Великопостное Послание Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
8/21 марта 2006 г., Иконы Б.М. Знамение Курская
РУССКАЯ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД
__________________________________________________________________________________________________
644047, Россия, г. Омск-47, ул. 3-я Ремесленная, 34, Тел.: 8-10-7-3812-24-34-82; E-mail: sinod_ipc@catacomb.org.ua
ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ
Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Омского и Сибирского
Дорогие о Господе собратья-архиереи, отцы, братья и сестры!
Вот мы перешли с вами уже рубеж второй седмицы Великого поста, участвовали в Торжестве Православия, отметили вместе с Церковью память великого ревнителя Православной веры святителя Григория Паламы, и сейчас приближаемся к неделе Крестопоклонной. А там не за горами вход Царя-Христа в Иерусалим, Страстная седмица и Воскресение Христово – наша надежда и наше устремление. Но чтобы встретить Воскресение Господа подлинно духовной радостью, нужно пройти путь, проложенный нам Церковью – пост, соединенный с усердной и внимательной молитвою, и омытым покаянными слезами сердцем принять Христа, вместе с Ним пройти путь Его страданий к Воскресению. В этом и есть духовная сущность нашего поста.
Мы созданы для блаженной вечности любящим нас Богом, и даже падшие, не сохранившие Ему верность, прощены и искуплены к Вечной жизни. Святым крещением возрождены, и Евангелием Христовым призваны к Царству Божиему. Нужно только не отвергнуть вновь дар Его любви.
Нам дано всё для нашего спасения. Сам Христос пришел в мiр, жил, страдал и умер, чтобы мы получили спасение. Вот насколько велико значение нашего спасения. Но возникает вопрос: спасения от чего? – От погибели, и при том – вечной!
Чем бы мы ни обладали, без спасения всё – ничто. И одним из главных средств ко спасению, наряду с молитвою, является пост. Он – как посох, помогающий усталому путнику идти тернистым путем, как чаша студеной воды, освежающая в жаркой, всё иссушающей пустыне человеческих страстей.
Пост есть древнейшее установление Церкви. Еще на заре человечества пост был дан Богом для испытания верности людей, испытания их богоподобного свойства – свободного произволения. И сейчас пост по-прежнему является тем испытанием, которым проверяется наша верность Богу, ведь верный в малом сохранит верность и в большом. Поэтому пост важен и ценен не сам по себе, не как самоцель, но именно как наша готовность к жертвенности, – этого главного критерия истинной, нелицемерной любви к Иисусу Христу, Сыну Божию, и к святой Его Церкви.
Именно так: не человек для аскезы, а аскеза для человека, иначе всё легко превращается в обрядоверие, в жесткое, сухое уставщичество, где нет ни капли сострадания, ни подлинной любви. Где буква закона убивает дух любви, и дух уже не животворит, не возрождает душу такого постника, и душа постепенно засыхает. И часто вместе усыхают и души других, близких, доверяющих такому законнику людей. Особенно это важно помнить нам, пастырям, поставленным Церковью пасти – т.е. оберегать, хранить и защищать своей любовью души доверенной нам Богом Его паствы.
Вот почему, наряду с телесным постом, еще большее значение имеет и пост духовный, который предполагает воздержание от всех форм чувственных удовольствий, от страстей, вошедших в нашу человеческую природу с падением прародителей. Ведь страсти, как тонкие нити, опутывают наше сердце, проникают внутрь его, сковывают все благие движения души. С годами, если страсти не искоренять, они становятся всё толще и толще, т.ч. к концу жизни превращаются в толстые и грубые канаты, под которыми живого сердца уже часто и не найти. Поэтому связанные страстями люди так часто бывают злы, ненавистны, подозрительны, мстительны, жестоки. Но чем раньше начать очищение сердца от страстей, тем легче их искоренить, а сердце наполнить влагой божественной любви к Богу и людям.
И вот одной из главных задач духовного поста и является воздержание от проявлений гордыни – тщеславия, высокоумия, надмения, осуждения и уничижения ближнего, властолюбия, нетерпимости и других подобных отраслей этой губительнейшей из страстей, по сути – демонской твердыни.
Но откуда возникает эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее? Последнее особенно важно, так как гордый человек обычно не видит своего греха. Да-да, именно не видит, и даже перечитывая все подобные признаки гордости, явно относящиеся к нему, всегда находит их только в других, знакомых ему людях; и очень часто свои собственные страсти или дурные наклонности приписывает другим.
Итак, по каким же признакам можно узнать ее? Если человеку трудно просить прощения, если он мнителен и обидчив, если помнит зло и осуждает других, то это всё - несомненно признаки гордости. У Святителя Афанасия Великого есть такие слова: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцанию божественному». В этом кратком определении вскрыта глубинная сущность гордости: сосредоточенность на себе уводит человека от мира в душе и от Бога. Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, так как оно заменяется различением “моего” и “не моего”. Гордый человек выходит из всякого повиновения, для него не существует никаких авторитетов, он сам знает ответы на все вопросы. На этой почве и создаются расколы и ереси.
Гордое сердце не может вместить любовь к ближнему. А без любви невозможно наследовать спасение, её не смогут заменить ни жертвы, ни другие подвиги. Никакой самый строгий пост не сможет заменить милующего и любящего сердца. Даже пребывание в истинной Церкви для такого человека не будет спасительным.
Но какие же признаки истинной любви к Богу и к ближнему?
Сам апостол Павел дает нам ответ на наш вопрос: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». – «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 4-7, 13).
Именно так. И если мы, пастыри или мiряне, не находим в себе этих признаков любви к ближнему, значит нет в нас любви к Богу, и не станем обманывать ни себя, ни других.
Впереди – Страсти Христовы, Его страдания, смерть и Воскресение. Чтобы вкусить радость духовную от Пасхи Господней, требуется потрудиться на поприще Великого поста: очистить свои души и сердца от накипи страстей и страстишек, избавиться хотя бы от одной из многочисленных порочных привычек, и прежде всего – от осуждения своих братий во Христе, от недоверия им, злословия их, надсмеяний и поношений. Вспомним признаки истинной любви и устыдимся, если подобное недоброе отношение к ближнему было в нашей жизни.
Воспользуемся же, братие, благодатным временем Великого поста, говения; припадем со слезами к Милосердому Спасителю в таинстве покаяния, омоем своими слезами Его ноги и соединимся с Ним в Пречистых Тайнах, и не разлучаясь с Ним найдем покой душам нашим от возмущения окружающей нас жизни мiра сего, во зле лежащего. И с этим покоем в сердцах пойдем навстречу самого великого праздника православных христиан – Славного Воскресения Христова.
Божией милостию
+ Архиепископ Тихон Омский и Сибирский,
Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
Резиденция Председателя Архиерейского Синода
Русской Истинно-Православной Церкви
Архиепископа Омского и Сибирского Тихона:
Кафедральный Храм Святых Царственных Мучеников
644047, г.Омск-47, ул. 3-я Ремесленная, 34 тел.: 8-10-7-3812-24-34-82
Эл-адрес Канцелярии Архиерейского Синода РИПЦ: sinod_ipc@catacomb.org.ua
Дополнительно см.:
1. Архиепископ Тихон: «В мiре нет ничего важнее спасения и воссоединения человека со своим Творцом» Интервью с Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Омским и Сибирским
2. Рождественское Послание Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Рождество Христово 2005 – 2006 гг.
3. Окружное Послание Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского 18/31 агуста 2005 г., Прп. Иоанна Рыльского
4. Рождество Христово в кафедральном храме Омско-Сибирской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви
5. Из жизни Свято-Ильинского прихода Русской Истинно-Православной Церкви в Сибири
6. Избрание Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископа Тихона и его архипастырская поездка по приходам РИПЦ
7. Состоялось Епархиальное Собрание Омско-Сибирской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви
8. Почитание памяти Св. Новомучеников и Исповедников в Омско-Сибирской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви
9. В Омско-Сибирскую Епархию РИПЦ перешли двое клириков РПЦЗ(Л)
10. Престольный праздник в Челябинской общине Омско-Сибирской Епархии
11. Из жизни Омской и Сибирской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви
12. Фоторепортаж: Из жизни Омско-Сибирской Епархии РИПЦ
13. Визит господина Ле Пена в Омско-Сибирскую Епархию Русской Истинно-Православной Церкви
Дополнительно по данному разделу: Великопостное Послание Председателя Архиерейского Синода РИПЦ Архиепископа Тихона Омского и Сибирского Рождественское Послание Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Послание Митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей УКАЗ Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви Митрополита Виталия Заявление Епископа Черноморского и Кубанского Вениамина о снятии подписи с неправославных решений Собора РПЦЗ 2000 г. Заявление Епископа Агафангела о снятии подписи с неправославных решений Собора 2000 г. Открытое письмо Епископа Варнавы о снятии подписи с неправославных решений собора 2000 г. Обращение Епископа Вениамина и духовенства Черноморско-Кубанской Епархии к Митрополиту Виталию по поводу решений Собора 2000 г. Обращение Клириков Западно-Европейской Епархии Заявление Архиепископа Лазаря о снятии подписи с неправославных решений Собора 2000 г.
|