Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Краткие данные жития Священномученика ИПЦ Протоиерея Павла Левашева



Краткие данные жития

Священномученика ИПЦ Протоиерея Павла Левашева

Священномученик ИПЦ Прот. Павел Левашов Гомельский

 

Священномученик Протоиерей Павел Левашев родился в многодетной дворянской семье 9 декабря 1873 г. в местечке Чёрная гряда Череповецкого уезда Новгородской губернии. Отец его, Николай Левашов, дворянин из помещиков. В семье было много детей и небольшие доходы, поэтому маленького Павла забрал к себе на воспитание и обучение родной брат матери, Епископ Могилёвский Мисаил (Крылов).

В 1888 г Павел окончил гимназию, и поступил в Духовную семинарию. Окончив ее в 1894г., поступил в Духовное Училище

После окончания Духовного Училища женился на девице Анне Петровне Соколовой – дочери московского мещанина, отец её имел в Москве швейную мастерскую. Господь благословил их брак семью детьми: Николаем, Людмилой, Марией, Георгием, Зоей, Василием и Татьяной. Епископ Мисаил совершал рукоположения своего воспитанника во диакона, а потом в иерея.

Перед началом своего служения о. Павлу захотелось побывать в Оптиной Пустыни, поговорить со старцами. Знакомство с отцом Иосифом потрясло его. Он становится послушником старца, и постоянно с ним переписывается.

В начале 1900 гг. о. Павел назначается вторым священником в Петропавловский собор-усыпальницу – дворцовую церковь князя Ф.П. Паскевича в Гомеле.

Княгиня Ирина Ивановна Паскевич под его духовным руководством проводит большую благотворительную деятельность, в том числе постройку Ириновской больницы (ныне Первая советская), и женской гимназии (ныне Белорусский государственный университет транспорта).

В 1905 г. во время безбожно-революционных помрачений о. Павел издает замечательную книжку «Зачем у нас так много обрядов?», разъясняющую духовную глубину, важность и значение православных обрядов. Книга эта была ответом разошедшимся «освободителям», обновленческие голоса которых раздавались уже тогда на епархиальных съездах.

В 1907-1914 гг о. Павел организовывает многочисленные паломничества паствы к Киевским святыням, в Саровскую обитель, в Оптину Пустынь, на Валаам. Посещает Святую землю. Правительство тогда поощряло такие путешествия, и даже давало льготы на проезд. На Святой земле отец Павел побывал во многих местах и с удивлением заметил, что всё его паломничество проходило так же, как он видел в своём необычайном сне за много лет до настоящего приезда в Иерусалим.

В эти примерно годы он был назначен благочинным Гомельской епархии.

В связи с началом войны переезжает в Петроград, на должность настоятеля церкви Главного штаба. Часто совершает службы в страннопримнице Свято-Иоанновского монастыря на р. Карповке. После большевицко-богоборческой революции он переехал в Москву и священствовал в Ново-Девичьем монастыре.

После Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. вновь направляется в Гомель благочинным.

В 1922-1923 гг. вместе с о. Елисеем (Назаренко), гомельским епархиальным миссионером, категорически отказывается примкнуть к «живой церкви», за что претерпевает гонения от обновленческого «начальства».

В 1923-1924 гг. по благословению Св. Патриарха Тихона о. Павел принимает покаяние от обновленческих священников Гомельской губернии и присоединяет их из раскола к «тихоновской» Церкви («Акты Св. Патр. Тихона», стр. 305-306, 312, 321, 341-344, 743, 746-749).

По телеграфному распоряжению Патриарха Тихона принимает участие в переосвящении Гомельского Полесского Николаевского храма, находившегося до того в ведении обновленческого синода («Акты», стр. 339).

Поставленный в 1925 г. епископом Гомельским Тихон (Шарапов) объединил вокруг себя всех священнослужителей, оставшихся верными Патриарху Тихону и назначил о. Павла духовником епархии: приводить к подлинному покаянию возвращающихся из обновленчества. О. Павел был удостоен награды Золотым Крестом за борьбу с обновленчеством.

В это время о. Павел служит в кладбищенской церкви на ул. Румянцевской. Высокой духовностью своей жизни и проповеди он привлекал к себе множество людей. К нему приходили из окрестных деревень, приезжали издалека. Церковь всегда была полна верующими. Особенно возгревало их сердца то, что батюшка был духовно связан с Оптиной Пустынью и последним её великим Старцем о. Нектарием (Тихоновым). Ни одного серьёзного шага в своей жизни он не предпринимал без совета со Старцем Нектарием. После предательской «декларации» Митр. Сергия Старец Нектарий и о. Павел отошли от общения с ним. Старец Нектарий в духовном видении видел всех подписавших «декларацию» почерневшими. За о. Павлом последовал его духовный сын о. Антипа Злотников, служивший при нем вначале диаконом, а затем рукоположенный в священники, очевидно Вл. Тихоном. Духовным сыном у него был и другой белорусский исповедник о. Феодор Рафанович, служивший в местечке Шерстин. По воспоминаниям дочери о. Феодора Наталии (монахини Параскевы), крестницы о. Павла, отец Павел имел дар слез и о. Феодор, после сослужения однажды с ним Божественной Литургии, попросился к нему в духовные чада.

В 1927 году Гомельским Отд. ГПУ «за контреволюционную деятельность» о. Павел был арестован, под следствием находился 1 месяц, но был освобожден.

В июле 1928 г. вместе с несколькими священниками Гомельской епархии, в том числе с иеромонахом о. Герасимом (Каешко) и иереем о. Феодором Семёновым, о. Павел по благословению святого старца Нектария Оптинского подаёт одному из руководителей киевских иосифлян протоиерею Димитрию Иванову, направлявшемуся через Гомель в Петроград (Ленинград) к Еп. Димитрию Гдовскому, письменное заявление о присоединении к иосифлянам. Он становится руководителем гомельских иосифлян (М. Шкаровский. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. Спб. 1999).

В 1929 о. Павел за неприятие декларации митр. Сергия (Страгородского) и принадлежность к ИПЦ был арестован и выслан: сперва в г. Козлов (Тамбовской губернии, ныне Мичуринск), а затем в Раненбург (Рязанской губернии, ныне Чаплыгин Липецкой области). Туда к нему часто приезжали многие его духовные дети, они помогали и его семье, оставшейся без средств к существованию. Находясь в ссылке, о. Павел не оставлял церковного строительства, но всячески старался объединить оставшихся верными Истинному Православию священников в Тамбовской, Рязанской и Орловской губерниях. Вернулся из ссылки в Гомель в 1932 г.

В том же 1932 г. о. Павла вновь арестовывают в Орле по обвинению в организации Истинно-Православной Церкви в Болховском районе Центрально Чернозёмной области. По этому делу проходило ещё 50 священников, монахинь и мiрян. Постановлением Тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 3 мая 1933 г. о. Павел Левашов был выслан на 5 лет в Северный край (г. Мезень, Архангельской губернии), но через год освобожден, вернулся в Гомель в 1934 г. (М.В. Шкаровский. Иосифлянство). После ссылки в Мезень семья испугалась принять его и он жил у верных ему духовных чад в доме Елены Львовны Лящук.

По свидетельству воронежских катакомбников (воспоминания схиигумении Макарии Чеботаревой) протоиерей Павел Левашев состоял в духовно молитвенном и каноническом общении с воронежским прот. Иоанном Андриевским (+1961, в схиме Илларион) и архимандритом Александром (г. Мичуринск). Служил тайно, на дому.

Прожил он у Елены Лящук два года, и начались неприятности с коммунотделом. Оттуда пригрозили, что если он не уйдет от них, то его арестуют. После этого его приняли в близкую о. Антипе семью Ивана Петровича Попович.

Вновь о. Павел был арестован 3 сентября 1937 г. У него закончился срок действия паспорта и он пошел в милицию об этом заявить, но был сразу арестован.

Протокол допроса, подписанный сотрудником Гомгоротдела НКВД БССР Гройзблатом, на основании которого был вынесен смертный приговор, но который о. Павел не подписал, вкладывает в его уста пространные самообличительные речи на жаргоне НКВД и обвиняет его в руководстве особой небольшой к/р группы монархического толка, задачей которой была дискредитация и свержение советской власти. Кроме него в группу включили о. Антипу и о. Елисея Назаренко. Всего по обвинению в участии в «подпольной контрреволюционной фашистско-повстанческой организации церковников» в это время было привлечено 57 священнослужителей и мiрян.

Отец Павел Левашов был расстрелян уже в том же 1937 г. 1 ноября (ныне день памяти Св. Праведного Иоанна Кронштадского) в Гомеле на 9 километре Черниговского шоссе. Вместе с ним был арестован, и принял мученическую кончину его духовный сын и сподвижник о. Антипа Злотников.

По воспоминаниям Елены Львовны Лящук, духовной дочери о. Павла, он был среднего роста и здоровьем не отличался. Жил скромно, просто, не выдавался ни особыми подвигами, ни строгим постом, но во всём соблюдал меру и воздержание. Обладал даром умиления и слёз. Никому не навязывал аскетизма, так как знал, что это не каждому под силу. С духовными детьми был ласков, милостив, и к грехам их снисходителен. А к исполнению церковных правил – строг. Часто говорил: «Бог нам Отец, а Церковь – Мать». Там, где он служил, Богослужение велось по уставу, без сокращений. В Гомеле и его окрестностях очень долго тех, кто придерживался Истинной Православной Церкви, звали не иначе как «левашовцами».

Дополнительно по данному разделу:
Катакомбный исповедник иерей Григорий Сокрута (+1993 г.)
Святоотеческая мудрость отца Серафима (Роуза)
ПАТРИАРХ ТИХОН
О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925 гг.)
Тайна личности Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) и его значение для Православного Славянства
Жизненный путь Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого)
Канон Святителю Антонию Киевскому, Первоначальнику Русския Зарубежныя Церкве
Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского)
Краткое жизнеописание Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви
Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru