Огласительные беседы, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена
Посвящается блаженной памяти Митр. Антония (Храповицкого)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемые беседы представляют собою опыт изложения истин православной веры для оглашаемых. Казалось бы, в этом жанре написано уже очень много, притом авторами высокой духовной жизни. Может ли прозвучать здесь еще какое-то новое содержательное слово?
Вера Православной Церкви едина и не допускает никакого пересмотра. Но осмысление ее, научение ей у разных людей следует разными путями. Порядок преподавания вероучения, глубина и широта охвата темы могут быть очень разными и зависят как от говорящего, так и от слушающего. По этой причине огласительные беседы в Церкви постоянно пересказываются и пишутся заново; вероятно, так будет продолжаться всегда. Каждый такой опыт будет иметь свои преимущества и недостатки, найдет своих слушателей и встретит в свой адрес критику. Подобно тому в Церкви постоянно рождается, живет и забывается (а иногда не забывается!) вообще всякая проповедь.
Наиболее глубоко из современных российских авторов к теме катехизации подошел о. Георгий Кочетков. Но его опыт катехизации, так скажем, своеобразен, воспринимается неоднозначно, и кому-то не подойдет. Думается, и иные подходы имеют право быть выслушанными.
В предлагаемой работе нам прежде всего хотелось обратить внимание читателя на подготовленность души к восприятию вероучительных истин. Научить правой вере и вложить в ум правильную богословскую систему – это два существенно разных дела. Наша задача – добиться первого, а не второго (что прекрасно сделано уже задолго до нас). Правая вера, в отличие от любой системы знания, основывается на собственном внутреннем опыте верующего. Выдающийся наш мыслитель И. Ильин называл его религиозным актом и отстаивал его необходимость. Кризис веры он видел в утрате или искажении христианского религиозного акта, а путь к духовному возрождению – в его очищении и восполнении. О том же писали проф. Новоселов (новомученик, катакомбный епископ Марк), Л. Тихомиров, другие наши пастыри и мыслители недавнего прошлого, сумевшие понять и пояснить простую истину: правое содержание веры можно усвоить и хранить только правильным религиозным актом. И ему тоже нужно учить по ходу обучения основным катехизическим истинам веры. Учить не только тому, во что нужно веровать, но и тому, как это делать, чтобы всякое положение христианской веры прошло через собственный внутренний опыт верующего. К нему-то мы здесь и обращаемся. В этом особенность данного труда, ради которой и задумывалась вся книга.
Традиционную диалоговую форму катехизиса мы сохраняем. Но нужно помнить, что этот диалог не вполне реальный. Ибо в нем отвечающий на вопросы учитель всякий раз добивается согласия с собою. В реальной жизни так не бывает. Разговор может прерваться в ряде узловых пунктов, и даже не возобновиться потом. Не следует думать, будто в нашей книге христианин убедил оглашенного несколько раз подряд по ходу диалога. Нет, верующий лишь ставит ищущего веры перед необходимостью получения собственного опыта веры, и лишь на основании последнего продолжает изложение. Соответственно, если такого опыта не было, то незачем и вести разговор далее.
По нашему глубокому убеждению только таким способом и можно научить человека вере, только с опорой на его собственное духовное восприятие важнейших положений христианства. Эта наша уверенность возросла в ходе долговременной устной и печатной полемики по догмату Искупления, по праву считающегося сердцем христианства. Самая мысль написания такой книги возникла в ходе этой полемики.
Отсюда понятно и посвящение этого малого труда памяти блаженнейшего Антония (Храповицкого), Митрополита Киевского и Галицкого, которого автор считает своим учителем и наставником в вере. Учителем не столько в смысле преподавания определенной доктрины, сколько в смысле усвоения любого вероучительного положения через внутренний опыт. Нам не хотелось подробно пересказывать все его богословские мысли (они доступны желающим и в оригинале), но хотелось бы самим научиться у него постигать твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 4).
И наконец, отметим, что предлагаемое сочинение не претендует на полноту изложения. Это не учебник догматики, а первоначальное наставление в вере, цель которого только дать общее представление о христианском вероучении и о взаимной смысловой связи догматов веры между собою.
Священник Тимофей Дополнительно по данному разделу: Цели и задачи Пастырского училища (дистанционная форма обучения) Общие замечания к курсу Катехизиса. Учебный план ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена Учебный план по предмету Нравственное богословие Учебный план по предмету История Христианской Церкви Общие указания к курсу апологетики. Учебный план ПРАВОСЛАВНОЕ МIРОВОЗЗРЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Учебный план по предмету Основы церковного искусства Учебный план по предмету Священное Писание Нового Завета Учебный план по предмету Введение в патрологию
|