О Православии и экуменизме
Преподобный Иустин (Попович)
Доклад доктора Богословия, профессора Догматики Белградского университета Архимандрита Иустина (Поповича) Св. Синоду Сербской Православной Церкви в ответ на сделанный ему запрос о его мнении в связи с приглашением Югославянской Римско-католической иерархии принять участие в совместной молитве и богослужениях в течение т.н. "Недели молитвы о соединении Христиан", которые проходили в Югославии в период с 18 по 25 января 1975г. Впервые опубликован в греческой газете «Ортодоксос Типос» от 1 июня 1975 г. На основании этого отзыва и других докладов Св. Синод Сербской Православной Церкви ответил отказом участвовать в экуменических молениях.
Архимандрит Иустин (Попович) канонизирован Сербской Церковью в лике святых преподобных угодников Божиих.
1.
Преосвященнейшие Владыки,
Позиция Православной Церкви в отношении еретиков – т.е. всех, кто не является православным - была установлена раз и навсегда Свв. Апостолами и Святыми Отцами, т. е. боговдохновенным преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо «какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14- 15).
По 45 апостольскому правилу: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви; да будет извержен».
Это священное правило Святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную («с еретиками молившийся токмо»).
А в экуменических службах не совершаются ли еще и более далеко идущие смелые деяния? 32 правило Лаодикийского Собора указывает: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения». А на этих экуменических собраниях и сослужениях разве еретики не благословляют? - Римо-католические епископы, священники, протестантские пасторы - даже женщины.
Эти указанные каноны Свв. Апостолов и Отцов действительны и теперь, а не только в древности: они остаются, безусловно, обязательными для всех нас, современных православных христиан. Они, безусловно, действительны для нашей позиции в отношении римо-католиков и протестантов. Ибо римо-католичесво есть множественная ересь, а о протестантизме что можно сказать? Лучше совсем не говорить. Не говорил ли уже Св. Савва семь с половиной веков тому назад о «латинской ереси»? А с тех пор как много новых ересей Папа изобрел и "непогрешимо" догматизировал? Совершенно несомненно, что с помощью догмата о непогрешимости Папы римо-католичество стало пан-ересью.
И хваленый II Ватиканский Собор не изменил этой чудовищной ереси, а скорее ее укрепил.
По этой причине, если мы православные и желаем остаться таковыми, то нам приличествует придерживаться позиции Свв. Саввы, Марка Эфесского, Космы Этолийского, Иоанна Кронштадтского и других святых исповедников, мучеников и новомучеников Православной Церкви в отношении римо-католиков и протестантов, из коих никто не является православным в двух основных христианских догматах, т.е. Святой Троицы и Церкви.
2.
Ваше Святейшество и Св. Отцы Синода,
Как долго мы будем продолжать безчестить наше святое Православие и Свято-Савскую Церковь нашей печальной и ужасной, противной святому преданию позицией в отношении экуменизма и Мiрового Совета Церквей?
Каждый искренний православный, воспитанный под водительством Святых Отцов, охватывается стыдом, когда читает, что православные члены 5-й Всеправославной Конференции в Женеве (8-16 июня, 1968) по вопросу об участии православных в деяниях М. С. Ц. постановили «высказать, что Православная Церковь считает себя органической частью М. С. Ц.»
Это постановление апокалиптически ужасно своей неправославностью и антиправославностью. Была ли необходимость для Православной Церкви, этому святейшему богочеловеческому организму, быть столь униженной таким ужасным образом, чтобы ее богословские представители - некоторые из них епископы и некоторые сербы - просили "органического" участия и включения в М. С. Ц., который, таким образом, становится новым церковным "организмом", новой "церковью", стоящей над всеми другими Церквами, в которой православные и неправославные Церкви являются только частями («органически соединенными между собою»)? Увы. Неслыханная измена и предательство!
Мы отвергаем богочеловеческую православную веру, эту органическую связь с Богочеловеком и Его Святейшим Телом: Православную Церковь Святых Апостолов и Отцов и Вселенских Соборов - и мы хотим стать "органическими членами" еретического, гуманистического и человеко-поклоннического общества, состоящего из 263 ересей, из которых каждая есть духовная смерть.
Как православные мы «члены Христовы». «Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?» (1 Кор. 6, 15). Но мы делаем это своим "органическим" соединением с Мiровым Советом Церквей, который является ничем иным, как возрождением атеистического человеко- поклоннического язычества.
Настало наконец время для нашей Православной Святоотеческой и Свято-Савской Церкви, Церкви Святых Апостолов и Отцов, святых исповедников, мучеников и новомучеников перестать смешиваться церковно, иерархически и в молитве с т. н. Всемiрным Советом Церквей и навсегда отказаться от какого-либо участия в совместной молитве и богослужении (каковое богослужение в Православной Церкви органически соединяется в единое целое и увенчивается Евхаристией) и вообще отказаться от какого-либо участия в каком бы то ни было церковном действовании, которое содержит в себе и выражает уникальный и неповторяемый характер Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви - всегда единой и единственной.
3.
Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, - в Женеве или в Риме, - наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, т.е. она будет перед современным православным и неправославным мiром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15). А наша надежда во веки веков является одной и единственной: Богочеловек Иисус Христос и Его Человеко-Божеское Тело, Церковь Святых Апостолов и Отцов. Православные Богословы должны участвовать не в "экуменической общей молитве", но богословских собеседованиях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и Богоносные Отцы в течение веков. Истина Православия и истинная вера являются «частью» только «спасаемых» (7 пр. II Всел. Соб.)
Благовестие Апостолов всеистинно: «Освящение Духа и вера Истине» (2 Фесс. 2, 13). Богочеловеческая вера есть «вера истине». Суть этой веры есть Истина, есть единственная Все-Истина, то есть Богочеловек Христос. И эта Вера, и эта Любовь суть сердце и сознание Православной Церкви. Все эти сокровища хранились полностью и неискаженно только в мученическом Православии Святых Отцов, о чем православные христиане призваны безстрашно свидетельствовать пред лицом Запада и его лже-любви и лже-веры.
Поручая себя апостольским молитвам Вашего Святейшества и прочих святых отцов и Епископов Синода остаюсь недостойный Архимандрит Иустин Праздник Св. Иоанна Златоуста.13/26 ноября 1974 г. Св. Монастырь Челие Дополнительно по данному разделу: Православие и его враги Кафоличность Церкви и экуменизм "То, что имеешь, держи" Православие и "религия будущего" Экуменизм - путь, ведущий в погибель Догмат о Церкви в современном мiре (Доклад Третьему Всезарубежному Собору) Ватикан и Россия Новая страница экуменизма Московской патриархии Ватикан и большевицкая революция РОКОВОЙ ШАГ ПО ПУТИ К ОТСТУПЛЕНИЮ: о "Всеправославном конгрессе" в Константинополе
|