Православное Міровоззрение и современное Естествознание
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уроки креационной науки в старших классах средней школы
Пособие для учителей и учащихся
ПРЕДИСЛОВИЕ
В школьных курсах естествознания, особенно в биологии и астрономии, учащимся настойчиво внушается эволюционное мировоззрение. Суть его сводится к тому, что материя якобы способна самопроизвольно развиваться в сторону усложнения форм своей организации, от низших и примитивных форм к более высшим и совершенным. Такой взгляд относят и к неживой, и в особенности к живой материи, не исключая и человека.
Даже с установлением в России формальной свободы совести и равенства религий между собой (и атеизмом), давление материалистических взглядов в школьном курсе естествознания остается весьма сильным и вполне осознанным. Какие-либо потусторонние силы, какие-либо явления, выходящие за рамки простых школьных схем, не просто исключаются из рассмотрения, но и по-прежнему решительно отрицаются. Ряд явлений природы вообще не рассматривается в учебниках, хотя они весьма просты для понимания. Некоторые факты и наблюдения науки истолкованы криво, или оставлены вовсе без объяснений. Наконец существуют важные законы природы, которые в школьных учебниках даны в слишком урезанном виде, ибо выводы из этих законов однозначно опровергают эволюцию. Одновременно с этим в школьную программу настойчиво внедряется курс "валеологии", представляющий собою невообразимую смесь медицинских, гигиенических, психологических знаний с элементами самого примитивного язычества, и оккультизма. Школьник, не имеющий никаких предварительных представлений об истинных духовных началах Бытия, сразу ставится перед более чем сомнительными практическими духовными знаниями и опытами. В совокупности это может привести к тяжелым психическим и моральным повреждениям.
Такая постановка школьного преподавания характерна не только для нашей традиционно идеологизированной страны. Даже в США известны случаи давления на учителей со стороны администрации школы или департамента образования вплоть до увольнения с работы в случае, если педагоги пытаются наряду с эволюционными взглядами ознакомить учащихся с данными креационной науки, то есть научными фактами, говорящими в пользу учения о создании мира Богом. И это при том, что в научном мире идеи креационизма достаточно широко распространены и популярны.
Остается сделать вывод, что воспитательная система во всем современном обществе сознательно ориентирована на формирование эволюционно-гуманистического мировоззрения со всеми вытекающими из него моральными установками. Именно в старших классах средней школы учащиеся получают уникальную возможность практически одновременного изучения основ естествознания в разных областях. Даже в высшей школе уже не бывает такой широты преподавания естественных наук. Именно эти годы со всей уверенностью можно считать важнейшими в деле становления мировоззрения учащихся. Поэтому мы считаем своим долгом постараться ввести в научную картину мира возможно большую объективность путем сообщения начальных знаний и основных идей креационной науки — естественно, с вытекающими из нее нравственными устоями.
Мы считаем важным для учащихся усвоение материала школьной программы, прежде всего, научных фактов и методов расчетов. Следует внимательно изучить и эволюционную теорию и доводы в ее пользу. Наш курс является в значительной степени собирательным, он специально ориентирован на стабильные школьные учебники и составлен на основе их материала. Дополнительный материал сведен к минимуму. Единственное, чему мы желаем научить — это умению отличать факты от теорий и гипотез и умению вникать в смысл изучаемых явлений поглубже, чем обычно принято. Учащимся желательно сразу уяснить, что теория эволюции — это предмет веры, а вовсе не непреложный научный факт.
Вера же может быть истинной или ложной. Считая веру в эволюцию глубоким заблуждением, мы не ставим здесь целью прямую проповедь веры истинной — православного христианства, но предоставляем читателям возможность самим определиться в выборе веры.
Креационная наука не боится возражений со стороны эволюционистов. Как написано в одной из популярных книг на эту тему: "вам не требуется обязательно быть умными, если вы правы". Действительно, гораздо более легкими оказываются для нас частные научные проблемы, далеко еще не полностью разрешенные и в креационной науке, чем главная проблема для эволюционистов — объяснение самопроизвольного возникновения Вселенной, жизни и разума в ней, а также их дальнейшего прогрессивного развития.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ, весьма важное для понимания книги
Тираж первого издания разошелся достаточно быстро и вызвал множество откликов. Но у нас есть обоснованное подозрение, что к тем, кому он был адресован, к школьникам, он практически так и не дошел. Во всяком случае от них откликов не слышал никто. Зато от священников и научных работников отзывов было достаточно. И конечно, прежде всего критических.
Сразу приносим благодарность за всякую критику, и добрую, и недобрую. Книге, охватывающей столь разные разделы, конечно были необходимы научные редакторы и консультанты по всем разделам, ведь составлялась она на основе переводных источников, довольно разного качества, причем в основном популярных. Серьезные научные работы ученых-креационистов при современном засилии эволюционной парадигмы весьма трудно доступны. Вышедшее первое издание книги привлекло к себе внимание. Последовали и письменные контакты, и личные встречи, удвоилась и библиография. Все это было необходимым для должной доработки. Критика жесткая в этом смысле оказалась даже более полезной, поскольку не прощала никакой неточности или ошибки.
Итак, книга переработана полностью. Опущены данные устарелые, сомнительные, допускающие неопределенное толкование. Исправлены замеченные критиками ошибки и некорректные выражения. Внесены существенные добавления в разделы по астрономии, информатике и биологии.
Но критика, как и следовало ожидать, занималась не только научной редакцией текста, исправлением частных (и "честных") ошибок. Многое в ней коснулось уже существа дела, а не личной, весьма ограниченной, научной эрудиции автора. Критиковали уже не конкретную работу для школьников, а креационизм, как направление мысли, претендующее на научность.
Нам показалось интересным сопоставить эту критику с основными креационными идеями и представить ее на суд самого читателя. Это касается, в основном биологического раздела. Против ожидания именно непримиримые критики порой давали интересные и яркие свидетельства против своей позиции, намеренно ли, или просто увлекшись поучением малограмотного оппонента, — не ясно.
С учетом развернувшейся полемики и полученной жесткой критики, нам поневоле пришлось сделать книгу апологетически направленной и уже несколько выходящей за рамки школьной программы. Однако главного своего читателя мы не забываем. Поэтому и весь дополнительный материал упрощен до предела, так чтобы был вполне доступен школьникам. Он набран мелким шрифтом, также как и замечания критиков с ответами на них. Если эти места затруднительны для понимания, то при первом чтении их можно просто опустить.
В первый урок внесено понятие об антропном принципе и его ограниченности, а также приведены самые начальные сведения по термодинамике. В школьном учебнике нет слова "энтропия", не было его и в нашем первом издании, но оказалось, что книгу по креационизму без этого слова написать все-таки невозможно. Второй урок, по астрономии, подвергся самой серьезной переработке, и написан практически заново. Существенно поправлен и дополнен и третий урок о возрасте земли.
Четвертый урок теперь полностью посвящен информатике и существенно расширен. Здесь почти не было возражений и дополнений от читателей и критиков, но усилить этот раздел было важно перед переходом к вопросу следующего урока — о возникновении жизни.
Материал пятого урока увеличен наиболее существенно. Критические замечания долетали и сюда, мы их приводим, читатель сам в силах оценить их убедительность. Именно здесь становится ясна цель изложения начал термодинамики и информатики. Здесь же приводятся и начальные сведения из биофизики, интересные сами по себе.
Шестой и седьмой уроки — собственно биологические — отредактированы нашими критиками, но по существу сильной переработки не претерпели. На наш взгляд, в этом так и не появилось особой нужды. Объективности ради мы привели здесь в прямом цитировании множество критических замечаний по существу дела, которые порой нуждаются лишь в небольших примечаниях, но больше говорят за себя сами.
Последние два урока — о происхождении человека и о креационной модели ранней истории земли подверглись серьезной доработке. Критики указали ряд слабых мест в креационных моделях ранней земли и механизма потопа. Но на смену старым гипотезам тем временем пришли новые. В целом последний урок остается наиболее дискуссионным. Мы стараемся учитывать аргументы как креационистов, так и их критиков.
Часто книги по креационной науке (и данную работу в том числе) критикуют в односторонней подаче материала. Такое обвинение в корне неверно. После прочтения креационной литературы читатель имеет довольно основательное понятие об основах эволюционного учения. Он узнает все основные аргументы эволюционизма — естественно, с их слабыми сторонами. Он узнает, например, почему историю земли исчисляют миллионами лет и как конкретно проводится такое счисление, на основании каких предположений делаются эти расчеты. (В популярных книгах по эволюции подобные сведения не найти). А вот прочтение книги по эволюции не даст ему абсолютно никаких знаний о креационизме. Он не найдет ни самого этого слова, не услышит ни малейшего аргумента креационистов. Он будет полностью убежден, что миллионы лет истории и превращение видов суть четко доказанные и неопровержимые факты. Судите сами, кто более односторонен. При этом сравните количество изданий и тиражи сторонников и противников эволюции.
Сторонники креационизма, и на Западе, и в нашей стране единогласно стоят за двухмодельный подход к школьному образованию. Мы за преподавание теории эволюции в средней и высшей школе, лишь бы только и нам дали привести при этом свои аргументы. Эволюционисты же единодушны в том, чтобы креационную точку зрения просто не пускать на порог. Этот факт показателен. Он говорит о том, что эволюционисты за свою теорию боятся. Ведь они же не против преподавания в школе мифологии. Никто из них не огорчается, если детям расскажут, что земля, по древне-языческим представлениям, плавает на трех китах. Преподавание такой космогонии их не возмущает. А наука, согласная с Библией, приводит подчас просто в ярость. Если бы эволюция была доказанным и очевидным фактом, то нас нечего было бы бояться. Изложите свои доводы — и ваши слушатели сами осмеют креационизм. Но этого-то и не происходит.
Мы отдаем отчет себе, и просим также читателя принять заранее к сведению, что обсуждение вопросов креационизма с точки зрения науки представляет из себя в данное время широкую научную дискуссию по целому ряду вопросов. Представлено много взаимоисключающих и непримиримых версий и объяснений фактам. Мы не беремся здесь быть судьями в научном споре. Читатель и зритель всегда будет судьей такого рода споров, ради него они и ведутся. Суд же ради объективности всегда должен выслушать все стороны. Должны выступить и потерпевший, и прокурор, и защитник, и подсудимый. Слово каждого учитывается. Конечно, прокурор знает аргументы адвоката, он может их учесть. Но его речь не может быть повторением речи адвоката, у него своя задача, своя роль.
И мы здесь учитываем аргументы эволюционистов. Учитываем, кроме того, и ширину их трибуны, которая нам, креационистам, пока и не снилась. И наша роль здесь сводится к тому, чтобы на каждую сотню речей безбожных прокуроров, был всякий раз выслушан еще один, хотя бы и слабый, голос в защиту доводов творения, в оправдание Творца, в оправдание нелживости Его слова.
Автор приносит благодарность всем, кто помог написанию и выходу в свет второго издания. Но вот беда, поименно называть их затруднительно. Благожелательные критики и помощники, работающие в серьезной науке, просили этого не делать, — по причинам, как теперь ясно, весьма уважительным. А неблагожелательных критиков мы тоже не станем называть, надеясь, что и они немного смягчатся к нашему труду, а те из них, кто при этом считают себя верующими в Бога, поверят наконец, что Слово Его, Священное Писание, сообщает нам правду, а не играет с нами в загадки и головоломки.
Протоиерей Тимофей Алферов (Т.Сельский) Дополнительно по данному разделу: Христианский брак и феминистское движение Православная педагогика как Общественное и Духовное явление О здоровье и добродетели. Книга для школьников 5-6 класса Пособие по Православной Аскетике для современного юношества Природоведение Как воспитать и сохранить Веру в Бога у детей Православное Міровоззрение и современное Естествознание Препятствия на пути к Евангелию Православный брак Ушинский против Спока
|