Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Послания и письма Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия: 2001 - 2005 гг.

Архивные документы по истории Русской Церкви

И так, призываю всех к взаимной молитве.

Все мы ходим, как говорится, под Богом и не знаем когда настанет наш смертный час.

Желаю всем, как и себе самому, покинуть эту землю, оставив после себя добрую славу о Вечном Спасении.

+ Митрополит Виталий

(Из Скорбного Обращения Митр. Виталия к 40-му дню

по кончине Схи-Архиепископа Лазаря, 17/30 июля, 2005 года,

Св. Прп. Лазаря, Постника Галисийского)

 

 

1. Окружное Послание Высокопреосвященнейшего Митрополита ВИТАЛИЯ

22 июня 2001 г.

Окружное Послание
Высокопреосвященнейшего Митрополита
ВИТАЛИЯ
Первоиерарха
Русской Православной Церкви Заграницей

Всечестные Архипастыри!
Возлюбленные Отцы, Братия и Сестры!

Желая сохранить мир и единство среди нас, вновь обращаюсь к Вам как Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, ибо считаю своим долгом высказать суждение о положении, сложившемся после Архиерейского Собора, состоявшегося в октябре 2000 г.

Признавая Высшим органом управления Собор Архиереев, которому и я, Первоиерарх, также подчинен, всё же хочу напомнить, что нет такой земной церковной инстанции, которая могла бы быть непогрешимой в Истине. История сохранила многочисленные примеры, когда целые поместные Церкви очень продолжительное время были заражены ересями и другими духовными недугами и это отражалось в соборных решениях. В таких случаях последующие соборы вынуждены были отменять неправильные решения предыдущих.

С большой скорбью мы наблюдаем ныне смятение и соблазн, вызванные среди нашего клира и мирян постановлениями и Посланием Архиерейского Собора РПЦЗ.

Мы должны с большим сожалением признать, что некоторые наши собратия сочли возможным восприять и потщиться проводить иной курс нашей Церкви, чем то, что было заповедано нашими предшественниками.

Не имея собственной власти исправить содеянное, не могу и молчать далее, видя как последствия наших ошибок нарушают духовную жизнь паствы и вызывают нестроения. Считаю необходимым в ближайшее время, критически пересмотрев основные положения и документы, созвать новый Собор, который будет иметь законное право отменить некоторые наши решения.

После глубокого осмысления мы теперь считаем ошибочными некоторые деяния Собора, представляющие собой попытки сближения с мировым экуменическим сообществом в целом и к неоправданным контактам с Московской патриархией, в частности. Это нашло своё отражение в следующих документах и решениях Собора:

1.     Так называемая «социальная концепция» Московской патриархии - это чисто римо-католическое понятие, чуждое Православной Церкви и, несмотря на свои, может быть, и добрые декларации, отнюдь не несущее в себе чего-либо хорошего для православного человека. Эта доктрина не несёт на себе никакого отпечатка покаяния за прошлые ошибки и ни в коей мере не может перечёркивать предательскую Декларацию 1927 г.

    1. «Прославление» Свв. Новомучеников Московской патриархией, совершённое под давлением верующего народа, сопровождённое рядом унизительных оговорок, полностью исключающее эсхатологическое значение цареубийства - не может нас радовать и утешать. Мы все знаем, что Святые Царственные Мученики пострадали именно в связи с их Царственным служением; их убиение было знаковой частью замышленного разрушения Богоустановленного православного государства. Своими же компромиссами и ложью о Царственных Мучениках, непризнанием подвига Царских слуг, Московская патриархия сознательно уводит паству от духовного осмысления совершённого злодеяния. Московская патриархия, которая в своё время участвовала в гонении исповедников, ни в чём не покаявшись, теперь их прославляет! Иначе, как духовный цинизм, совершенно недопустимый в Церкви, -- это назвать нельзя. Мы не можем также не заметить, что эта же печать лжи лежит и на «прославлении» Новомучеников, среди которых Патриархия не погнушалась не признать священномучеником Иосифа Петроградского.
    2. Мы не склонны разделять мнение некоторых наших собратий о якобы «духовном возрождении», происходящем в России. Согласно поступающим нам сведениям, в России происходит не «духовный подъём», но лишь «золочение куполов» в храмах, в которые, по слову св. Преподобного Амвросия Оптинского, будет ходить нельзя. В связи с этим мы поддерживаем, молимся и стремимся духовно укрепить те наши малые общины, которые, несмотря на бессовестные постсоветские законы, держатся в лоне нашей Церкви, невзирая на все тяготы нынешнего бытия.
    3. Создание некоей Комиссии «по единству» с Московской патриархией следует однозначно признать ошибкой Архиерейского Собора. Никакой подобной Комиссии не может быть создано, ибо предмета для её работы нет.
    4. Сербская патриархия в 1920 году принимала нас как бездомных изгнанников, сохранив за нами канонический статус Русской Церкви по 39 правилу Шестого Вселенского Собора. За это мы пребываем пред ней в неоплатном долгу и великой благодарности. Но после Второй Мировой войны, существовавшая при титовском коммунистическом правлении Церковь, уже не есть та Церковь Святейшего Патриарха Варнавы, которая в своё время приютила русских изгнанников. Подчинение властям и участие в межцерковном экуменическом движении не позволяют нам просить о евхаристическом единстве с Сербской патриархией, возглавляемой Патриархом Павлом.

Нам горько сознавать, что именно теперь, когда апостасийные процессы в мире достигли разрушительных высот, соборное воззвание не призвало паству быть втрое бдительной к апостасии; и также горько сознавать, что наши новые назначения епископов на кафедры в Западно-Европейской Епархии и в России принесли столько смуты и волнений.

Наши пастыри и благочестивая паства всегда шли со своими преосвященными бок о бок. Этим и была сильна Русская Православная Церковь. Пастыри - не есть безответственные исполнители высших приказаний церковной власти, они в первых рядах служителей Христа и чад Его. Они не чиновники, которых можно направить одним расписанием и держать в подчинении угрозами; они рабы Господни как и все мы. Они наша живая сила и их нам нужно беречь как зеницу ока, и не допустить, чтобы они предались отчаянию и ушли в раскол, дабы с ними не понести эту страшную ответственность.

Я, как четвёртый Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, продолжаю непреклонно идти по стопам Блаженнейших Митрополитов Антония, Анастасия и моего блаженнейшего предшественника Митрополита Филарета, мощи которого были обретены нетленными в 1998 году, что является явным знаком свыше истинности пути, по которому он всю свою жизнь шёл. Посему призываю всех вас к терпению и прошу не делать скоропалительных выводов и поступков. Мы живём в непростое время. И враг нашего спасения всегда готов уловить нас в свои сети.

Я же вновь обращаю к вам свой призыв: «... не бойтесь, малое стадо, /Лк., 12, 32/ Господь с нами ! А ежели Господь с нами, кто против нас ?! Не забывайте, что для нас самое страшное - отойти от Истины, то есть от Христа».

22 июня 2001 г.
Св. Кирилла, Архиепископа Александрийского

Митрополит ВИТАЛИИ
Первоиерарх
Русской Православной Церкви Заграницей

 

 

  

2. Заявление Митрополита Виталия Архиерейскому Собору РПЦЗ 2001 г. 


5 / 18 октября 2001 года

ЗАЯВЛЕНИЕ
Первоиерарха, Митрополита Виталия 

Сознавая глубину греховного падения некоторых членов Архиерейского Собора нашей Церкви, в их интенсивном, но ещё не высказанном полностью желанием соединения с Московской Патриархией, я, с полной ответственностью перед Богом, русским православным народом и перед своей совестью, считаю своим архипастырским долгом заявить, что предстоящий Архиерейский Собор, имеющий открыться 23 октября 2001 года, нельзя назвать иначе, как собранием безответственных.

Несомненно этот собор намеревается обсуждать вопросы о возможном соединении с лже-церковью Московского Патриархата. На днях было получено «Братское Послание» от патриарха Алексея II, которое вызвало, к моей глубокой скорби, радостную реакцию у многих клириков нашей Церкви. Они даже послали восторженное обращение к Собору, прося Собор положительно реагировать на это послание патриарха. Их обращение было подписано 18-ю с лишним клириков нашей Церкви. А сколько есть ещё тех, которые боятся высказаться открыто? Не видя иного выхода из создавшегося положения и не желая нести ответственности за окончательную гибель вверенной моему попечению Русской Православной Церкви Заграницей, я заявляю:

Я считаю себя законным наследником всех предыдущих митрополитов нашей Святой Зарубежной Церкви: первого, Митрополита Антония, потом Митрополита Анастасия, и, наконец, Митрополита Филарета. Я являюсь четвёртым Митрополитом нашей Русской Православной Зарубежной Церкви и до последнего времени, с Божьей помощью, я продолжал вести сей святой корабль прямым путем по грозным волнам житейского моря, избегая подводные скалы, внезапные мели и глубокие ямы, всасывающие корабли на дно морское. К сожалению настало судьбоносное время, когда я понял и оценил тот печальный факт, что между мною и другими архиереями нашего Синода больше нет единомыслия и единодушия. Это я им сказал на прошлом Синоде, когда после начала первого заседания я огорчённый, полностью оценив свое одиночество среди других архиереев, ушёл с собрания. На основании этого и только этого, я согласился уйти на покой и буду считаться Митрополитом Русской Православной Зарубежной Церкви на покое. В этой Церкви я родился, был крещён и умру, когда придёт время.

Я хочу ещё дополнительно заявить во всеуслышание, что, как Первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви, я полностью отвергаю и осуждаю какое бы то ни было сближение и дальнейшее соединение со лже-церковью — Московской Патриархией.

Я также хочу объявить, что я снимаю свою подпись со следующих документов мною подписанных:

  1. Подпись под обращением к сербскому Патриарху Павлу.
  2. Подпись под согласием образовать комиссию по созданию сношений с Московской Патриархией.

На основании вышеизложенного, призываю всех православных Архипастырей, пастырей, монашествующих и верных чад Русской Православной Зарубежной Церкви сплотиться во едину рать против всех беззаконных деяний и нынешнего Собора и Московской Патриархии.

Призываю Божие благословение на всех православных русских людей во Отечестве и за границей, стремящихся идти путем сперва св. Патриарха Тихона, и затем моих блаженнопочивших предшественников: Митрополитов Антония, Анастасия и Филарета.

 + Митрополит Виталий
Первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви

 

  

 

3. Чрезвычайное Заявление Митрополита Виталия о возвращении им прав Первоирерха РПЦЗ и непризнании законным Нью-Йоркского Собора 2001 г. 


14 / 27 октября 2001 г.

Свято-Преображенский скит
Русской Православной Зарубежной Церкви
Мансонвилль, Канада

 Чрезвычайное заявление 

В связи с трагическим развитием противоцерковных событий в последние дни считаю своим Архипастырским долгом заявить, что я категорически осуждаю следующие действия нынешних участников «разбойничьего собора», на котором я отказался присутствовать по причине нераскаянности тех архиереев, которые потщились взять новый курс на сближение с лже-церковью — Московской Патриархией и евхаристическое общение с экуменистами:

  1. Противозаконная узурпация церковной власти неправославно-мыслящими архиереями;
  2. безосновательное и греховное обвинение меня в «поддержке раскольников» (я никому не позволю называть «раскольниками» и «бунтовщиками» верных и преданных пастырей и пасомых нашей Святой Православной Зарубежной Церкви);
  3. содержание меня под домашним арестом с приставлением стражника-наблюдателя, с ведома и «благословения» злобно-настроенных против меня архиереев;
  4. насильственное и коварное, в тайне от меня выдворение из Синодального дома моего личного секретаря — т.е., фактически, лишение меня восстановительно-профилактического ухода, который особенно требуется мне после моей травмы руки, боль от которой становится весьма тяжелой с прекращением этого лечения;
  5. неблаговидно-алчное вынуждение у меня подписи для переписи записанного на меня имущества (к тому же — непозволительно повышенным и требовательным тоном).

Желая предотвратить пагубные последствия неканонических действий нераскаянного «собора», направленных на любые формы диалога или слияние с экуменическим или, так называемым, «вселенским православием», видя нежелание со стороны большинства архиереев умирить и успокоить небывалое смущение среди наших священнослужителей и паствы, а также учитывая просьбы некоторых преосвященных и многочисленных чад Зарубежной Церкви, я со всей ответственностью заявляю, что снимаю, в согласии с Пар. 34-м Положения о РПЦЗ, свою подпись о своем добровольном уходе на покой и передаче моих полномочий архиепископу Лавру. Имя мое должно по-прежнему возноситься на богослужениях во всех храмах Русской Православной Зарубежной Церкви. В случае непредвиденных обстоятельств, временно нести полномочия Заместителя Первоиерарха РПЦЗ — впредь до избрания нового Первосвятителя Зарубежной Церкви сохранившими верность Православной вере архиереями — завещается Епископу Каннскому Варнаве.

Еще и еще раз призываю к покаянию оступившихся в вере архиереев, а всех верных Архипастырей, пастырей и Боголюбивых чад истинной Церкви Христовой к непоколебимому стоянию в Истине и единомысленному и единодушному объединению их против закосневающих «сынов противления», непрестанно вознося горячие молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, испрашивая у Него милости и помощи.

Да благословит всех нас Господь Бог молитвами Пречистыя Его Матери Пресвятыя Богородицы и поможет нам Своею благодатию противостоять лжи, неоправданному насилию и Отступлению.

14/27 октября 2001 г.
Муч. Назария,
Мансонвилль, Канада

 

 

4. Послание Митрополита Виталия верным пастырям и чадам РПЦЗ 


24 ноября / 7 декабря 2001 г.

14/01/М
Послание

Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия
всем верным священнослужителям и пасомым Зарубежной Церкви

24 ноября/7 декабря 2001 г.
Св. Великомученицы Екатерины

Возлюбленные о Христе верные священнослужители и пасомые Русской Православной Зарубежной Церкви.

От нас ушли в полное духовное бездорожье сторонники и последователи так называемого самочинного митрополита Лавра, пытающегося захватить церковную власть в нашей Зарубежной Церкви.

Увидев нестроения в нашей Церкви, я возвратил себе права главы Церкви. В ответ на это Синод архиеп. Лавра с участием епископов Михаила и Гавриила воздвиг на меня настоящие гонения. Меня подвергали арестам гражданские власти без малейшего указания какой-либо причины моей повинности. Исключительно ради очищения Церкви от подобных отступников с моим благословением и участием были совершены хиротонии новых епископов: еп. Сергия Мансонвилльского, еп. Владимира Сакраментского и еп. Варфоломея Гренадского, верных традиционному исповеданию Русской Православной Зарубежной Церкви, идя по стопам Митрополитов Антония, Анастасия и Филарета.

Отступники во главе с архиеп. Лавром не могут считаться находящимися в ограде Церкви.

Призываю всех верных чад нашей Церкви Христовой к стойкому перенесению скорбей в наше смутное и лукавое время и твердому исповеданию православной веры.

Призываю на всех верных последователей Христовой Истины Божие благословение и благодарю всех за помощь и молитвы за меня грешного.

 +Митрополит Виталий (подпись)

 

 

5. Духовное Завещание Первоиерарха Русской Церкви Митрополита Виталия

 

16.01 / 25 декабря 2001 г.

Рождество Христово 

Рождественское Послание и Духовное Завещание
Священнослужителям и всем верным чадам нашей Церкви
Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей
Митрополита Виталия

Властолюбие есть величайшее зло. Ирод совершил убиение младенцев, лишь бы только не потерять власть. А Господь наш Иисус Христос пришёл поразить нас не силою, а любовью.

Скромно и незаметно Бог стал человеком.

Итак, оставим худые примеры, отложим всякую похоть греховную в эти святые дни. А тех, которые гонят нас, предадим суду Божию; сами же вооружимся по слову Спасителя: "в терпении вашем стяжите души ваша" (Лук. 21, 19).

Мы живём в такое время, когда меня могут украсть и от моего имени начнут вас убеждать.

Знайте, что из плена я ни в чём вас не буду убеждать.

Верьте только моему живому голосу; никогда не приобщайтесь к Московской Патриархии, которая была создана КГБ. Никогда не переходите в Московскую Патриархию, которую никак нельзя назвать Церковью. Русская Православная Церковь Зарубежом есть истинная Церковь Христова, только в Ней пребывайте, исповедуйтесь, причащайтесь, крестите ваших детей, ибо это есть настоящая, Неподдельная Российская Церковь.

Господь обетовал нам, что Истинная Церковь перейдёт через все превратности и доживёт до самого Конца Мира.

Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, всех победит, всех покорит под ноги Своя, но до этого времени вас будут гнать, мучить, издеваться и считать вас полусумасшедшими.

Крепитесь, ибо вы будете юродивые во Христе. И за всё благодарите Бога самой короткой молитвой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Просите помилования, и если будем мы помилованы Богом, то что нам до того, что нас будут считать сумасшедшими? Но мы не сумасшедшие, но юродивые во Христе.

Старайтесь молиться сердцем, ибо когда вы молитесь сердцем, то вы молитесь всем своим существом. Ваша молитва дойдёт до Престола Вседержителя, Господа нашего Иисуса Христа, Всемогущего Превечного Бога, от Которого получите такую милость, такую силу, которую имели все первомученики Христовы.

За ваше стояние в Истине, дорогие священнослужители, вы получите такую несокрушимую силу, такую премудрость слова, что ей не смогут противостоять бедные мудрствующие века сего.

Вот чего я вам завещаю и желаю от всего сердца, ибо большего желания вам я не знаю, ибо его и нет. Аминь. 

+ Митрополит Виталий

 

 

6. Неопубликованное обращение Митрополита Виталия от 6 января 2002 г. с призывом к Примирению и Любви

 

24 декабря 2001 / 6 января 2002 г.

Обращение передано Епископом Сергием Епископу Иринею. Оригинал письма хранился в архве вл. Сергия.

ПРИЗЫВАЕМ ВСЕХ Преосвященных, духовенство и паству Русской Церкви прислушаться и начать исполнять МУДРЫЙ ПРИЗЫВ ЕЕ ПЕРВОИЕРАРХА. 

-------------------------------------------

ОБРАЩЕНИЕ  
Ко всем верным архипастырям, пастырям и чадам  
Русской Православной Церкви Заграницей

 

«По тому узнают все, что вы Мои ученики,  
если будете иметь любовь между собою»
(Иоан. 13, 35)

    Возлюбленные о Христе сопастыри, братья и сёстры нашей Русской Зарубежной Церкви!

    Из-за нового смущения, которое возникло среди наших православных братьев в России, Европе, Америке и по всему міру именно эти слова Спасителя подвигают нас всех обратить особое снимание на свое внутреннее духовное устроение. Будем ли мы достойны звания подлинных христиан, учеников Христовых, если самим делом не явим заповеданную Господом нашим Иисусом Христом любовь к своим ближним?

    Объясняя путь истинной, живой, деятельной веры, преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Которые (истинно) веруют, те не только сами не ссорятся между собой, но умиротворяют и тех, которые рассориваются, подражая Господу» (Т.1, стр.436).

    Желая следовать путем Св. Евангелия и созидания, а не разорения церковной жизни, мы призываем всех верных РПЦЗ собратьев по всему міру:

·         Оставить распри, раздоры, взаимные обиды и примириться в Христовой любви, испросив друг у друга прощения ради распятого за нас Сына Божия. Мы первые следуем своему призыву и просим прощения у всех, кому когда-либо причинили обиду или ввели в соблазн;

·         Объединиться в единомыслии о Святой Православной Вере и смиренно стремиться к охранению ея чистоты, к любви и единству в Господе нашем Иисусе Христе, а не заботиться о том, кто может приобрести право «занимать вышии места» и иметь силу «первенства»;

·         «Поклоняться Богу в духе и истине», твердо содержа учение Церкви Христовой и свидетельствуя о Вере Святых Отцов, основанной на Священном Писании, Св. Преданий и охраняемой Святыми Канонами.

    Кроме того, поскольку мы искренно стремимся отстаивать чистоту православного вероисповедания в нашей Русской Зарубнежной Церкви на основе законности, каноничности церковного бытия во всех ея сферах, то мы понимаем, что враг рода человеческого будет сугубо ополчаться на нас, чтобы посеять семена вражды между нами. Поэтому мы должны быть усердными к преодолению тех наших личных страстей и желаний, которые служат к созданию раздоров и ссор среди нас.

    Пусть каждый из нас вознесет свою сердечную молитву к Престолу Всевышнего, чтобы Господь Бог управил и умудрил всех нас Духом Своим Святым и возрастил в нас Его плоды, кои суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

    Дабы таким образом, на нашем предстоящем Соборе все наши деяния были исполнены чистоты веры, единомыслия и единодушия, мира и любви, и имели основанием своим благоволение и благословение Божие, т.е. – Самого Христа Бога нашего, а не «хождение в похотех сердец своих».

    Иного пути нет, «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11).

+Митрополит Виталий  

 

 

7. Письмо Митрополита Виталия на имя Архиепископа Лазаря

 

+Архиепископу Лазарю в собственные руки.

+МВ.

Архиепископу Лазарю Одесскому и Тамбовскому желаю от всего сердца духовного и архипастырского преуспеяния в нашем общем архипастырском великом сиянии Истины. А что есть Истина – как не сам Христос.

Низкий наш Вам поклон за труды Ваши о Христе Иисусе. Аминь.

+Митрополит Виталий (подпись).

23 февраля/8 марта 2002 г.

 

 

8. Распоряжение Митрополита Виталия на имя Архиепископа Лазаря о совершении в России архиерейских хиротоний и создании Архиерейского Синода

Ваше Преосвященство, Дорогой Владыко,
Бог да благословит Вам совершить хиротонии новых епископов. Вам надлежит создать свой Архиерейский Синод, который был бы в согласии с нашим Архиерейским Синодом. Я на очередном Архиерейском Соборе сообщу всем нашим архиереям о таком положении. Будем с Россией единомысленны и единодушны при разных церковных администрациях.
Сама церковная жизнь нам это почти что диктует.
Храни Вас Христос и да покрыет Вас Своим Омофором Его Пречистая Матерь.
Ваш искренний доброжелатель,
+ Митрополит Виталий
26 февраля/11 марта 2002 г.

 

 

9. Телефонный разговор Инока Диодора (Пашенцева) с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Виталием

Предисловие:

Телефонный разговор инока Диодора (Пашенцева) с Первоиерархом Русской Православной Церкви Высокопреосвященнейшим Митрополитом Виталием состоялся на Светлой седмице 2002 года. Архиерейское Совещание РИПЦ считает важным опубликование этого разговора, так как он очень точно отражает истинную позицию Митрополита Виталия о том, каково должно быть каноническое положение двух частей единой Русской Церкви - на Родине и за рубежом.

Телефонный разговор

Митрополит Виталий: Алло.

Инок Диодор: Владыка Виталий, благословите.

МВ: Кого?

ИД: Это звонит инок Диодор, с прихода Воронежского «Взыскание погибших». Благословите, Владыка.

МВ: Говорите, что Вы хотите. С кем я говорю?

ИД: Инок Диодор, Воронежский храм иконы Взыскание погибших, из России. Христос воскресе, Владыка.

МВ: Воистину воскресе.

ИД: Владыка, мы хотим узнать, как нам поминать Владыку Лазаря – можно, или нет? Владыка Лазарь - он не признает Владыку Варнаву. Он считает, что Владыка под запрещением. И он хиротонии, которые были совершены Вами с ним: Епископов Владиміра, Варфоломея и Сергия, - он считает, что это незаконные хиротонии и этих Епископов не признает. И он не признает, что у Вас существует Синод. И на основании Вашего письма к нему, которое Вы переслали через отца Владиміра (Клипенштейна) Владыке Лазарю, он собирается рукополагать новых Епископов, создавать в России Архиерейский Синод. Вы же ему дали указание, Владыке Вениамину, что пока, до соборного рассмотрения, приостановить хиротонии новых Епископов. Владыка же Лазарь продолжает… В ближайшее время собирается совершить хиротонии новых Епископов. Так вот мы боимся попасть в раскол. Как нам быть, поминать Епископа Владыку Лазаря, или нет?

МВ: И что? Мы во всех делах российских не можем решать, потому что мы не в курсе дела всех деталей и всей вашей жизни. И потому я предпочитаю, чтобы Русская Церковь в России имела бы свой Синод. И решала бы сама, потому что мы не хотим быть ответственны за дела, в которых мы не участвуем, не понимаем, не знаем вашей жизни. И потому вы должны – это мое желание, - чтобы вы имели свой Синод, и решали бы… А потом бы нам сообщали, говорили, хотя бы мы и не согласны с теми или другими мероприятиями. Вот и все.

ИД: Да?...

МВ: В России имеется своя жизнь. У вас своя жизнь, которой мы совершенно не знаем во всех ее деталях, мы не можем отвечать за решения Епископов Российских. Вы должны создать свой Синод, и этот Синод должен решать свои дела, а нам сообщать. А мы будем… И даже заранее можем быть согласны мы или не согласны, может и так… Но отвечать нам за все дела, которые творятся в России, мы просто не способны - мы не можем, мы всего не знаем. Мы не знаем вашей жизни, всех деталей, и прочих… Я так считаю.

ИД: Понятно, Владыка. Но мы надеялись, что будет единая Церковь под Вашим омофором, в России и Ваш Синод. Что будет один единый Синод, что это будет единая Церковь. А получается, что… Раскола мы боимся...

МВ: Что?

ИД: Я боюсь, что у нас будет такое: два Синода, две Церкви, и не получится единой Церкви. Мы желаем, чтобы это была единая Церковь…

МВ: Понимаете, вы должны иметь свой Синод. Свой Синод Российский. Вот. Потому что мы не можем отвечать за все дела, которые… в которых мы не участвуем. Мы не живем вашей жизнью. У вас своя жизнь, вы должны иметь свой Синод… (Далее невозможно расслышать из-за женского голоса, который что-то шепотом говорит ин. Диодору: «Скажи…», далее неразборчиво).

ИД: (перебивает Митрополита, - прим.) Да, я понял, Владыка. Но Вы же Владыке Вениамину написали по факсу, чтобы они приостановили пока, до соборного рассмотрения, решение о создании Синода и новые хиротонии. До Архиерейского Собора. Чтобы наши Преосвященные, и под Вашим омофором, встретились, обсудили это решение. А Владыка Лазарь не хочет дожидаться…

МВ: Как я могу держать под своим омофором людей, которых я не знаю… Как это можно, что любой человек может сказать, что он под моим омофором? - Да что это такое?

У вас своя жизнь в России. Своя жизнь, особая жизнь - у нас заграничная. Мы Заграничная, мы Зарубежная Церковь, Зарубежом (делает особое ударение на этом слове, - прим.), т.е. за рубежом Российской Империи бывшей. Мы Зарубежная Церковь, и мы только можем решать дела, которые нас касаются за рубежом. Мы не можем решать ваши дела, вы должны иметь свой Синод…

ИД: (перебивает Митрополита) Понятно, Владыка. Ну а как же, дожидаться нам Архиерейского Собора, который Вы назначили на сентябрь месяц? (Женский голос: «Или раньше?..»)

МВ: Я думаю, что да…

ИД: (перебивает Митрополита) Ну и на этом…

МВ: Это главное решение...

ИД: (перебивает Митрополита) Так вот Вы же…

МВ: Вот и все.

ИД: Так вот Вы же поставили, чтобы на этом Архиерейском Соборе было принято решение о создании в России Синода – я так понял, да? Или что сейчас они имеют право уже создавать, приступить? Алло, Владыка.

МВ: Да-да.

ИД: Они сейчас могут приступать к созданию Синода? Владыка Лазарь именно сейчас приступили к созданию Синода? Или я понимаю, как вот Вы советовали Владыке Вениамину, подождать рассмотрение Архиерейского Собора, решения. И тогда приступить к созданию, чтобы это было соборное решение.

МВ: Да, мы не можем, мы просто не способны, не можем, всего не знаем – не знаем вашей жизни, всего не знаем – а потому мы не можем отвечать за ваши решения.

ИД: Ну, понятно, Владыка, спаси Господи. Владыка, как Ваш титул: Восточно-Американский и Нью-Йоркский? Как Вас поминать, какой Ваш титул?

МВ: Так, как оно и написано…

ИД: В служебниках - Нью-Йоркский и Восточно- Американский, да?

МВ: Да.

ИД: Спаси Господи… (Женский голос перебивает: «Ну не ответил же на вопрос - ждать его, или не ждать?») Ну, Владыко святый, спаси Господи Вас, желаю Вам здравия.

МВ: С кем я говорю?

ИД: Это инок Диодор, староста Воронежского прихода Иконы Божией Матери Взыскание погибших. Воронеж... Инок Диодор.

МВ: Диодор?

ИД: Диодор, да. Староста.

МВ: Вы староста?

ИД: Староста храма.

МВ: (несколько раз переспрашивает) Вы староста?

ИД: Да-да, староста, Владыка.

МВ: (после долгой паузы) Староста, Вы не можете решать церковные дела. Только на своем приходе.

ИД: Да, мы на своем приходе решаем, мы просто консультируемся в отношении Владыки Лазаря – что, он не находится в расколе? Мы хотим быть с Русской Зарубежной Православной Церковью едиными. Понимаете, Владыка?

Алло, Владыка. (Женский голос что-то шепчет, слышно только «Ну ладно, все», «Думает, наверно»; ин. Диодор несколько раз повторяет: «Алло, Владыка»).

ИД: (кладет трубку) Все понятно.

Женский голос: А что понятно?

ИД: Все понятно для меня.

Священник Иоанн Крамаренко: Понятно, конечно.

Послесловие:

В своем Рождественском послании - Духовном завещании 2001 г. Старец-Митрополит предупредил, что его могут взять в плен, «и от моего имени начнут вас убеждать». И просил верить только его живому голосу: «Верьте только моему живому голосу».

Для Российских Преосвященных таким живым голосом является его Распоряжение от 26 февраля/11 марта 2002 г. – в котором Первоиерарх Русской Церкви, единственный законный преемник Свт. Патриарха Тихона, благословил Российских Преосвященных Лазаря и Вениамина совершить новые архиерейские хиротонии для Церкви в России и создать Архиерейский Синод: «Бог да благословит Вам совершить хиротонию новых епископов. Вам надлежит создать свой архиерейский Синод, который был бы в согласии с нашим арх. Синодом… Будем с Россией единомысленны и единодушны при разных церковных администрациях».

Это Распоряжение не напечатано на печатной машинке, где в конце стоит лишь подпись, и тем более не сверстано на компьютере, где подписи поставлены с помощью сканера – оно написано на официальном бланке рукой Первоиерарха от начала до конца.

Таким живым голосом Первоиерарха для всех Российских Преосвященных явилось также признание Вл. Митрополитом архиерейских хиротоний новых викарных епископов, совершенных Преосвященными Лазарем и Вениамином в Одессе в августе 2002 г., которое Владыка Митрополит дважды подтвердил во время телефонного разговора с Еп. Дионисием, состоявшегося 8 сентября 2002г.

Живым голосом Первоиерарха, для Российских Преосвященных, неожиданно явился и телефонный разговор инока Диодора с Митрополитом Виталием. В приведенном выше разговоре Старец-Митрополит несколько раз подтвердил свое глубокое убеждение, основанное на многолетних размышлениях о правильном каноническом устроении Поместной Русской Церкви. Такое положение в Русской Церкви: два Синода, - в России и За границей, - при едином Первоиерархе уже было в 1920-30 гг. при Патриархе Тихоне и позже при Митрополите Петре. Последующие события показали, что такое административное разделение двух частей единой Русской Церкви, при едином каноническом Первоиерархе, было промыслительно и послужило во благо Поместной истинной Русской Церкви.

 

10. Пасхальное слово Первоиерарха Русской Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия

 

Воскресение Христово 2003 г.

Возлюбленные чада Церкви Христовой.

Пред нами стоит Пасха Христова, Праздник праздников и Торжество всех торжеств. Для нас православных нет большей радости, чем именно этот Праздник и я от всей души поздравляю вас и желаю вам всех возможных благ.

Во святом граде Иерусалиме Голгофа и Гроб Господень находятся настолько близко один от другого, что можно было построить над этими двумя священнейшими местами один храм в честь Воскресения Христова. В этом мы видим промыслительное указание на то, что только из страданий за Истину порождается чистая неподкупная радость, а радость без страданий, украденная грешная радость, сама по себе вовсе и не радость.

Итак, Голгофа страданий и Гроб Господень находятся рядом, и в духовном мiре всегда останутся рядом, пока существует земля и на ней род человеческий. Они нераздельны, друг друга пополняют, друг друга рождают.

Некоторых христиан, избранников Своих, Господь сподобляет великой чести пролить кровь свою и быть убитым за Него, чтобы быть увенчанным венком мученическим и приобщиться вечной Пасхи Христовой. А нас всех, оставшихся вне этого крестного пути, Господь приглашает тоже на Голгофу, но на добровольную Голгофу христианского подвига поста и молитвы, терпения обид, которым мы так часто совсем для нас неожиданно подвергаемся и, главное, безропотного несения своего креста. Это и есть наша общая Голгофа, без которой никому не войти в Царствие Небесное.

В молитве мы просим Господа, как Врача душ и телес наших, нас очистить от огненных страстей наших, а подвигом телесным мы подкрепляем нашу молитву и этим подтверждаем её искренность. Но очищает и врачует нас только Сам Христос, Который, слыша нашу молитву и видя, что молитва наша через телесный подвиг, как бы писанная вся нашей кровью, посылает на нас Свою огненную благодать, которая сжигает наши страсти. И тогда для такого человека бывает Пасха, когда бы это с ним не случилось.

Это день из всех дней, потому что «егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся». Вот именно к этой радости приглашает и призывает нас всех Церковь Христова через Голгофу ко Гробу Господню и Его Славному Воскресению.

Аминь.

+Митрополит ВИТАЛИЙ
Воскресение Христово
2003 год

 

 

11. Скорбное Обращение Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия к 40-му дню по кончине Схи-Архиепископа Лазаря

 

17/30 июля 2005 г., Св. Прп. Лазаря, Постника Галисийского

Предисловие редакции: На адрес Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви из Мансонвиля пришло скорбное Обращение Первоиерарха Русской Церкви Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия по случаю кончины Схи-Архиепископа Лазаря.

17/30 июня, сразу же по смерти Владыки Лазаря, Архиепископ Вениамин дозвонился до Мансонвиля и лично сообщил Вл. Митрополиту скорбную весть. Вл. Виталий выразил искреннее соболезнование и сочувствие духовным чадам почившего Вл. Лазаря. К 40-му дню по кончине Владыки Лазаря, в день прп. Лазаря Постника Галисийского Старец-Митрополит составил свое Обращение-проповедь.

Читая Обращение Вл. Виталия, складывается впечатление, что это не просто соболезнование на смерть почившего сопастыря. В нем 95-ти летний Старец сказал нечто более глубокое, - это проповедь о нем самом, и о каждой христианской душе: о прожитой жизни и об участи в Вечности. В каждой строчке, каждой мысли сразу узнается столь характерный стиль Вл. Митрополита, знакомый многим по его проповедям и посланиям.

Здесь есть для каждого, о чем хорошенько подумать. Это как завещание всем нам, христианам, находящимся под его первосвятительским омофором, его духовным чадам. Так мог сказать только человек, проживший долгую мудрую жизнь, отдавший всего себя служению Богу и Его Церкви, как и его почивший собрат Схи-Архиепископ Лазарь.

 

Скорбное Обращение

Я считаю своим христианским долгом выразить соболезнование всем, кто был близок к усопшему Архиепископу Лазарю. Все мы проводим свою земную жизнь, живя по своей совести и умирая надеемся на милость Божию, что Господь не забудет сделанное нами добро и простит нам наши прегрешения. У каждого человека есть ум, есть чувства, которые в его сердце. Об этом никто не будет спорить.

Бог создал человека по образу Своему и по подобию, а не второго бога. Кто же такой человек? Вот это самая большая загадка. Эту землю посетили уже миллиарды и миллиарды людей, многие из которых давно ушли обратно в землю, как сказано - земля еси и в землю отыдеши.

И так, призываю всех к взаимной молитве. Все мы ходим, как говорится, под Богом и не знаем когда настанет наш смертный час.

Желаю всем, как и себе самому, покинуть эту землю, оставив после себя добрую славу о Вечном Спасении.

+ Митрополит Виталий

17/30 июля, 2005 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
«Милость Моя исцелит тебя…»
Индульгенции в истории Греческой Церкви
Церковное сопротивление в СССР
Ватикан и Россия
Ватикан и большевицкая революция
Русская Церковь в Белой борьбе
КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ
Первое (Аскольдово) крещение Руси
Движение "непоминающих" и Московская патриархия
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Мониторинг СМИ: Федеральный арбитражный суд отменил решения судов предыдущих инстанций об изъятии у РПАЦ мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Рождество Христово в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru