Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Огласительные беседы, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена



Посвящается блаженной памяти Митр. Антония (Храповицкого)

Глава 14. О последних временах.

В. Говоря об основании Церкви и ее свойствах, мы должны теперь как-то оценить дальнейшие судьбы ее и всего мира. Символ веры свидетельствует нашу надежду на второе пришествие Господа Иисуса Христа и на жизнь будущего века. Что мы можем определенного сказать о судьбах Церкви до этого времени?

О. Чтобы вести речь об этом лучше всего сразу определиться, каков смысл бытия мира после пришествия Христова? Почему Суд не последовал вскоре после Вознесения Господня, как того ждали все первые христиане?

В. Может быть, нужно было, чтобы уверовало побольше людей?

О. Именно так. Господь послал Своих учеников на проповедь, повелев им распространить Евангелие до пределов земли. Он совершенно определенно указал им, что кончина мира и последний Суд не могут произойти ранее того, как благая весть о Его страдании и воскресении, действительно, охватит все человечество. Это и показывает, что настоящее время между первым и вторым пришествием Христовым дается затем, чтобы собрать в Церковь предведенное от Господа число людей. Если смысл отдельной человеческой жизни состоит в благодатном соединении с Богом, то смысл бытия мира состоит в росте и совершении Тела Христова – Церкви во всех веках и народах. Соответственно, причиною прекращения бытия сего мира надобно признать некую духовную невозможность дальнейшего роста Церкви и спасения людей в ее недрах. Когда по каким-либо причинам наступит такое время, тогда пропадет весь смысл дальнейшей земной истории и появится необходимость Творцу времен остановить когда-то заведенные Им великие часы.

В. Это логично. Но можно ли представить себе, что такой момент реально когда- то наступит? И что может послужить ему причиною?

О. Именно такое состояние и предсказано к концу времен Самим Христом, Его Апостолами и Святыми Отцами Церкви. Все согласно свидетельствуют, что по ходу дальнейшего развития земной истории людям становится все труднее спасаться во Христе. Причиною тому следует признать то, что человечество на земле не изъято из-под общего энтропийного закона. Закон сей состоит в том, что сотворенный и поврежденный грехом мир тлеет, в нем накапливается расстройство и хаос. Касается это и живой и неживой природы, но в особой степени – нравственной и физической природы человека. Христос свидетельствует, что ученик не выше учителя своего. От грешных родителей рождаются грешные дети, которые еще больше набираются греха, так что общий греховный потенциал человечества, если так можно выразиться, нарастает. В эту закономерность пришествие Христово вносит ощутимое нарушение, можно сказать, совершенно обратную закономерность. Но со временем, по каким- то неисповедимым судьбам Божиим, и этому светлому импульсу, внесенному Спасителем в нравственную природу человечества, суждено сойти постепенно на нет. Ведь и во времена первого пришествия Христова последовало за Ним далеко не большинство из иудеев и из язычников. Большинство не выходило за пределы естественных для падшего человека закономерностей, а эти закономерности имеют одностороннее развитие ко злу и к погибели. История допотопного человечества – прекрасная тому иллюстрация.

Видите ли, христианская религия уникальна в том отношении, что требует предельного напряжения от человеческой личности. Нужно осознать свою личную вину перед Богом и, встав лицом к Лицу перед своим Искупителем, вступить с Ним в новый, глубоко личный завет верности, который потом требуется сохранить путем постоянного проявления личного произволения зачастую в противовес всякому стадному чувству. Существует реальная связь между людьми по естеству, существует крепчайшая оной благодатная связь во Христе между членами Его Тела – Церкви, но все-таки личное отношение человека с Богом остается решающим. Любовь может быть только глубоко личным чувством, мыслью и действием; чем выше любовь, тем она личностнее. И судим будет каждый из нас лично, отдельно от других, хотя и одновременно с другими.

Ну, а поскольку невозможно стать христианами "за компанию", соответственно, христиане обречены быть меньшинством, так скажем, в общем и целом на протяжении всей истории христианства (хотя исключений из этой общей закономерности может быть много). Это и приводит к тому, что на каком-то этапе общую мировую динамику определяет уже не христианство, а альтернативные ему силы.

В. В чем конкретно, по учению Писания и Отцов, выразится оскудение христианства к концу истории?

О. Полный ответ на этот вопрос по сути дела и охватил бы все, что нам открыто о последних временах, с учетом того, что открыто нам на самом деле не так уж много. Выделим несколько важных моментов, а потом рассмотрим их по отдельности.

А) Общее развращение в роде человеческом.

Б) Особое духовно-нравственное падение собственно внутри Церкви, что купно с первым положением именуется у Апостола отступлением от веры (2 Фес. 2, 3).

В) Чрезвычайное усиление непосредственной диавольской активности.

Г) Наличие, а затем взятие (или исчезновение) некоторого ощутимого фактора, удерживающего эту активность.

Д) Вследствие сих двух причин – жестокое гонение на истинное христианство.

Е) Увенчание всего вкупе воцарением особого избранника сатаны – антихриста.

В. В чем выразится общее развращение человечества?

О. В чрезвычайном усилении всех видов греха. Человека последних времен Апостол описывает такими словами: люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 2-4). В этой характеристике собраны, похоже, все виды порока. Также и св. Отцы многократно предсказывали усиление развращения в людях к концу времен до какой-то предельной крайности.

В. Будет ли какая-то общая объективная причина для этого развращения?

О. Такою причиною, согласно многим толкователям Писания, явится житейский материализм, погоня всецело только за земными благами, забвение вечности. Всему этому предпосылкою служит материальный прогресс и развитие цивилизации. Именно такая погоня за материальной стороной жизни сгубила в свое время допотопное человечество, а также содомлян.

В. Что имеет случиться собственно внутри Церкви?

О. Помимо частных ересей и расколов среди верующих крайне иссякнет ревность о благочестии и вообще всякое священное одушевление. Мирской меркантильный дух проникнет в Церковь весьма глубоко, оттого и сами религиозные интересы станут чрезвычайно земными. Все это приведет к созданию особой религиозной общности: по виду истинной, а по сути ложной церкви, подобной той, в которую выродилась ветхозаветная церковь ко временам Христовым. Внешне все благолепно и правильно, а внутри – ложь и пустота.

В. Из каких слов Священного Писания можно уразуметь, что так будет?

О. Из описания вавилонской блудницы, приведенного в 17 главе Откровения св. Иоанна Богослова. Неслучайно Тайнозритель весьма дивился на эту жену. Во всех остальных текстах как Апокалипсиса, так и более древних образных пророчеств, под женой понимается Церковь. Вавилонская блудница явно противопоставляется царям земным, с которыми она любодействует. Растолкование этому символу дается в самом тексте не менее символическое: это город, царствующий над земными царями. Таким образом, это не конкретное лицо и ни какое-то собственно политическое учреждение, это нечто любодействующее с сильными грешного мира. Многие толкователи видят здесь образ господствующей всемирной церкви, по- видимому, экуменического объединения христианских исповеданий с нехристианскими религиями. На эту же мысль наталкивает и само название: вавилон, что значит: смешение. По- видимому, ко временам антихриста такая церковь будет создана и займет господствующее положение.

Вероятно, не без ее участия, (хотя, конечно, и сами собою тоже) восстанут разные лже-христы и лже-пророки, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Это усиление сатанинской духовности также представляется одним из признаков приближения конца. Религиозный интерес людей сильно сдвинется в сторону язычества, оккультизма, прямого поклонения сатане, вообще таких духовных методик, которые обеспечивают человеку земной успех и преобладание. Сатанинская духовность успешно соединяется с житейским материализмом, прагматизмом и практическим безбожием – это уже теперь хорошо известное явление.

В. Что же мы можем знать о самом антихристе?

О. Прежде всего, это человек, конкретное историческое лицо. Так понимают его буквально все православные толкователи Писания. Под антихристом не должно разуметь ни какой-то коллектив, ни какой-то сан или должность, ни отвлеченный, собирательный образ злодея. Это будет именно определенный человек. Он не будет и каким-то земным воплощением сатаны, но примет всю силу диавола, насколько способна вместить ее человеческая природа. Святые Отцы также сходятся в том, что он явится именно как иудейский Мессия в противовес Иисусу Христу, стараясь по возможности сделать так, чтобы на нем исполнились пророчества, бесспорно относимые к Мессии, как в иудейской, так и в христианской традиции. Например, рождение от девы. Антихрист тоже будет почитаться родившимся от девы, но на самом деле от мнимой. (Современная биомедицина, кстати, уже способна или в скором времени достигнет возможности зачать такое существо искусственно). Может он происходить и от рода Давидова, и родиться в Вифлееме, хотя большинство толкователей сходятся в том, что он будет происходить из колена Данова. Как бы то ни было, он и сам себя исповедует, и синагогой будет принят именно в качестве Мессии, а не в каком-то другом, во исполнение слов Христовых: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5, 43). Опираться поэтому он будет прежде всего на еврейство, которое в свою очередь подготовит для него все условия деятельности, прежде всего достаточно глубоко внедренное политическое единство мира. Довершит эту мировую глобализацию, впрочем, он сам, так что сначала обманом, кротостью и лаской, а потом коварством и насилием восхитит власть практически над всем человечеством. В помощь себе он привлечет колдунов, из которых Писание особо выделяет одного лжепророка, творящего изумительные чудеса с целью привлечь людей к лжемессии (Откр. 13, 11-13). Впрочем, антихрист и сам сотворит величайшие ложные чудеса.

Когда он достигнет полной власти над миром, то откроет широкое гонение на всех не признающих его владычества и прежде всего на христиан. Средством принуждения к поклонению этому человекобогу станет особая его печать, возлагаемая на лоб и правую руку, после принятия которой человек, как предсказано, уже не сможет покаяться и навеки погибнет (Откр. 14, 9-12). Осмысляя это пророчество, современные христиане не без оснований усматривают в этой печати, помимо знака благоволения к антихристу, еще и средство психического контроля над человеком с помощью уже существующих на сегодня компьютерных средств. Психически полностью управляемый человек, действительно, к вере во Христа и покаянию неспособен. Эта сатанинская печать будет служить также знаком гражданских прав в царстве антихриста. Не имеющие ее никаких прав иметь не будут и обрекутся на уничтожение (Откр. 13, 16-17).

Ко времени антихриста относится появление двух особых Божиих пророков, которые будут обличать лжемессию. Под ними обычно понимают двух праведников Ветхого Завета, не вкусивших смерти на земле и взятых на небо: это Енох и Илия. Они дадут последнее харизматическое свидетельство всему человечеству о дьявольском характере новоявленного избавителя человечества, и за это он, сразившись с ними, погубит их; после чего они воскреснут и вознесутся вновь на небо (Откр. 11, 3-12). Вероятно, под влиянием их проповеди, или возможно, по каким-то иным причинам, имеет произойти весьма удивительное событие: массовое обращение иудеев к Иисусу Христу, в котором признают истинного Мессию, разочаровавшись в ложном. Человеческой логики, признаемся честно, не хватает, чтобы понять и объяснить такое предсказание, тем не менее, оно выражено в Писании весьма четко, и св. Отцы никоим образом не подвергали его сомнению (Откр. 7, 4-8).

Царствование антихриста в разных пророческих книгах и самыми разными способами счисления (42 месяца, 1260 дней и др.) предсказывается в течение 3,5 лет. По- видимому, эту цифру следует принимать буквально. Восходя к своему мировому владычеству, человекобог пообещает людям величайшее земное благоденствие, и самые его чудеса внушат уверенность в справедливости этих обещаний. Воцарившись же, антихрист станет выдавать себя за бога и потребует себе божеских почестей (2 Фес. 2, 4). Самые страшные и прежде невиданные бедствия обрушатся на мир. Очевидно, это будут величайшие природные и техногенные катастрофы. По символическому изображению Апокалипсиса ныне нам трудно представить, как они будут выглядеть на самом деле, во всяком случае очевидно, что человечество ничего подобного в своей истории еще не видало.

Весь этот кошмар антихристова царства закончится пришествием на суд Господа Иисуса Христа, который уничтожит и самого антихриста, предав его вечной муке, и саму землю в кратчайшее время обновит неким очистительным огнем. Земля и вся дела на ней сгорят, явится же новое небо и новая земля (см. напр. 2 Пет. 3, 11-13). Произойдет вообще полное преобразование всего мироздания, которое получит бытие по новым, неведомым нашей науке законам. Тогда произойдет воскресение мертвых и откроется последний страшный суд над всеми людьми. Но, впрочем общее воскресение – тема особого длинного разговора.

В. Осталось уяснить только ваши слова о каком-то факторе, удерживающем появление антихриста.

О. Непосредственно на эту тему Апостол Павел пишет следующее: молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Фес. 2, 1-8).

Для правильного понимания этих слов, святые Отцы задавались совершенно уместным вопросом: по какой причине Апостол намеренно не называет удерживающего по имени, а ссылается при этом на свои прежние устные беседы с солунянами? Очевидно, тому существует веская причина. С другой стороны, ссылка на удерживающего дается для того, чтобы дать читателям заметный ориентир. Ведь цель речи Апостола: предотвратить, так сказать, фальстарт у своих духовных чад, чтобы они не предполагали пришествие Христово слишком близким. Значит, удерживающий - есть нечто заметное чувственными очами, некоторый ранее названный апостолом устно объективный фактор, который всем заметен и исключает разнообразие переносносных толкований. И наконец, в греческом подлиннике слово удерживающий стоит в мужском роде и с определительным членом (артиклем), так что по смыслу речи здесь разумеется действующее лицо, некий субъект. Сопоставьте эти три обстоятельства и постарайтесь сами угадать, о ком может идти речь?

В. Теряюсь в догадках.

О. Учтите еще и то, что удерживающий должен обладать реальной силой в видимом мире. Удерживающий – слово с тем же корнем, что и Вседержитель. То и другое предполагает наличие великой силы. Если мы все это сопоставим, и будем исходить из того, что апостол действительно желал преподать читателям некое важное наставление, а не празднословить с ними, то кроме царя и царской власти под удерживающим понимать ничего невозможно.

В. Но, может быть, это какой-то небесный фактор, благодать Божия или Его Промысел.

О. В таком понимании речь Апостола теряет смысл. Понятно, что все судьбы мира в руках Божиих, равно как и то, что Промысел Божий для нас познается лишь задним числом. Этот фактор никак не может служить указателем для распознавания реальных исторических времен и сроков. Напоминание о нем было бы совершенно излишним и праздным. Никто не знает, сколько времени и до какого срока невидимая сила Божия будет удерживать мир от антихриста. Веруя в невидимого удерживающего, солуняне отнюдь не перестали бы смущаться, что уже наступает день Христов; они отвечали бы Апостолу, что, мол, конечно, удерживающий был, но теперь он взят. И, конечно, Апостол не стал бы "темнить" свою речь иносказаниями, если бы имел в виду Божию благодать.

Если же он имел в виду царскую власть вообще и лично римского императора, то назвать его в послании прямо значило бы подвергнуться одновременно двум опасностям. Во- первых, пророчество о взятии удерживающего могло быть истолковано как предсказание гибели империи и давало повод к обвинению чисто политическому. Во-вторых, для иудействующих христиан, которые тогда составляли значительную часть ранней церкви, объявить римского кесаря удерживающим мир от антихриста значило нанести непереносимо тяжкий удар по национальной гордости. И без того уже от христиан – сторонников Моисеева закона и обрезания Апостол претерпел неимоверные скорби. Поэтому приточный характер речи Апостола вполне объясним. Далее, именно царь является сильным действующим субъектом, способствующим поддержанию законности. Антихриста же здесь именует Апостол беззаконником, то есть принципиальным ниспровергателем тех общечеловеческих устоев жизни, которые охраняет в любом государстве закон.

Закон является последней уздою, сдерживающей человеческий грех. Он не способен нравственно, тем более благодатно, возродить человека, но он позволяет человеку не утратить человеческого облика. Потому в самых разных правовых кодексах у самых разных племен и государств столь много сходного. Антихрист же установит принципиально беззаконный, антизаконный порядок, при котором зло не станет уже маскироваться под личиною добра или приличия, а будет объявлено прямо добром и обязательным к исполнению делом.

В. Почему бы тогда не посчитать антихристом какого-нибудь Нерона, во времена которого писано это послание? Ведь мировое владычество Рима объективно весьма способствовало бы появлению единого миродержца-беззаконника. Если вы говорите, что главная подготовка антихриста сводится к глобализации мира, то тогда-то условия к этому были замечательно удобными.

О. В том-то и дело, что при всем чудовищном характере Нерона, он был прекрасным актером, он всегда носил личину добра – вынужден был носить ее. Римское общество никак не могло принять в качестве закона принципиальное беззаконие – и именно вследствие своей глубокой приверженности закону и политическому порядку, лучшим выражением коего является монархическая власть.

Главная же причина, по которой антихрист не мог бы возглавить Римскую империю, заключается в том, что он должен быть именно иудейским лже-мессией и воцариться должен на гребне политического возвышения еврейства, точнее – увенчать полной победой всемирную еврейскую революцию. Именно эта революция и понимается у Апостола под словами: тайна беззвакония. Что эта тайна делалась уже в его времена, ни для кого не было секретом. Иудейские лжемессии, поочередно сменяя друг друга, неустанно ковали крамолу против Рима, что и закончилось уже вскоре после кончины Апостола знаменитой Иудейской войною, разрушением Иерусалима (70 г). Еще более сильный рецедив еврейского революционного движения знаменовало восстание Вар-Кохбы (130-131 гг), после чего по сути дела вся новозаветная история прошла в борьбе международных еврейских революционных сил (теперь ставших еще более тайными и постепенно набиравшими силу) против христианских монархий, сменивших единую империю Рима. В начале ХХ века пал последний христианский царь, и еврейская революция победила во всем бывшем христианском мире. Теперь мы можем со всем основанием сказать, что удерживающий, в апостольском понимании этого понятия, взят от среды.

В. Такое понимание удерживающего, как нееврейского царя есть ваше собственное мнение?

О. Это мнение множества святых Отцов, бравшихся за толкование апостольских посланий. Существуют лишь незначительные вариации этого толкования. До падения Римской империи Отцы понимали под удерживающим конкретно Римского кесаря, причем даже еще до принятия кесарями христианства, ибо и тогда верили христиане, что антихрист будет иудейским лжемессией, плодом всего еврейского мессианизма, а удерживающим для сего последнего являлась власть кесаря, даже языческого. Затем под удерживающим разумно было понимать собственно христианского царя. Кстати, и сами цари так и понимали сакральный смысл своей власти, по крайней мере, лучшие из царствовавших христианских монархов. С падением Византии – полномочной наследницы империи древних ромеев, под удерживающим понимали власть христианского царя вообще, одного или даже многих. История средних веков, в ее обобщенном осмыслении, есть по сути дела история борьбы тайны беззакония – подпольных иудействующих сект и движений - против власти христианских монархов. Классики марксизма совершенно справедливо видели смысл истории в развитии мировой еврейской революции против христианского мироустройства и писали об этом достаточно откровенно. В частности, Энгельс утверждал, что пока существует Русская Монархия, революция в Европе невозможна. Так что на какой бы стороне этой баррикады ни стоять, место самой баррикады установлено обеими противоборствующими сторонами вполне согласно. Христос противостоит антихристу, а в видимом мире, это выражалось в удержании христианскими царями еврейской революции. По крайней мере, в ХХ веке уже не осталось ни одной христианской монархии, ни одного политически значимого христианского правительства.

В. Почему же антихрист вот уже без малого сто лет никак не придет? Что его удерживает?

