Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Великий Пост и сущность Христианства

Архиепископ Аверкий (Таушев) Сиракузский и Троицкий, РПЦЗ

Архиепископ Аверкий (Таушев)

 

Великий Пост и сущность Христианства

 

Мы — христиане! Но как мало в настоящее время среди нас людей, которые отдают себе ясный отчет в том, что это значит, к чему нас это звание обязывает. А это тем более необходимо знать, что в последнее время появилось среди считающих себя христианами умственное течение, которое пытается в корне извратить самое существо христианской веры, — под видом христианства так часто теперь пропагандируется нечто диаметрально противоположное истинному христианству.

Что же такое христианство? В чем заключается существо христианства?

На этот вопрос мы находим ясный ответ в нашем новозаветном Священном Писании.

«Аще кто во Христе», говорит св. Апостол Павел: «нова тварь» (2 Кор 5. 17), то есть: «Кто во Христе», или «кто — христианин», «тот — новая тварь».

Иными словами: существо христианства заключается в новотворении — христианин тот, кто стал новым человеком, не таким, каким он родился от отца и матери.

Естественный человек, рожденный естественным плотским путем и живущий по законам естества человеческого, сам по себе христианином быть не может. Сам Господь Иисус Христос ясно свидетельствует об этом в Своей замечательной беседе с иудейским законоучителем Никодимом, сказав ему: «подобает вам родитися свыше» (Иоан. 3, 7).

«Аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия» (Иоан. 3, 3) — не может стать истинным христианином, не может спастись.

Это новотворение человека, ради которого и приходил на землю воплотившийся Единородный Сын Божий, совершает благодать Божия в великом таинстве духовного возрождения — святом Крещении и прочих таинствах.

Вот почему без благодати Божией невозможно стать истинным христианином, невозможно спастись.

В таинстве Крещения «верующий умирает для жизни плотской, греховной, и возраждается от Духа Святаго в жизнь духовную, святую» (см, Катихизис). Но так как невнимательный к себе человек может со временем потерять эту благодать крещения, то необходимы для возобновления ее и другие таинства — особенно же таинство «второго крещения» — покаяние и таинство причащения Тела и Крови Христовой, приискренне соединяющее христианина со Христом.

Без принятия благодати Божией в церковных таинствах нечего и думать быть истинным христианином.

Благодать Божия, по неизреченной милости Божией, в силу искупительной Жертвы Христовой, принесенной за наши грехи на кресте, дается нам туне – даром, без каких бы то ни было заслуг с нашей стороны... но... для привлечения этой благодати Божией необходима, с нашей стороны, добрая воля, стремление к получению ее и наши собственные труды и усилия к получению и сохранению ее.

Никто не может стать христианином и спастись так сказать автоматически, как какая-то бездушная пешка, без проявления своей доброй воли и собственных трудов и усилий.

Таково, вопреки извращенному лжеучению разных сектантов, ясное учение Слова Божия о спасении — таково учение нашей Св. Православной Церкви, ни в чем не отступающей от учения Слова Божия.

Отсюда и явствует безусловная необходимость тех трудов и подвигов — того «аскетизма», который так характерен для истинного христианства — Святой Православной Веры.

Так ясно и убедительно говорит о необходимости этого аскетизма св. Апостол Павел в своем 1-ом послании к Коринфянам, употребляя хорошо знакомое им образное сравнение христианского аскетизма с тренировкой тех, которые участвуют в спортивных состязаниях (Коринф славился своими «истмийскими играми»): «не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленнаго, а мы — нетленнаго. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (I Кор. 9, 24-27).

Вот ясное законоположение христианского аскетизма, который состоит в упражнении в подвиге воздержания!

Зачем нужен этот подвиг воздержания?

И это разъясняет нам тот же. св. ап. Павел в другом своем послании: «ибо плоть желает противнаго духу, а дух — противнаго плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Галат. 5, 17).

Дабы получить спасающую нас благодать Божию, необходимо жить по духу: надо плоть свою подчинить велениям духа, чтобы дух в нас господствовал, а не плоть, потому что «помышления плотския суть смерть, а помышления духовныя — жизнь и мир, потому что плотския помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Римл. 8, 6-8), а следовательно — не могут быть истинными христианами, не могут получить благодать Божию, не могут спастись.

Вот почему в Церкви Христовой — конечно, истинной Церкви — и установлены посты, чтобы смирить плоть и подчинить ее духу, и среди них самый важный и главнейший — Великий Пост, который служит нам к достойной подготовке нас к празднованию величайшего нашего христианского праздника — Светлого Воскресения Христова.

Великий пост ведет свое начало от самых апостольских времен и продолжается 40 дней по примеру поста Самого Господа Иисуса Христа, которым Он постился перед выходом на Свое общественное служение человеческому роду (Матф. 4, 2). К этим сорока дням прибавляется еще пост Страстной седмицы в воспоминание спасительных для нас страстей Христовых.

69-ое Апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мiрянин, да будет отлучен».

Может ли, после этого, и считаться христианином тот, кто сознательно пренебрегает постом, кто без всякой уважительной причины нарушает пост?

А что мы видим в наше время?

Не будем говорить уже о римо-католиках и протестантах, которые, продолжая считать себя христианами, в сущности совсем упразднили у себя пост — ибо разве можно назвать «постом» то, что от поста у них еще осталось?

Но что делается теперь в нашей собственной, православной среде?

Страшно сказать! Многие ли у нас находят нужным исполнять церковные предписания о посте? Призывают ли наши пастыри с достаточной силой и энергией своих пасомых к соблюдению постов, внушая им безусловную необходимость поста и указывая им, что без подвига поста не может быть и истинного христианства, невозможно и спасение?

Но что самое страшное — это жуткое и зловещее знамение нашего отступнического времени! — это появление в недрах самой нашей Православной Церкви модернистского течения, отвергающего значение аскетического подвига, о котором так ясно учит Слово Божие, и о коем так живо свидетельствует вся история нашей Церкви, течения, направленного к упразднению поста вообще.

На этот путь стали у нас в свое время так называемые «живоцерковники» и «обновленцы», задавшиеся целью «реформировать» якобы «омертвевшую» и «отставшую от времени» Православную Церковь. Простой верующий народ у нас в России скоро «раскусил» их и решительно отверг, и «живая церковь» с «обновленчеством» с шумом провалились, несмотря даже на ту поддержку, которую оказывала им безбожная власть.

Но дух «живоцерковничества» и «обновленчества» остался и продолжает жить. Он распространился и заграницей и дал весьма сильно себя почувствовать в намеченных так называемым «Всеправославным Конгрессом» 1923 года «реформах», «с легкой руки» модерниста Вселенского патриарха Мелетия IV Метаксасиса. Эти «реформы» тогда не прошли, вследствие дружных протестов со стороны ряда остававшихся верными истинному Православию иерархов, в том числе и нашего, тогда еще Архиепископа, а ныне уже почившего Митрополита Анастасия.

Тем не менее этот «живоцерковно-обновленческий» дух, как некая зловредная бацилла, с тех пор и ведет, не без успеха, болезнетворный процесс разложения св. Православной Веры и Церкви извнутри. Им вполне можно объяснить все возникавшие и доселе продолжающие возникать у нас церковные смуты и расколы. Это же стремление «не отставать», а «идти в ногу со временем», побудило почти все уже поместные православные церкви вступить в так называемый «Мiровой Совет Церквей», или «экуменическое движение», порожденное протестантизмом, совершенно отвергшим значение подвига в христианстве, несмотря на ясные слова св. Апостола Павла о том, что истинный христианин должен «совлечься ветхаго человека с делами его и облечься в новаго по образу создавшаго его» (Колос. 3, 9-10), что он должен «отложить прежний образ жизни ветхаго человека, истлевающаго в обольстительных похотях, и облечься в новаго человека, созданнаго по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4, 22-24), что те, которые действительно «Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми» (Галат. 5, 24).

Под разлагающим действием все той же зловредной заразы, это учение Слова Божия о существе христианства как будто вовсе забыто: о христианстве теперь только разсуждают, пишут, «философствуют», приписывают христианству какую-то совершенно противную его природе всеобъемлющую «любовь», не только к добру, а и ко злу, но... совсем не хотят жить по-христиански, как учит этому Слово Божие и Святая Церковь.

Между тем, истинное христианство — это не какая-то туманная философия, не прекраснодушное мечтательство, не слащавая сентиментальность, а жизнь — жизнь духовная, жизнь трезвенная, строгая, суровая, жизнь духа, ведущего непрестанную борьбу с плотью за стяжание благодати Святого Духа, без которой нет и не может быть спасения, это — жизнь подвижническая, в которой центральное место занимает пост, понимаемый, в полном согласии с учением слова Божия (см. 1 Коринф. 9, 25), как всестороннее воздержание.

Все это люди, даже продолжающие еще называть себя «христианами», хотят теперь уничтожить, изгнать из человеческого сознания и тем самым упразднить христианство!

Разве не в праве мы такое движение назвать «антихристовым»?

И разве не наш святой долг, если мы видим это, громко, во всеуслышание, предупреждать, предостерегать тех, кто не понимают сути этого губительного движения, а особенно тех, кто уже введены в заблуждение, искусно обмануты, обольщены и вовлечены в него и идут, таким образом, по пути явной погибели?

Нравится ли это кому или не нравится, но мы должны и будем до конца нести знамя истинного, апостольского, отеческого, подлинно-православного христианства в противовес тому лже-христианству, которое сейчас так нагло поднимает голову и которое, изменив Христу-Спасителю, служит (в чем нет и не может быть сомнения!) каким-то «иным господам», и преследует иные цели, но только не спасение душ.

Ныне Великий пост, братие! так ли мы проводим его, как подобает истинным христианам? постимся ли? подвизаемся ли против страстей и похотей, воюющих на дух наш, и помним ли, что угождение плоти и дружба с мiром сим, во зле лежащим, по учению Слова Божия (Иак. 4, 4; 1 Иоан. 2, 15-16 и 1 Иоан. 5, 19), есть вражда против Бога?

Бог нам в помощь, и да поможет Он прозреть всем тем, кто ослепли духовно и, отделив себя от единства веры (Иуд. 19), заблуждаясь, пошли по пути собственной погибели!

Архиепископ Аверкий (Таушев), «Современность в свете Слова Божия». Слова и речи. Том 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Двери покаяния
Согласование Евангельских сказаний о Воскресении Христовом
Торжество Православия
О постничестве
Слово в Прощенное воскресенье
Канон Св. Андрея Критского как призыв к покаянию
Слово о покаянии
О Великом Посте
Беседа с рабом Божиим Иосифом Муньоз (из архива редакции)
"МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ ЗА ХРИСТА"


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru