Огласительные беседы, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена
Посвящается блаженной памяти Митр. Антония (Храповицкого)
ГЛАВА 5. ОБ ИСКУПЛЕНИИ (беседа первая)
В. Прочтя Евангелие до конца, я прихожу к мысли, что, действительно, нравственное учение в нем не есть самое главное. Христос пришел не для того, чтобы сообщить нам несколько новых нравственных правил. Для такой миссии хватило бы поручения обыкновенному благочестивому человеку - пророку. А Христос есть человек необыкновенный, видимо, совсем безгрешный. Так ведь?
О. Да, это истинно так, но это не все, что мы исповедуем о Христе.
В. Он Сам и Его дело важнее для нас, чем даже Его учение, правда?
О. Верно и это, только нельзя отделять Его самого и Искупление наше, совершенное Им, от Его нравственного учения. Все это тесно связано.
В. Прошлый раз я говорил вам, о тщетности своих нравственных усилий. Подумав о своей жизни, я увидел в ней много грехов, которых раньше не замечал, множество несоответствий Божиим заповедям. Положим, впредь я научусь избегать прежних согрешений, но ведь то, что сделано, остается сделанным. И если речь идет о старых грехах, то возникает нужда в их прощении, заглаждении, или же неизбежным будет наказание за них. Помнится, Наполеон, перейдя Российскую границу, заявил русскому посланнику, что сделать бывшее небывшим не может даже Господь Бог. Но когда всерьез задумаешься о грехах, когда совесть приступит со своими укорами, то как раз и хочется того, чтобы Господь Бог сделал бывшее небывшим. И насколько я понимаю, Христос и помог нам именно в этом.
О. Да, это так. Мы должны были бы подвергнуться гневу Божию и лишению вечной блаженной жизни, но наше наказание, справедливое для нас, Христос берет на Себя и становится нашим Искупителем. Ибо Сам Он страдает несправедливо...
В. ...И при этом, - что более всего меня тронуло при чтении Евангелия, - без злобы и мести по отношению к Своим врагам, а с молитвою о них.
О. Вот именно. Потому это страдание становится вдвойне несправедливым, а через это может служить нашему избавлению от справедливого осуждения. Потому и говорится слово "искупление", то есть как бы выкуп за наши грехи.
В. Конечно, евангельский образ Иисуса находит наибольший отклик в сердце. Но если рассудить строго и последовательно, всякое ли страдание, невинное и кроткое страдание одного человека может служить искуплением за грехи другого? В мире было так много невинных страдальцев, были таковые и до Христа. Почему, скажем, Сократ не может считаться искупителем человеческого рода? Ведь он тоже пострадал совершенно невинно.
О. Христос не просто пострадал невинно, т.е. без состава уголовного преступления и с нарушением тогдашнего уголовно-процессуального закона. Христос был безгрешным, чего ни один простой человек, даже праведный не имеет. Умирают и праведники, в конце концов, каждый воздает смертью этот долг за свою греховность. Не имея возможности избавить от смерти, от этого главного оброка греха самого себя, кто может помочь в том же еще и другому?
В. В каком же смысле Он был безгрешен? В том же как и Его Пречистая Родительница? Когда мы говорили о Ней, то вы утверждали, что Она не имела личных грехов, но при этом была не чужда греховного повреждения, свойственного каждому человеку?
О. Да, о Пречистой Деве Марии мы так именно и полагаем, а о Христе утверждаем большее - Его совершенную чистоту и от этой наследной греховной порчи.
В. Значит, Он не имел человеческого естества?
О. Нет, имел это естество, но в первозданном чистом от греха состоянии. Греховное повреждение передается у людей при самом зачатии младенца. Иисус был единственным в мире Человеком, кто избежал этого порядка, воплотившись от Девы наитием Духа Святаго. Как такое могло произойти - это тайна, которая в христианских книгах никогда не подвергается обсуждению. Но мы веруем словам Евангелия о девственном рождении Христа и просто свидетельствуем, что это откровение согласно и с верою в Его полную безгрешность.
В. Значит, тело Его было нетленным, как у Адама?
О. И да, и нет. С одной стороны, тело Его было жизнеподательным: одним прикосновением он исцелял болезни, слюною мог возвратить зрение слепому. Перед учениками на Фаворе Он предстает в Божественном величии, в котором участвует и тело Его. В этот момент Его внешний телесный облик, кажется, меньше всего скрывает Божественное величие. Да и это еще не есть Его всесовершенная слава, а лишь в той мере, в какой могут вынести близость к ней ученики Его. Подобной же светозарности мог бы достичь и Адам, если бы пребыл в послушании. Итак, по Своему безгрешному человеческому существу Христос был чужд тленности телесной.
Но Он, тем не менее, намеренно принимает на Себя эту тленность ради нас, людей, чтобы не слишком отличаться от нас внешне, чтобы люди могли общаться с Ним по- человечески и приходили бы к вере в Него, только принимая Его учение, слушая слово Его. Таких последователей Он и искал Себе, не желая оглушать человека громом чудес и ослеплять блеском Божественной славы. Ведь и нравственный закон Его, как мы выяснили, рассчитан на совершенно свободных последователей. Никакого насильственного принуждения Христос не допускает. А для этого необходимо Ему было войти в наше тленное тело, так что уставал, голодал и болел Он истинно, на самом деле, но не потому, что это было бы Ему свойственно. Как чистому от греха Человеку, тленность естества была Ему противоестественна, но Он добровольно принимает ее не только для удобства общения с обычными людьми, но и как некое невинное страдание за нас.
В. Значит, если говорить собственно об искуплении, то оно начинается с принятия Сыном Божиим нашей тленной страждущей плоти?
О. Действительно, искупительные страдания Христовы начинаются задолго до Креста. Все несвойственное Его безгрешной природе, что терпит Христос за нас, именуется Его домостроительством или смотрением. Страдание свойственно грешному человеку. Безгрешному оно совершенно несвойственно. И вся жизнь Сына Божия на земле преисполнена нищеты и страданий, которые лишь доходят до своей высшей точки в последние часы. Вот почему Его страдание за нас искупительно. Вот чем Его искупительная жизнь и смерть отличаются от того же Сократова жития.
Одним из важных плодов Искупления считают победу Христа над диаволом. Но обратите внимание, что первая их брань состоялась задолго до Креста, в заиорданской пустыне. Там Господь перенес тягость сорокадневного поста и уединения и из такого состояния голода и одиночества отверг ласковые искушения сатаны на чревоугодие и мирские блага. И все это также совершил Спаситель ради нас и не без определенного страдания, чтобы и нам дать силу отражать искушения льстивые и мягкие. Огненному искушению предстояло начаться потом.
В. Итак, мы говорим о том, что Христос пострадал за нас, вместо нас и открыл нам этим вход в Царство Небесное. Но каким образом один человек, даже безгрешный, может взять на Себя грехи всех людей?
О. Об этом нас учит Апостол, проводя здесь сопоставление с Адамовым преслушанием. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих… Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа (Рим. 5, 15,17).
Мы с вами уже говорили, что преступление Адама возымело катастрофические последствия для всего сотворенного мира. Весь мир стал тленным и смертным, вся тварь Божия растлилась через непослушание Богу того, кто был поставлен царем над этим миром. Разбирая этот вопрос, мы поняли, что мир основан Творцом на общем законе нравственной зависимости от человека. Итак, Бог возжелал спасти Свое творение, а для этого заставил этот закон работать в другую сторону. В противовес первому человеку Адаму является второй Адам, для того, чтобы исправить согрешение первого. Как первый пал непослушанием, так Второй восставляет его Своим послушанием Богу даже до смерти крестной. Адам имел все условия к тому, чтобы избежать смерти, но не избежал, Христос подчиняет Себя закону смерти, прежде введенному Адамом, чтобы победить эту смерть.
Святые Отцы еще дополнительно противопоставляют подробности Адамова преслушания и Христова подвига. Смотрите сами. Там в раю было нашептывание змия Еве, здесь – благовестие Архангела Деве Марии. Как там злой совет получен женщиною, девою, так и здесь благая весть приемлется Девою. Как там сладкий плод и его горькие последствия, так и здесь горькая жизнь Иисуса Христа и Его Пречистой Матери на земле, приносящие сладость всему роду христианскому. Как там не было еще падения человечества, пока грешила женщина, так и здесь нет нам еще спасения от одного архангельского благовестия и даже воплощения Сына Божия. Там древо погубило Адама и весь род людской, - здесь другое древо, крестное, служит ко спасению погибших во Адаме. Во Адаме мы видим гордость и непослушание, желание самовозвеличивания – во Христе наоборот, смирение, послушание Отцу Небесному, охотное самоуничижение ради других. Как от Адама рождаемся все мы по плоти, наследуя его грех, так во Христе приемлем духовное рождение, отчасти наследуя Его праведность. Довольно впечатлительное сопоставление Книги Бытия и Евангелия, вплоть до деталей повествования, - согласитесь!
В. Да, значит, в этом и состоит наше Искупление?
О. Не только. Искупление наше понимается трояко. Это есть Христова победа над грехом, диаволом и смертью. О преодолении власти греха мы сказали. Но следует помнить, что важнейшим последствием грехопадения человека явилось пленение его духами тьмы. Диавол имел великую власть над людьми до пришествия Христова. Он всемерно постарался ускорить смерть самого Иисуса, войдя в сердце первосвященников и Иуды. Но именно невинная смерть Безгрешного приблизила конец владычества сатаны над теми, кого он имел в своем порабощении. Так Христос победил и сатану. И наконец, смерть является также страшнейшим последствием греха человека. Над Безгрешным она не имела власти. Приняв же ее добровольно, Христос освободил от ее вечного владычества и тех, кто был пленен ею за грех. Тем самым Спаситель победил и смерть.
Для желающих принять дар искупления сказанного довольно. Для принявших потом становится ясным еще нечто. Искупление – это все-таки тайна, непостижимая нашему уму до конца.
В. Итак, можем ли мы сказать, что после Креста мир как-то изменился, что независимо от человеческих мыслей и действий в нем свершился некий переворот?
О. Да, Христово пришествие в мир, Его страдание и смерть послужили к обновлению мира. Но человек неверующий, оглядываясь вокруг, может этого не заметить. Тем не менее, плоды Искупления существуют. Это как мы сказали, освобождение человека от греховного рабства, преодоление власти диавола, разрушение царства смерти. После Христовых страданий людям на небесах отверзлись райские жилища, а на земле открылась возможность достигать особой близости к Богу. Это все суть объективные духовные реальности. Но понять их можно, лишь приобщившись к ним. А такое приобщение, естественно, может быть только личным, субъективным делом каждого. Потому и сама реальность плодов искупления может быть поставлена под вопрос – теми людьми, которые пока остаются чуждыми этого дара.
В. А в чем состоит принятие человеком этого дара?
О. Вы желаете, чтобы я это изобразил вам словом? Ну, скажу это слово, которое, если так можно выразиться, лишь обозначит имя духовной реальности, но нисколько ее не раскроет. Нужно уверовать во Христа. Как говорят некоторые христиане: принять Его как своего личного Спасителя. Просить Его о том, чтобы принял вас, как Своего раба и сына. Для этого необходимо покаяние в своих грехах, сознание неправильности и гибельности своей прежней жизни, о чем мы уже говорили раньше.
В. Опять отсылаете к тайному опыту?
О. Он есть пока тайна только для вас.
В. Но каким образом дар искупления, будучи принятым, раскрывается в человеке? Что это за новое духовное рождение во Христе?
О. Это, пожалуй, можно отчасти пояснить так. Мы говорили о том, что грех есть повреждение естества, точнее о том, что это повреждение есть одна из сторон греха. В Своем лице Христос восстановил это естество, через воплощение, ибо стал безгрешным Человеком. Поскольку мы причастны греха и смерти по происхождению от Адама, постольку можем стать причастными и Христова безгрешия, соединяясь с Ним по естеству. В этом и состоит смысл духовного рождения христианина, совершаемого в крещении (или точнее – в связи с крещением). Для этого Христос оставил нам Свое учение, заповеди; Он основал Свою Церковь, которая подает нам освящение в таинствах. Мы получаем возможность стать причастными благодати, теснейшим образом соединиться с Самим Господом Иисусом Христом. Так восстанавливается наше падшее естество. Мы получаем способность стать небожителями. Но подробнее об этом речь впереди.
В. Я не знаю еще, что такое духовное рождение и каким образом очищается человеческое естество. Но, говоря об этом, вы не упоминаете о значении Христовых страданий. Получается, чтобы восстановить нашу падшую природу Его страдание нисколько не обязательно. Важно Его пришествие в мир в образе безгрешного Человека. Далее нам нужно лишь приобщиться к этому безгрешию Его – как вы описываете, – и последствия Адамова проклятия будут сняты. Ведь Адам, как мы выясняли, передает нам лишь поврежденное естество, а не свой личный грех.
О. Все не так просто. У нас есть свои личные грехи, кроме повреждения Адамова. За них нам придется отвечать. Эти грехи отдаляют нас от Господа и растлевают наше естество. Грех не есть только порча естества. У наших собственных грехов есть и личностная сторона, о которой вы теперь, кажется, забыли. Но об этом беседовать у меня пока душа не лежит. Здесь и знание должно быть тоже личностное. Пока же важно отметить, что Христос не просто явился на земле безгрешным Человеком, как бы в первозданном естестве. (Говорю "как бы", потому что Он смирил Себя принятием нашей немощи и тленности). Он не только пострадал за нас, но и воскрес из мертвых и вознесся на Небеса. Иными словами, Он в своем лице прославил человека, возвел его в то состояние, куда Бог при создании определил достигнуть Адаму путем послушания. Ведь Адам был создан вовсе не на высоте возможного совершенства. Адаму надлежало еще ее достигнуть, но он этого не сделал. И до этой высоты возвысил человека Христос.
Но прежде чем говорить об этом, нужно уверовать в Христово Воскресение. Об этом самом главном из всех евангельских событий мы еще не говорили. А ведь без него невозможно право верить и в Искупление. Оно теряет для нас свою силу. Пусть мы очищены от грехов Христовой смертью. А дальше? Нагрешим опять? Или станем стремиться поскорее умереть? Христов подвиг должен увенчаться победою, и он увенчан ею. И эта победа дает нам возможность понять, кто есть Христос, Сын Божий, наш Спаситель. Дополнительно по данному разделу: Цели и задачи Пастырского училища (дистанционная форма обучения) Общие замечания к курсу Катехизиса. Учебный план ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена Учебный план по предмету Нравственное богословие Учебный план по предмету История Христианской Церкви Общие указания к курсу апологетики. Учебный план ПРАВОСЛАВНОЕ МIРОВОЗЗРЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Учебный план по предмету Основы церковного искусства Учебный план по предмету Священное Писание Нового Завета Учебный план по предмету Введение в патрологию
|