Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Огласительные беседы, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена



Посвящается блаженной памяти Митр. Антония (Храповицкого)

Глава 13. Свойства Церкви.

В. Что значат слова Символа о вере в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь?

О. Они означают важнейшие и неотъемлемые свойства Церкви. Давайте разберем их по одному, с конца.

В. Что значит: Апостольская Церковь?

О. Это значит, что в истинной Христовой Церкви через всю историю ее существования проходит преемственная связь со всеми прежними временами, начиная от апостольских. Апостолы рукополагали епископов, те рукополагали себе преемников, также епископов, и вся эта живая связь нигде и никогда не должна прерываться. Если в истории случалось, что некоторая группа пресвитеров сама себе поставляла епископа, то такая группа именовалось самосвятским самочинным сборищем и никогда не считалась частью Церкви. Никто не может сообщить другому той благодати, которую сам не получал. Поэтому пресвитеры не могут рукоположить себе епископа. И ненарушимая цепочка епископских хиротоний потому настолько важна, что считается необходимым признаком Церкви. Именуется она апостольским преемством. Где нарушено это преемство, там нет и церкви.

Это преемство, впрочем, служит лишь одной из сторон проявления более общего преемства Церкви: в предании, в исповедании веры и в благочестии. Церковь подобна живому организму, который, проходя через разные возрасты и меняясь по возрастам, остается тем не менее сам собою, а не превращается в другой организм. Если бы Церковь не была таким организмом, она не могла бы именоваться Телом Христовым. Апостольское преемство епископских хиротоний является необходимым, но не достаточным условием самотождественности Церкви на все времена. Бывало, что и законные епископы уклонялись в ереси или расколы, пытались создавать свою иерархию вопреки существующей законной. В этих случаях формальное соблюдение апостольского преемства не прибавляет законности еретикам или раскольникам.

Исповедуя свою веру в Церковь Апостольскую, мы утверждаем ту истину, что Богу Его Церковь не безразлична, что ни в какие времена Он не оставлял ее Своим промышлением. Иначе считают протестанты, полагающие, что после первых веков гонений, когда Церковь стала государственной, то она пала, обмирщилась и растлилась до полного исчезновения, так что до времен Реформации практически прекратила существование, как Церковь, и лишь Лютер, как своего рода новый утешитель, воззвал Церковь к жизни. В такой схеме мышления вряд ли можно найти что-то кроме хулы на Святого Духа, так якобы жестоко бросившего и презревшего христианскую Церковь на много веков. В сущности, это самая главная ошибка и ересь любых протестантов.

В. Что подразумевается под соборностью Церкви?

О. Это понятие интересное. В греческом подлиннике стоит слово: кафолическая, что значит в прямом переводе: вселенская, всемирная. Чувствуете ли некоторый особый оттенок? Называя Церковь кафолическою, мы исповедуем, во-первых, что вхождение в нее доступно любому человеку, любой национальности (совсем не тривиальная мысль, если вспомнить, что ветхозаветная Церковь жестко ограничивалась одним народом, а призвание всех народов ко спасению совершено собственно только Иисусом Христом); во-вторых, мы исповедуем веру в географическое единение Церкви. По сути дела мы вновь утверждаем принцип св. Викентия: истинно в Церкви то, во что веровали все, всегда и повсюду. "Всегда" – это вера в Апостольскую Церковь, единую во времени, "повсюду" – это вера в Кафолическую Церковь, единую по пространству земному.

В. Почему поклонники Римского папы именуют свою церковь этим самым словом: католическая?

О. Здесь видно лишь притязание папского престола на мирскую власть над всем христианством. На самом деле разрыв Римской митрополии со всем прочим христианским миром (причем не только с Востоком, но поначалу и кое-с-кем на Западе), был как раз вопиющим попранием кафоличности Церкви. Кафоличность Церкви предполагает, что хотя епископские кафедры бывают более и менее древними, что разные поместные церкви различаются продолжительностью и славой своей истории, но тем не менее "первосортностью" или "второсортностью" по национально-географическому признаку никакую поместную церковь наделять нельзя. Апостольские правила учат, что епископы должны знать старшего среди себя, но это есть лишь первенство чести, а не первенство власти. Между тем, именно на власть над епископами и их церквами посягнул с самого начала римский папизм. Поэтому правильнее избегать именования его последователей "католиками", лучше, используя православную традицию, именовать их папистами или латинянами.

В. Теперь скажите, чем отличаются понятия соборности и кафоличности?

О. Понятие соборности шире. Оно имеет в виду еще и метод поддержания церковного единения и мира – созыв соборов. Первый пример тому дали сами Апостолы на своем соборе в 51 году в Иерусалиме, который описан в Книге Деяний гл. 15. С тех пор епископы каждой области периодически собирались на поместные соборы. А когда государственная власть стала христианской, благодаря благочестию христианских государей, появилась возможность собирать и вселенские соборы – благословенная возможность, постепенно ослабевавшая и исчезнувшая вместе с ослаблением и исчезновением власти благоверных царей. Но известные из истории Семь Вселенских Соборов имели огромное значение в осмыслении, понимании, исповедании, утверждении и защите всего основного догматического и канонического строя Церкви. По идее именно собор церковный должен раскрывать и проводить в жизнь принцип святого Викентия. В истории мы видим особое промышление Божие над благочестивыми соборами. Истина на них утверждалась не голосованием, а именно единодушным исповеданием. Такое возможно лишь при особой помощи свыше.

В. И всякий собор в истории был таковым?

О. Нет, конечно, в Церкви не бывает ничего автоматического. Бывали и нечестивые соборы, в том числе почитаемые еретиками за вселенские (например, иконоборческие соборы).

В. Как же разобраться, какой собор истинен?

О. Это показал сам ход истории. Конкретный собор епископов и клириков призван выражать исповедание Церкви. В соборах обычно принимали участие те епископы, которые реально управляли епархиями и выражали голос своей паствы. Если здесь случались нарушения, то клир и церковный народ иногда отвергали еретическое соборное согласие, вплоть до того, что не принимали своего епископа, выступившего за еретическое соборное постановление, и вновь продолжалась борьба за истину Православия, конец которой полагал обычно новый истинный собор.

В. Значит, церковный народ является главным определителем церковной истины?

О. Правильнее сказать: главным хранителем ее. Понять и выразить исповедание Церкви – такое дается не всему народу, а избранным сосудам Духа Святаго, которые действом Того же Утешителя могут убедить и остальных сопастырей. Епископы, достойно проходящие свое служение, призваны быть устами Церкви. Прочие же христиане могут понять, одобрить и принять такое исповедание, уразуметь, что оно согласно с преждебывшим исповеданием и обычаем Церкви – или же наоборот, увидеть, что вносится неприемлемое новшество и отвергнуть его. Таким образом, церковный народ (под которым нужно понимать не просто толпу, ходящую в храм, а действительно, христиан, живущих активной духовной жизнью, обладающих необходимой духовной грамотностью и опытом) является хранителем Церковного Предания и исповедания, а его выразителями являются пастыри и особенно архипастыри – епископы, составляющие ведущую часть этого народа.

Конечно, такова лишь идея, в реальной жизни она может не получить желаемого осуществления: иногда епископы, а иногда народ окажутся не на высоте своего призвания.

В. В чем состоит святость Церкви?

О. В ее небесном продолжении, прежде всего. Вечное блаженство подается лишь святым. Христиане же, остающиеся на земле, должны стремиться к святости своей жизни. Дарование каждому в отдельности и всему собранию церковному святости – это собственно и есть цель пребывания Церкви на земле.

Вселенская Апостольская Церковь, та Церковь, что соответствует принципу св. Викентия, непогрешима, ибо ею, действительно, управляет Дух Святый. В этом также проявляется святость Церкви.

В. А что такое единство Церкви?

О. Это самый практически важный и самый сложный вопрос. Постараемся ответить на него лишь в самых общих чертах.

Господь Иисус Христос завершил Свою беседу с учениками после Тайной Вечери молитвою за них, в том числе молился Он и о единстве всех верующих в Него. Несомненно, воля Божия состоит в том, чтобы все христиане были едины и в вере, и в церковном общении. Но точно так же воля Божия состоит в том, чтобы люди не грешили, а из грешивших никто не погиб вечной погибелью, но все пришли к покаянию. И однако же, по причине свободы воли человека и связанной с нею возможностью грешить, воля эта не осуществляется в земной жизни. Люди грешат. Точно так же постоянно нарушается и церковное единство.

Тем не менее, мы веруем в то, что Церковь Христова на земле все-таки едина. Едина – значит, во-первых, соединена в нечто цельное, и во-вторых, это значит: одна и единственна. У Церкви нет нескольких частей, которые, хотя и принципиально друг друга не признавали бы, но каждая могла бы справедливо претендовать на именование Христовой Церкви. Веруя в единство (единственность) Церкви, мы тем самым исповедуем, что подобная ситуация невозможна. Церковь не разделяется, от Церкви можно только отпасть.

Причины такого отпадения бывают весьма серьезные. Первая из них – искажение православного вероучения, ересь, на основе которой формируется свое особое предание, чуждое древней Церкви, и соответствующий образ жизни и благочестия. Когда ересь только зарождается, в продолжении некоторого времени еще трудно сказать, отпали ли такие еретики от Церкви полностью, или нет, насколько тяжко их помрачение в вере. Тем более, что обычно ереси касаются вопросов, строго и четко в Церкви еще не решенных. Ересь вводит некое свое новшество, далеко не сразу очевидное. Но по мере распространения ереси в среду клира и церковного народа, по мере сложения особого еретического предания, искажение веры начинает приносить свои горькие плоды, и тогда Православной Церкви становится окончательно ясно, что отделяющаяся от нее часть уже не принадлежит ей. В нормальных условиях церковного бытия авторитетные соборы произносили по этому поводу окончательное суждение. Свидетельство об отпадении еретического собрания от единства Церкви именуется анафемой. Это – грозное предупреждение тем, кто следуя еретическому сообществу способен еще покаяться и обратиться, что сделать это необходимо и притом как можно скорее.

В. Какие можно привести примеры ересей из современного церковного состояния?

О. Существуют ереси древние, осужденные еще вселенскими соборами, но время от времени вновь поднимающие голову. Это и арианская ересь, отрицающая Божество Христово, это и несторианство и монофизитство, отрицающие церковное учение о воплощении Сына Божия. Древней и очевидной ересью против учения о соборности Церкви является римский папизм. За тысячелетнюю историю своего отпадения от всей полноты церковной латиняне ввели множество дополнительных еретических учений, опровержению которых посвящены многие труды православных авторов и древних, и современных. Безусловной ересью следует считать и протестантизм, кое-в-чем сохранивший латинские заблуждения, но внесший так же множество своих собственных, причем своеобразных в каждом из множества своих течений. Одной из важнейших современных ересей считается по праву и экуменизм – учение, предполагающее равенство между всеми существующими христианскими исповеданиями и мечтающее о создании человеческими усилиями новой единой церкви на основе того минимума христианских доктрин, который будет признан всеми участниками.

При этом и у католиков, и у протестантов, и у экуменистов, называющих себя православными или какими угодно еще, сложилось свое особое предание, свой образ молитвенной жизни, своя общественная позиция, весь совершенно особый "образ благочестия", по которому весьма заметно отпадение таковых от подлинной Христовой Церкви, каковою является лишь Православная Церковь.

В. Только ли ересь пресекает единство Церкви?

О. Не только. Не менее ересей тяжелы и расколы. Они возникают обычно не на догматической почве, а по поводу просто человеческих раздоров. Обыкновенный сюжет раскола – обвинение на епископа или группу епископов в каких-то нарушениях и преступлениях и создание параллельной незаконной иерархии. Если расколы быстро не уврачуются (а такое исцеление в истории бывало), то в них тоже создаются свои специфические предания и учения, иногда уже явно еретические.

В. Как же распознать в наше время, кто законно и полномочно представляет Христову Церковь, а кто пребывает в ереси и расколе?

О. По такому вопросу вы, естественно, не найдете сегодня единства мнений. Это очень сложный практически вопрос, не относящийся к нашей теме. Достаточно сказать, что все мы верим в Промысел и суд Божий. Древнейшее церковное предание православной Церкви неоднократно указывало, что к последним временам истинная и благочестивая Церковь не будет составлять общественно сильного и влиятельного собрания. Этим замечанием мы пока и ограничимся.

В. Как относиться к тем, кто приняв веру во Христа в еретическом сообществе, осведомлен о Православии крайне мало и поверхностно? Подается ли им благодать и могут ли они надеяться на спасение?

О. Это тоже непростой вопрос, затрагивающий суд Божий о каждой конкретной личности. Ответ на него был бы слишком дерзновенным. Скажем лишь то, что более или менее очевидно. Таковые люди все-таки остаются вне церковной ограды, которая определяется единством таинств. Если Церковь – Тело Христово, и пребывающие в ней соединяются в евхаристии с этим Телом, то евхаристическое единство достаточно ясно очерчивает контур Церкви. Но тем не менее, вне Церкви остается весьма широкое поле, так скажем, христиан потенциальных. Что это значит?

Слово Божие несет благодать само в себе, по милости Вдохновившего это слово. Как имя Божие, будучи произносимо с верою и благоговением само несет в себе некую Божественную энергию, - тем более несет ее и Евангельское благовестие. Уверовать во Христа можно и вне истинной Христовой Церкви, и такое совершается, конечно, не без особого воздействия благодати Божией, сопряженной с самим Евангелием. Эта благодать касается человеческого сердца, производит там подчас великие перемены, человек может покаяться, отбросить многие греховные страсти и исповедывать себя христианином. Такое нередко случается в жизни. И когда за проповедь Евангелия, за исповедание Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, инославные терпят скорби и даже мученичество, то нам говорить о невозможности спасения для таковых было бы слишком дерзновенно. Но тем не менее, внимательное рассмотрение жизни инославных показывает такие явные и грубые нарушения благочестия, которые постепенно сводят на нет все добрые начатки их обращения ко Христу. Из множества противоречащих друг другу путей к истине следует выбирать не более одного. Стрелы, выпущенные в разные стороны, не могут все разом попасть в одну и ту же цель.

Убедиться в этом можно лишь на опыте изучения сравнительного богословия и внимательного, благожелательного общения с инославными (которое, безусловно, не для всех полезно). Лишь при этом общении становится заметною вся красота, все величие истины Православия, во всем знающего и хранящего должную меру.

В. И здесь пришли в конце концов к внутреннему опыту?

О. Как бы без него столько православных учителей и подвижников могли бы рассмотреть и дать оценку таким непростым духовным явлениям, каковы суть все известные ереси и расколы? Да и каждому сознательному православному человеку желательно знать в сравнении путь еретический и православный дабы сознательно предпочитать последний первому.


Дополнительно по данному разделу:
Цели и задачи Пастырского училища (дистанционная форма обучения)
Общие замечания к курсу Катехизиса. Учебный план
ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена
Учебный план по предмету Нравственное богословие
Учебный план по предмету История Христианской Церкви
Общие указания к курсу апологетики. Учебный план
ПРАВОСЛАВНОЕ МIРОВОЗЗРЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Учебный план по предмету Основы церковного искусства
Учебный план по предмету Священное Писание Нового Завета
Учебный план по предмету Введение в патрологию


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru