православная вера – истинное слово Божие, чистая истина Божия, великая сила Божия, сила победительная и благодетельная для всех истинно верующих". [24]

1. Епископ Михаил, "Толкование на Послания", Т. I (Киев, 1897), стр. 279 [рус.].

2. Migne, Patrologia Graeca [PG], Vol. XXXIII, Col. 681.

3. Ibid., Vol. XXVI, Col. 16.

4. Это место из Тацитовых "Анналов" никак не может рассматриваться как позднейшая христианская вставка, поскольку, как видно из самого текста, их автор – язычник, откровенно враждебный христианам. Он называет их "ненавистными из-за их нечестия" (per flagitia invisos)" и характеризует христианство как "пагубное суеверие (exitiabilis superstitio)." Подобные выражения типичны для такого ожесточенного язычника и пессимиста, каким был Тацит.

5. Жития Святых, октября 15 (по старому стилю).

6. PG, Vol. VI, Col. 549.

7. Ibid., Vol. VIII, Col. 744.

8. Ibid., Vol. XXV, Col. 788.

9. Ibid., Vol. XXVIII, Col. 549

10. Ibid., Vol. LXXXV, Col. 1340.

11. Ibid., Vol. XCVIII, Col. 52.

12. Ibid., Vol. LXXXII, Col. 1212.

13. Ibid., Vol. LXXII, Col. 41.

14. Ibid., Vol. LXXVII, Col. 59.

15. Migne, Patrologia Latina, Vol. LIV, Col. 744.

16. Mansi, Amplissima Collectio Conciliorum (Paris—Leipzig, 1901), Vol. VI, Col. 957.

17. Ibid., Vol. XI, Cols. 246, 280.

18. Ibid., Vol. XII, Actio prima.

19. PG, Vol. C, Cols. 1257, 1300.

20. " …Akribes ekthesis tes orthodoxou pisteos."

21. Архиепископ Серафим (Соболев), "Искажение православной истины в русской богословской мысли" (София, 1943), стр. 213 [рус.].

22. PG, Vol. LXXVIII, Col. 1108.

23. "Православный христианский катехизис" (София, 1930), стр. 210-211 [болг].

24. Spiritual Culture, Nos. 20-21 (1924), pp. 155, 163.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Религии Индии и Христианство
Серафим Саровский и Франциск Ассизский
Где Истинная Церковь
Православное и протестантское понимание обращения ко Христу
Чем отличается Православная Вера от западных исповеданий
Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве
Христианства нет без Церкви
О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики
Мистика Церкви и мистика западных исповеданий
Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru