Архивные документы по истории Катакомбной Церкви. Доклад Архиепископа Лазаря Тамбовского Архиерейскому Собору РПЦЗ, 14/27 апреля 1993 г.
От редакции "ЦВ РИПЦ":
Как ни тяжело нам это сознавать, но падение РПЦЗ, капитуляция ее перед советской церковью и апостасийным “официальным православием” не было явлением одного месяца или года. Она готовилось постепенно, на протяжении многих лет. Разложение РПЦЗ изнутри, проникновение в нее апостасийных процессов, подготовка унии с МП и т.п. – был длительный, ступенчатый процесс, печальные плоды которого вышли теперь на поверхность, и ныне все мы имеем возможность их наблюдать.
Как отмечает в своем интервью «В мiре нет ничего важнее спасения и воссоединения человека со своим Творцом» преемник Вл. Лазаря на посту Председателя Архиерейского Синода РИПЦ Вл. Тихон, Архиепископ Омский и Сибирский:
«Благодаря Вл. Лазарю, через установленную им тайную переписку с Архиеп. Леонтием Чилийским еще в 60-е гг. было восстановлено общение и единство между ИПЦ на Родине и РПЦЗ, а в 90-е гг. стало возможным открытие ее легальных приходов в России. По благословению Зарубежного Синода и Первоиерарха РПЦЗ Святителя Филарета (Вознесенского), в 1982 г. катакомбный архимандрит Лазарь тайно получил архиерейскую хиротонию от Русской Зарубежной Церкви и возглавил в качестве законного архиерея Катакомбную Церковь на Родине. После падения коммунистического режима в России, Вл. Лазарь вошел в состав Архиерейского Собора РПЦЗ. Ценя идейное и духовное наследие РПЦЗ, почитая ее Отцов-основателей, и особенно Блаженнейшего Митрополита Антония, Владыка Лазарь, как духовно чуткий человек видел нарастания апостасийных тенденций в недрах Зарубежной Церкви, проявлявшихся в разных сторонах церковной жизни, особенно же в стремлении к сближению с советской церковью – Московской патриархией. Свои первые опасения по этому поводу он высказал еще на Соборе РПЦЗ в 1990 г., сказав тогда, что в РПЦЗ есть “тайные сергиане и масоны”. Он почувствовал это, т.к. имел много встреч и бесед с самыми разными людьми – архиереями, духовенством, мiрянами, церковными и общественными деятелями. Поэтому Вл. Лазарь, желая оградить российские приходы Истинной Церкви от пагубного влияния “нового курса”, который он видел в РПЦЗ, отстаивал, как мог, сохранение автономии для Катакомбной Церкви на Родине».
Как видно из ниже публикуемого архивного документа, Архиепископ Лазарь, будучи человеком духовно чутким, испытав за свою жизнь много скорби и горя: гонения, сталинские концлагеря, тайное служение в катакомбах – оказался среди тех немногих, кто еще в нач. 1990-х гг. увидел, распознал опасность происходящего внутри РПЦЗ, пытаясь еще тогда открыто (сохраняя духовное единение Катакомбной Церкви с РПЦЗ и отказываясь от крайней меры – полного разрыва общения с нею) бить в набат, свидетельствовать о происходящем, за что неоднократно подвергался поношениям, оклеветаниям и прямым гонениям не только со стороны явных врагов, но и собственных “собратий”. Архиепископ Лазарь с присущей ему простотой, незамысловатостью и прямотой пытался привлечь внимание к существующим проблемам. И не перестаешь удивляться его проницательности, дальновидности, – тому, как он еще в нач. 1990-х гг. увидел всю опасность зарождающегося внутри РПЦЗ разложения, приведшего ее ныне к столь плачевному состоянию.
------------------------------------------------------------------------------------------
Архиерейский Собор РПЦЗ: в первом ряду крайний слева - Архиеп. Лазарь
Доклад Архиепископа Лазаря
Архиерейскому Собору РПЦЗ, 14/27 апреля 1993 г.
Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей
Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы и братия соепископы!
Смиренно довожу до Вашего сведения, что не имея возможности прибыть на Собор лично, дерзаю предложить этот доклад, мною составленный, Вашему вниманию, чтобы вы имели по возможности более яркое представление о положении дел в России и в управляемой мною Епархии.
Вынужден, за что прошу у Вас прощения, вернуться к недавней истории жизни Православной Церкви на Родине.
Мы прожили в ужасных условиях непрерывных гонений на веру, на Церковь Православную и вообще на религию. За каждым человеком велось наблюдение, заводилось “дело”, все граждане были на строгом учете: паспортная система, прописка, выписка, поступление на работу, военный билет, военнообязанность; больные должны иметь удостоверение о нетрудоспособности и т.п. Если не работал, то преследовался по закону и его судили. Иконы в доме старались прятать в шкафы, за домашним строением следили, измеряли, чтобы не было тайников. Мужчины не могли носить бороды, подозревали, что тайные священники, за ними велось наблюдение, а если женщины надевали скромное платье, то их подозревали, что это скрытые монашки и за ними наблюдали соседи по улице, завербованные доносчиками. На работах никто не имел право что-либо о религии говорить, вести беседы. На работах везде и все обязаны были разговаривать о планах КПСС и вести всякие отвлеченные разговоры. Крест зашивался в нижних сорочках или же многие его не носили, или же ниткой незаметного цвета нашивали на белье. Храмы в катакомбах были разборные и передвижные, очень упрощенные: Антиминс, крест, Евангелие, необходимая утварь, крайне необходимые богослужебные книги, богослужебная одежда, несколько свечей, кадило, ладан. Вся необходимая утварь была в уменьшенном виде. Службы совершались тайно, в полуголоса, ночью или же среди дня, глядя по обстановке, как удобно по местности. Детей вовсе не водили, где совершались службы, боялись выдачи. Детей преданных и близких людей причащали в другом доме ночью, чтобы адрес не запомнили. За Катакомбами следила Моск. Патриархия и КГБ. У них была целая сеть доносчиков – епископы, священники, причетники, монашки и просто прихожане, которые вели наблюдение, кто не посещает патриархийные храмы. Катакомбам приписывались «связь с западными странами», «шпионаж», «измена Родине», «фашизм» и т.п. уголовно наказуемые обвинения. В результате таких страшных гонений, если какие безкомпромиссные епископы Православные и оставались в живых, то они были в глубоком подполье, один другого потеряли, связи были порваны; тщательно проверялась их переписка. Они не могли выезжать никуда, жили абсолютно на полном нелегальном положении, и из-за этого нельзя было собраться двум епископам и хиротонисать кандидата. Так что с середины 60-х годов в России Истинно-Православная Церковь очутилась на положении вдовствующей, подобно как в древности долгое время Карфагенская Церковь оставалась без Епископов дважды (30 лет и 24 года). То же нужно сказать о вдовстве Иппонийской Церкви, отцы Карфагенского Собора посылали туда 20 Епископов. Также престол Римский долгое время оставался праздным, пресвитеры Римские себя почитали представителями Церкви, которые должны были бодрствовать над стадом Божиим, и потому в качестве Епископскаго наместника входили в сношение с другими Церквами, и, как истинные представители своей Церкви, заботились об общем благосостоянии. Впоследствии эти Церкви восполнили благодать Епископской хиротонии от других Православных Церквей, всегда оставаясь на своей территории автокефальными, и никто из поставлявших во Епископы не претендовал на господство.
Несмотря на то, что Катакомбная Церковь оказалась также в таком положении, она пребывала в духовном единении с другими Православными Церквами возношением на богослужениях Православнаго Епископства и в некоторых приходах Превоиерарха Р.П.Ц.З. Российская Церковь, лишившись Епископов, продолжала быть в общении с православными других церквей, в частности с Р.П.Ц.З., от которой она восполнила Епископство, после полного истребления своего Епископата. В то время к нам практически не поступала никакая информация из-за рубежа и мы не могли даже догадываться о том, что Русская Зарубежная Церковь могла подпасть под чуждое влияние. Сейчас же к нам поступает все больше сведений из разных источников, подтверждающие такие опасения. Одно из свидетельств тому то, что действия Церковнаго Управления Заграницей крайне непоследовательны, часто взаимно исключающие друг друга и очень часто противоречащие Правилам Православной Церкви, нарушающие самыя ея устои. Началом таких противоправных с церковной точки зрения действий на нашей земле было положено тогда, когда было принято решение об открытии приходов юрисдикции Зарубежной Церкви в России (вместо оказания помощи в возрождении Катакомбной Церкви, ее попытались ввести в состав РПЦЗ, а параллельно открывались приходы, не подчинявшиеся катакомбным архиереям, но непосредственно представителям Синода РПЦЗ; как правило, все это были люди, перешедшие из МП, время показало, что ставка РПЦЗ на перебежчиков из МП, и недоверие катакомбным архиереям были не случайными, и привели к полному провалу миссии РПЦЗ в России и капитуляции перед МП – прим. ред.). Известно, что Высшее Церковное Управление Заграницей было распущено Св. Патриархом Тихоном и это решение Зарубежными Иерархами было признано законным, и с этого времени часть Русской Церкви Заграницей перешла вместе со всей Русской Церковью на Указ № 362 Св. Патр. Тихона о самоуправлении Епархий, в случае различных неблагоприятных внешних условий. Никаких полномочий открывать свои приходы на территории России эта часть Церкви ни от Св. Патриарха Тихона, ни от какой-либо другой Высшей Церковной Власти не получала. Вместо того, чтобы как-то поддержать и помочь Катакомбной Церкви, которая имела и имеет до сих пор канонические права и возможности созидать здание Истинной Церкви, тем более, что Р.П.Ц.З. всегда исповедовала Ее своею сестрой, был фактически сделан шаг к разделению и противостоянию. Мы же здесь ничего не подозревая и видя в Зарубежной Церкви исключительно братьев, нисколько не возражали против таких действий, хотя понимали, что они не совсем правомочны, однако оправдывая их особой обстановкой в России. Но то, что стало происходить вслед за этим, повергло нас в большое смущение.
Синод Р.П.Ц.З. неустойчив в своих мнениях и распоряжениях, из чего следует, что он не имеет своей линии в отношении России, и им управляют различные мнения внешних антицерковных сил, приступивших к нему со всех сторон. То Синод высказывается против всех политических страстей, то под чьим-то давлением восхваляет и награждает похвальными грамотами членов общества “Память”. Мы уверены, что особенно опасно в настоящий момент примыкать к какой бы то ни было политической партии. Время неустойчиво: сегодня одно, завтра другое. Каждая партия готова нас затянуть к себе, это сейчас модно и престижно, но потом придется за это расплачиваться. Как Моск. Патриархия за коммунизм, так Зар. Церковь за фашизм, – говорят теперь многие. Из-за этого уже многие от нас отвернулись, прославив «фашистами», «изменниками Родины», «масонами», «слугами сионизма», «провокаторами» и это отовсюду слышится. Нужно всячески отгородиться от всех политических страстей, стать Церковью свободной, не поддаваться никакому давлению и влиянию. Нужно держаться никем не отмененнаго Постановления Всероссийскаго Собора от 2/15 августа 1918 г., содержащее в себе отказ Всероссийской Православной Церкви вести церковную политику в нашей стране, и оставить политику частным занятием членов Церкви. Если Синод будет бросаться то в одну, то в другую политическую страсть, Церковь станет зыбкой и нецерковной. Даже если под самым красивым и благовидным предлогом вступить в тесный контакт с кем-либо, и то будет нанесен непоправимый вред Церкви. Это мы за 75 лет испытали на своих плечах. Также пагубно выслушивать односторонние мнения, и не прислушиваться к голосу всей Церкви. Известно, что Первоиерарх окружил себя определенными людьми и прислушивается только к их мнению, которые поставляют ему заведомую лже-информацию. Не считая нужным связываться с правящими российскими архиереями, он распоряжается Епархиями в России, как своими собственными, дает подведомственным российским архиереям клирикам телефонные указания подобно тому, как это делали компартийные руководители, чтобы не оставлять никаких следов. По телефону отменяет епархиальные указы, как это было в Санкт-Петербурге, куда я послал проверку. При этом ссылается на некие правила, по которым следует заранее предупреждать того священника, которого намерены проверять. Об этих правилах у нас никому не известно, но в то же время мы знаем, что многие святители, в том числе Иоасаф Белгородский, Димитрий Ростовский, Новомученик Кирилл Казанский и другие, совершали проверки своих Епархий и приходов всегда неожиданно и без предупреждения. Тут нет совдеповщины. Совдеповщина именно в том, что комиссии скрывали факты преступлений за деньги или по указаниям сверху.
(Далее в докладе Архиеп. Лазаря Собору РПЦЗ идет перечисление фактов канонических нарушений рядом российских клириков /о. Иоасафом Шибаевым, о. Алексием Аверьяновым, о. Сергием Перекрестовым и др./, заручившихся покровительством в Синоде РПЦЗ и уклонившихся, используя связи в Синоде, от законных церковных прещений Вл. Лазаря /позже эти люди все же были лишены Собором РПЦЗ сана, п.ч. их преступления более невозможно было покрывать/, факты попыток самочинного вторжения зарубежными архиереями в пределы его епархии, рукоположения новых клириков на территории его епархии и т.п., подрыва дисциплины и единства Церкви на Родине. Поскольку эти факты носят личностный характер, к тому же за давностью лет несколько утратили свою актуальность, редакция намеренно опускает их, – прим. ред.).
/…/ И вот реальность такова, что перечисленные выше люди: о. Сергий Перекрестов, о. Алексей Аверьянов, архим. Иоасаф (Шибаев), О.В. Костецкий пользуются особым доверием Вл. Митр. Виталия. Он им постоянно звонит, с ними советуется и находится под полным их влиянием и контролем, может быть и сам того не зная. Что это за люди нам тут совершенно ясно – это расчетливые, сознательные враги Церкви Христовой. Они насаждают вокруг себя себе подобных, плодят зло в церковной ограде, стремятся погасить светильник Веры Православной. И вот сейчас, по замыслу врагов, Зарубежная Церковь желает еще раз расчленить растерзанную Русь на части, епархии, и во главе каждой из этих частей поставить одного из означенных господ. Как можно охарактеризовать такое намерение? Только как попытку сокрушить Церковь Христову в России, попрать память Новомученников, верных чад Истинно-Православной Катакомбной Церкви. Погасить Светильник Веры, пронесенный в условиях жесточайших гонений от св. Патр. Тихона до наших дней руками, вернее душами, тысяч простых православных людей, в тяжких обстояниях в Отечестве своем до сего дня сущих, а не примазавшимися, всегда полупьяными безбожниками, вроде Костецких и Перекрестовых, которым Зарубежная Церковь намерена передать из рук исповедников Светильник Христов. Охрани нас Господь от этого позора.
/…/ На Российской земле можно восстановить иерархию из русских людей, честных и добропорядочных, преданных Православию, но никак нельзя в России водворять Зарубежный Епископат. В России должна быть своя Церковь, а не Зарубежная /…/
Многого не видно было нам из-за “железного занавеса”. Однако мы и теперь не отрицаем того положительнаго, что есть в Зарубежной Церкви. Мы продолжаем относиться к ней, как к сестре с любовью, потому и высказываем то, о чем болит душа. В то же время мы твердо верим, что только принципиальная позиция в борьбе со злом может помочь Церкви, а малейшее зло в церковной ограде, со временем распространившись, способно ее сокрушить. Потому мы так активно и последовательно, честно и открыто отстаиваем свою позицию – позицию борьбы со злом внутри Церкви. И этой своей линии менять не намерены.
В то же время, исходя из вышесказанного, я считаю нужным заявить, что хотя Истинно-Православная Катакомбная Церковь и находится в молитвенном и евхаристическом общении с Р.П.Ц.З., все же это две различные части Поместной Российской Православной Церкви, и слияния этих двух частей по сей день не происходило. Я выполнял решения Синода Р.П.Ц.З. и указы Первоиерарха по своей доброй воле, не будучи связан никакими официальными соглашениями наших частей Церкви. Так могло бы продолжаться и дальше, если бы взаимоотношения наши строились на основе доверия, уважения и любви, и имели бы целью благо Церкви. Однако в связи с тревожными событиями в России, которые я изложил в этом послании, у меня, как и у многих, возникли серьезные сомнения в том, свободно ли Церковное Управление Заграницей, движимо ли оно благодатию Духа Святаго или выполняет чуждую Церкви волю. И в связи с этим возникли серьезные опасения за вверенную мне Катакомбную Церковь. Исходя из этого я заявляю, что на основании Указа № 362 Св. Патр. Тихона, на котором мы по сей день пребываем, решения Собора и Синода Р.П.Ц.З., а также указы Первоиерарха не являются обязательными для исполнения Истинно-Православной Катакомбной Церковью.
Это решение не есть разрыв с Р.П.Ц.З., и я не мню себя некоей главой, как я уверен попытаются представить враги Церкви, но есть корректировка наших взаимоотношений, так как никаких документов о слиянии Р.П.Ц.З. и Катакомбной Церкви не составлялось. Возможно это слияние произойдет на Поместном Всероссийском Соборе, но возможно и раньше, когда рассеется туман недоверия и не будет к тому никаких препятствий. Теперь же, как и ранее, мы исповедуем Р.П.Ц.З. своей сестрой, с которой намерены пребывать в молитвенном и евхаристическом общении, прислушиваться к ея мудрому голосу и братским советам и развивать с ней всесторонние связи.
Наша же часть Русской Истинно-Православной Церкви почитает себя неразрывной духовно-единой ветвью Великой Русской Церкви-Матери. Свою каноническую непогрешимость мы обосновываем своей преемственностию от Поместной Русской Православной Церкви, бывшей до разделения 1927 года, и Указом № 362 св. патр. Тихона от 7/20 ноября 1920 года о самоуправлении Епархий, на котором Катакомбная Церковь пребывает до сего дня.
Мы твердо верим в то, что предстательством Святых Новомучеников и Исповедников в земле Российской просиявших Господь не оставит Церковь Свою на растерзание и поругание врагам ея и Истина еще восторжествует на нашей многострадальной земле.
Испрашивая Ваших святительских молитв и поддержки
Остаюсь Ваш искренний сомолитвенник и собрат во Христе.
+ Божiею милостию,
+ Лазарь Архиепископ Тамбовский и Обоянский
управляющий делами Русской Истинно-Православной Церкви
и приходами на Украине
14/27 апреля 1993 г.
Одесса, Вел. Дальник
----------------------------------------------------------------------------------------
Послесловие редакции "ЦВ РИПЦ":
По словам Архиеп. Лазаря: «Началом противоправных с церковной точки зрения действий на нашей земле было положено тогда, когда было принято (Синодом РПЦЗ без согласования с Архиеп. Лазарем и другими представителями ИПЦ, – прим. ред.) решение об открытии приходов юрисдикции Зарубежной Церкви в России… Вместо того, чтобы как-то поддержать и помочь Катакомбной Церкви, которая имела и имеет до сих пор канонические права и возможности созидать здание Истинной Церкви, тем более, что Р.П.Ц.З. всегда исповедовала Ее своею сестрой, был фактически сделан шаг к разделению и противостоянию…» (Из Доклада Архиеп. Лазаря Архиерейскому Собору РПЦЗ, апрель 1993 г.).
Вот как вспоминает об этом в своей статье «Моя встреча с Архиепископом Антонием Женевским» один из сторонников открытия в России приходов РПЦЗ свящ. Стефан Красовицкий:
«В 1990 году, когда я жил в США по вызову Синода РПЦЗ, обсуждалась проблема целесообразности организации на территории России открытых приходов Зарубежной Церкви. Некоторые, в том числе покойный Архиепископ Лазарь (Журбенко), считали достаточным существование "катакомбных" приходов (точнее, Катакомбной Церкви, – прим. ред.).
Возникло также сомнение, не будет ли организация открытых приходов "расколом" в Церкви в России?…
В моих беседах с членами Синода, и особенно с Владыкой Митрополитом Витанием, я доказывал, что этого недостаточно; что необходима открытая демонстрация неповреждённого церковного авторитета, наличие всеми видимого флага ("катакомбники" к этому не стремились) для поддержки здоровых сил в самой "МП"…
И вот, как-то Владыка Митрополит после очередной дискуссии сказал мне: "Поезжайте к Владыке Антонию Женевскому. Если Вы его убедите, то и я согласен". (Архиепископ Антоний был правой рукой Владыки Митрополита). И я отправился во Францию. Там отец Вениамин Жуков организовал мою встречу с Владыкой Антонием…
Не так-то легко было мне убедить Вл. Антония. Он тоже сомневался в целесообразности, как казалось, "раскола".
…"Вы меня убедили", - сказал Вл. Антоний после трёхчасового разговора; и решение об организации открытых приходов РПЦЗ в России было принято вопреки желанию "катакомбников", которых тогда представлял в Синоде Еп. Лазарь».
Этот необдуманный и неканонический шаг со стороны Синода РПЦЗ, полное доверие перебежчикам из МП (о. Стефан Красовицкий и сегодня, пребывая в РПЦЗ-В, не скрывает своего сотрудничества и поддержки “здоровых сил” в самой МП), и недоверие Катакомбным архиереям и духовенству, впоследствии и привел к столь плачевному состоянию Зарубежной Церкви, оказавшейся ныне целиком и полностью под влиянием этих т.н. “здоровых сил” МП.
Как поясняет в своем интервью «В мiре нет ничего важнее спасения и воссоединения человека со своим Творцом» о современном положении Церкви на Родине Председатель Архиерейского Синода РИПЦ Архиепископ Тихон:
«В Русской Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви после 1940-х гг., когда стало достоверно известно о кончине Св. Митр. Петра (Полянского), стали поминать Первоиерарха РПЦЗ Митр. Анастасия, а затем Митр. Филарета и Митр. Виталия. При этом не только административной, но даже бытовой связи между духовенством ИПЦ и РПЦЗ фактически, за редкими исключениями, не было. Несколько десятков лет не было и соответствующих указов со стороны Первоиерарха и Синода РПЦЗ. Было только духовное единство в вере и стоянии за Истинное Православие. Считая Первоиерарха РПЦЗ духовным главой истинной Русской Церкви, поминая его имя на богослужениях, считая РПЦЗ братской ветвью единого древа Поместной Русской Церкви, Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви и ныне не вводит чего-то нового, просто продолжает традиции Катакомбной Церкви, каноническими наследниками которой мы являемся. В храмах Вл. Лазаря, например, в его кафедральном храме в Одессе, имя Митр. Виталия всегда поминалось как Первоиерарха Русской Православной Церкви, а не Первоиерарха РПЦЗ…
Вл. Лазарь и Вл. Тихон с Чудотворной Иверской иконой Божией Матери Благоухающей
Еще раз хочу отметить, что Русская Истинно-Православная Церковь как правопреемница Катакомбной Церкви, на основании Указа Св. Патр. Тихона за № 362 от 1920 г. “О самоуправлении епархий”, Распоряжения Местоблюстителя Патриаршего Престола Митр. Агафангела (Преображенского) от 5/18 июня 1922 г. (предписывающего православным Епархиям в России переходить на Указ № 362) и Распоряжения-Завещания Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия от 26 февраля/11 марта 2002 г. является самоуправляющейся частью некогда единой Русской Церкви. Ее архиереи, клир и прихожане никогда не состояли и не состоят ни в РПЦЗ(Л), ни в РПЦИ (о чем сами же представители последней неоднократно заявляли в своих интернетовских документах), посему и все “указы” и “распоряжения” этих заграничных групп не могут иметь для нас какого-либо канонического и правового значения.
Российские Архиереи Русской Истинно-Православной Церкви всегда признавали и признают Митр. Виталия своим духовным главой, однако это не означает, что РИПЦ и РПЦИ – канонически и административно одна церковная структура. Как и РПЦЗ, РИПЦ на Родине в своем самоуправлении руководствуется Указом Св. Патр. Тихона № 362. Канонически и исторически это две равные по достоинству части духовно единой Российской Церкви. И Зарубежная Ея часть является для Катакомбной Церкви на Родине Церковью-Сестрой, а не Церковью-Матерью. Нашей общей Матерью является единая дореволюционная Поместная Российская Церковь. Катакомбная Церковь на Родине при содействии РПЦЗ восполнила каноническо-иерархическую преемственность и пребывала в духовном единении с нею. И Блаженнейший Митр. Анастасий, и Митр. Филарет (который благословил в 1982 г. тайную хиротонию Еп. Лазаря Журбенко для ИПЦ, а не для РПЦЗ, и это написано в ставленнической грамате Вл. Лазаря) всегда в своих Посланиях называли Катакомбную Истинно-Православную Церковь на Родине “Церковью-Сестрой”, а не “частью РПЦЗ”. Это историческое положение лишь подтвердил своим Распоряжением-Завещанием от 26 февраля / 11 марта 2002 г. Митрополит Виталий».
Дополнительно см.:
Архиепископ Тихон: «В мiре нет ничего важнее спасения и воссоединения человека со своим Творцом» Интервью с Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Омским и Сибирским http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=915
Дополнительно по данному разделу: Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви О Катакомбной Церкви Заметки о Катакомбной Церкви в СССР Катакомбные богослужения в Соловецком лагере Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М. Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви Потаенная Россия Церковное сопротивление в СССР Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)
|