Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Митрополит Виталий между безлюдьем и изменщиной

Николай Казанцев, член Правления Общества Бл. Митрополита Антония

 

Митрополит Виталий между безлюдьем и изменщиной

 

В ряде откликов на кончину Митрополита Виталия, появившихся на интернете, усердно муссируются его ошибки. Нет слов, они у него имелись, как у любого смертного. И пожалуй самой главной было отстранение от синодальных дел Епископа Григория (Граббе), этого неколебимого бруствера против врагов и исказителей Зарубежной Церкви.

Однако многие другие промахи, вменяющиеся ему в вину, определялись не его недальнозоркостью, – уж яснозрение-то являлась одной из его отличительных черт, – а объективными условиями, в которых ему пришлось действовать.

В этой связи, можно провести еще одну параллель с ситуацией Императора Николая Второго: тогда, как и сейчас, царило полнейшее безлюдство. Как Государю после убийства Столыпина, так и Митрополиту Виталию после удаления Епископа Григория – не было на кого опереться.

Оскудение правящего слоя в дореволюционной России имеет свою параллель в измельчании зарубежной церковной среды конца 20-го века. Надежные архиереи – Владыки Антоний Женевский и Антоний Лосанжелосский – были уже пожилыми, а более молодые не заслуживали доверия. Об этом, – и о зоркости Владыки Виталия – свидетельствует и следующий факт.

Прежде чем совершить хиротонию, все епископы высказывают свое мнение об очередном кандидате. Когда дело дошло до кандидата Лавра Шкурлы Владыка Виталий решительно высказался против хиротонии. Он мотивировал свое несогласие тем, что возвышение Лавра «имеет политическую подоплёку». Как в воду глядел ! Этот опросник хранился в синодальной канцелярии, но теперь, естественно, его уже не найти.

Зазлобчивый обижанец никогда не забыл это Владыке. Как не забыли свои афронты другие духовные лица, которых Митрополит, со свойственной ему прямолинейностью, когда-то заслуженно поставил на свое место.

Памятен случай с настоятелем храма в Бурлингейме, Калифорния. Отец Стефан Павленко явился на богослужение в синодальный храм, но не прошёл в алтарь. На вопрос Митрополита, почему он не участвует в Литургии, тот ответил: «Потому что я на каникулах». Владыка, понятно, вознегодовал: «По отношению к Литургии священник никогда не находится на каникулах! Ваши родственники в Советской России мучились от того, что не могли причащаться, а Вы пренебрегаете возможностью принять Святые Тайны? Так по крайней мере не приходите в храм, раз не собираетесь служить. Ведь это соблазн для других !»

Вместо того, чтобы смиренно воспринять отеческое наставление, о. Стефан озлился и перешел в стан недоброжелателей Митрополита.

Точно так же поступил и о. Петр Перекрестов, когда Владыка Виталий  высказался отрицательно о его намерении издавать собственный журнал Русский Пастырь. Митрополит резонно указал о. Петру, что раз за ним водятся такие способности, то пусть лучше бы он их не разменивал на эфемерные мероприятия, а применил для улучшения Православной Руси, пришедшей в упадок после кончины талантливого редактора архимандрита Константина (Зайцева). Поддавшись памятозлобию, о. Перекрестов тоже встал в ряды заговорщиков. А ведь Владыка был прав : Русский Пастырь давно приказал долго жить.

Тщеславие, гордость, либеральничанье, канцелярское отношение к пастырским обязанностям, измирщение, корыстолюбие уже тогда в значительной степени пронизывали церковную среду РПЦЗ.

Вот еще один сему пример. Владыка вёл жизнь настоящего монаха – не как сегодняшние епископы. Вставал в 4 часа утра, совершал полунощницу, утренние молитвы, чинопоследование перед причастием, и когда в 7 часов дежурный священник входил в синодальный храм, нередко оказывалось, что Митрополит уже совершил для него проскомидию и будет участвовать в богослужении. Но вместо того, чтобы воспринять это как честь и радость, священник, как правило, раздражался. Мол для чего тогда я вставал рано, мог бы отоспаться…

В своем некрологе, Александр Солдатов отмечает, что Владыка «то выводил Марка Берлинского из Синода, то принимал его обратно». Но Первоиерарх Православной Церкви не есть диктатор над другими епископами, а всего лишь primus inter pares.  Они не могут решать без него, но и он не волен решать без них. Митрополит действовал соборно… а большинство епископов тянуло к Марку.

Причем Владыка Виталий, глубоко веровавший в способность исправления человека, пытался вразумить Марка, повлиять на него. И не только аргументами, но простым проявлением братской любви. Когда Первоиерарх посетил марковскую обитель Св. Иова Почаевского в Мюнхене, то ежедневно собственноручно готовил пищу для всей братии. И увидев непотребную изношенность кастрюль (сказывалось немецкое скряжничество), не погнушался пойти в магазин и купить для монахов полный комплект приличной кухонной утвари.

Однако на кухне архиепископа Марка уже варилось отравленное блюдо. Готовился заговор не только против Митрополита Виталия, но и против самого существования Зарубежной Церкви.

И здесь напрашивается еще одна параллель.

Как последнего русского Помазанника предали им же возвеличенные приближенные, так и последнего законного Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви предали те, кто благодаря ему стали епископами : Михаил Донсков, Гавриил Чемодаков, Александр Милеант.

Главным же Иудой оказался тот, которого Владыка Виталий спас от коммунистического рабства. Когда Красная Армия приближалась к Ладомирову на Карпатах, иеромонах Виталий (Устинов) вывез на телеге, укрытых брезентом, двух мальчишек, двух Васильев, блондина и брюнета : Васю Белого (ныне здравствующего архимандрита Флора) и Васю Черного (нынешнего митрополита Лавра). Вася Белый приехал-таки 28 сентября в Мансонвилль отдать последнее целование своему спасителю. Вася Черный, естественно, нет. Эх, неспроста его прозвали Черным ; видать не касалась эта кличка только лишь цвета волос.

Как известно, к концу Второй Мировой войны о. Виталий, вместе с архимандритом  Нафанаилом (Львовым) обосновался в Гамбурге, где они сосредоточились на спасении тысяч беженцев от принудительной репатриации в СССР. В этом деле будущий Митрополит не останавливался ни перед чем :  даже лёг однажды поперек английского военного грузовика, увозившего подсоветских людей на выдачу Сталину – и добился их освобождения !

В начале 80-х годов, после богослужения в торонтском Свято-Троицком соборе, можно было видеть как бывшие обитатели беженского лагеря Фишбек, поджидавшие его на улице, валились ему в ноги, обнимали его колени и со слезами благодарили за спасение от большевиков. Владыка тщетно старался поднять их с тротуара и плакал вместе с ними.

Лавр Шкурла отблагодарил своего благодетеля иначе : ударом в спину.

Подобно Царю-Мученику, Владыка Виталий мог сказать в 2000-м году в Нью-Йорке: «Кругом измена, трусость и обман».  И мог повторить, увы, те же самые слова в 2006-ом году в Мансонвилле…

Николай Казанцев

Член Правления Общества Бл. Митрополита Антония

 

-------------------------------------------------------------------------------------------

«НАША СТРАНА»: Орган русской монархической мысли. Основан 18 сентября 1948 года Иваном Лукьяновичем Солоневичем. Издатель: Михаил Киреев. Редактор: Николай Леонидович Казанцев. Электронная версия: www.nashastrana.info . Адрес редактора: Nicolas Kasanzew, 9195 Collins Avenue, Apt.812, Surfside, Fl. 33154, USA. Телефон: (305) 322-7053. Цена годовой подписки: В Канаде - 65 ам. долл. В Аргентине – 100 песо. В Европе – 52 евро. В Австралии - 74 ам. долл. В США и остальных странах – 52 ам. долл. Чеки на имя: Nicolas Kasanzew. Переводы на: Bank of America, 5350 W. Flagler St. Miami, Fl.33134, USA. Account: 003670135535. Routing: 026009593.

Электронный адрес редакции: nikasanzew@hotmail.com



Дополнительно см.:

Возобновила свой выход электронная версия старейшей белоэмигрантской газеты «Наша Страна»

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=789

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Мониторинг СМИ: Секретарь Синода РПЦЗ-МП верит в Путина
Секретарь Германской епархии РПЦЗ(Л) прот. Н. Артемов: «По поводу после-соборных перетолкований»
Камо грядеши… РПЦЗ(Л)?
Состоялись официальные переговоры об унии между сергианско-экуменическим патриархом А.Ридигером и главой РПЦЗ(Л) митр. Лавром
В. Путин ускоряет темпы по присоединению РПЦЗ(Л) к МП
Капитуляция Синода митр. Лавра
Несоблюдение Соборности Нью-Йоркским Синодом
Address-Appeal to the Clergy and Faithful Sons and Daughters of the Russian Orthodox Church Abroad from the First Hierarch of the Synod of the True Orthodox Church Archbishop Tikhon
Обращение РИС-О и РОНС в связи с предполагаемым созывом т.н. «Четвертого Всезарубежного Собора»
"Наша Страна": "Уходит в раскол митр. Лавр, а не мы!"


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru