Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Скорбное слово на кончину Первоиерарха Русской Церкви Митрополита Виталия

Архиепископ Тихон Омский и Сибирский, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

 

 

Митрополит Виталий (Устинов)

 

Скорбное слово

на кончину Первоиерарха Русской Церкви Митрополита Виталия

 

 

 «И так, призываю всех к взаимной молитве.

Все мы ходим под Богом, и не знаем когда настанет наш смертный час.

Желаю всем, как и себе самому, покинуть эту землю,

оставив после себя добрую славу о Вечном Спасении.

+ Митрополит Виталий»

 

(Из Скорбного Обращения Митр. Виталия к 40-му дню

по кончине Схи-Архиепископа Лазаря, 17/30 июля 2005 года)

 

 

Когда великий праведник ХХ столетия, архимандрит Иустин (Попович) писал о своем авве, Блаженнейшем Митрополите Антонии (Храповицком), основателе и первом Предстоятеле Русской Зарубежной Церкви, он сравнивал себя с муравьем, который пытается рассуждать о полетах Орла. Что может знать муравей со своей муравьиной “высоты” – о высоте, на которую поднимается, и в которой парит Орел? Что он может сказать об этой высоте? Такова мысль праведника о праведнике, святого о святом.

Что же мы можем сказать о новом почившем праведнике, нашем Старце, последнем Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви Владыке Митрополите Виталии? Ибо он действительно был праведником, Орлом, который парил на духовной высоте, о которой нам, муравьям, остается только читать в книгах.

Я вспоминаю его проповедь о Пресвятой Владычице Богородице, многие другие его проповеди, и поражаюсь той огромной глубине и, одновременно, широте и высоте мысли, в которой пребывал Владыка Виталий. В ней – ничего случайного, в ней нет мелководья, в ней каждое слово не просто прочувствовано или продумано, оно – пережито. А ведь именно таково и есть наше настоящее Православие, оно – удивительно и глубоко и высоко – до самого Неба! И таков наш Митрополит Виталий.

Когда он говорит о молитве, – а каждая проповедь его всегда о молитве, – видно, что он говорит не просто прописные книжные истины, вычитанные у других. Нет, каждое его слово, даже каждый вздох, интонация говорят о том, что он знает о чем говорит, что он сам это пережил. Что именно такая молитва является всем его существом: жизнью его.

В проповедях Владыки Виталия всегда поражает не эрудиция, не начитанность, даже не огромный жизненный опыт человека, вобравшего в свою жизнь целое столетие со всеми его ужасами и страданием, но именно это очень тонкое, очень личное, очень живое чувство молитвы, и – знание молитвы. Оттого каждое его слово, сказанное устно, или печатное, всегда имело такую силу проникать в самую глубину души и затрагивать в ней покаянные струны, неведомые самому человеку. Будить человека от духовного сна, и возводить его из греховного мрака к духовному свету и высоте...

Преподобный отец Иустин писал о Святителе Антонии: «В чем тайна блаженного Митрополита Антония? — В безграничной любви его ко Христу. Раскройте любую его мысль, или чувство, или желание, или дело: везде вы найдете как творческую силу – его безмерную любовь ко Христу. Он жил и действовал Господом Христом, поэтому все, что принадлежит ему, можно привести к Богочеловеку». Эти слова, сказанные об основателе Русской Зарубежной Церкви, Ее первом Первоиерархе, можно, не боясь ошибиться, приложить и к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию, последнему Первоиерарху РПЦЗ.

С какой любовью он говорил о Матери Божией, о святых угодниках Божиих... Потому что сам был угодником Божиим. Потому что любил Господа и стремился к Нему; как свеча – горел он ревностью по Боге нелицемерно и преданно. Не случайно поэтому и отошел он ко Господу в день Отдания Рождества Богородицы, о Которой в проповедях всегда говорил с большим теплом.

Наверное найдутся такие, кто упрекнет нас за наши слова, непременно укажут на ошибки, которые совершил Владыка Виталий. Что можно сказать на это? Ведь находились же ревнители, упрекавшие и Святейшего Патриарха Тихона, и Священномученика Митрополита Петра за их ошибки, допущенные ими при жизни по естественной человеческой немощи. А сколько упрекали, и упрекают до сего дня Государя…

Но кто не имел такой ответственности за судьбу Церкви, как Владыка Виталий, кто не был на этой высоте – таким одиноким, не понятым почти никем, даже скажем больше – оставленным своими учениками, собратьями-архипастырями, да и просто людьми искренними и честными, но не смелыми – смеет ли он бросить камень в почившего Митрополита? Да не посмеем! Потому что знаем – большое видится на расстоянии, – пройдет совсем немного времени, и личность Митрополита Виталия, его деяния увидятся совсем по-другому, отпадет вся человеческая немощная шелуха, вся дорожная пыль отрясется и многие, даже те, кто при жизни не понимал и осуждал Владыку, скажут о нем совсем другое слово. Да и вправду ведь сказать, много ли может муравей увидеть со своей земли, далеко ли может он видеть? К тому же еще – своим не орлиным глазом…

Но даже уже сегодня можно сказать: Владыка Виталий не был “рядовым” Первоиерархом... Он, последний Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, был и последней связующей нитью между той Россией, той Русской Церковью, и нами. Он принял, взрастил в своем сердце, и передал нам дух настоящей России и настоящей Русской Церкви – дух Православия. Нам же, принявшим этот безценный Дар, необходимо просить Владыку помочь сохранить его, потому что нет у нас ни духовного опыта, ни даже сил сберечь это великое сокровище. Нам остается только не думать о себе высоко, а смиренно «держать, что имеем» (Ап. 3,2), уповая на милость Божию и молитвы нашего почившего Первосвятителя.

И это именно так – вопреки тому, что говорят о нем враги Истинной Русской Церкви, вопреки всему, что делалось “именем” Владыки в последние годы его жизни.

Мы не знаем, почему Господь попустил Своему верному рабу такое видимое поругание, нам не известны все пути Промысла Божия о Русской Церкви и Ее Первоиерархе. Это тайна, духовный смысл которой откроется только спустя годы, но что это именно так, свидетельствует пророческое видение другого праведника, мученика брата Иосифа, видевшего последнего Первоиерарха РПЦЗ распятым на кресте во всем архиерейском облачении.

Да, Владыку распинали. Его распинали и слева, и справа. И в этом тоже есть очень глубокий духовный смысл... Не случайно, поэтому, третий день по кончине Владыки пришелся на Воздвижение Чеcтнаго и Животворящего Креста Господня: распинаемый при жизни на земле, при жизни пригвожденный ко кресту, поруганный врагами и опороченный “друзьями” – он Крестом Христовым воздвигнут на Небо! Какое может быть в этом сомнение?

Господь попустил ему дожить до такого возраста, когда по естественной для человека немощи он не мог уже защитить свою Церковь. Но тем дерзновеннее он может защищать Ее сейчас от невидимых и видимых врагов, стоя у Престола Божия. И мы обращаемся к нашему почившему Первосвятителю, – уверенные в силе его молитвы, – испрашивая у него заступничества и ходатайства о воинствующей на земле Русской Церкви, и о нас, осиротевших чадах его...

Его судьба очень похожа на судьбу праведного Иова, и так похожа на судьбу последнего нашего Государя. Они оба были Удерживающими, и оба были взяты от среды... С уходом Митрополита Виталия закончилась целая эпоха, что же нас теперь ожидает?

Но еще больше его судьба похожа на судьбу Святителя Патриарха Тихона и Священномученика Митрополита Петра: они –  только в других условиях –  тоже пребывали в заточении и изоляции от своей Церкви. Их тоже обманывали и от них тоже добивались подписей под сомнительными “указами”. Но Господь прославил во святых Своих верных рабов, а чада Катакомбной и Зарубежной Церкви покрыли эти их немощи своею нелицемерной любовью и преданностью. И я прошу всех чад Церкви Христовой, кто еще строго судит Митрополита Виталия, не держать камня на сердце и немощи его и человеческие ошибки покрыть любовью.

Ведь значение его личности для Русской Церкви то же (и не меньше), какое имели в русской церковной истории Святейший Тихон и Священномученик Петр: чрез этих троих Первосвятителей таинственно удерживалось и хранилось не столько административное, сколько духовное единство двух ветвей истинной Русской Церкви – на Родине и Зарубежом, перешедших в свое время на 362-й Указ. В понимании и исполнении этой миссии приоткрывается Промысел Божий о Русской Церкви и в наши апостасийные времена.                                                                                                                     

Все же удивителен и непостижим Промысел Божий! Последний Первоиерарх РПЦЗ дожил до того дня, когда самой Зарубежной Церкви не стало, когда Ее предатели, предавшие и самого Первоиерарха, превратили РПЦЗ в зарубежную часть Московской советской патриархии. Владыка Виталий оказался старше своей Церкви на десять лет... Но тем же Промыслом Божиим он смог передать в Россию, которой жил и о которой молился всю свою жизнь, свое Первосвятительское благословение. Это был его сознательный, обдуманный шаг, его он многие годы вынашивал в своем сердце. Потому что Владыка Виталий оставался одним из немногих, кто понимал главную миссию РПЦЗ – сохранить истинную Русскую Церковь в условиях свободы, сохранить канонический епископат, что невозможно было в Российских условиях из-за жесточайших гонений, – и восстановить, передать благодать апостольского преемства страждущей Церкви-сестре на Родине. Эту свою миссию Зарубежная Церковь исполнила.

Еще при жизни своего святого предшественника Митрополита Филарета, на Архиерейском Соборе в 1983 году тогда еще Архиепископ Виталий сказал пророческие слова: «До сего дня нам известные, казалось бы благочестивые люди вдруг станут предателями, изменят полностью свой духовный лик, и наоборот, до сего как бы спящие, станут ревнителями благочестия даже до смерти. Выберут Христа, станут на сторону Господа только те, кто любит лично Христа, для кого Христос – Спаситель, Промыслитель, вся во всем денно и нощно». Это его пророчество сбылось на его глазах, но не только в отношении предателей Христа и Церкви, но и в отношении него самого.

Так в чем же тайна Митрополита Виталия? – Тайна эта в его безграничной любви ко Христу. Он любил Христа. Жил Христом денно и нощно.

И мы уповаем, что теперь он пребывает со Христом в Его небесных обителях. Аминь.

 

Смиренный ТИХОН, Архиепископ Омский и Сибирский,

Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

 

 

Дополнительно см.:

1. Почил о Господе Высокопреосвященнейший Митрополит Виталий, Первоиерарх Русской Церкви

2. Перевернулась (последняя?) страница Зарубежной Церкви
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, г. Лион, Франция

3. Живой голос Старца-Митрополита.
Аудио-запись проповедей Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталiя, Первоиерарха РПЦ

4. Архив: Послания и письма Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия: 2001 - 2005 гг.

Выдержки из спецвыпуска журнала "Верность", посвященного памяти Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия


5. Архив: Грех Хама и Крест Иова
Протоиерей Тимофей Алферов, РИПЦ

6. Архив: Удерживающий. О подвиге служения Старца-Митрополита Виталия.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, г. Лион, Франция


Дополнительно по данному разделу:
Крестный путь Митрополита Виталия
Зимняя сессия Епархиального пастырского училища
Летняя учебная сессия Епархиального Пастырского Училища
Великий пост в Леснинском монастыре Пресвятой Богородицы
Объединение зарубежной церкви Матрополита Лавра с Московской сергианской патриархией
Скончался архиепископ Серафим Брюссельский и Западно-Европейский, не одобрявший слияния РПЦЗ с МП.
Визит господина Ле Пена в Омско-Сибирскую Епархию Русской Истинно-Православной Церкви
Празднование Успения Пресвятой Богородицы в Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви
Позиция и безпринципность иерархов РПЦЗ(Л), или как прошлое обличает настоящее
Отчет об официальной встрече делегации Синода РПЦЗ(л) с руководством сергианской МП и переговорах об унии


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

Фоторепортаж с Епархиального Собрания Омско-Сибирской Епархии РИПЦ (2013 г.)

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru