Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Почил о Господе Схи-Архиепископ Лазарь, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

"Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла" (Ис. 57, 1).




Почил о Бозе Схи-Архиепископ Лазарь,

Председатель Архиерейского Синода

Русской Истинно-Православной Церкви

 

           

 

Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу;

и мужи благочестивые восхищаются от земли,

и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла.

Ис. 57, 1

 

17/30 июня, во время Петрова поста, почил о Господе старейший русский катакомбный архипастырь Схи-Архиепископ Лазарь (Журбенко), Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.

Предчувствуя свою близкую кончину, Владыка Лазарь пожелал принять постриг в великую схиму. 16/29 июня, в день памяти преподобного старца Схи-Архимандрита Моисея Оптинского (в прославлении которого в 1990 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ принимал участие Вл. Лазарь), Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский совершил над Вл. Лазарем постриг в великую схиму с оставлением прежнего имени, данного ему в 1970-е гг. по благословению его духовного отца Святителя Леонтия (Филлиповича) Чилийского.

Схиархиепископ Лазарь (Журбенко)

Последняя прижизненная фотография Схи-Архиепископа Лазаря

Кончина Схи-Архиепископа Лазаря наступила 17/30 июня в 20.10 по киевскому времени во время соборного служения Чина на разлучение души от тела. Сначала был отслужен акафист пред Иверской Иконой Божией Матери, Которую очень любил и чтил Владыка Лазарь и избранником Которой через Ея Чудотворный Благоухающий образ он был. Очень трогательно звучали слова акафиста: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая», и очень знаменательно. В глазах Владыки были слезы. Затем началось служение Чина на разлучение души от тела. Владыка Лазарь мирно отошел ко Господу во время последней молитвы Чина. Кончина была спокойной, а на лице появилось выражение покоя и умиротворения.

Перед кончиной Вл. Лазарь составил ряд завещаний и дал последние распоряжения.

По завещанию Владыки, похоронен он был на следующий день после кончины, на праздник Курско-Коренной Иконы Божией Матери, в преддверии праздника Святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и дня кончины его духовного наставника и покровителя – Святителя Леонтия Чилийского.

                       

Чин отпевания и погребения совершили Преосвященные Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский, Епископ Дионисий Новгородский и Тверской и епископ Гермоген Черниговский и Гомельский при сослужении собора духовенства из России, Украины, Кубани и других регионов.

       

      

По завещанию приснопамятного Схи-Архиепископа Лазаря, похоронили его на территории мужского скита в честь Державной Иконы Божией Матери, в саду, который насадил сам Вл. Лазарь. В могиле была устроена ниша, по примеру афонских и древне-русских монашеских захоронений, в которую и помещен гроб. Это было пожелание самого Владыки Лазаря, с юности мечтавшего подвизаться на св. горе Афон. В ногах почившего архипастыря установлен восьмиконечный православный крест.

                 

                   

Постриг в схиму, кончина, отпевание и погребение приснопамятного Владыки Лазаря совершались в присутствии Чудотворной Иверской Иконы Божией Матери Благоухающей, написанной и переданной Вл. Лазарю хранителем Мvроточивой Иконы Божией Матери Иверской-Монреальской мучеником Иосифом Муньосом – по духовному откровению их духовного наставника Святителя Леонтия Чилийского. Все эти дни Чудотворная Икона обильно источала благоухание. В момент кончины Владыки она благоухала как-то особенно, не так как обычно, очень нежно источая аромат.

На следующее утро, в день памяти Святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и блаженной кончины Архиепископа Леонтия (Филлиповича) Чилийского, в кафедральном храме Св. Прав. Иоанна Кронштадтского Архиепископом Вениамином Черноморским и Кубанским, Епископом Дионисием Новгородским и Тверским, Епископом Гермогеном Черниговским и Гомельским и Епископом Тихоном Омским и Сибирским, при сослужении собора духовенства РИПЦ, по окончании Божественной Литургии была отслужена панихида по новопреставленному Схи-Архиепископу Лазарю и приснопоминаемому Архиепископу Леонтию Чилийскому. По окончании панихиды, во дворе храма для всех присутствующих архиереев, духовенства, прихожан и паломников Православным Сестричеством св. бл. Ксении Петербургской Одесской Епархии РИПЦ был устроен поминальный обед.

    

Знаменательно, что третий день кончины Схи-Архиепископа Лазаря, день, в который душа усопшего, по преданию Церкви, идет на поклонение Господу, – совпадает с днем памяти Свт. Иоанна (Максимовича) и духовного наставника Владыки Лазаря Архиепископа Леонтия Чилийского, а сороковой день – с днем блаженной кончины его первого духовного отца, постригавшего его в иночество, – кавказского катакомбного старца Схи-Иеромонаха Феодосия (Кашина).

Схи-Архиепископ Лазарь явился подлинным Божиим избранником, посвятив свою жизнь восстановлению канонического обустройства и жизни Катакомбной Церкви-Исповедницы на Родине, на что отдал все свои силы и саму жизнь. Он был собирателем разрозненных богоборческим гонением церковных общин в единую каноническую церковную ограду. Его мирная и благодатная христианская кончина явилась свидетельством приятия Господом его подвига служения, страдания и исповедничества, его стояния в Вере и Истине, хранения верности истинной Русской Православной Церкви. Нескончаемые поношения, клеветы, гонения и изгнания, которые пережил Владыка Лазарь,  были, по слову прп. Иустина (Поповича), теми «стопами, которыми ходит добродетель в мiре сем». В последние годы он скорбно переживал происходящие на его глазах предательство и отступление высшей иерархии Зарубежной Церкви. Несмотря на клеветы и унижения со стороны недавних собратий, он хранил верность Владыке-Митрополиту Виталию как единственному законному духовному главе Русской Церкви, поминая за богослужениями его имя как Первоиерарха. Незадолго до смерти, 18 марта 2005 г., в день 95-летия Вл. Виталия, промыслом Божиим Вл. Лазарю удалось дозвониться до Старца-Митрополита и пообщаться с ним по телефону, поздравить его с днем рождения и испросить отеческое благословение. Владыка Митрополит был очень тронут, и выразил неподдельную радость. Сам же Вл. Лазарь был рад, что ему удалось, наконец, лично пообщаться с Первоиерархом, которого он любил и высоко ценил, и последнее свободное Распоряжение и благословение которого он неукоснительно исполнил.

…В день погребения Владыки Лазаря с утра было слегка пасмурно и накрапывал мелкий дождь. Казалось, сама природа вместе с духовными чадами Владыки грустит об его утрате. Но к середине отпевания тучи стали постепенно рассеиваться, и установилась теплая солнечная погода. Постепенно и скорбь отошла, боль утраты сменилась чувством торжественности от осознания того, что Господь принял подвиг служения Своего исповедника. Погребение Владыки стало подлинным Торжеством Православия для всех его духовных чад, торжеством Истинной Христовой Церкви.

 

 

 

Краткая биографическая справка:

Высокопреосвященнейший Лазарь (в мiру Феодор Иосифович Журбенко), Архиепископ Одесский и Тамбовский, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви. Один из старейших иерархов Русской Церкви. Родился в 1931 г. Во время искусственно спровоцированного советской властью голодомора 1930-х гг. осиротел: мама умерла от голода, дедушка и бабушка были большевиками сосланы в Сибирь, где и погибли.

Духовное воспитание проходил у старцев Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) на Кубани о. Константина Высоцкого, иером. Самуила и иеросхим. Феодосия (Кашина), не принявших советской власти и из-за гонений перешедших на нелегальный (катакомбный) способ служения. Исполнял при иеросхим. Феодосии (Кашине) послушание связного, возил к нему группы катакомбных паломников.

4/17 сентября 1947 г., в шестнадцать с половиной лет, тайно пострижен в иноки с именем Феодосий святым старцем Феодосием (Кашиным) Кавказским, духовным чадом коего он был. Советской власти не признавал.

8/21 марта 1950 г., в девятнадцать лет, арестован за принадлежность к ИПЦ и 13 января 1951 г. осужден по ст. 58-10 ч. 2 и ст. 58-11 Уголовного Кодекса РСФСР на 10 лет сталинских концлагерей. Отбывал срок в Карагандинском концлагере, где исполнял тяжелые каторжные работы на медных рудниках, каменных карьерах, лесоповалах и т.п. В лагере неоднократно помещали в карцер, подвергали избиениям и унижениям за веру. Тайно окормлялся у катакомбного исповедника-«мечевца» о. Владимира Криволуцкого, также отбывавшего срок в Карагандинском концлагере. Общался с единомышленниками на специально разработанном в лагере языке жестов.

В 1955 г., после смерти Сталина и объявления амнистии, изможденный и обезсиленный лагерными работами, голодом и болезнями Ф.И. Журбенко (в тайном постриге инок Феодосий) освобожден по состоянию здоровья.

После лагеря, поскольку жить было негде, по благословению катакомбных монахов некоторое время жил и обучался при Глинской пустыни, где подвизалось немало бывших катакомбных схимников. Духовное ядро обители до самого ее закрытия составляли подвижники, жившие в Глинской пустыни еще до 1922 г., а с кон. 20-х гг. принадлежавшие к Катакомбной Церкви. В 1958 г. таковых было около одной пятой от общего числа насельников. Среди наиболее известных катакомбных подвижников, не принявших в 1927 г. сергиевой Декларации и возродивших в 40-е гг. Глинскую пустынь, были архим. Нектарий (Нуждин, +1943), схиигум. Антоний (Ветер, +1946), иеросхим. Никодим (Калиуш, +1953), иеросхим. Серафим (Амелин, +1958) и многие другие. Восприняв от Глинских старцев ХІХ и начала ХХ веков древние иноческие традиции обители, они передавали их следующим поколениям. Во втор. пол. 50-х гг. среди насельников пустыни числились также духовный сын оптинского старца Анатолия иеросхимонах Паисий (Гришкин), схимонах Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря  Симон (Хондошко), афонский схимонах Варсонофий (Середа). Нстоятелем обители тогда был схиархим. Андроник (Лукаш, +1974), принявший Ф.Журбенко в монастырь, сочувствовавший ИПЦ и защищавший его от нападок со стороны некоторых монахов из-за того, что тот не принимал таинств МП. Были в то время в Глинской пустыни и иеромонахи и монахи Русской Зарубежной Церкви, поверившие пропаганде МП и переехавшие из Китая в СССР. От них будущий Архиепископ Лазарь впервые и узнал много подробностей о жизни Русской Зарубежной Церкви.

Трудясь при Глинской пустыни, поддерживал отношения с еп. Афанасием (Сахаровым), архиеп. Виктором (Святиным, бывш. Пекинским РПЦЗ), еп. Зиновием (Мажугой, в схиме – Серафим), схиархим. Кукшой (Величко) и др.

После очередного разгрома обители властями возвратился на Кубань, где окормлялся у катакомбных старцев-исповедников о. Тимофея (Несговорова) и о. Герасима (Замесина). Скрывался от властей, странствовал, занимался пчеловодством на пасеках.

В нач. 60-х гг. через сотаинника св. старца Феодосия (Кашина) – афонского архимандрита Евгения (Жукова) установил тайную переписку с епископом РПЦЗ Леонтием (Филлиповичем) Чилийским, бывшим катакомбным священником, поставленным в годы войны во епископа Житомiрского. После установления переписки в овдовевшей Катакомбной Церкви на Родине, оставшейся после смерти схиеп. Петра (Ладыгина) без канонических архиереев, истинно-православные духовенство и верующие стали считать Еп. Леонтия своим кир-иерархом, тайная связь с которым осуществлялась через инока Феодосия (Журбенко).

Таким образом в 60-е гг. благодаря стараниям ин. Феодосия между овдовевшей Катакомбной ИПЦ на Родине и РПЦЗ было установлено тайное духовное общение, а в ИПЦ – поминовение Первоиерархов РПЦЗ. Будучи принятым под омофор Свят. Леонтия, инок Феодосий переслал ему также Прошения об урегулировании канонического положения и приеме под его святительский омофор иером. Илариона (Андриевского), о. Амвросия (Капинус, в схиме Онувий) и о. Игнатия (Склярова) из Воронежа, о. Михаила Рождественского из Петрограда, о. Никиты Лехан из Харькова, о. Александра (Орлова) из Сибири, о. Виссариона (Маркова, в схиме Серафим) из Тамбова и ряда других катакомбных батюшек.

В 1971 г., по письменному благословению и направлению еп. Леонтия, для служения в Катакомбной Церкви ин.Ф.Журбенко тайно рукоположен во священники Архиепископом Вениамином (Новицким), отбывшим 12-ти летнее заключение в сталинских концлагерях на Колыме и рукополагавшим ранее и еп. Леонтия. В 1975 г. духовным сыном св. старца Амвросия Оптинского – схиархимандритом Амвросием (Ивановым) тайно пострижен в монашество с именем Лазарь. На новое имя ранее также письменно указал еп. Леонтий. Пытался эмигрировать из СССР и выехать по оформленному архим. Евгением (Жуковым) вызову на Афон, но власти отказали.

В сер. 70-х гг. иером. Лазарь основал ряд тайных катакомбных монастырей на Кубани. Постригал в схиму с именем Серафим известного катакомбного старца-исповедника о. Виссариона (Маркова) из Тамбова, который передал и завещал окормление своей катакомбной паствы о. Лазарю. Перед смертью завещал своей пастве окормляться у о. Лазаря также выдающийся катакомбный старец-исповедник о. Тимофей (Несговоров) и др. Таким образом к концу 70-х гг. под окормление о. Лазаря перешли многочисленные овдовевшие катакомбные общины от Сибири и Казахстана до Кубани и Украины. Все они не признавали новоявленных лжекатакомбных самосвятских групп «поздеевцев», «секачевцев», «алфеевцев» и др. и ориентировались на духовное единение с РПЦЗ.

 

В 1981 г., 11 января, в Женеве Архиепископ РПЦЗ Антоний (Бартошевич) Западно-Европейский заочно возводит иером. Лазаря в сан архимандрита. А в 1982 г., 27/10 мая, по благословению Первоиерарха РПЦЗ Митр. Филарета (Вознесенского) архим. Лазарь тайно возведен во епископа Катакомбной Церкви нелегально прибывшим в СССР епископом РПЦЗ Варнавой, также тайно рукоположенным во епископа для хиротонии о. Лазаря (кандидатуру еп. Лазаря лично утверждал Свят. Филарет (Вознесенский)). Постоянно скрывался от властей и переезжал с одного места на другое, тайно служил по домам и рукополагал для овдовевших общин ИПЦ новых священников.

В кон. 80-х – нач. 90-х гг., после объявления т.н. «перестройки» и наступления относительной свободы, стал принимать под омофор ИПЦ-РПЦЗ прихожан и священников МП, положив начало открытию легальных приходов РИПЦ-РПЦЗ на Родине. С 1990 г. катакомбный Епископ Лазарь - член Архиерейского Собора РПЦЗ, возведен в сан Архиепископа.

В 1994 г. Архиерейским Собором РПЦЗ назначен Председателем Архиерейского Совещания РИПЦ – канонического органа управления епархиями и приходами на Родине.

 

В 2002 г. Первоиерарх РПЦЗ Митр. Виталий (Устинов) своим Распоряжением-Завещанием на имя Архиеп. Лазаря благословил создать Архиерейский Синод РИПЦ на Родине, который пребывал бы в духовном общении с РПЦЗ. Архиеп. Лазарь являлся хранителем Чудотворного образа Иверской иконы Божией Матери «Благоухающего», переданного Владыке св. мучеником Иосифом Муньос по духовному откровению их общего наставника – Святителя Леонтия (Филлиповича) Чилийского.

Предчувствуя свою близкую кончину, Владыка Лазарь пожелал принять постриг в великую схиму. 16/29 июня, в день памяти преподобного старца Схи-Архимандрита Моисея Оптинского (в прославлении которого в 1990 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ принимал участие Вл. Лазарь), Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский совершил над Вл. Лазарем постриг в великую схиму с оставлением прежнего имени.

Кончина Схи-Архиепископа Лазаря наступила в предверии празднования Одигитрии Русского Рассеяния Курско-Коренной Иконы Божией Матери 17/30 июня в 20.10 по киевскому времени во время соборного служения Чина на разлучение души от тела.

Знаменательно, что третий день кончины Схи-Архиепископа Лазаря, день, в который душа усопшего, по преданию Церкви, идет на поклонение Господу, – совпадает с днем памяти Свт. Иоанна (Максимовича) и духовного наставника Владыки Лазаря Архиепископа Леонтия Чилийского, а сороковой день – с днем блаженной кончины его первого духовного отца, постригавшего его в иночество, – кавказского катакомбного старца Схииеромонаха Феодосия (Кашина).

 

 

Дополнительно о приснопочившем Вл. Лазаре см.:

1. Жизнь в катакомбах

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=546

 

2. Годовщина рукоположения и пастырского служения Архиепископа Лазаря, Председателя Архиерейского Синода РИПЦ

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=635

 

3. Годовщина восстановления апостольской преемственности в Русской Катакомбной Истинно-Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=677

 

4. Архиепископ Лазарь почтил память Аввы - Святителя Леонтия Чилийского

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=538

 

5. Святыня Русской Истинно-Православной Церкви: Чудотворному образу Иверской иконы Божьей Матери Благоухающему – 11 лет

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=24

 

6. Архиепископ Лазарь с архипастырским визитом посетил приходы Воронежчины, Тамбовщины и Харьковщины

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=591

 

7. Празднование Успения Пресвятой Богородицы в Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=579

 

8. Пасхальные торжества в Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=403

 

9. Из жизни Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви, возглавляемой Высокопреосвященнейшим Архиепископом Лазарем

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=48

 

10. Русская Истинно-Православная Церковь

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=518

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Великопостное Послание Председателя Архиерейского Синода РИПЦ Архиепископа Тихона Омского и Сибирского
Рождественское Послание Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
Послание Митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей
УКАЗ Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви Митрополита Виталия
Заявление Епископа Черноморского и Кубанского Вениамина о снятии подписи с неправославных решений Собора РПЦЗ 2000 г.
Заявление Епископа Агафангела о снятии подписи с неправославных решений Собора 2000 г.
Открытое письмо Епископа Варнавы о снятии подписи с неправославных решений собора 2000 г.
Обращение Епископа Вениамина и духовенства Черноморско-Кубанской Епархии к Митрополиту Виталию по поводу решений Собора 2000 г.
Обращение Клириков Западно-Европейской Епархии
Заявление Архиепископа Лазаря о снятии подписи с неправославных решений Собора 2000 г.


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru