Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Празднование 1000-летия Крещения Руси в Катакомбной Церкви

Е.Л., 1988 г.

Свой тысячелетний юбилей наша гонимая Церковь Российская встретила в катакомбах. За все время гонений, причем, таких длительных и жестоких, каких еще не знала история Церкви, она обагрилась кровью Святых Новомучеников и Исповедников Российских, убелила ризы свои их святостью и верностью до конца Святому Православию.

Она выжила в этом огне испытаний и страданий, при­чем, страданий не только физических, но и моральных — и сохраняется досель силою, основавшего ее Своею Кровию, Христа. Она спасается, и мы верим, спасет и Россию. Ибо сила Церкви не во внешнем ея служении и в покровительстве сильных міра сего, а в истинном исповедании Святой веры и в постоянном следовании за своим Главою — Христом.

...Охватывает невольно духовный трепет, когда впервые входишь в катакомбный храм. Сейчас их не так много разсеяно на просторах многострадальной Руси, но они есть и в них тайно от внешних совершаются службы по монастырскому уставу, службы продолжительные, со страхом Божиим и благоговением... Идет всенощная. Ее совершает катакомбный епископ Лазарь. Поздний вечер. Электричества нет, горят только свечи. Пение и возгласы совершаются в полголоса, дабы не бать услышанными на улице. Маленькое помещение домового храма заполнено полностью молящимися, так что едва остается место, чтобы епископу и духовенству выйти на полиелей. В храме много тайных монахинь, этих безкорыстных русских жен-мvроносиц, на рамена которых возложен великий жизненный крест — монашеский подвиг поста и молитвы, сопряженный с послушаниями, заботами и трудами по устрой­ству жизни катакомб. У всех собравшихся радостное и тор­жественное настроение, ибо сегодня не просто воскресное все­нощное бдение, которое приходится на Воздвижение Креста Господня, но сегодня также собрались молитвенно отметить 1000-льтний юбилей нашей духовной матери — Церкви Русской.

Мы знаем, что весь 1988 год был юбилейным для всей христианской России. Но, именно, в этот день, день Воздвижения Креста Господня, состоялось крещение русского народа в Днепре, что как бы указывало на судьбу нашей Церкви в конце міра: распятіе ея на Кресте, несение ею Креста в отступническом міре и победа ея Креста над диаволом... Вспоминаются слова апостола, которыя как бы написаны в утешение нам: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаеваемся, мы го­нимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4, 8-9).

Несмотря на такие чрезвычайно тесные обстоятельства ка­такомб, здесь не чувствуется недостатка полноты церковной. Сама домовая церковь с небольшим алтарем и переносным иконостасом, со скромной церковной утварью, мерность и ревность, с какими совершается служба, сознание того, что эти теснота и внешняя скудость переносятся ради верности Церкви Христовой, создают впечатление, дают ощутить, что вы находитесь в римских катакомбах или с нашими подвижниками, которые, чтобы обрести безценное сокровище — благодать Христову — уходили от суеты житейской в дебри лесныя. Перед вами стоят современные последователи тех безчисленных исповедников новых, которые в наше время жесточайших го­нений обходили села и города, поддерживая в народе огонь живой веры — Истинное Православие.

Мерное совершение службы, сам дух катакомбной церкви настраивает душу на молитву. Вы как бы забываете, что существует этот мятежный мір с его неразрешимыми проблемами, которых день ото дня в нем становится все больше и от которых он вот-вот взорвется. Как все просто разрешается: только приди ко Христу истинно, совлачившись гордого «я» — ветхаго человека — и нет никаких проблем, кроме одной, воистину, насущной: как очистить запятнанныя грехом наши души.

Диакон медленно читает ектению: «Міром Господу помо­лимся...» В этот момент хочется усиленно помолиться, ибо от лица собравшихся в катакомбном храме возглашаются стройные, ду­ховно оформленные прошения. Прошения к Престолу Божию за весь мірь, за всю Церковь Христову... «О православном епископстве гонимыя Церкве Российския…» «О Архиерейском Синоде Русския Православныя Зарубежныя Церкви...», — усердно продолжаеть диакон. Как утешительно и приятно слышать слова этого прошения, указывающие на молитвенное общение гонимой Катакомбной Церкви в России и Русской Зарубежной Церкви, твердо стоящей за соблюдение чистоты Православия. Этим общением в молитвах к Богу указывается и подчеркивается их духовное единство. Мы видим, что пред Господом предстоит единая наша духовная Мать — гонимая, страждущая от безбожников, но побеждающая диавола и все его козни в міре, Православная Церковь Русская, во отечестве и в разсеянии сущая. Это именно та наша Греко-Российская Церковь, которой заповедовал держаться великий угодник Божий преподобный Серафим Саровский.

Катакомбный епископ Лазарь и все сослужащие выходят на полиелей. Поется величание, a вернее, несколько величаний. Прославляется св. Троица, как собравшая во едино Православную Русь, про­славляется Матерь Божія, какъ Госпожа дома Своего — Святой Руси, прославляются все святые, в Земле Русской просиявшие, также Новомученики и Исповедники, как указавшие нам путь в Царствие Небесное.

«Величаем вас, святии Новомученицы и Исповедницы Российские, и чтем честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте». И вот главный момент всей службы. По великом славословии начинается воздвижение Креста — зна­мени Церкви. Владыка Лазарь, весь убеленный сединами, на середине храма держит Крест, его под руки поддерживают иеромонах и священник. При стократном пении «Господи, помилуй» начинается медленное и торжественное опускание, а потом подъем Креста и осенение им народа. И так на все четыре стороны. Все молящиеся застыли в молитве и духовном трепете. Владыка тихо произносит: «Молитесь усерднее в сей момент». Забывается усталость от продолжительной службы, ведь время уже за полночь.

Такое тайное молитвенное собрание — богослужение, сопряженное с различными трудностями и волнениями быть замеченным и задержанным советскими безбожными органами, дает возможность ощутить рядом Христа, благословляющего Своих верных последователей. Появляет­ся ревность, желание следовать за Господом и делать дело Божие, не взирая ни на какие трудности. 

Е.Л., 1988 г.

Православная Русь, № 9, 1/14 мая 1990 г.

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР
Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви
О Катакомбной Церкви
Заметки о Катакомбной Церкви в СССР
Катакомбные богослужения в Соловецком лагере
Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.
Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви
Потаенная Россия
Церковное сопротивление в СССР
Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru