Краткие данные жития Священномученика ИПЦ Протоиерея Павла Левашева
Краткие данные жития
Священномученика ИПЦ Протоиерея Павла Левашева
Священномученик Протоиерей Павел Левашев родился в многодетной дворянской семье 9 декабря 1873 г. в местечке Чёрная гряда Череповецкого уезда Новгородской губернии. Отец его, Николай Левашов, дворянин из помещиков. В семье было много детей и небольшие доходы, поэтому маленького Павла забрал к себе на воспитание и обучение родной брат матери, Епископ Могилёвский Мисаил (Крылов).
В 1888 г Павел окончил гимназию, и поступил в Духовную семинарию. Окончив ее в 1894г., поступил в Духовное Училище
После окончания Духовного Училища женился на девице Анне Петровне Соколовой – дочери московского мещанина, отец её имел в Москве швейную мастерскую. Господь благословил их брак семью детьми: Николаем, Людмилой, Марией, Георгием, Зоей, Василием и Татьяной. Епископ Мисаил совершал рукоположения своего воспитанника во диакона, а потом в иерея.
Перед началом своего служения о. Павлу захотелось побывать в Оптиной Пустыни, поговорить со старцами. Знакомство с отцом Иосифом потрясло его. Он становится послушником старца, и постоянно с ним переписывается.
В начале 1900 гг. о. Павел назначается вторым священником в Петропавловский собор-усыпальницу – дворцовую церковь князя Ф.П. Паскевича в Гомеле.
Княгиня Ирина Ивановна Паскевич под его духовным руководством проводит большую благотворительную деятельность, в том числе постройку Ириновской больницы (ныне Первая советская), и женской гимназии (ныне Белорусский государственный университет транспорта).
В 1905 г. во время безбожно-революционных помрачений о. Павел издает замечательную книжку «Зачем у нас так много обрядов?», разъясняющую духовную глубину, важность и значение православных обрядов. Книга эта была ответом разошедшимся «освободителям», обновленческие голоса которых раздавались уже тогда на епархиальных съездах.
В 1907-1914 гг о. Павел организовывает многочисленные паломничества паствы к Киевским святыням, в Саровскую обитель, в Оптину Пустынь, на Валаам. Посещает Святую землю. Правительство тогда поощряло такие путешествия, и даже давало льготы на проезд. На Святой земле отец Павел побывал во многих местах и с удивлением заметил, что всё его паломничество проходило так же, как он видел в своём необычайном сне за много лет до настоящего приезда в Иерусалим.
В эти примерно годы он был назначен благочинным Гомельской епархии.
В связи с началом войны переезжает в Петроград, на должность настоятеля церкви Главного штаба. Часто совершает службы в страннопримнице Свято-Иоанновского монастыря на р. Карповке. После большевицко-богоборческой революции он переехал в Москву и священствовал в Ново-Девичьем монастыре.
После Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. вновь направляется в Гомель благочинным.
В 1922-1923 гг. вместе с о. Елисеем (Назаренко), гомельским епархиальным миссионером, категорически отказывается примкнуть к «живой церкви», за что претерпевает гонения от обновленческого «начальства».
В 1923-1924 гг. по благословению Св. Патриарха Тихона о. Павел принимает покаяние от обновленческих священников Гомельской губернии и присоединяет их из раскола к «тихоновской» Церкви («Акты Св. Патр. Тихона», стр. 305-306, 312, 321, 341-344, 743, 746-749).
По телеграфному распоряжению Патриарха Тихона принимает участие в переосвящении Гомельского Полесского Николаевского храма, находившегося до того в ведении обновленческого синода («Акты», стр. 339).
Поставленный в 1925 г. епископом Гомельским Тихон (Шарапов) объединил вокруг себя всех священнослужителей, оставшихся верными Патриарху Тихону и назначил о. Павла духовником епархии: приводить к подлинному покаянию возвращающихся из обновленчества. О. Павел был удостоен награды Золотым Крестом за борьбу с обновленчеством.
В это время о. Павел служит в кладбищенской церкви на ул. Румянцевской. Высокой духовностью своей жизни и проповеди он привлекал к себе множество людей. К нему приходили из окрестных деревень, приезжали издалека. Церковь всегда была полна верующими. Особенно возгревало их сердца то, что батюшка был духовно связан с Оптиной Пустынью и последним её великим Старцем о. Нектарием (Тихоновым). Ни одного серьёзного шага в своей жизни он не предпринимал без совета со Старцем Нектарием. После предательской «декларации» Митр. Сергия Старец Нектарий и о. Павел отошли от общения с ним. Старец Нектарий в духовном видении видел всех подписавших «декларацию» почерневшими. За о. Павлом последовал его духовный сын о. Антипа Злотников, служивший при нем вначале диаконом, а затем рукоположенный в священники, очевидно Вл. Тихоном. Духовным сыном у него был и другой белорусский исповедник о. Феодор Рафанович, служивший в местечке Шерстин. По воспоминаниям дочери о. Феодора Наталии (монахини Параскевы), крестницы о. Павла, отец Павел имел дар слез и о. Феодор, после сослужения однажды с ним Божественной Литургии, попросился к нему в духовные чада.
В 1927 году Гомельским Отд. ГПУ «за контреволюционную деятельность» о. Павел был арестован, под следствием находился 1 месяц, но был освобожден.
В июле 1928 г. вместе с несколькими священниками Гомельской епархии, в том числе с иеромонахом о. Герасимом (Каешко) и иереем о. Феодором Семёновым, о. Павел по благословению святого старца Нектария Оптинского подаёт одному из руководителей киевских иосифлян протоиерею Димитрию Иванову, направлявшемуся через Гомель в Петроград (Ленинград) к Еп. Димитрию Гдовскому, письменное заявление о присоединении к иосифлянам. Он становится руководителем гомельских иосифлян (М. Шкаровский. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. Спб. 1999).
В 1929 о. Павел за неприятие декларации митр. Сергия (Страгородского) и принадлежность к ИПЦ был арестован и выслан: сперва в г. Козлов (Тамбовской губернии, ныне Мичуринск), а затем в Раненбург (Рязанской губернии, ныне Чаплыгин Липецкой области). Туда к нему часто приезжали многие его духовные дети, они помогали и его семье, оставшейся без средств к существованию. Находясь в ссылке, о. Павел не оставлял церковного строительства, но всячески старался объединить оставшихся верными Истинному Православию священников в Тамбовской, Рязанской и Орловской губерниях. Вернулся из ссылки в Гомель в 1932 г.
В том же 1932 г. о. Павла вновь арестовывают в Орле по обвинению в организации Истинно-Православной Церкви в Болховском районе Центрально Чернозёмной области. По этому делу проходило ещё 50 священников, монахинь и мiрян. Постановлением Тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 3 мая 1933 г. о. Павел Левашов был выслан на 5 лет в Северный край (г. Мезень, Архангельской губернии), но через год освобожден, вернулся в Гомель в 1934 г. (М.В. Шкаровский. Иосифлянство). После ссылки в Мезень семья испугалась принять его и он жил у верных ему духовных чад в доме Елены Львовны Лящук.
По свидетельству воронежских катакомбников (воспоминания схиигумении Макарии Чеботаревой) протоиерей Павел Левашев состоял в духовно молитвенном и каноническом общении с воронежским прот. Иоанном Андриевским (+1961, в схиме Илларион) и архимандритом Александром (г. Мичуринск). Служил тайно, на дому.
Прожил он у Елены Лящук два года, и начались неприятности с коммунотделом. Оттуда пригрозили, что если он не уйдет от них, то его арестуют. После этого его приняли в близкую о. Антипе семью Ивана Петровича Попович.
Вновь о. Павел был арестован 3 сентября 1937 г. У него закончился срок действия паспорта и он пошел в милицию об этом заявить, но был сразу арестован.
Протокол допроса, подписанный сотрудником Гомгоротдела НКВД БССР Гройзблатом, на основании которого был вынесен смертный приговор, но который о. Павел не подписал, вкладывает в его уста пространные самообличительные речи на жаргоне НКВД и обвиняет его в руководстве особой небольшой к/р группы монархического толка, задачей которой была дискредитация и свержение советской власти. Кроме него в группу включили о. Антипу и о. Елисея Назаренко. Всего по обвинению в участии в «подпольной контрреволюционной фашистско-повстанческой организации церковников» в это время было привлечено 57 священнослужителей и мiрян.
Отец Павел Левашов был расстрелян уже в том же 1937 г. 1 ноября (ныне день памяти Св. Праведного Иоанна Кронштадского) в Гомеле на 9 километре Черниговского шоссе. Вместе с ним был арестован, и принял мученическую кончину его духовный сын и сподвижник о. Антипа Злотников. По воспоминаниям Елены Львовны Лящук, духовной дочери о. Павла, он был среднего роста и здоровьем не отличался. Жил скромно, просто, не выдавался ни особыми подвигами, ни строгим постом, но во всём соблюдал меру и воздержание. Обладал даром умиления и слёз. Никому не навязывал аскетизма, так как знал, что это не каждому под силу. С духовными детьми был ласков, милостив, и к грехам их снисходителен. А к исполнению церковных правил – строг. Часто говорил: «Бог нам Отец, а Церковь – Мать». Там, где он служил, Богослужение велось по уставу, без сокращений. В Гомеле и его окрестностях очень долго тех, кто придерживался Истинной Православной Церкви, звали не иначе как «левашовцами». Дополнительно по данному разделу: Катакомбный исповедник иерей Григорий Сокрута (+1993 г.) Святоотеческая мудрость отца Серафима (Роуза) ПАТРИАРХ ТИХОН О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925 гг.) Тайна личности Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) и его значение для Православного Славянства Жизненный путь Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) Канон Святителю Антонию Киевскому, Первоначальнику Русския Зарубежныя Церкве Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского) Краткое жизнеописание Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви
|