Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


АРХИВ: Решение Архиерейского Собора РПЦЗ 1971 г. о необходимости совершения хиротесий над старостильными иерархами Греции, неканонически рукоположенными в единоличном порядке викарным епископом Матфеем Вресфенским



РЕШЕНИЕ
АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ


Протокол № 16-11 от 15/28 сентября 1971 г.

Митрополиты Каллист и Епифаний в своем обращении к Собору объясняют, что после того, как ряд приходов в Греции решил не принимать новый календарь, поскольку он был признан нарушением Православия, она усердно искала канонического рукоположения епископов. Лишь тогда, когда все их усилия оказались тщетными, епископ Матфей решил совершать рукоположения единолично. Обращаясь к Собору с просьбой рассмотреть их дело, вышеупомянутые епископы от своего имени и от имени своих братьев выражает свою готовность принять любое каноническое решение, которое примет Собор.

Ранее в своем обращении к Синоду от 29 августа 1971 г., архиепископ Авксентий просил Архиерейский Собор Русской Православной Зарубежной Церкви высказать суждение в отношении способа принятия духовенства из старостильной группы "матфеевцев", т.е. тех старостильников Греции, которые имеют епископов, получивших свои хиротонии от одного епископа.

История следующая: Когда в Церкви Греции в 1924 г. было объявлено о принятии нового календаря, это вызвало недовольство среди верующих, и образовалось несколько групп, которые не приняла введение нового календаря. Однако они не была объединены. В 1935 г. три епископа, до того времена принадлежащие официальной Церкви, присоединилась к движению старостильников: Герман Димитриадский, Хризостом Флоринский, Хризостом Закинфский. Они сразу же приступили к рукоположению новых епископов и рукоположили четырех викариев: Германа Кикладского, Христофора Христианупольского, Поликарпа Диавлийского и Матфея Вресфенского.

Однако, вскоре между этими епископами возникли разногласия, и их Синод распался. Три епископа отошли от старостильного движения. Герман Дамитриадский умер. Оставались лишь Поликарп Диавлийский и Матфей Вресфенский, в то время как Хризостом Флоринский отделился от них и оставался один. В 1948 г. епископ Матфей (викарный, – прим.) совершил рукоположение епископов единолично, будучи убежден, что в условиях гонений не оставалось никакой другой возможности сохранения истинно-православной греческой иерархии. Нам невозможно точно определить - насколько невозможно было для него в то время получить содействие епископа Поликарпа или епископа Хризостома в совершении первой хиротонии. Как бы то ни было, от хиротоний совершенных им единолично берет свое начало так.наз. "матфеевская" иерархия, которая не была признана другой частью старостильников, возглавляемых сначала Архиепископом Акакием, и теперь - Архиепископом Авксентием.

В Греции существуют две точки зрения по вопросу о возможном принятии в общение епископов и клириков из группы, которую сейчас представляют Митрополиты: Каллистос и Епифаний. Как часто случается в таких случаях, наш Синод поставлен пред двумя принципами: "акривии" и "икономии".

Прежде чем решать какой точке зрения следует отдать предпочтение в данном случае, нужно решать в целом есть ли необходимость применять один из этих принципов, или точнее - следует ли распространять принцип икономии, настолько, чтобы признавать Матфеевские рукоположения в целом действительными. Другими словами - следует признавать действительность хиротоний епископов одним епископом. 

В так называемых Апостольских Постановлениях существуют указания на то, что рукоположение, совершенное одним епископом, признается не действительным. Рукоположение епископа должно совершаться тремя или двумя епископами. Однако, один пункт указывает, что может быть сделано исключение в условиях гонений, когда участие второго епископа невозможно. В истории Церкви существуют прецеденты подобных рукоположений, хотя их в действительности совсем немного. В этих случаях такие рукоположения признавались действительными последующим решением Собора. Подобные случаи известны также в Греции во время войны за освобождение, когда было прервано общение с Константинополем. В 1825 г. епископ Гавриил Зарнский рукоположил трех епископов. Позже эти рукоположения была признаны действительными на Соборе 1834 г. Однако, рукоположение им в 1832 г. Прокопия во епископа Андрубиса не было оправдано условиями и было признано недействительным, а он сам был низвержен за это. Позже оба епископа: Гавриил и Прокопий были прощены после покаяния и восстановлены в епископском звании. Нужно заметать, что покойный Патриарх Александрийский Христофор принимал духовенство, получившее преемственность от епископов Матфея, в сущем сане. В России известен случай, когда епископ Иоасаф был рукоположен для Аляски одним епископом, но он утонул, прежде чем смог начать управлять своей епархией. Он был канонически избран и Синод назначил двух епископов для совершения его хиротонии, но один из них не имел возможности лично приехать.

Но, если мы находим в истории случаи рукоположений епископов одним епископом, следует иметь в виду, что не каждый случай должен и может быть повторен. Надежнее следовать более авторитетным церковным правилам. Не следует слишком полагаться на некоторые постановления апостольских времен, поскольку отцы Шестого Вселенского Собора постановили в отношении этих Постановлений, переданных Климентом: "ради назидания и ограждения Христианской Паствы, оные Климентовы постановления благорассмотрительно отложила" /Канон 2/.

В то время как неоспоримые каноны указывают, что рукоположение епископов должно совершаться тремя или двумя епископами. "Епископа да поставляют два или три Епископа" - /1 Канон Св.Апостолов/. 4-ый канон 1-го Вселенского Собора говорит то же самое: "Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области Епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершати рукоположение. Утверждать же таковые действия в каждой области подобает Митрополиту", - Подобное же правило повторяет Канон 3-й Седьмого Вселенского Собора.

Здесь каноны определяют, что весь епископат должен принимать участие в избрании епископа, и что рукоположение должно совершаться по крайней мере двумя епископами. Это так, потому что рукоположение епископа не является делом одного епископа, но всей иерархии, оно совершается по ее общему согласию, и ни в коем случае не является единоличным делом епископа. Рукоположение одним епископом пытаются оправдать условиями гонений. Однако следует помнить, что если условие рукоположения епископа двумя епископами определено в Апостольском каноне, который относится также ко времени гонений, то пункт Апостольских постановлений, позволяющий в крайних обстоятельствах рукополагать епископов одному епископу, должен быть признан принадлежащим тем постановлениям, которые не были одобрены Трулльским Собором.

Требование участия по крайней мере двух епископов в рукоположении епископа имеет еще одно объяснение. По словам Апостола Павла: "Меньший благословляется большим". /Евр. 7,7/. Очевидно, что когда епископ рукополагает священника, этот принцип соблюдается. Но для епископа - один епископ не является "большим". "Больший" для него - Собор епископов. Поэтому рукоположение епископа одним епископом нарушает Православный принцип церковной Иерархии.

Следовательно, несмотря на то, что ревность последователей епископа Матфея в сохранении Церковных традиций и Церковного календаря похвальна, и епископов получивших хиротонии от Матфея ни в чем не упрекнешь за исключением самого их рукоположения, - тем не менее, многие предпочитали оставаться без епископа, чем подчиняться им, вплоть до того, как появилась иерархия, которая имела и ревностность в отстаивании церковных традиций, и хиротонии, совершенные каноническими епископами.

Любое рукоположение, совершенное без соблюдения канонов, в сущности уже является недействительным, даже если оно и совершено канонически рукоположенными епископами. Четвертый Канон Седьмого Вселенского Собора, например, не низверг Максима Киника за его преступления, но объявил его хиротонию не действительной. Даже несмотря на то, что она была совершена каноническими епископами, но - в нарушении канонов. Это же относится и к рукоположению священников. В своем письме к хорепископу (викарию, – прим.) Св.Василий Великий пишет о том, что неправильно (т.е. викарием без согласия и благословения своего правящего архиерея, – прим.) рукоположенный во священника должен быть извергнут. Св.Василий заключает это правило такими словами: "яко принятый в церковнослужение без моего разрешения, будет мирянином." /Канон 89/. Еще яснее этот принцип выражен в 6-м каноне 1-го Вселенского Собора:"...аще кто без соизволения Митрополита поставлен будет епископом: о таковом великий Собор определил, что он не должен быть епископом".

Лишь Римо-Католическая церковь, искажая саму идею о благодати в церкви, признает действительным любое рукоположение, совершенное канонически рукоположенными епископами, даже если они совершают его неканонично. Здесь получение благодати ставится в зависимость от должным образом произнесенной формулы рукоположения, которая действует в качестве утверждения законности, независимо от того, употребляется ли она единолично/односторонне/ или в качестве исполнения воли Церкви. Подобное учение чуждо Православной Церкви. Отсюда понятно, почему рукоположение Архиепископа Акакия и последующие рукоположения вызвали сомнения у многих до тех пор, пока не были подтверждены и узаконены решением Синода /РПЦЗ/.    

 

Однако, путем икономии незаконные действия могут получать силу таинств без повторного их совершения. Св.Василий Великий пишет в своем Первом правиле о кафарах, которые лишены даров Духа Святого, поскольку являются схизматиками. Но путем икономии он позволяет их принимать в общение без нового крещения. А 8 канон 1-го Вселенского Собора говорит о них следующее: "О именовавших некогда себя Чистыми, но присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно святому и великому Собору, да по возложении на них рук (т.е. дополнительной хиротесии, – прим.), пребывают они в клире."

Существуют разные мнения в отношении понимания этих слов "возложение рук". Аристин понимает их в смысле миропомазания. Его мнение разделяет епископ Иоанн Смоленский. Однако, по-видимоу, более авторитетное объяснение было дано Св. Патр. Тарасием на Седьмом Вселенском Соборе. Когда кто-то спросил его, как следует понимать слова о возложении рук в 8-ом каноне 1-го Вселен. Собора, он объяснил, что это не рукоположение, а другое, означающее лишь благословение. Можно согласиться с епископом Никодимом Милашем, в том, что на основании авторитетного толкования Св.Тарасия: "...эти слова никейского канона означают, что когда новатианское духовенство принималось из схизмы в Православную Церковь, правильный епископ или священник должен был возложить руки на них подобно тому, как это совершается в таинстве исповеди, и прочитать соответственную молитву, воссоединяющую их с Церковью. Таков же был порядок принятия в Церковь донатистов, гораздо более упрямых схизматиков, чем новатиане /Карф. Собор, канон 79/. "...по известной великой нужде Африки, ради мира и пользы Церкви, и из самых Донатистов клириков, расположение свое исправивших и возжелавших придти к Кафолическому соединению, по рассуждению и изволению каждого Кафолического епископа, управляющего Церковью в том месте, приимати в своих степенях священства, аще сие окажется содействующим к миру Христиан." Канон также отмечает, что "в предшествующее время так поступать было с сим расколом".

Из сказанного в начале данной Резолюции очевидно, что старостильники, возглавляемые иерархией Матфеевского рукоположения, не могут быть сравниваемы с такими схизматиками, как донатисты или новатиане. Эти старостильники не погрешили в отношении учения Православия, но они лишь нарушили иерархический порядок в своем стремлении защитить Православное учение, когда рукоположение епископское было совершенно епископом Матфеем единолично. Простое признание их хиротоний могло бы вызвать скандал как прямое нарушение канонов: 1-ого Апостольского, 4-ого Первого Вселенского Собора и 3-го Седьмого Вселенского.

Однако, очевидно из приведенных примеров, что существует достаточное основание применить по отношению к ним икономию, в соответствии с 8-ым Каноном Первого Вселенского Собора и 79-ым Карфагенского;

Принимая во внимание все вышесказанное, а также желание достижения объединения всех людей, преданных Истинному Православию, которое было выражено Архиепископом Авксентием, Архиерейский Собор принимает следующие решения:

1. Признать возможным удовлетворение просьбы Митрополитов Каллиста и Епифания. Для этого двое епископов должны совершить возложение рук на них. Это же должны произвести эти Митрополиты над своими братьями и все их епископы над священниками.

2. Обязать Митрополитов Каллиста и Епифания, а также всех их братьев, предпринять все возможные шаги в сторону объединения иерархии, духовенства и мирян с Синодом, возглавляемым Его Блаженством Архиепископом Авксентием.

3. Сообщить о вышесказанном Его Блаженству Архиепископу Авксентию.

4. Для исполнения решения, принятого в п. № 1, направить в Преображенский Монастырь Преосвященных Архиепископа Филофея Берлинского и Германского и Епископа Константина Брисбенского.

 

Протокол № 16-11 заседания Архиерейского Собора РПЦЗ от 15/28 сентября 1971 г.

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
«Милость Моя исцелит тебя…»
Индульгенции в истории Греческой Церкви
Церковное сопротивление в СССР
Ватикан и Россия
Ватикан и большевицкая революция
Русская Церковь в Белой борьбе
КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ
Первое (Аскольдово) крещение Руси
Движение "непоминающих" и Московская патриархия
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru