Великая Дивеевская тайна. Правда о мощах Св. Прп. Серафима Саровского Чудотворца
Из Докладной записки Комиссии по вопросам канонизации Архиерейскому Синоду Русской Истинно-Православной Церкви о положении с Мощами Св. Преп. Серафима Саровского Чудотворца
15 / 2 января - день памяти Св. Прп. Серафима Саровского, всея Руси чудотворца
ВЕЛИКАЯ ДИВЕЕВСКАЯ ТАЙНА.
Правда о мощах Св. Прп. Серафима Саровского Чудотворца.
Из Докладной записки Комиссии по вопросам канонизации
Архиерейскому Синоду Русской Истинно-Православной Церкви
о положении с Мощами Св. Прп. Серафима Саровского Чудотворца
"Неоднократно, - пишет Мотовилов, - слышал я из уст великого угодника Божия старца о. Серафима, что он плотью своею в Сарове лежать не будет. И вот однажды осмелился я спросить его: - Вот вы, батюшка, все говорить изволите, что плотию вашею вы в Сарове лежать не будете. Так нешто вас Саровские отдадут?
На сие батюшка, приятно улыбнувшись и взглянув на меня, изволил мне ответить так:
- Ах, ваше боголюбие, ваше боголюбие, как вы! Уж на что царь Петр-то был царь из царей, а пожелал мощи св. благоверного князя Александра Невского перенести из Владимiра в Петербург, а святые мощи того не похотели и в Петербурге их нет.
- Как не похотели? - осмелился я возразить великому старцу. - Как не похотели, когда они в Петербурге в Александро-Невской Лавре почивают? - В Александро-Невской Лавре, говорите вы? Как же это так? Во Владимiре они почивали при вскрытии, а в лавре под спудом - почему же так? А потому, - сказал батюшка, - что их там нет.
- И много распространившись по сему поводу своими богоглаголивыми устами, батюшка Серафим поведал мне следующее:
- Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже главнейшему догмату Христовой веры – Воскресению Христову и всеобщему воскрешению и веровать уже не будут, то посему Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременныя жизни и посем, во утверждение догмата воскресения, воскресить меня, и воскресение мое будет аки воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего".
"Открыв сию великую и страшную тайну, великий старец поведал, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемiрного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли… И тогда вскоре настанет и конец всему".
Такова великая Дивеевская благочестия тайна, открытая мною (С.А.Нилусом, - ред.) в собственноручных записях симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца чина пророческого - преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца» (Нилус С.А. На берегу Божьей реки. Записки православного. – Сан-Франциско, США, 1969. – Т. 2. – С. 192-194; Русский Паломник, № 2, 1990. – Чико, Калифорния, США. – С. 93-96; Литературная учеба. – Кн. 1, 1991. – С. 132-133; Фомин С. Россия перед вторым пришествием. – М.: Издание Троице-Сергиевой Лавры, 1993. – С. 335-339; Угодник Божий Серафим /Сост. А. Н. Стрижев. - М., 1993. - Т. 1. - С. 175-192 ).
Великая Дивеевская тайна – одно из самых загадочных эсхатологических пророчеств, оставленных прп. Серафимом Саровским. Сегодня оно является достоянием не только Катакомбной Церкви, но многотысячными тиражами перепечатывается в изданиях официальной Московской патриархии.
Со времени, когда оно впервые было опубликовано С.А. Нилусом, многие пытались постичь его таинственный смысл. Мотовилов, затем Нилус, многие Новомученики Российские и Отцы-Исповедники Катакомбной Церкви отмечали, что это пророчество относится к судьбе святых мощей прп. Серафима, и связанной с ними судьбе Русской Церкви (видимо, неслучайно и исчезновение мощей Прп. Серафима совпало с 1927 г., - ред.). И как видно из самого пророчества, святой старец неоднозначно указывал, что наступят такие времена, когда всеми будет считаться, что мощи его как бы есть, а на самом деле их не будет…
Уже в 1920-е гг., когда богоборческой властью в России была начата массовая кампания по осквернению святых мощей, в русском православном сознании стало распространенным ожидание и уверенность, что с мощами Св. прп. Серафима Саровского обязательно должно произойти нечто невероятное и чудесное. Православные готовы были к тому, что мощи прп. Серафима должны их покинуть. Такой уход мощей святого переживался как наказание за грехи и призыв к покаянию. В житиях святых есть случаи ухода святого покровителя из города, осквернившегося преступлением или неверием. Именно так многие склонны были тогда смотреть на дальнейшую судьбу святых мощей прп. Серафима. Поэтому, когда Архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов), еще до попытки богоборцев изъять честные останки, заблаговременно дал поручение сокрыть их на Кавказе, иеромонах, которому такое поручение было дано, не стал их преждевременно увозить из Сарова, будучи уверенным, что Святой сам не даст свои мощи в руки святотатцев. И до самого 1927 г. мощи Св. Серафима оставались в Сарове открытыми для всеобщего поклонения, и лишь после попытки богоборцев увезти их в Москву, были чудесно сокрыты в Катакомбной Церкви.
Даже чувствительная к духовным переживаниям народа русская поэзия не оказалась безучастной в Серафимой тайне. Еще в 1919 году, в поэме «Серафим» Надежда Павлович именно с ожидавшимся тогда вскрытием раки в Сарове своеобразно связала уход преподобного (его оживших мощей!) в гущу страждущего народа (РГАЛИ. Ф. 410 (Н.А. Павлович). Оп. 1. Д. 5). В поэме Павлович Св. Серафим воскресает во время кощунственного “освидетельствования”… Другая поэтесса, Анна Ахматова, с еще большей, присущей ей проницательностью, в 1922 году прощается со святыми, – и в частности со Св. Серафимом Саровским, – которые за грехи людей покидали «двор Господень»:
«…И выходят из обители, Ризы древние отдав, Чудотворцы и святители, Опираясь на клюки. Серафим – в леса Саровские, Стадо сельское пасти…» (Ахматова А. Стихотворения и поэмы. – Л., 1977. – С. 163).
Поэтическая чувствительность и проницательность Анны Ахматовой неподдельно передают переживания самого православного русского народа, связанные с уходом мощей Св. Серафима. И не случайно, по-видимому, акцент сделан именно на «уходе в леса», «стадо сельское пасти». Именно таков был путь большинства последователей и почитателей Св. Серафима, «малого стада» – Катакомбной, Истинно-Православной Русской Церкви, вынужденной уходить в леса, в подполье. Здесь уже более ясно видна и причина, почему Св. Серафим Саровский свою Великую Дивеевскую тайну связывал с будущим нечестием «архиереев русских», которые, по словам преподобного, «нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего».
Нилус Сергей Александрович
Соприкасаясь с Великой Дивеевской тайной, невозможно не задаться вопросом: о чем же в действительности говорится в пророчествах святого старца? И о каком «уходе» его мощей и «воскресении» преподобного может идти речь, если они официально переданы советской властью Московской патриархии в 1991 г. и открыты для всеобщего поклонения?
Изучение этого вопроса показывает, что именно этот факт, возможно, и имеет непосредственное отношение к некоторой разгадке Великой Дивеевской тайны.
При ознакомлении с печатными материалами о судьбе мощей прп. Серафима Саровского, якобы переданных советской властью в январе 1991 г. Московской патриархии, сомнения в их подлинности подтвердились.
Как оказалось, ни в Москве, ни в Ленинграде мощей прп. Серафима Саровского никогда не было, и не могло быть, поскольку в 1927 г. они у богоборцев были выкрадены и надежно сокрыты дивеевскими монахинями. Впервые об этом, после длительного вынужденного молчания открыто было засвидетельствовано еще в 1991 г. в беседе, опубликованной официальным изданием РПЦЗ «Православная Русь» (см. об этом ниже).
По официальной же версии МП, неизвестные останки, объявленные мощами прп. Серафима Саровского, были «случайно найдены в запасниках всесоюзного музея истории атеизма в Ленинграде», причем ни в одной из описей музея они не значились. Каким образом и когда они там оказались – неизвестно. Обнаружены останки были в декабре 1990 г. накануне расформирования музея, работники которого на протяжении 60-ти лет даже не подозревали об их наличии (что уже само по себе сомнительно). По официальной легенде директора музея, они находились среди массы запыленных от времени старых ковров, тканей и других материалов завернутые в рогожу (не исключено, что какие-то останки действительно могли быть накануне “обретения” специально привезены). На мощах не было никаких обозначений, поэтому выяснить, чьи это останки, совершенно не представлялось возможным.
Однако, несмотря на это, как и в случае с Иконой Божией Матери «Державной» (или как в случае с неизвестными «екатеринбургскими останками», безосновательно объявленными посткоммунистическим режимом Ельцина «останками Свв. Царственных Мучеников»), руководство Московской патриархии, переживавшей в нач. 1990-х гг. глубокий кризис из-за обнародования фактов сотрудничества епископата МП с КГБ, по-видимому с целью укрепить свой пошатнувшийся авторитет и «монополию на православие» в стране, в найденных неизвестных останках “увидело” «мощи Св. Серафима Саровского», и без каких либо на то оснований и доказательств, подозрительным образом найденные в запасниках музея неизвестно чьи останки были объявлены «мощами Св. Серафима Саровского».
После этого руководство советской патриархии, при содействии коммунистического руководства СССР в феврале 1991 г. устроило торжественное перенесение “обретенных” останков через всю страну в Дивеево. Финансирование торжеств осуществлялось, главным образом, за счет государственного бюджета. В их организации и проведении впервые официально принимали участие представители партийной номенклатуры, КГБ, МВД и армия. Для перевоза останков из Ленинграда в Москву был выделен специальный железнодорожный состав, для процессии по стране выделено около десятка комфортабельных микроавтобусов. В самом Дивеево в двухнедельный срок силами Министерства обороны СССР было построено несколько палаточных городков на 20 тысяч человек, а армейские полевые кухни обезпечивали безплатное питание тысяч паломников.
На таком уровне и такого масштаба церковное мероприятие в СССР организовывалось впервые. В это время по всей стране властями осуществлялась передача МП православных святынь и мощей, но ни одно мероприятие подобного рода не было “почтено” столь пристальным вниманием и опекой ЦК КПСС, КГБ, МВД и Министерства обороны СССР. Как и ожидалось, в среде верующих оно действительно вызвало определенное духовное напряжение. Тысячи паломников ожидали чудотворений от мощей, но, как отмечала та же советская пресса, «чудо не произошло». Даже официальные издания Московской патриархии умалчивали тогда, были ли зафиксированы конкретные факты чудотворений или исцелений от мощей. Тогда же среди дивеевских старожилов и верующих пронесся упорный слух, что мощи не настоящие…
Появившиеся подозрения о подлоге мощей были оперативно дезавуированы. Торжественные мероприятия, объявленные МП «духовно-политическим возрождением страны», всесторонне освещались в советской партийной прессе, на телевидении и радио. Коммунистическая идеологическая машина профессионально выполняла новый заказ по созданию очередного мифа «новейшей истории». Замалчивая, правда, что в это же время в Прибалтике, Грузии, на Украине и других республиках СССР коммунистический режим, пытаясь любой ценой сохранить свою власть, предпринимал жестокие попытки подавить оппозицию, вплоть до применения против гражданского населения танков и огнестрельного оружия (как это было в Литве и Грузии).
Сегодня, по прошествии почти 15 лет, нет сомнений, что подлог и широкомасштабные торжества с неизвестными останками были предприняты в политических целях, равно необходимых тогда как агонизировавшему богоборческому режиму, так и сотрудничавшей с ним Московской патриархии, от которой в этот период стали массово отходить верующие и духовенство в России и на Украине. Угроза распада не только СССР и КПСС, но и официальных структур советской патриархии в нач. 90-х гг. ХХ ст., в результате подъема и активизации общественности, ее антикоммунистических настроений, была более чем реальностью. Ставшие возможными, в результате ослабления гонений, выход из катакомб и открытие легальных приходов РИПЦ-РПЦЗ, массовый переход к ним верующих и духовенства МП, аналогичные процессы на Украине, массовое и повсеместное недовольство верующих прокоммунистической позицией иерархии МП, угрожало «официальной церкви» оказаться на грани распада.
В политической обстановке того времени, «советской церкви» было чрезвычайно важно во что бы то ни стало заполучить мощи прп. Серафима, поскольку именно этот великий старец, один из наиболее почитаемых русским народом, считается «голосом совести Русской Церкви», «печальником земли Русской». В его эсхатологических пророчествах раскрывается великая Тайна Русской Церкви последних времен. Но главное, эти пророчества непосредственно касаются отступнической сергианско-экуменической иерархии «советской церкви»: «Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут страшные бедствия. Православная вера будет потоптана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжело их покарает. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, дабы Он лучше лишил меня Царства Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил: “Не помилую их, ибо они учат учением человеческим, и языком чтят Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня”» (Житие Преп. Серафима Саровского // Настольна книга священнослужителя. – М.: Московская патриархия, Т.3, 1979. – С. 601-602). Эти пророчества прп. Серафима, еще в 1979 г. напечатанные Московской патриархией в «Настольной книге священнослужителя», как грозная надпись на стене чертога вавилонского царя Валтасара (Дан. Гл. 5) служат самообличением для беззаконной иерархии советской церкви.
Однако, вместо покаяния в своих антиканонических деяниях и беззакониях, сергианские иерархи в нач. 1990-х гг. заложили основу “богословского” оправдания своему отступлению. С этой же целью, чтобы отвлечь внимание своей паствы от пророчеств, запутать и показать, что пророчества эти не касаются их, а сама МП будто бы и является той самой “Церковью Св. Серафима” (поскольку мощи его вновь обретены именно в МП, что ныне пытаются представить как одно из доказательств ее “исторической преемственности” с дореволюционной Русской Церковью и “каноничности”), нужно было во что бы то ни стало обрести мощи преподобного, в крайнем случае - создать видимость, что его мощи у них.
О политических мотивах их действий завуалировано свидетельствует речь советского патриарха и многолетнего агента КГБ Алексия Ридигера (агентурное прозвище в КГБ – «Дроздов»), произнесенная им 11 января 1991 г. все в том же духе «покорности властям» в то время, когда народ впервые за 70 лет богоборчества начал пробуждаться и становиться в оппозицию безбожному режиму. Вместо того, чтобы поддержать это народное пробуждение, духовно возглавить и направить общество к подлинному духовному возрождению, патриарх и иерархи МП вновь стали защищать тоталитарную систему, используя церковную риторику пытались удержать народ в «покорности властям». Поэтому не удивительно, что рядом с речью по поводу «передачи мощей» на страницах того же «Московского церковного вестника» было опубликовано и другое обращение Алексия Ридигера (растиражированное также в центральном органе ЦК КПСС – газете «Известия»), уже более откровенно раскрывающее политический смысл подлога с неизвестными останками:
«С глубокой скорбью узнал о случившемся в Литве. Тем более прискорбно было мне получить известия о крови на улицах Вильнюса, что в эти самые дни православные верующие получали великое духовное утешение – вновь были обретены мощи великого печальника земли Русской преп. Серафима Саровского… Эти дни, боюсь, никак не приблизили установления подлинного гражданского мира в нашей стране (богоборческом СССР, – авт.) и нашем обществе… Литовцы, надеюсь, сами смогут найти свои промахи и трезво оценить, где и в чем они поддались духу утопизма и националистической мечтательности… Всем же моим согражданам хочу напомнить мысль преп. Серафима Саровского о том, что путь ко спасению тысяч окружающих людей лежит через стяжание мирного духа» (Московский церковный вестник, официальный орган Московской патриархии, № 2 (47), январь 1991 г., стр.3) . В этой речи советского патриарха нет ни единого слова обличения советской власти за допущенные жестокости против мирного населения.
В другой ситуации и в другом государстве подобная «миротворческая» речь патриарха не вызвала бы недоумений, поскольку внешне, как будто, все сказано верно. Но нужно учесть, что именно в это время в Вильнюсе советские танки под своими гусеницами давили мирных и невооруженных граждан, вышедших на улицы с требованием ликвидации коммунистического режима. К сожалению, патриарха тогда, судя по всему, больше беспокоил вопрос сохранения богоборческого СССР и коммунистического режима, а не судьбы его соотечественников.
Налицо применение тех же механизмов, что и в нач. 1940-х гг., когда висевший на волоске кровавый сталинский режим активно использовал Церковь для усиления собственного пошатнувшегося авторитета, умиротворения населения и удержания его в покорности, прибегая к известной риторике, вроде: «нет власти аще не от Бога», «будь покорен властям, над тобою поставленным», «стяжай мирный дух» и т.п.
В такой атмосфере и с такой целью агонизирующим богоборческим режимом в СССР и были инсинуированы подлог и широкомасштабные торжества с неизвестными останками.
О том, как были найдены эти останки и объявлены «мощами Св. Серафима Саровского», в своем рапорте, публиковавшемся в официальных печатных органах Московской патриархии, повествует непосредственный участник тех событий, приближенная особа советского патриарха – архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), прославившийся грубостью в обращении с духовенством:
«Директор музея официально сообщил, что в фондах музея мощей больше нет, кроме частиц в иконах, которые предполагается возвратить в храмы. Но… Неожиданно позвонил С.А. Кучинский (директор музея). Мы договорились о встрече, и он приехал ко мне. Станислав Алексеевич сообщил о том, что после решения о возвращении РПЦ Казанского собора, в котором размещался музей атеизма, началось освобождение запасников… И вот в одном из запасников, среди гобеленов, были найдены завернутые в рогожу останки, по-видимому, какого-то святого. В описи они не значились. Когда рогожу развернули, увидели мощи с надетыми (кем и когда? – авт.) на руки рукавичками. На одной было вышито: “Преподобне отче Серафиме”, на другой – “Моли Бога о наc”.
Сказанное директором музея было поразительно, но это еще не давало основания утверждать, что найдены мощи преподобного Серафима Саровского.
О находке я сообщил Патриарху, и С.А. Кучинский повторил ему свой рассказ. Святейший Патриарх благословил, прежде всего, найти в архивах документы, связанные с мощами преподобного Серафима, сохраняя все в тайне до тех пор, пока не будет уверенности в том, что это мощи преподобного. На поиски документов ушло некоторое время. Наконец, из Российского центрального архива были получены копии и акты, связанные со вскрытием мощей преподобного Серафима после революции.
…Наконец, мы приехали в Казанский собор, нас провели в комнату, куда принесли длинное ложе, покрытое толстой синей бумагой, под которой в какой-то материи и вате находились останки святого. Когда сняли бумагу, мы увидели, что святые мощи составлены в скелет, во весь рост… Надо сказать, что с самого начала мы были поражены тем, насколько все совпадает с актом вскрытия мощей в 1920-е годы (О достоверности и авторитетности подобных актов и документов богоборцев можно лишь догадываться, – авт.)… Единственное, что косточки располагались не в том порядке, как описывалось в документе. Но это не удивительно… Не хватало епитрахили. Уже позже для облачения мощей сшили новую… Когда освидетельствование закончилось, святые мощи снова закрыли бумагой, перенесли в особую комнату и опечатали ее. Мы сразу поехали в епархиальное управление, откуда позвонили Святейшему Патриарху, сообщили о том, что это, несомненно, мощи преподобного Серафима, и поздравили Святейшего.
Теперь предстояло решить вопрос о торжественном перенесении мощей преподобного Серафима. Необходимо было объявить о их обретении и уточнить дату официальной передачи.
С 25 декабря (дня освидетельствования святых мощей) до 10 января были оформлены все документы, получено разрешение Министерства культуры СССР, в ведении которого находился музей атеизма, была сделана рака и сшито новое облачение для мощей преподобного Серафима. Это определило дату официальной передачи святых мощей – 11 января 1991 года» (Епископ Истринский Арсений, Второе обретение мощей преп. Серафима Саровского / Страсти по мощам. – СПб, 1998. – С. 73 – 81) .
Так, согласно официальной легенде МП, странным образом оказавшиеся в музее атеизма (незадолго до его расформирования) неизвестные останки были объявлены «мощами Св. Серафима Саровского». Тот факт, что на них были обнаружены рукавички с молитвой Св. Серафиму (если они действительно были), для такого серьезного вывода еще никак не может служить основанием. Этого слишком мало. Попытка же сослаться на малодостоверные акты освидетельствования богоборцами мощей прп. Серафима Саровского в 20-е гг., не выдерживает критики. Как уже отмечалось, в действительности мощи прп. Серафима были выкрадены дивеевскими монахинями, в Москву же на освидетельствование Комиссией был доставлен лишь пустой ящик. Так что о том, как могли быть составлены кощунниками акты, догадаться не трудно. Но даже если бы акты богоборцев были подлинными, только лишь на их основании утверждать, что найденные неизвестные останки – «мощи Св. Серафима Саровского» – для христианского сознания неприемлемо.
Да и как вообще акты кощунников, палачей, которые тысячами расстреливали православное духовенство и верующих, разрушали храмы, конфисковывали, глумились, подменяли и уничтожали православные святыни, могут служить единственным и неоспоримым доказательством в таком ответственном вопросе, как идентификация мощей неизвестных святых? Ведь они могли подменить любую святыню, чтобы надругаться над таинствами Церкви.
Но даже здесь не все так гладко. Оказывается, найденные неизвестные останки не соответствовали и описаниям в большевицких актах. Как проговорился архиеп. Арсений (Епифанов): «косточки располагались не в том порядке, как описывалось в документе» (Епископ Истринский Арсений, Второе обретение мощей преп. Серафима Саровского. – С. 76).
Подозрительным выглядит также и то, что представителями МП не было произведено тщательного исследования, все делалось в спешке и тайно. При этом проигнорированы документы церковной Комиссии по обретению и освидетельствованию подлинных мощей прп. Серафима Саровского в 1903 г. и воспоминания и свидетельства очевидцев изъятия, осквернения и конфискации мощей святого старца в 20-е гг., кои в то время еще были живы. Вопрос этот вообще не был тщательно изучен.
Исходя из отчета архиеп. Арсения (Епифанова), единственным, более-менее веским доказательством того, что обнаруженные неизвестные останки принадлежат именно Св. Серафиму Саровскому, является то, что на руках были надеты рукавички с вышитой надписью: «Преподобне отче Серафиме» - «Моли Бога о нас». Выше мы уже отмечали, что подобное решение столь серьезного и ответственного вопроса вызывает лишь недоумение. Ведь сам по себе факт надписи на рукавичках имени Серафима еще не может быть доказательством принадлежности останков именно Св. Серафиму Саровскому.
Чтобы понять, как на неизвестных останках могли появиться сыгравшие решающую роль рукавички, достаточно обратиться к архивным документам музея.
Оказывается, в 1947 г. в ленинградский музей из московского Центрального антирелигиозного музея, цитируем: «отдельные предметы (хранившееся в Москве в ковчежце с частицами мощей Св. Серафима, – ред.) — епитрахиль, поручи и др. упакованы и отправлены в Ленинград, ящик № 268» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 605. Л. 7). Как видим, в Ленинград действительно были доставлены некоторые предметы церковных облачений, ранее хранившиеся в Москве в ковчежце с частицей мощей Св. Серафима Саровского. Но в этих документах идет речь лишь о частице мощей, но никак не о самих мощах. К тому же в Ленинград были переданы даже не частицы мощей, а лишь некоторые отдельные предметы, среди которых – поручи, епитрахиль и др. Вероятнее всего рукавички, о которых говорит архиеп. Арсений (Епифанов) как о единственном доказательстве, именно из этого «ящика № 268», и попали они в музей не с останками, а были на них надеты значительно позже.
В музее атеизма, а за ним и в МП создали миф, что мощи Св. Серафима будто бы были доставлены в Ленинград из московского Центрального антирелигиозного музея, куда, в свою очередь, они будто бы были доставлены из часовни на Первой Мещанской улице в Москве.
Еще 3 декабря 1947 года директором ленинградского Музея истории атеизма В. Бонч-Бруевичем были направлены на имя председателя Совета по делам РПЦ, генерала НКВД Карпова два списка. Один включал перечень мощей, отправленных в Ленинград после упразднения в 1946 г. московского Центрального антирелигиозного музея. Во втором списке значились мощи, ещё остававшиеся в фондах музея в Москве. Оба списка, с инвентарными номерами "экспонатов", были составлены 5 ноября 1947 г. Во втором списке читаем: «5985 Мощи Серафима Саровского. Кости скелета, плохой сохранности, в специально устроенной витрине под стеклом, получены из часовни — 1-я Мещанская ул. в Москве, мощи находятся в фонде, отдельные предметы — епитрахиль, поручи и др. упакованы и отправлены в Ленинград, ящик № 268» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 605. Л. 7).
На основании информации Бонч-Бруевича заведующий отделом Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР И.И. Иванов, заведовавший вопросами передачи мощей и других святынь МП, в 1948 г. составил «Сведения о "мощах", находящихся в фондах музея истории религии, а также музеях, подведомственных комитету по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 605. Лл. 12-15). Согласно этим Сведениям в Музее истории религии в Москве находятся мощи «Серафима Саровского — кости плохой сохранности» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 605. Л. 12).
На первый, поверхностный взгляд может показаться, что этих двух документов достаточно, чтобы обосновать легенду появления «мощей Св. Серафима» в запасниках ленинградского музея атеизма. Но, как отмечает тот же Бонч-Бруевич, «кости скелета плохой сохранности», принадлежавшие Св. Серафиму Саровскому, московским музеем были «получены из часовни — 1-я Мещанская ул. в Москве». Однако, как оказалось, из четырех часовен, расположенных на Первой Мещанской улице, лишь в часовне преподобного Серафима Саровского Серафимо-Дивеевского монастыря хранился ковчежец с частицей мощей преподобного и список с чудотворной Серафимо-Дивеевской иконы Богородицы. Закрыли часовню осенью 1929 года (См.: Сорок-сороков / Автор-составитель П.Г. Паламарчук. – М., 1995. – Т. 3. – С. 453). Нужно заметить, что здесь находились не целые мощи, а лишь их частица. Ни в каких документах и мемуарах нет ни слова о пребывании мощей преподобного на Первой Мещанской. Да они и не могли там находиться, т.к. до изъятия их чекистами пребывали доступными для всеобщего поклонения в саровском монастыре. Разницу же между мощами и их частицей мог не увидеть лишь человек, совершенно далекий от Церкви, коими и были в большинстве своем работники музея. Подобные ковчежцы с частицами мощей Св. Серафима Саровского тогда хранились во многих храмах по всей России. Нет сомнений, что в документах музея из-за невежества его работников произошла путаница, соединившая происхождение целых мощей Св. Серафима и их частицы, которую музей действительно мог получить из закрытой часовни.
Таким образом, нынешние попытки МП ссылаться на списки В. Бонч-Бруевича или И. Иванова безосновательны, поскольку из вышеприведенного видно, что в часовне на Первой Мещанской, а затем в московском Центральном антирелигиозном музее хранились не целые мощи Св. Серафима Саровского, а лишь ковчежец с частицей его мощей. Эта частица мощей и другие предметы церковных облачений имели свой «инвентарный номер». К тому же, в документах нигде не значится, что сама частица мощей была отправлена в Ленинград. Повторимся, по документам в Ленинград были отправлены лишь «отдельные предметы — епитрахиль, поручи и др.» И даже более того, говорится, что «мощи находятся в фонде», а в Ленинград переданы предметы облачений: «мощи находятся в фонде, отдельные предметы — епитрахиль, поручи и др. упакованы и отправлены в Ленинград, ящик № 268»
Этим и объясняется, что в 1991 году неожиданно найденные неизвестные останки, объявленные «мощами Св. Серафима», не значились в описях музея. Ведь если бы в Ленинград была доставлена хотя бы частица мощей, имевшая свой инвентарный номер в московском музее, то при получении ее в Ленинграде сотрудник, принимавший «экспонаты», обязан был сделать соответствующую запись. Однако этого сделано не было, почему в описях ленинградского музея нигде даже не упоминались не то чтобы мощи Св. Серафима Саровского, но и частицы его мощей. Таким образом возможность появления мощей Св. Серафима Саровского в ленинградском музее атеизма и здесь исключается.
Из всего вышеизложенного становится ясным, что в спешном порядке объявленные представителями МП «мощами Св. Серафима Саровского» останки, по всей видимости, принадлежали какому-то другому угоднику Божию, или вообще неизвестному человеку.
Поспешные же выводы МП, желание во что бы то ни стало в найденных неизвестных останках видеть “мощи нужного святого”, объясняются целенаправленным стремлением создать эффект чуда и манипулировать им в народном сознании в политических и других целях.
Чтобы не быть голословными в таком серьезном, ответственном и страшном для христианского сознания обвинении, обратимся к источникам самой Московской патриархии.
Одним из существенных, надежных и, что главное, непредвзятых подтверждений сомнительности имеющихся в МП «мощей Св. Серафима» являются опубликованные в официальном печатном органе Московской патриархии – газете «Московский церковный вестник» № 2-3 (89-90) за 1993 г., стр. 7, – воспоминания одной из последних дивеевских монахинь, м. Серафимы (Булгаковой, + 1998), бывшей прямой свидетельницей изъятия чекистами в 1927 г. честных мощей прп. Серафима Саровского и их чудесного спасения.
Вот как сообщает со слов м. Серафимы официальный орган Московской патриархии:
«…В понедельник Крестопоклонной недели приехало много начальства. Сгребли все святыни: чудотворную икону Живоносный Источник, гроб-колоду, в котором лежал 70 лет в земле батюшка Серафим, кипарисовый гроб, в котором находились мощи, и другое. Все это сложили между царскими покоями и северным входом Успенского собора, устроили костер, зажгли. Послушник Борис сумел сфотографировать, он приносил нам показать снимок этого костра. Мощи же батюшки Серафима, то есть его косточки, как они были облачены в мантию и одежды, все это свернули вместе и вложили в синий просфорный ящик. Ящик запечатали, а сами разделились на четыре партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда они везут мощи. Ящик со святыми мощами повезли на Арзамас через село Онучино, где и остановились ночевать и кормить лошадей. Однако как ни хотели скрыть концы, но когда тройка со святыми мощами въехала в село Кременки, там на колокольне ударили в набат.
Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимiр Богданов (известный московский духовник, сподвижник оо. Алексия и Сергия Мечевых, архим. Серафима /Батюкова/), о. Владимiра Криволуцкого и др., - ред.). Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству отца Владимiра, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий (Сахаров, – авт.), бывший после в ссылке вместе с отцом Владимiром в Котласе.
Говорили, что, приехав на ночлег, кощунники ящик со святыми мощами заперли в амбаре, а ключи взяли себе. Но сами выпили…»
На этом официальный орган МП повествование м. Серафимы о чудесном спасении и сокрытии от богоборцев честных мощей прп. Серафима Саровского обрывает. Однако даже из этих скудных свидетельств одной из последних дивеевских монахинь видно, что подлинные мощи прп. Серафима Саровского не были доставлены в Москву для освидетельствования, поскольку были спасены и надежно упрятаны монахинями неподалеку от Дивеево.
Другая, тоже из последних дивеевских монахинь, матушка Серафима (Куркай), в 1927 г. по благословению старца Нектария Оптинского не принявшая сергианства и всю последующую жизнь принадлежавшая к Катакомбной Истинно-Православной Церкви, также со слов очевидцев неоднократно свидетельствовала (в т.ч. и авторам этой записки), что дивеевские монахини сильно напоили большевиков, а когда те уснули, подлинные мощи прп. Серафима Саровского похитили и надежно сокрыли от богоборцев, так что ни в московский, ни в ленинградский музей атеизма они никак не могли попасть. В нач. 90-х гг. матушка Серафима (Куркай) ездила в Дивеево и встречалась с м. Серафимой (Булгаковой), которая ее узнала и с радостью встретила.
Эти живые свидетельства последних дивеевских насельниц-исповедниц для нас являются самыми важными и достоверными документами, подтверждающими, что МП так и не обрела подлинных мощей прп. Серафима Саровского.
Схи-Архиепископ Лазарь (Журбенко,+2005),
Председатель Архиерейского Синода
Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви
Однако более подробно серафимо-дивеевская тайна была раскрыта еще в 1991 г. в интервью официальному органу РПЦЗ «Православная Русь» старейшим иерархом Истинно-Православной Катакомбной Церкви, тайно рукоположенным для катакомб в 1982 г., Высокопреосвященнейшим Архиепископом Лазарем (Журбенко, +2005г.) Одесским и Тамбовским:
«В 1966 году был я в Дивеево с тамбовскими и дивеевской монахинями. Приехали мы ко дню преп. Серафима 19 июля / 1 августа. Молились мы по-келейному, как обычно делают мiряне, когда они пребывают без диакона или священника. На следующий день мы пошли на Казанский источник, потом матушка Анна (Трегубова) провела меня по канавке, к нам подошли две монахини и сказали о том месте в Дивеево, где сокрыты мощи преподобного. Не весь Дивеевский монастырь знал об этом, а лишь избранные монахини. – “Мы старые, можем умереть, а ты молодой – передаем тебе это знание”, - сказали они. И они показали это место.
История обретения мощей от безбожных такова:
Матушка Анна жила с десяти лет при монастыре. Брат ее о. Гедеон, впоследствии мученик, жил в Сарове, в 1927 году монастырь закрыли, а он жил при нем как лесничий. Когда безбожники приехали забирать мощи, чтобы увезти в Москву, он прознал об этом и послал свою сестру, матушку Анну, в Дивеево, известить об этом игумению: “мощи преп. Серафима забирают”. Тогда игумения снарядила своих монахинь, и они прибыли в Арзамас, где у монастыря имелась гостиница, отобранная большевиками, хотя часть ее еще продолжали занимать монахини. И вот, вечером приехали чекисты с ящиком. Монахини их накормили колбасой до отвала, напоили водкой, так что они лежали без памяти. Тогда монахини расколотили ящик, забрали мощи преп. Серафима, погрузили на лошадь и увезли в Дивеево. Там их спрятали, и только малое число доверенных людей знали об этом месте. Вот такая история, передаю ее точно, как мне рассказывали.
Когда в этом году (1991, – ред.) привезли из Москвы мощи, то дивеевские жители в их истинность не верили, а одна монахиня, матушка Евфросиния, которая знает правду, хотела, когда привезли мощи, кричать: “не верьте люди”, но ее заперли под замок» (Владыка Лазарь отвечает на вопросы редакции / Православная Русь, орган РПЦЗ, Джорданвилл, США. – № 22 (1451), 15/28 ноября 1991г.). Эту историю несколько раз от самого Вл. Лазаря слышали и авторы этой записки.
О том, что подлинные мощи Св. Серафима Саровского были сокрыты от богоборцев, косвенно свидетельствуют и другие факты.
В середине 1940-х годов, во время создания Сталиным Московской патриархии и дарования ей некоторых послаблений и привилегий, советской властью МП были переданы мощи многих святых. В частности, отдали мощи преподобного Сергия Радонежского, святителей Алексия Московского, Феодосия Черниговского, Тихона Задонского. Это была плата за те услуги, которые «советская церковь» оказывала Сталину в его внешней политике. Но поскольку прецедент уже был, в Совет по делам РПЦ при Совете министров СССР стали поступать просьбы о передаче мощей и других святых.
Так в письме Карпова к Молотову от 21 мая 1947 года названы имена святых, чьи мощи хотело бы получить руководство МП. Как ни странно, но о мощах Св. Серафима Саровского речи там нет. Хотя, казалось бы, именно его мощи руководство МП должно было попытаться получить в первую очередь. Почему же о передаче мощей Св. Серафима никто в МП не просил?
Сегодня, более чем через пятьдесят лет, мало кто помнит, какие настроения тогда царили в среде верующих и духовенства. Поэтому вопрос о мощах Св. Серафима Саровского, - почему из руководства МП никто даже и не пытался ходатайствовать о их передаче, - не вызывавший тогда стольких недоумений, сегодня кажется неразрешимым.
На самом деле, в 40-е – 50-е гг. история спасения мощей от богоборцев по свежим следам и со слов очевидцев была настолько широко известна, что воспринималась всеми как абсолютный факт не только в ИПЦ, но и в МП. Даже в Москве 1960-1970-х годов твердо знали: мощи Св. Серафима надежно спрятаны, и в Дивеево есть люди, которые знают место хранения святыни.
Тот факт, что где-то втайне хранятся мощи преподобного Серафима, был достаточно распространен и вне Москвы. Даже советский патриарх Алексий (Симанский) знал об этом, чем и объясняется, что, подавая на имя Сталина ходатайства о передаче МП мощей тех или иных святых, составляя целые списки, о мощах одного из самых почитаемых русских святых – прп. Серафима Саровского – не было и речи. Факт сокрытия от богоборцев мощей Св. Серафима в те годы был настолько очевиден, что ни у кого не возникало даже мысли его оспаривать или думать иначе. И это при том, что патр. Алексий (Симанский) и другие иерархи МП были хорошо знакомы с вышеупомянутыми списками В. Бонч-Бруевича и И. Иванова, где, как уже упоминалось, частица мощей Св. Серафима ошибочно была названа мощами. Если бы Алексий (Симанский) и другие иерархи МП не знали о подлинной судьбе мощей Св. Серафима Саровского, они непременно попытались бы воспользоваться вышеупомянутыми списками (на которые ныне ссылается современное руководство МП). Однако тогда всем было очевидно, что в этих списках составителями допущена ошибка, что на самом деле речь в них идет не о мощах, а лишь о частице мощей, почему руководство МП и не принимало их во внимание.
Архиепископ МП “старой формации” Павел (Голышев, 1914-1979), занимавший последовательно Астраханскую, Новосибирскую, Вологодскую кафедры, а в последние годы живший на покое в Бельгии (подвергался преследованиям, в 1971 г. сотрудниками КГБ не был допущен на Поместный собор МП, за пределы СССР был выпущен по ходатайству президента Франции Ж. Помпиду), еще в 1970-е гг. открыто свидетельствовал о том, что мощи Св. Серафима Саровского были надежно сокрыты и находились у некоего мiрянина, и что патр. Алексий (Симанский) хорошо знал об этом (Из переписки Франсуазы Лоэст (Брюссель) от 17 июня 1997 г.). Новому же патриарху Пимену (Извекову), управделами МП митр. Алексию (Ридигеру) и другим иерархам “новой формации”, по словам архиеп. Павла (Голышева), о мощах Св. Серафима уже ничего не было известно. Поэтому в 1991 г. Алексию Ридигеру и довелось прибегнуть к явной фальсификации, о чем не осмеливался и помыслить его предшественник Алексий (Симанский), точно знавший о факте сокрытия от богоборцев мощей Св. Серафима.
Но самое главное, что за прошедшие десятилетия сменилось несколько поколений православных людей, в МП пришли люди новые, незнакомые ни с церковной традицией, ни с подлинной церковной историей ХХ ст., и естественно не знающе истории исчезновения мощей прп. Серафима и легко принимающие на веру все, о чем им внушает руководство МП.
Дивеево, август 2004 г.: Паломников конвоируют патрули милиции с собаками
(подробнее см.: В Дивеево задержаны сотни православных паломников )
Из вышеизложенного становится очевидным, что “Красная церковь” (Московская патриархия) как ни пыталась, так и не обрела подлинных мощей прп. Серафима Саровского. «Святые мощи того не похотели», – как выражался сам преподобный Серафим в беседах с Мотовиловым (см.: Записки Н.А. Мотовилова, «Великая Дивеевская тайна», С.А. Нилус, На берегу Божьей реки. Записки православного). Они и поныне пребывают сокрытыми под спудом.
Единственным живым свидетелем, кто знал тайну точного места сокрытия подлинных мощей прп. Серафима Саровского, был Предстоятель Русской Истинно-Православной Церкви Схи-Архиепископ Лазарь (Журбенко, +2005г.), бывший духовным чадом и постриженником Св. старца Схи-Иеромонаха Феодосия (Кашина) Кавказского, за принадлежность к ИПЦ отбывший длительный срок в сталинских концлагерях. Эту тайну ему в 1966 г. прозорливо поведали дивеевские старицы, дабы, когда придет время, он раскрыл ее Истинной Церкви. Катакомбная Русская Истинно-Православная Церковь хранит эту тайну.
P.S.:
Мы переживаем очень сложное и противоречивое время, когда сбываются грозные пророчества Откровения о последних временах. Время, когда особенно необходима апостольская проповедь Евангелия Любви и Правды не только всему мiру, но и в среде избранного остатка – «малого стада», как об этом предрекал великий старец преподобный Серафим.
В условиях всеобщей апостасии, умаления любви, оскудения истинного священства и грядущих новых гонений на Святую Матерь - Истинно-Православную Русскую Церковь, верные ее чада, ради утверждения и стояния в вере, как никогда нуждаются в живых примерах и назиданиях, молитвенном предстательстве, покрове и заступничестве истинных светильников веры. Знание правды о мощах преподобного Серафима может положить начало пониманию Великой Дивеевской тайны и тому заповеданному возрождению Истинной, Филадельфийской Церкви «на короткое время» (о Которой говорится в Откровении св. Иоанна Богослова), сплотить вокруг Нее оскудевающий и разобщенный ныне «малый остаток». Верим, это и стало бы началом осуществления пророчеств о чудесном воскресении великого старца и заступника нашего Св. Серафима, Чудотворца Саровского и всея Руси:
«”Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже главнейшему догмату Христовой веры – Воскресению Христову и всеобщему воскрешению и веровать уже не будут, то посему Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея превременныя жизни и посем, во утверждение догмата воскресения, воскресить меня, и воскресение мое будет аки воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего”.
Открыв сию великую и страшную тайну, великий старец поведал, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемiрного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли… И тогда вскоре настанет и конец всему.
Такова великая Дивеевская благочестия тайна, открытая мною (С.А.Нилусом, - ред.) в собственноручных записях симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца чина пророческого - преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца» » (Нилус С.А. На берегу Божьей реки. Записки православного. – Сан-Франциско, США, 1969. – Т. 2. – С. 192-194; Русский Паломник, № 2, 1990. – Чико, Калифорния, США. – С. 93-96; Литературная учеба. – Кн. 1, 1991. – С. 132-133; Фомин С. Россия перед вторым пришествием. – М.: Издание Троице-Сергиевой Лавры, 1993. – С. 335-339; Угодник Божий Серафим /Сост. А. Н. Стрижев. - М., 1993. - Т. 1. - С. 175-192 ).
«Не то диво, что не дошло за 100 саженей до моей хижины, а то диво, что моя смерть будет подобно смерти отроков Ефесских, 300 лет спавших в пещере. Как они восстали во уверение Всеобщего Воскресения, так и я восстану перед последним концом и возлягу в Дивееве. Дивеево будет называться не по селу Дивеево, а по всемiрному Диву» (Монахиня Серафима (Булгакова), Дивеевские предания. – М., 1992. – С. 22-23).
«Свет веры Христовой через это воскресение из мертвых Великого старца Серафима утвердится вселенной всей. Тогда с какой жадностью все обратятся ко всем источникам православным для узнания о начале и ходе сего дива истории, сего 4-го жребия вселенского Божией Матери, нового света Афонской Женской Дивеевской горы; сего места спасения всего мiра во времена антихриста». Писано было Мотовиловым 8 ноября 1867 года (Из семейного архива Флоренских. Фомин С. Россия перед вторым пришествием. – М.: Издание Троице-Сергиевой Лавры, 1993. – С. 337-339).
Дополнительно см.:
1. В Дивеево задержаны сотни православных паломников
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=560
2. Таинственное исчезновение мощей катакомбного старца Феодосия (Кашина) Кавказского
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=539
3. Ученые подвергают сомнению принадлежность «екатеринбургских останков» Святым Царственным Мученикам
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=682
4. Русская Истинно-Православная Церковь
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=518
Дополнительно по данному разделу: Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви О Катакомбной Церкви Заметки о Катакомбной Церкви в СССР Катакомбные богослужения в Соловецком лагере Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М. Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви Потаенная Россия Церковное сопротивление в СССР Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)
|