О. Сто лет на фоне двух тысяч лет истории христианства не так уж и много. Ныне антихриста удерживают его собственные технические недоработки. Важным удерживающим фактором, но так скажем, без того определенного артикля к этому слову, который употреблен Апостолом, является просто мировая раздробленность и недостаточная глобализация мира. Но и темпы этой глобализации, обратите внимание, весьма велики. Ныне, подчеркнем, нет сознательного удерживающего субъекта права и силы. Конечно, все это вместе находится в путях Промысла Божия, и мы пока не разумеем ни исторических сроков пришествия беззаконника, ни смысла нынешней отсрочки до него. Потом все это станет нам прозрачно.

В. По-видимому, из такого понимания удерживающего вытекает и отношение христиан к политической власти?

О. Совершенно верно. Политическая власть оценивается православными прежде всего по признаку поддержания законности, непротиворечащей заповедям Божиим, и по признаку происхождения самой власти: преемственно ли она передается или служит результатом революционной борьбы. И здесь существует широкий спектр, как самих видов политической власти, так и церковного отношения к ней. Идеалом Церкви является наследная власть православного царя. Царь при таком порядке, естественно, понимает свою роль удерживающего и исполняет ее сознательно. Кроме того, очень важно, что власть эта передается по наследству, а не разыгрывается в нечестной игре политиков, где всегда побеждает наиболее вероломный и хищный претендент. Царь должен рождаться со властью и воспитываться в чувстве ответственности за нее. Политики у власти – гарантия безответственной политики, а следовательно, и нарушения законности (или такой "законности", которая ничего общего не имеет с законом Божиим).

В общем церковном предании постепенно выделился особый чин Православного царя. Принятие им царской власти сопровождалось особым уникальным таинством – миропомазанием на Царство. Царское служение приобрело характер служения священного.

Хуже, но еще вполне терпимы для Церкви властители нехристианские, которые также стремятся к поддержанию закона и пресечению тайны беззакония – революции. Еще хуже власти революционного происхождения, но отошедшие постепенно от революционных идей. Наконец, последняя стадия – открыто антихристианские, богоборческие власти. Отношение к каждому из видов этой власти может быть различным: от прямой поддержки православного царя, через аполитичность к нехристианским правителям и до гражданского неповиновения и даже вооруженной борьбы с богоборческими революционными правителями. Это вопрос слишком обширный и исторического материала представлено здесь очень много, так что подробно останавливаться на этом мы не станем.

В. Как же у Апостола сказано, что всякая власть от Бога?

О. Христианину должно знать, что все, что он встречает в этом мире, любое явление жизни, кроме его собственных сознательных поступков, должны восприниматься им, как попущенные от Бога явления. Власть антихриста тоже будет от Бога – лишь в этом смысле. Ведь Бог заранее знает, что эта власть придет, Он попускает условия для ее воцарения, Он заранее предупреждает людей об антихристе – и все это нисколько не означает, что Бог благоволит этой власти, или что христианин должен принять ее, как Божий дар. По духовному своему происхождению, по своей идее – эта власть не от Бога. Вдобавок, не забывайте, что когда Апостол писал это Послание, еще не было гонений от государственной власти на христианскую веру, а были лишь гонения от иудеев, их провокации и подстрекательство местных язычников и даже местных властей против христиан. При этом к власти кесаря, как к оплоту законности, в это же время прибегал и сам Апостол Павел неоднократно, почему и говорит, что существующие власти от Бога установлены. Установлены от Бога именно в смысле поддержания порядка и пресечения революционного беззакония.

В. Итак, чем же должно завершиться царство антихриста?

О. Не чем иным, как пришествием Христовым, огненной кончиной мира, воскресением всех мертвых на суд и установлением совершенно новых законов всего миробытия. После этого, времени больше не будет, наступит вечность, для одних блаженная, для других мучительная.

В. А как же надо понимать тысячелетнее царство Христово на земле? (Откр. 20, 3)

О. Эта тысяча лет – цифра символическая, знаменующая длительный промежуток времени. По-видимому, она относится ко временам христианских царей, торжества Христовой веры и в видимом мире. Тогда сбылись и пророчества о том, что Иерусалим будет духовной столицей мира, что в него придут с поклонением истинному Богу представители самых разных народов и откроется его вполне земная слава (см. Ис. гл. 60). Когда Царь Константин восстановил Иерусалим и его христианские святыни, так в сущности и было некоторое время, пока Святая Земля не оказалась под властью магометан.

Вообще, время благодатного царства Христова на земле вполне заслуживает своего наименования: столько святых породило оно, столь высокие примеры духовной и нравственной жизни показало, столь глубокие богословские истины раскрыло человеку. За это время создана была высшая в истории земных цивилизаций христианская культура. Христианские нравственные ценности во многом приобрели общечеловеческий характер, так что, даже отказавшись от Христа, современный мир не сразу с ними расстается. Разве всего этого мало?

И большая часть этого периода пришлась на эпоху христианской государственности, т.е. монархий. Христианское царство воплощало евангельскую идею в своей жизни настолько, насколько это вообще возможно на грешной земле, где активно и пассивно сопротивляющихся евангельскому благовестию всегда будет большинство. И тем не менее, такое благодатное царство Христово на земле все-таки есть несомненный исторический факт.

Сравните сами историю христианства, историю святости и подвижничества с тем, что предлагают понимать под тысячелетним царством Христа на земле какие-нибудь сектанты, вроде иеговистов. В их понимании это царство – лишь расцвет плотского счастья, сплошное изобилие пищи в едином земном государстве, т.е. нечто весьма схожее с коммунистической мечтою. Совершенно несомненно, что именно такими обещаниями увлечет людей за собою антихрист.

В Откровении же Иоанновом (гл. 20) вслед за этим тысячелетним царством предсказывается освобождение сатаны на малое время, что вполне согласуется с Павловым пророчеством о взятии удерживающего. Оба пророчества указывают собственно на времена антихриста и последующее за ними пришествие Христово, Страшный Суд и воскресение мертвых.

В. Какой же все-таки смысл в попущении Богом времен антихриста и всех апокалиптических ужасов?

О. Скованность сатаны на длительное время (Откр. 20, 2) не означает его полного бездействия по отношению к человеку, а лишь ограничение его активности в воздействии на людей. Освобождение же диавола на некоторое время произойдет не вдруг, а постепенно, по мере отступления человеков от Христа. И антихрист явится логическим завершением человеческой греховности, отпадения людей от христианства и одновременного раскрытия тайны беззакония. Человеческая греховность и диавольская активность тесно связаны между собою взаимно усиливающей связью. Не только диавол вовлекает человека в грех, но и собственная наклонность человека ко греху развязывает прежде связанного диавола. Усиление же скорбей последнего времени служит единственным средством, с одной стороны, хоть сколько-нибудь ограничить нравственное растление людей, с другой стороны, сократить те сроки, в продолжение которых человечество станет производить из себя преимущественно (или даже почти исключительно) дрова для вечного пламени.

Напротив того, в иеговистской концепции после тысячелетнего царства Христова на земле, когда и нравственное зло по их мечтаниям уничтожится, совершенно необоснованным явилось бы освобождение сатаны на краткое время для обольщения людей. Здесь ни логики, ни смысла нет.

Вообще, мечтания о земном Царстве Христовом, жили в христианской церкви уже очень давно, с глубокой древности и неоднократно осуждались ею, как еретические, уводящие человека от заботы о приближающихся испытаниях, скорбях, о страшном суде и посмертном воздаянии. Эти учения, именуемые хилиастическими, обычно возбуждают в человеке привязанность к чувственным благам тлеющего мира, что весьма повредит всякой душе на пороге вечности и в час ответа Нетленному и Небесному Судии.


Дополнительно по данному разделу:
Цели и задачи Пастырского училища (дистанционная форма обучения)
Общие замечания к курсу Катехизиса. Учебный план
ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена
Учебный план по предмету Нравственное богословие
Учебный план по предмету История Христианской Церкви
Общие указания к курсу апологетики. Учебный план
ПРАВОСЛАВНОЕ МIРОВОЗЗРЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Учебный план по предмету Основы церковного искусства
Учебный план по предмету Священное Писание Нового Завета
Учебный план по предмету Введение в патрологию


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru