Двадцатая годовщина восстановления апостольской преемственности Катакомбной Церкви в СССР
27/10 мая 1982 г., вскоре после прославления Русской Православной Зарубежной Церковью Собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских, при содействии РПЦЗ и по благословению Святителя Митрополита Филарета (Вознесенского) была восстановлена апостольская преемственность в Истинно-Православной Катакомбной Церкви на Родине, вдовствовавшей фактически с 1960-х гг. (подробнее о положении ИПЦ в 60-е гг. см.: Годовщина рукоположения и пастырского служения Архиепископа Лазаря, Председателя Архиерейского Синода РИПЦ).
Восстановление апостольской преемственности в Русской Катакомбной Истинно-Православной Церкви было осуществлено при деятельном участии Западно-Европейской Епархии РПЦЗ. Территориально она ближе всего находилась к границам атеистического СССР, поэтому именно ее клирикам в середине 70-х гг. удалось наладить тайную связь с представителями Катакомбной Церкви на Родине. Так, после кончины епископа Леонтия (Филлиповича) Чилийского, осуществлявшего тайную связь с Катакомбной Церковью через Афонских монахов, эту миссию, после некоторого перерыва, Промыслом Божиим суждено было перенять Архиепископу Антонию (Бартошевичу) Женевскому и Западно-Европейскому. По его благословению в Россию тайно провозилась православная литература, а из России – православный самиздат, свидетельства о гонениях на веру, письма катакомбных верующих. К кон. 70-х – нач. 80-х гг. многие катакомбные христиане в СССР, страдающие от акефалии, начинают поминать Вл. Антония как своего правящего Архиерея, обращаться к нему за благословением, духовным советом. Связь с Архиеп. Антонием, как ранее с Архиеп. Леонтием, осуществлялась через катакомбного иеромонаха Лазаря (Журбенко). 11 января 1981 г. в Кресто-Воздвиженском соборе г. Женевы Архиепископ Антоний заочно совершил тайное возведение иеромонаха Лазаря в сан архимандрита. И в том же 1981 г., после торжественного прославления Святых Новомучеников и Исповедников Российских, для более тесных связей с гонимой Церковью на Родине, по благословению Святителя Филарета (Вознесенского, +1986), в обстановке строгой секретности в тайные епископы РПЦЗ был рукоположен клирик Западно-Европейской Епархии иеромонах Варнава (Прокофьев), для “внешних” долгое время остававшийся немонашествующим протоиереем Владимiром. Через своих родственников, работавших в посольстве Франции в Москве, он имел возможность безпрепятственно посещать СССР.
Под видом рядового туриста в нач. 1982 г. епископ Варнава посетил Советский Союз, где по благословению Свят. Филарета и Вл. Антония им 27/10 мая 1982 года на квартире катакомбной инокини Феодоры в Москве во епископа Катакомбной Церкви тайно был поставлен архимандрит Лазарь, с титулом Епископ Тамбовский и Моршанский. С этих пор между Русской Зарубежной и Катакомбной Церквями было восстановлено не только духовное, но и неразрывное евхаристическое единство.
Примечательно, что в 1982 году, вскоре после тайной хиротонии для Катакомбной Церкви Епископа Лазаря , в Монреале (Канада) начал мvроточить новонаписанный образ Иверской иконы Божией Матери, всемiрно известный как “Монреальский”, что, уповаем, является знаком покровительства и благословения Божией Матери свершившемуся событию.
С момента восстановления канонической иерархии в Катакомбной Церкви начинается ее постепенное возрождение и созидание. Тайный Епископ Лазарь самоотверженно, несмотря на большой риск для собственной жизни, неустанно объезжает катакомбные приходы ИПЦ, разбросанные по всему СССР, тайно служит по ночам, проповедует, исповедует, причащает, рукополагает новых катакомбных священников. Только за период с 1982 по 1990 гг. Епископ Лазарь тайно рукоположил для ИПЦ более 20 новых катакомбных клириков. Среди них протоиерей Александр Сухотский из Гомеля, иеромонах Нестор (Ложкин) на Кубани, иеромонах Вениамин (Русаленко) из Белоруссии, иерей Михаил Егоров из Башкирии и многие другие.
При поставлении для осиротевших общин новых катакомбных клириков Вл. Лазарю довелось столкнуться с серьезными трудностями, поскольку кандидатов, хорошо знавших богослужебный устав, было очень мало, а плодить «невежественное духовенство», как это практиковалось у “секачевцев”, Владыка не хотел. Поэтому кандидаты должны были проходить испытательный срок и обучение в Кресто-Воздвиженском катакомбном монастыре ИПЦ на Кубани при Еп. Лазаре, что не всем нравилось. А потому некоторые стремившиеся к священству кандидаты, не выдержав испытательного срока, отправлялись обратно ни с чем, что, правда, способствовало появлению новых недоброжелателей Владыки.
Небезпроблемным оказался и сам процесс объединения разбросанных по всей стране, зачастую разобщенных катакомбных общин ИПЦ. Верующие, неоднократно сталкиваясь в катакомбах с самозванцами или агентами КГБ, настолько привыкли к такому явлению, что появление нового катакомбного Епископа уже само по себе для них казалось подозрительным. Известны случаи, когда многочисленные катакомбные общины в Центрально-Черноземной части России, Сибири, Белоруссии, Украине и других регионах в результате разногласий делились на группы: тех, кто без каких-либо колебаний присоединялся к Архиерею, поставленному Церковью, которую они всегда считали своей и за Первоиерархов которой они молились, начиная с кон. 50-х гг., и тех, кто, не доверяя новым Епископам или священникам, оставался на так называемом “акефальном” положении, продолжая совершать Богослужения мiрским чином и используя давно запасенные Святые Дары, тем самым вырождаясь в своеобразное “безпоповское сектантство”.
Среди тех, кто принял Вл. Лазаря как канонического епископа ИПЦ, известны такие выдающиеся катакомбные подвижники, как матушка Маргарита (Чеботарева, в схиме Макария) - преемница по духовному управлению катакомбными общинами ИПЦ на Воронежчине от старцев-исповедников оо. Илариона (Андриевского) и Амвросия (Капинус); дочь белорусского катакомбного старца иером. Феодора (Рафановича) - Наталия Федоровна (в иночестве Параскева); одна из последних насельниц Дивеевской обители матушка Серафима (Куркайка), настоятельница женского катакомбного монастыря на Харьковщине, основанного о. Никитой Лехан - матушка Амвросия (Полчанинова), и многие другие. За довольно короткий срок под омофором Еп. Лазаря объединились старые катакомбные общины ИПЦ в Центрально-Черноземном районе России, Кубани, Сибири, Башкирии, Казахстане, Белоруссии, Северном Кавказе, Украине и других регионах.
Помимо этого, к Вл. Лазарю присоединились некоторые катакомбные священники старого поставления, а также священники от “галынцев”, “секачевцев” и некоторых других катакомбных групп, которых, после тщательного разбирательства, приходилось перерукополагать. Из числа “галынцев” к Еп. Лазарю присоединился духовный глава этой группы, которого покойный Архиеп. Антоний (Галынский-Михайловский, +1976) намеревался хиротонисать себе в преемники, – священник Михаил Нечитайленко с Донбасса, а также оо. Серафим и Димитрий.
Появившиеся в последнее время из некатакомбной среды обвинения, будто бы о. Лазарь привлекал их всех к себе обманом, не выдерживают критики, поскольку к нему переходили катакомбные верующие, хорошо и с положительной стороны знавшие его многие годы, многие из которых по сей день живы и являются тому живыми свидетелями.
Можно лишь с сожалением говорить о духовной нетрезвости и неосведомленности тех, кто ныне принимает сознательную клевету на катакомбного пастыря, прошедшего застенки сталинских концлагерей за принадлежность к ИПЦ и всего себя в условиях жесточайших гонений и репрессий всецело посвятившего служению Христу и Истинному Православию на Родине.
Чтобы не быть голословными, приведем несколько свидетельств очевидцев, катакомбных истинно-православных христиан о том, как Владыка Лазарь после тайной епископской хиротонии вынужден был скрываться от преследования властей и как власти выслеживали его, пытаясь снова арестовать, подвергая арестам и допросам его последователей, допытываясь о его местах сокрытия и тайного служения.
Так, уже в годы “перестройки”, в 1987 г., на Воронежчине был арестован раб Божий Георгий Степанович Чесноков. Когда ему было 14 лет, всю семью его арестовали и сослали в Сибирь, он там и вырос. В его роду расстреляли 28 человек. Окормлялся он у Вл. Лазаря, который нередко тайно служил у него на дому. И вот через полгода после пребывания у него Владыки Лазаря, в 1987 г., раба Божия Георгия по чьему-то навету (возможно, соседей) арестовали. Допытывались: «где тот, что был у тебя полгода назад». В КГБ узнали, что у него побывал катакомбный архипастырь, проводил тайное собрание, проповедовал, служил, а потом скрылся. Выследить его так и не смогли. Георгия Степановича около года держали в следственном изоляторе, пытали, издевались, перерезали вены, спускали кровь – пытались добиться показаний о местопребывании катакомбного архиерея, его имя, фамилию, с кем связан. Но Георгий Степанович так и не признался, не выдал. После очередных пыток и истязаний исповедник потерял сознание, думали что при смерти. Когда санитары выносили его из камеры, им сказали: «Заберите, собака сдох». Но чудом Божиим Георгий Степанович выжил, здравствует и поныне; пока был жив Вл. Лазарь, продолжал окормляться у него, сейчас окормляется у священника РИПЦ в Воронеже протоиерея Алексия Парло.
А вот другой случай, произошедший на Кубани с катакомбным иеромонахом Нестором, и ныне служащим в Черноморско-Кубанской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви. Опять же в 80-е гг. во время тайного ночного богослужения, совершаемого на дому Еп. Лазарем, по чьему-то навету неожиданно нагрянула милиция. Отец Нестор при входе во двор сумел на время отвлечь безбожников, благодаря чему Еп. Лазарю удалось покинуть помещение через окно и скрыться огородами. Не найдя тайного архиерея, милиция арестовала иером. Нестора и, жестоко избивая, пыталась добиться, кто у них архиерей и где он скрывается, однако батюшка так и не признался.
Те, кому довелось в годы советских гонений разделить с катакомбным епископом Лазарем всю горечь преследований и тайного служения, не со слов одних знают, как это было. Их свидетельства являются для нас авторитетным и достоверным источником.
Здесь следует несколько слов сказать и о бытующих слухах, что изначально, кроме Еп. Лазаря, Синод РПЦЗ хотел хиротонисать во епископы еще двух кандидатов - оо. Михаила Рождественского и Никиту Лехана, но это будто бы не произошло из-за мнимых препятствий, якобы по вине о. Лазаря. На самом же деле их кандидатуры для хиротоний во епископов предложил сам о. Лазарь и более того, приложил немалые усилия, чтобы эти хиротонии состоялись. Однако окружение и о. Михаила, и о. Никиты побоялось установления бытовых контактов с приехавшими из заграницы, опасаясь, что таким образом КГБ может выследить и раскрыть их тайные общины. Об этом свидетельствуют инокиня Амвросия (Полчанинова) и инокиня Елисея (Шевченко), катакомбницы, прихожане Харьковской общины РИПЦ. Епископу Варнаве тогда пришлось ограничиться одной хиротонией, поскольку виза на право пребывания в СССР была краткосрочной, и у него не было возможности дожидаться, когда представится удачный случай и предложенные о. Лазарем кандидаты все же согласятся.
По свидетельству самих последователей обоих катакомбных батюшек, ни о. Михаил, ни о. Никита со своей стороны не собирались принимать не только Епископство, но даже монашество, да и по большой своей физической немощи уже не могли бы понести тяжелейший епископский Крест. К сожалению, из-за этого страха катакомбных прихожан и близкого окружения отец Михаил так и не смог возобновить общение с новопоставленным Еп. Лазарем, утверждения же А. Смирнова-Сиверса, что батюшка будто бы «категорически запрещал иметь что-либо» с Владыкой Лазарем, являются клеветой. Более того, о. Михаил хорошо, с положительной стороны лично знал Вл. Лазаря еще иноком Феодосием, поддерживая через него переписку с Леонтием Чилийским, и желал присоединиться к Вл. Лазарю. Об этом свидетельствовала большая подвижница, старая катакомбница и очень близкое чадо о. Михаила дева Иулиания из пос. Столбун Гомельского р-на, с которой батюшка постоянно объезжал своих белорусских и брянских чад. Препятствием же было сопротивление ныне преставившейся его келейницы Александры Федоровны Пантюшиной, опасавшейся, как уже отмечалось, что за приезжавшими в Россию представителями РПЦЗ (совершившими в 1982 г. и тайную хиротонию Вл. Лазаря), могли установить слежку и раскрыть их тайную общину. Поэтому о. Михаил, желая мира в петроградской общине и сохраняя сложившийся за многие годы уклад, остался на прежнем положении, поминая на проскомидии иерархов РПЦЗ. После смерти о. Михаила в 1988 г., крушения СССР и наступления некоторой свободы, когда угрозы арестов не стало, Александра Федоровна сама же первой и присоединилась к Вл. Лазарю, поддерживая с ним теплые отношения.
Аналогичная ситуация сложилась и в Харькове в общине о. Никиты Лехан, о чем засвидетельствовала ближайшая сподвижница батюшки, настоятельница женского катакомбного монастыря на Харьковщине матушка Амвросия (Полчанинова). С падением богоборческого режима харьковская катакомбная паства также приняла своим правящим архиереем Архиеп. Лазаря.
Краткая биографическая справка:
Высокопреосвященнейший Лазарь (в мiру Феодор Иосифович Журбенко), Архиепископ Одесский и Тамбовский, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви. Один из старейших иерархов Русской Церкви. Родился в 1931 г. Во время искусственно спровоцированного советской властью голодомора 30-х гг. осиротел: мать умерла от голода, дедушка и бабушка были сосланы в Сибирь, где и погибли.
Духовное воспитание проходил у старцев Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) на Кубани: о. Константина Высоцкого, иером. Самуила и иеросхим. Феодосия (Кашина), не принявших советской власти и из-за гонений перешедших на нелегальный (катакомбный) способ служения. Исполнял при иеросхим. Феодосии (Кашине) послушание связного, возил к нему группы катакомбных паломников.
4/17 сентября 1947 г., в шестнадцать с половиной лет, тайно пострижен в иноки с именем Феодосий св. старцем Феодосием (Кашиным) Кавказским, духовным чадом которого он был.
8/21 марта 1950 г., в девятнадцать лет, арестован за принадлежность к ИПЦ и осужден 13 января 1951 г. по ст. 58-10 ч. 2 и ст. 58-11 Уголовного Кодекса РСФСР на 10 лет сталинских концлагерей. Отбывал срок в Карагандинском концлагере, где исполнял тяжелые каторжные работы на медных рудниках, каменных карьерах, лесоповалах и т.п. В лагере неоднократно помещался в карцер, подвергался истязаниям и унижениям за веру. Тайно окормлялся у катакомбного исповедника, «мечевца» (т.е. последователя о. Сергия Мечева), о. Владимiра Криволуцкого, также отбывавшего срок в Карагандинском концлагере. Общался с единомышленниками на специально разработанном в лагере языке жестов.
В 1955 г., после смерти Сталина и объявления амнистии, изможденный и обезсиленный каторжными работами, голодом и болезнями Ф.И. Журбенко был освобожден по состоянию здоровья.
После лагеря, поскольку жить было негде, по благословению катакомбных монахов некоторое время жил и обучался при Глинской пустыни, где подвизалось немало бывших катакомбных схимников. Духовное ядро обители до самого ее закрытия составляли подвижники, жившие в Глинской пустыни еще до 1922 г., а с кон. 20-х гг. принадлежавшие к Катакомбной Церкви. В 1958 г. таковых было около одной пятой от общего числа насельников. Среди наиболее известных катакомбных подвижников, не принявших в 1927 г. сергиевой Декларации и возродивших в нач. 40-х гг. Глинскую пустынь, были Архим. Нектарий (Нуждин, +1943), схиигум. Антоний (Ветер, +1946), иеросхим. Никодим (Калиуш, +1953), иеросхим. Серафим (Амелин, +1958) и многие другие. Восприняв от Глинских старцев ХIХ - начала ХХ веков древние иноческие традиции обители, они передавали их следующим поколениям. Во втор. пол. 50-х гг. среди насельников пустыни числились также духовный сын оптинского старца Анатолия иеросхимонах Паисий (Гришкин), схимонах Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря Симон (Хондошко), афонский схимонах Варсонофий (Середа). Настоятелем обители тогда был схиархим. Андроник (Лукаш, +1974), принявший Ф.Журбенко в монастырь, сочувствовавший ИПЦ и защищавший его от нападок со стороны некоторых монахов из-за того, что тот не принимал таинств МП.
Трудясь при Глинской пустыни, поддерживал отношения с еп. Афанасием (Сахаровым), архиеп. Гермогеном (Голубевым), архиеп. Виктором (Святиным, бывш. Пекинским, РПЦЗ), еп. Зиновием (Мажугой, в схиме - Серафим), схиархим. Кукшой (Величко) и др.
После разгрома обители властями возвратился на Кубань, где окормлялся у катакомбных старцев-исповедников о. Тимофея (Несговорова) и о. Герасима (Замесина). Скрывался от властей, странствовал, занимался пчеловодством на пасеках.
В нач. 60-х гг. через афонского архимандрита Евгения (Жукова), который был сотаинником св. старца Феодосия (Кашина), Вл. Лазарь установил тайную переписку с епископом РПЦЗ Леонтием (Филлиповичем) Чилийским, бывш. катакомбным священником, поставленным в годы войны во епископа Житомiрского. После установления переписки в овдовевшей Катакомбной Церкви на Родине, оставшейся после смерти схиеп. Петра (Ладыгина) без канонических архиереев, истинно-православные духовенство и верующие стали считать еп. Леонтия своим кир-иерархом, тайная связь с которым осуществлялась через инока Феодосия (Журбенко).
Таким образом, в 60-е гг., благодаря стараниям ин. Феодосия, между овдовевшей Катакомбной ИПЦ на Родине и РПЦЗ было установлено тайное духовное общение, а в ИПЦ - поминовение Первоиерархов РПЦЗ. Будучи сам принят под омофор Свят. Леонтия, инок Феодосий переслал ему также Прошения об урегулировании канонического положения и приеме под его святительский омофор иером. Илариона (Андриевского), о. Амвросия (Капинус, в схиме Онувий) и о. Игнатия (Склярова) из Воронежа, о. Михаила Рождественского из Петрограда, о. Никиты Лехан из Харькова, о. Виссариона (Маркова, в схиме Серафим) из Тамбова и ряда других катакомбных батюшек.
В 1971 г., по письменному благословению и направлению еп. Леонтия, для служения в Катакомбной Церкви инок Феодосий (Журбенко) тайно рукоположен во священники Архиепископом Вениамином (Новицким), отбывшим 12-летнее заключение в сталинских концлагерях на Колыме и рукоположившим ранее (во время войны) и еп. Леонтия. В 1975 г. духовным сыном св. старца Амвросия Оптинского - схиархимандритом Амвросием (Ивановым) тайно пострижен в монашество с именем Лазарь. На новое имя ранее также письменно указал еп. Леонтий. Пытался эмигрировать из СССР и выехать по оформленному архим. Евгением (Жуковым) вызову на Афон, но власти отказали.
В сер. 70-х гг. иером. Лазарь основал ряд тайных катакомбных монастырей на Кубани. Постриг в схиму с именем Серафим известного катакомбного старца-исповедника о. Виссариона (Маркова) из Тамбова, который передал и завещал окормление своей катакомбной паствы о. Лазарю. Перед смертью завещал своей пастве окормляться у о. Лазаря также выдающийся катакомбный старец-исповедник о. Тимофей (Несговоров). Таким образом, к концу 70-х гг. под окормление о. Лазаря перешли многочисленные овдовевшие катакомбные общины от Сибири и Казахстана до Кубани и Украины. Все они не признавали новоявленных лжекатакомбных самосвятских групп “поздеевцев”, “секачевцев”, “алфеевцев” и др., и ориентировались на духовное единение с РПЦЗ.
В 1981 г., 11 января, в Женеве Архиепископ РПЦЗ Антоний (Бартошевич) Западно-Европейский заочно возводит иером. Лазаря в сан архимандрита. А в 1982 г., 27/10 мая, по благословению Первоиерарха РПЦЗ Митр. Филарета (Вознесенского) архим. Лазарь тайно возведен во епископа Катакомбной Церкви нелегально прибывшим в СССР епископом РПЦЗ Варнавой, также тайно рукоположенным во епископа для хиротонии о. Лазаря (кандидатуру еп. Лазаря лично утверждал Свят. Филарет /Вознесенский/). Постоянно скрывался от властей и переезжал с одного места на другое, тайно служил по домам и рукополагал для овдовевших общин ИПЦ новых священников.
В кон. 80-х – нач. 90-х гг., после объявления “перестройки” и наступления относительной свободы, стал принимать под омофор РИПЦ-РПЦЗ прихожан и священников МП, положив начало открытию легальных приходов РИПЦ-РПЦЗ на Родине. С 1990 г. катакомбный епископ Лазарь - член Архиерейского Собора РПЦЗ, возведен в сан архиепископа.
В 1994 г. Архиерейским Собором РПЦЗ назначен Председателем Архиерейского Совещания РИПЦ на Родине.
В 2002 г. Первоиерарх РПЦЗ Митр. Виталий (Устинов) своим Распоряжением на имя Архиеп. Лазаря благословил создать Архиерейский Синод РИПЦ на Родине, который пребывал бы в духовном общении с РПЦЗ. Архиеп. Лазарь является хранителем Чудотворного образа Иверской иконы Божией Матери Благоухающего, написанноиго и переданного Владыке св. мучеником Иосифом Муньоз.
октябрь 2002 г.
Дополнительно по данному разделу: Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви О Катакомбной Церкви Заметки о Катакомбной Церкви в СССР Катакомбные богослужения в Соловецком лагере Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М. Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви Потаенная Россия Церковное сопротивление в СССР Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)
|