Природоведение / ГЛАВА 8. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ
Учебник естествознания для младших классов православных гимназий и воскресных школ
ГЛАВА 8. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ
ПОРЯДОК СОТВОРЕНИЯ СТИХИЙ И ЖИЗНИ
Свет, воздух, вода и почва необходимы для возникновения и поддержания жизни. Потому все они сотворены Творцом прежде растений и животных. Вначале сотворил Бог небо и Землю, затем свет, затем обустроил Землю, разделив море и сушу, а часть влаги собрал в небесах. Лишь после этого сотворяет Он и растения.
В таком же порядке и мы с тобою изучаем природу. Так же изучали ее и прежде нас. Древние люди считали, что мiр и состоит из четырех стихий: света (огня), воздуха, воды и земли, а все тела получаются различным их сочетанием, все живое строится из них. Если ты будешь читать творения Святых Отцов, ты увидишь, что они рассуждают о природе, используя эти, тогда общепринятые понятия.
Язычники обожествляли эти стихии, считали, что они вечны и неизменяемы. Христианская же вера утверждала всегда, что вечен и неизменяем только Един Господь Бог, а все остальное временно: вчера не было, сегодня есть, а завтра опять не будет. Кроме того, сами стихии эти сложны, состоят из разных веществ, а главное, имеют служебное, вспомогательное значение. Эти стихии нужны для поддержания жизни.
Однако ни вода, ни воздух, ни свет не могли сами из себя породить жизнь, хотя язычники и их нынешние наследники - неверующие в Священное Писание ученые - именно так и считают. Самое простейшее живое существо, видное лишь под микроскопом, устроено настолько сложно, что само собою оно возникнуть не могло, сколько много времени мы бы этого ни ждали. Не может возникнуть такое существо и по частям: сначала одна часть, потом другая, ибо пока будет возникать "вторая" часть, первая уже рассыплется. Устойчиво только все живое существо целиком. И именно в таком виде, достаточно внезапно и быстро создано оно Творцом.
Когда ты будешь серьезно изучать науку о живом - биологию, ты сам удивишься, насколько же неизмеримо сложна самая простая живая бактерия, микроб, которого нельзя даже увидеть без микроскопа. Я говорю - сложна, но ты еще даже не представляешь себе, что я имею в виду. Когда узнаешь хотя бы немножко, что же такое жизнь, тогда вспомни эти строки и прославь Господа за Его изумительное творение.
Но все-таки пару сравнений я тебе приведу. Видел ли ты "начинку" современного телевизора или компьютера? Электронные схемы, спаянные под микроскопом, сложнейшие изделия рук человеческих размером от булавочной головки до ногтя. Все до умопомрачения запутано и сложно. Но эта сложность по сравнению с одной только живой бактерией - такая же ужасная громоздкая, неуклюжая грубость, как самолет по сравнению с живой птицей.
Погружаясь в изучение живого мiра, человеку нужно навсегда перестать гордиться сколь угодно сложными своими изделиями и понять, что как творец и конструктор человек отстоит от Бога гораздо ниже, чем, положим, мартышка от часового мастера.
Итак, навсегда запомни (и, изучая любую науку, всегда постарайся в этом снова убедиться), что мiр, и жизнь в нем, созданы бесконечно премудрым и милостивым Богом и ни разу не случалось так, чтобы что-то простое (вода или воздух) произвело бы что-то более сложное (жизнь) само собой.
ЧЕМ РАСТЕНИЯ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЖИВОТНЫХ?
Ты, вероятно знаешь ответ на этот вопрос: растения неспособны самостоятельно передвигаться, не способны думать, соображать, как развитые животные, они впитывают необходимые питательные вещества из окружающей их неживой природы, в то время как животные питаются сами растениями или другими животными.
Все это правильно и просто, но это не все. Главное в том, что все зеленые растения имеют способность производить сахар (а из него крахмал и другие питательные вещества) из неживой природы, то есть из неорганических веществ: воды и углекислого газа, содержащегося в воздухе. Происходит это удивительное преобразование под действием солнечного света, причем еще выделяется кислород, необходимый и животным, и растениям для дыхания. Животные же к такому чудесному делу не способны. Иначе сказать, растения необходимы животным для питания и для дыхания. Потому и созданы растения раньше животных. Как вода, земля и воздух созданы прежде растений, потому что они служат растениям, так и животные созданы после растений, потому что растения служат животным вместе с водою и воздухом. После же всех создан человек, которому служат и растения, и животные, и все стихии.
Так было задумано Господом при сотворении мiра. И все это творение Богу, конечно же, удалось на славу. Откуда мы это знаем? Из описания сотворения мiра в Библии. Священное Писание сообщает нам, что Бог не сотворил смерти, что первые животные питались только растениями, не трогая более слабых животных, так что никакие животные не умирали. Не погибали и даже не страдали и растения, когда их объедали животные. Ведь растениям не бывает больно, у них нет чувств. Когда ты подрезываешь волосы или ногти, тебе не больно. Точно так же и растения, если у них частично подрезывают зелень или обирают плоды, сами от этого не страдают. Многие культурные растения, плодовые деревья, кустарники даже нуждаются в постоянном подрезывании некоторых ветвей, чтобы лучше плодоносили. Так все растения и были созданы Богом, чтобы кормить животных и человека, и самим при этом нисколько не страдать.
Обрати внимание, какие удивительные плоды даровал Бог растениям. Огромные сладкие арбузы, дыни, яблоки, бананы, мандарины. В большинстве плодов есть косточки - это и есть семечки деревьев. Если семечко посадить в землю, вырастет дерево, это ты знаешь. Но скажи: зачем дереву плоды? Ты скажешь: чтобы их ели люди и животные, и будешь совершенно прав, но я спрашиваю не о том. Зачем плоды самому дереву? Растило бы себе семечек побольше и могло бы, таким образом, производить себе подобные деревья. Мог ли плод дерева образоваться сам собою, если он самому дереву нисколько не нужен? Конечно, нет! Кто создал всякое дерево и его плоды, Тот знал, для чего и для кого они будут применяться.
Более того, бывает, что плоды просто вредят своим же семечкам. Если они падают на землю и гниют, то в этой гнили могут погибнуть и семечки. Чтобы собрать огуречные, яблочные или арбузные семена, сами огурец, яблоко или арбуз после созревания семян необходимо разрезать, а семечки достать и посадить, как положено. Вот видишь, как премудро и благостно устроил Господь первозданный мир, чтобы все твари были и целы, и сыты, и благополучны, и способны послужить другим!
Но так было только до того, как согрешили первые люди в раю, вкусив от запрещенного дерева. До этого все законы природы были совершенны, а после в мiр вошла смерть, и ввел ее туда человек. Некоторые животные стали хищными, а иные стали опасными и для человека. Что же и поделом! Если человек не захотел слушаться Бога Творца и Господа своего, то и животные перестали слушаться человека, господина своего.
НИ РАСТЕНИЯ, НИ ЖИВОТНЫЕ
Итак, мы нашли главное отличие растений от животных. Растениям Бог вложил способность производить органические вещества - сахар, крахмал и другие, а кроме них еще и кислород из воды и воздуха на свету. А животным Бог повелел питаться готовыми органическими веществами, которые создали растения. Таково Божие творческое определение.
Но богатство благости Божией настолько безгранично, что Он создал и другие существа, которые даже непонятно к кому отнести. Во всех правилах, касающихся живой жизни, Сам Господь создал и исключения.
Вот, к примеру, грибы. Известные нам съедобные грибы сами не способны вырабатывать сахар из неорганических веществ. У них для этого нет зеленых листьев, где прочие растения это совершают. Грибы впитывают органические вещества из корней деревьев или прямо из почвы, богатой свежими органическими остатками. Почему они и растут или в лесу, или на навозе. Этим грибы похожи на животных.
Но у них есть тонюсенькие корешки в земле, которые и сплетаются с корнями растений. Эти корешки называются грибницей. Грибница впитывает из земли необходимые соли, притом в таком количестве, что хватает не только ей, но и тем растениям, к корням которых она прирастает. Так что это сожительство грибов с деревьями выгодно и тем, и другим. Этим грибы похожи на растения, к которым большинство ученых их и относят.
Другой пример живого существа, которое похоже и на растение, и на животное - бактерии. Но о них ты узнаешь в старших классах.
ЖИВЫЕ КЛЕТКИ
Все животные и все растения состоят из маленьких, видных только под микроскопом "строительных кирпичиков" - клеток. Есть существа, состоящие из одной клеточки: это бактерии и другие мельчайшие (или простейшие) растения и животные. Из них есть и те, которые вырабатывают сахар на свету - одноклеточные водоросли, а есть те, которые ловят растительную добычу, более мелкую, чем они сами. Но у тех и других клетки устроены похожим образом: все окружены защитной оболочкой, внутри которой содержатся еще более мелкие тельца, которые заметить можно даже не во всякий микроскоп. С помощью этих телец клетка дышит, питается и размножается.
Клетка - удивительно интересное и безмерно сложное создание, вполне достойное Премудрого Творца своего. Можно говорить о ней бесконечно, но пока тебе еще трудно это понять. Ученые открыли о ней много и написали толстенные книги, но вопросов у них гораздо больше, чем ответов. Слава Богу, только один вопрос решен ими, кажется, уже единогласно: могла ли первая живая клетка возникнуть сама собой? Вряд ли кто из ученых рискнет сейчас серьезно сказать: да, могла. А ведь полвека назад в этом было уверено большинство из них, и до сих пор в учебниках еще написано это страшное богохульство, позорящее науку. Но и сейчас немногие ученые имеют смелость утверждать очевидное: живая клетка создана Богом именно в виде клетки и никак иначе. Большинство же ученых просто молчат и разводят руками.
Обычные же, видимые глазом животные и растения, мелкие и большие состоят из многих клеток. Клетки растут и размножаются по определенному плану, известному только Господу. Клетки взаимно помогают друг другу, так что все животное или растение живет как один организм. Клетки образуют в животных и в растениях разные органы: в листьях одни клетки, в стеблях другие, в цветках третьи. И у животных: кожа из одних клеток, мышцы из других, внутренности из третьих. Клетки разных органов имеют самый разный вид - это в одном организме. Все приспособлены для своих целей, все управляются из одного центра - от повеления Божия.
Каждая клетка - огромная фабрика под микроскопом. В ней постоянно образуются одни вещества, разрушаются другие, поглощаются третьи и выделяются четвертые. А весь организм - это как бы огромная страна, в которой прекрасно отлажено и доведено до совершенства все хозяйство. Вот как прекрасно это творение! О нем ты узнаешь в старших классах, а пока нам уже хватит говорить о клетках, иначе у тебя просто закружится голова. Будешь изучать биологию - не забывай молиться про себя: дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.
РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Сколько на Земле различных видов живых тварей? На сегодняшний день открыто более миллиона видов животных, немного поменьше - растений, а бактерий - и вовсе без числа, потому что время от времени открываются все новые создания. Миллионы - ты представляешь, что это значит? Напиши эту цифру: единицу с шестью нулями, 1 000 000!
А теперь припомни, сколько ты сам уже знаешь растений и животных, живущих в наших краях. Если насчитаешь больше полусотни, думаю, что ты молодец. Но что такое полсотни в сравнении с миллионом? почти ничто.
На самом деле Бог создал первоначально еще больше тварей. Большая часть из них к нашему времени уже вымерла во время потопа и после него. Но о них мы еще скажем немного погодя.
Но и того разнообразия, что уцелело, вполне достаточно для удивления и восхищения красотою Божиего мiра. Разнообразны животные и растения прежде всего тем, что приспособлены жить в разных условиях.
Для растений в каждой местности, в каждой стране, уже имеется большое многообразие условий, к которым растения приспосабливаются. Одни растут на солнечных местах, как все луговые травы, другим не нужно много солнца, и они прячутся в тень, как травы лесные. Одни деревья любят свет и тянутся к нему. Таковы, например, сосны, у которых нижние ветки, не получая достаточно света, быстро засыхают. А ели наоборот, любят тень, особенно молодые, они могут расти под сенью берез или сосен.
Одни растения любят влагу и растут на сырых, заболоченных местах. Клюква, брусника, морошка наливают свои ягоды на болотах. А другие растения ищут, где посуше и потеплее. Одни растения любят осваивать сухие пески и пустыри, как иван-чай. Другие не уйдут с глинистой почвы. Есть и такие, которые никогда не пойдут первыми на незаросшее место.
Корням одних растений нужна влага и свободный воздух, а другие могут купаться в воде, выпуская стебли и листья на поверхность водоема, как кувшинки и другие прибрежные растения.
Короче, разнообразие условий и, соответственно, различные приспособления растений к ним можно описывать бесконечно, но у нас на это не хватит места. Важно, что каждое создание Бог приспособил к условиям его жизни, дал ему различные приспособления для выживания, а заодно и для научения тебя - наблюдателя природы - Своей премудрости.
Корни, стебли, листья, цветки каждого растения приспособлены к условиям его жизни. Будешь читать книжки про растения - обрати внимание на то, в каких условиях оно растет и как оно к ним приспособлено.
Вот сосна, растущая на сухом песчаном месте. Какие у нее корни, как она достает себе влагу? Много ли ей нужно влаги, если вместо листьев у нее сухие иголочки?
А вот подорожник, растет у дороги, где влаги мало, где на него могут наступить. Какие у него корни, какие стебли и листья, чтобы не пострадать от таких суровых условий?
Можешь и о заморских растениях почитать и подумать в том же духе. Почему у кактусов вместо листьев иголки, а стебли толстые, мясистые? Где растут кактусы, хватает ли им влаги?
Перебирая растения, узнавай и о животных. Сам задай себе вопрос: отчего оно такое, и в каких условиях живет, чем питается. Ты и здесь увидишь удивительное согласие в самых простых наблюдениях.
Для чего, например, заяц летом серый, а зимой белый? Хорошо ли ему будет, если он побелел, а снег еще не выпал? Для чего линяют и другие животные наших краев: белки, лисицы и прочие? Многие к зиме утепляются толстой шубой, густым подшерстком, хотя никто из них самостоятельно об этом не заботится. А кто же о них заботится? Посмотри на более мелкие создания, например, на бабочек. Удивительный жизненный путь приготовлен им: из яичка вылупляется гусеница, питается, растет, затем засыпает в куколке, из которой потом появляется уже настоящая бабочка, откладывающая яички. Зачем такая сложность и могла ли она возникнуть сама собою? Если бабочка когда-то давным-давно происходила от червячка, как учат неверующие, то зачем бы такому червячку становиться такой красавицей. Для собственного выживания это ему совершенно ненужно.
Короче, много есть детских книг о природе, и многое ты, наверное, уже и сам читал или слушал. Некоторых животных, возможно, видел в кино или по телевизору. (Одну передачу по телевизору смотреть, пожалуй, полезно: «В мiре животных»; oстальное лучше не смотреть). Мне сейчас не пересказать всего.
Читай, узнавай, наблюдай сам. Это тебе очень полезно. Но всякий раз, найдя ответ на то, как приспособлено растение к месту своего обитания, а животное к своему корму, как оба защищены от всяких своих врагов, умей задать себе вопрос, на который ты, конечно, заранее знаешь ответ: а Кто же так устроил? Кто это придумал? На выставке картин дети редко читают подписи: кто автор. Им это имя ничего не говорит, они пока еще не знают художников. Но на этой великой выставке природы, не нужно долго ломать голову, чтобы вспомнить имя Художника, ведь Он всю ее сотворил Один. Но ты непременно всегда вспомни о Нем. Вспомни и скажи про себя: слава Тебе, Господи, что и это творение Свое устроил Ты так разумно, что заботишься о нем и питаешь его, научи же и меня надеяться на Твою милость и заботу.
Господь Иисус Христос Сам повелел нам иногда поглядывать на Свое творение именно с этой целью: чтобы увидеть, как заботится Он о любом, самом ничтожном с виду Своем создании. "Взгляните, -говорит Он на полевые лилии, как они растут, не трудятся, не прядут, но и славнейший древний царь Соломон никогда не мог облачиться так, как Господь одевает каждую из них". - Вот и сравнение любых самых искусных созданий человеческих с созданиями Божиими, которые всегда несравненно прекраснее. Но Господь продолжает и дальше: "если же полевую траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает и украшает, то насколько же больше - вас самих, маловеры!" Здесь и урок, и упрек. Урок - ценить заботу Божию о всякой твари, упрек, что мало надеемся на него, а больше на свои человеческие дела.
Впрочем, мы отвлеклись снова от твари к Творцу. Но иначе не получается. Если изучать такие прекрасные творения, забыв о Творце, то это будет и скучно, и бесполезно. А главное - просто греховно.
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
До согрешения первых людей весь растительный и животный мiр был отдан в пользование человеку. Человек тогда, конечно, не разводил никаких животных, тем более не убивал их. По повелению Божию Адам дал всем животным имена, жил с ними в дружбе, как добрый хозяин со своими четвероногими друзьями. Никто из животных тогда не делал никакого зла человеку, равно как и он им.
Когда человек согрешил, не пожелав слушаться Бога, тогда и большинство зверей и птиц не пожелали слушаться человека, а некоторые даже сделались врагами ему. В природе началась борьба за жизнь: сильные стали теснить и поедать слабых. Даже растения стали мешать друг другу расти. Но Бог видел все это, попустил всему этому быть, чтобы человек когда-нибудь исправился, а саму борьбу в природе Бог ограничил, чтобы взаимное поедание не уничтожило бы жизни совсем.
И чтобы человеку в этом мiре борьбы не погибнуть, Господь даровал ему не только разум, не только опыт и смекалку, но и некоторые растения и некоторых животных подчинил человеку, чтобы остались верными и служили ему, а человек чтобы поминал свое былое владычество над всей прочей жизнью. Так появились культурные растения и домашние животные.
Ты их, конечно, знаешь. Интересно, что они общие практически везде, разве только в Америке да в Австралии до прихода туда европейцев немного отличались. И в Европе и в Азии, и в Африке с древности разводили пшеницу, ячмень, овес, капусту, горох, лук, чеснок, другие растения.
Культурных растений, конечно, гораздо меньше, чем дикорастущих. Их семена, плоды, зелень гораздо больше, чем у похожих на них диких растений, но зато культурные растения гораздо более прихотливы, требуют ухода, а в условиях дикой природы часто погибают. То же самое можно сказать и о домашних животных. Домашняя корова дает, конечно, больше молока, чем, к примеру, лосиха, но в лесу прожить не смогла бы и недели. То же самое можно сказать и о домашней козе в сравнении с дикою. Притом домашние корова и коза дают молока намного больше, чем нужно было бы их собственным телятам и козлятам.
Так уж устроил Господь, что только некоторые животные и растения приручились человеку. Человек и хотел бы разводить некоторых диких животных, но они или не приручаются, или не размножаются в неволе. Тот же лось гораздо сильнее и выносливее лошади, хорошо переносит мороз, не требует сена, потому что зимой питается только ветками, молоко лосихи лучше коровьего. Всем хороши лоси, даже к человеку привыкают, да вот беда - не размножаются в неволе. И это Господь тоже устроил неслучайно, а чтобы человек не забывал, Кто даровал ему помощников для хозяйства, чтобы не думал, будто собственными силами может властвовать над природой.
Интересно и открытие для Европы американских культурных растений. Когда население Европы увеличилось, была открыта Америка, и по милости Божией там оказались культурные растения, ранее европейцам неизвестные. Это картофель, кукуруза, подсолнух, помидоры и некоторые другие. Представь себе, как бы нам теперь пришлось без этих растений! Картофель требует совсем немного земли для большого урожая. Кукуруза, там, где она успевает созреть, тоже дает урожай намного больше пшеницы. Без всех этих растений нам уже сейчас не хватило бы полей, чтобы прокормиться всему населению. Но Промыслом Божиим мы избавлены от неизбежного голода.
ПОЛЕЗНЫЕ И "ВРЕДНЫЕ" РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ.
Многие люди разделяют животных на полезных и вредных. Действительно, хозяйственной деятельности человека часто мешают некоторые растения и животные. Из растительного царства это, прежде всего, сорняки, которые заглушают посевы, обычно быстро распространяются с помощью глубоких, недоступных корней. Есть ядовитые растения, например, белена, волчья ягода. Есть и ядовитые грибы, а среди них имеются очень похожие с виду на съедобные.
"Вредные" животные могут наделать бед еще больше, чем растения. И здесь опять же первыми идут вредители сельского хозяйства. Различные мошки, гусеницы, жуки и слизни могут очень серьезно поесть поля, сады и огороды, особенно, если в какой-то год их расплодится по какой-то причине слишком много. Среди насекомых людям часто мешают кровососущие: комары, оводы, осы, мухи. Особенно опасны мелкие кровососущие паучки - клещи, которые зарываются глубоко под кожу и могут заразить человека очень тяжелой болезнью. Портят урожай и различные грызуны: мыши, суслики. Домашнему скоту могут нанести урон волки, если расплодятся не в меру.
Волей-неволей человеку приходится отстаивать свой урожай и свой скот от всех такого рода напастей. Приходится уничтожать сорняки, травить вредителей, отстреливать волков. Но кто виноват, что некоторые растения и животные стали вредными?
Конечно, только сам человек. В природе, не тронутой им, вообще нет никого и ничего вредного. Сорные травы хорошо уживаются с прочими, служат кормом для диких животных. Таким же кормом для птиц служат мошки и комары, кормом для хищных зверей и птиц служат грызуны. И все они не размножаются слишком сильно. В природе поддерживается равновесие, так что хотя отдельных животных и съедают хищники, но в целом никакой вид: ни мошки, ни мышки, ни какие прочие животные не исчезают. Попробовали, было, люди отстрелять всех волков. После этого среди лесных косуль и оленей стали сильно распространяться заразные болезни. Оказалось, что волки прежде отлавливали именно больных животных, которых легче догнать. А когда волков совсем не стало, то и олени начали болеть и чахнуть. Стало быть, и волки в природе нужны.
Вообще у Господа нет никаких лишних или вредных животных самих по себе. Человеку же вредят некоторые из них, чтобы он не забывал своей вины перед Богом, а также перед всем прочим творением. Ведь смерть и взаимную вражду ввел в мир человек. Вот и дано ему такое наказание, как вредные для него животные и растения, которые вовсе не вредны сами по себе.
Бывает и так, что человек пытается устроить природу по-своему, и получается очень нескладно. Жил-был в Америке маленький жучок в черно- белую полоску. Ел себе дикую травку, никому не мешал. Пришли люди, распахали луга, где он жил, посадили картошку. Жучку картошка понравилась, начал ее есть, расплодился, никакой управы на него не найти. А когда в Европу попал, тут и вовсе беда. Здесь уже никакие птицы его не клюют, никто ему не мешает. Съедает жук картофельную ботву до голых веточек. Ты, возможно, и сам его знаешь. Так и называют его у нас: колорадский жук. Стал он для людей Божиим наказанием. Но виноват сам человек.
Есть и более яркие примеры. В Австралию завезли американский кактус - опунцию, которую иногда разводят и у нас в комнатных горшках. Пришельцу так понравились условия, что он захватил все поля и луга, совсем вытеснил местные растения. И никакой не было на него управы, пока не привезли с его родины ту самую гусеницу, которая там объедает эти кактусы. Только благодаря ей и удалось справиться с этим вредным растением. Опять тебе вопрос: кто сделал это растение вредным?
О первоначальном Божием творении сказано в Писании, что оно было очень хорошим. Так что запомни на всю оставшуюся жизнь: единственно "вредные" в природе животные - это люди. Потому что ни растения, ни животные не грешат. У них нет ни разума, ни знания Бога, ни совести. Значит, нет для них и греха. А за человеком есть грех. Потому и должны мы нести разные наказания, в том числе и в виде "вредных" животных и растений. И если они уж очень нас донимают, также следует молиться Господу, чтобы отвел от нас Свое праведное наказание.
Но, во всяком случае, любое животное, любое растение может дать человеку важный урок: помочь ему познать Творца своего, дивную Премудрость Божию. И если встречается человеку такое животное, которое ни полезно, ни вредно ему, то это тоже урок для нас. Значит, Бог создал животных не для того только, чтобы их использовали люди, а чтобы люди ими просто любовались. Так и мы с тобою должны думать не столько о пище и одежде, сколько о премудрости и благости Божией - хотя бы на этих живых примерах.
СОЗДАНИЯ ВЫМЕРШИЕ И ЖИВУЩИЕ
Сколько бы ни вредили некоторые животные человеку, однако не могли истребить людей. А вот люди сами истребили много разных видов животных и растений. На одних животных люди охотились, не зная меры. Так исчезли с территории нашей страны дикие лошади (тарпаны) и дикие коровы (туры). В Америке истребили странствующих голубей и других птиц. Некоторых животных просто вытеснили с земли, захватив место их прежнего обитания. Так почти исчезли американские бизоны. Многие животные находятся на грани истребления, их насчитываются лишь единицы.
Но большинство вымерших животных исчезли не потому, что были непосредственно истреблены людьми. Они погибли из-за человеческого греха, хотя люди им вроде бы не мешали. Это получилось в результате всемирного потопа, но об этом мы скажем немного погодя.
ВЫМЕРЛИ САМЫЕ ЛУЧШИЕ
Люди еще помнят тех животных, которых больше уже нет на земле. Сохранились их рисунки или фотографии. Оказалось, что исчезли самые крупные, самые красивые, вообще чем-либо замечательные животные. Мамонты, пещерные медведи, те же туры и бизоны. Почти истреблены самые крупные и красивые виды китов, тюленей. Они оказались менее всего приспособлены к выживанию. Исчезли или на грани исчезновения самые красивые растения.
Их, конечно, жалко, но само их исчезновение дает нам важный урок. Не только урок доброты и бережливости к творению Божию, хотя это очень важно, но и урок того, что именно Господь сотворил всю красоту живого мiра.
Неверующие полагают, что в начале появились первые мелкие звери (и птицы). Они были невзрачны и по виду напоминали наших крыс. Затем они сами собою развились во множество разных видов крупных и красивых животных. Почему так произошло? - Неверующие отвечают: потому что крупные животные были лучше приспособлены к жизни в разных условиях, потому и возникло такое их многообразие.
Но на самом деле, все как раз наоборот. Из всех животных людям во все времена мешали именно мыши и крысы. И как только ни пытались люди с ними бороться - ничто не помогает. И вроде бы это не слишком приспособленные существа, у них нет ни силы, ни острого зрения, ни слуха, ни чутья. Они просто хитры и плодовиты. Вот и все. Но благодаря этому крысы и мыши совершенно неуязвимы.
Напротив, крупные животные рождают детенышей редко и помалу. Потому их так легко истребить, несмотря на их порой очень хитрые приспособления к жизни. Значит, все крупное и красивое было создано не для того, чтобы животным лучше приспособиться к жизни, а просто ради красоты. Творец любит красоту, и человеку вложил это чувство. Бог все творение создавал не просто для того, чтобы оно жило, но для того, чтобы радовало человека и побуждало его благодарить Господа.
То же самое мы видим и в мiре растений. Самые приспособленные из них - это сорняки, а самые красивые, напротив, редки. Вот удивительное, но очень редкое растение наших краев - росянка. Она замечательна одним своим приспособлением. Листики ее покрыты клейкими ворсинками. Если какая-нибудь мошка сядет на них, то непременно прилипнет. Тогда листок заворачивается и "съедает" мошку, соки которой усваиваются растением. Если бы это приспособление выработалось само собою у растения для лучшего выживания, то ясно, что росянка должна была бы потеснить все прочие травы в лесу и встречаться нам на каждом шагу. Но она, напротив, очень редкое растение. А вот осот, пырей и бурьян мошек не ловят, они просто распространяются своими длинными живучими корнями и вытесняют прочие травы.
Таким образом, прославлению Господа научают нас не только живые, но даже вымершие растения и животные. Все они способны научить внимательного не только тому, что их создал Бог, но и тому, ЗАЧЕМ он их создал, тому, что Он Сам прекрасен, творит все прекрасно, и в человека вложил такое же чувство красоты.
Цени же и ты эту красоту и никогда не оскверняй ее.
ДОПОТОПНАЯ ЗЕМЛЯ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
Первозданный мiр, как сказано, был гораздо богаче и краше современного. Все виды растений и животных были созданы в начале и были лучше, чем теперь. Были созданы и хищники со своими когтями и зубами, но их зубы были поначалу не задействованы. Бог создал их такими, только зная наперед, что человек согрешит, и мiр придется преобразовать, поселив в нем смерть. Впрочем, о том мiре мы можем только гадать, мы его не видели, очевидно, что там действовали совсем иные законы природы.
После изгнания первых людей из рая, Земля не потеряла первозданной красоты. Воздух тогда содержал в своих верхних слоях много водяного пара, который задерживал вредные космические лучи. Все растения, животные, люди жили благодаря этому намного дольше. Адам прожил 930 лет, его потомки почти столько же, а то и больше. На всей Земле было тепло и росли огромные деревья, которых сейчас уже нет. Точнее - они остались лишь в виде каменного угля, после того, как их смыло потопом. Об этом мы уже с тобой говорили.
Тогда на Земле жили и всякие диковинные звери, птицы и пресмыкающиеся, которых теперь уже нет, и от которых находят только окаменевшие кости. Наверное, ты видел изображения динозавров, или по- русски, ужасных ящеров, населявших тогда Землю. Их рисунки восстановлены по сохранившимся окаменевшим костям. Большинство из них было травоядными, и тогдашней растительности должно было вполне хватать им для прокорма. Тогдашняя растительность была очень сочной и питательной, и видимо, немногие животные стали тогда уже хищными. Во всяком случае, люди стали есть мясо только после потопа, как сообщает нам Священное Писание.
Всему этому у ученых есть довольно надежные подтверждения и расчеты, которые пока тебе сложно будет понять. Но самое главное ясно: на такой прекрасной и богатой земле людям жилось очень неплохо, ведь такая земля мало чем отличалась от рая. И вот люди, очень редко видя смерть своих близких, живя очень долго, постепенно забыли о Боге и о вечной жизни. Они стали грешить столь безудержно и безнаказно, что Бог не нашел никакого способа вразумить их. Тогда Господь решается уничтожить весь этот мiр, а заодно сделать так, чтобы жизнь на Земле стала трудной, чтобы люди жили недолго и почаще вспоминали бы и о Боге, и о своих грехах, и о вечности.
ПОТОП И НОЕВ КОВЧЕГ
Бог избрал одного праведного человека по имени Ной и велел ему построить огромное судно, размером больше футбольного поля и вдобавок, трехпалубное, то есть как бы трехэтажное. Когда постройка была готова, Бог велел всякого рода зверям и птицам, войти в этот ковчег, где они были распределены по местам. Вошел и Ной со своей семьей в ковчег. И тотчас начался потоп. С верхних слоев воздуха вылился обильный дождь в течение сорока дней. Одновременно из недр земли вырвались наружу потоки воды, вынесшие множество растворенных и взвешенных частиц. Эти потоки вместе залили всю землю, смыли с нее все живое и, засыпав остатки, образовали осадочные породы и почвы, о чем мы с тобою уже говорили.
Вся жизнь на суше, кроме той, что осталась в ковчеге, погибла. Потоп продолжался целый год, а затем вся вода собралась в моря, океаны, озера и реки и явилась суша. Океаны стали глубже, и их стало намного больше. Горы на земле стали выше. Если всю воду нынешних океанов равномерно распределить поверх земного шара, то над каждой точкой окажется трехкилометровый столб воды. Поэтому не сомневайся, что все тогдашние сравнительно низкие горы были действительно покрыты водою.
Когда вода ушла, ковчег оказался близ горы Арарат, на территории Армении. Ной вышел из ковчега со всеми животными, которые разбрелись по земле. Семена растений, очевидно, носились в водах потопа и осели на земле. Жизнь возвращалась.
Но теперь уже труднее стало жить. Началась смена времен года, которой до этого не было, пока был ровный теплый климат. Воздух стал более разреженным, отчего всем животным и людям потребовалось больше пищи. Людям разрешено было есть мясо. Водно-паровой оболочки в воздухе не стало, и космические лучи быстро сократили жизнь всех животных и людей. Сам Ной прожил еще триста лет после потопа (а всего 900), а все его потомки жили все меньше и меньше. Праправнуки его жили уже чуть более ста лет.
Динозавры и многие крупные звери не выдержали таких условий и вскоре вымерли. Хотя в легендах разных народов сохранились описания сражений людей с огромными драконами - динозаврами. Исчезли и древние тропические леса, состоявшие из гигантских папоротников. Их место заняли цветковые растения, бывшие ранее малочисленными. Даже нынешние тропические джунгли не идут в сравнение с допотопными. Вымерли тогда и многие виды водных животных, которые, конечно, не были взяты в ковчег.
Вот так Земля приобрела свой современный вид. Не думай, что это просто пересказ Библейского повествования. Каждому слову, сказанному здесь, есть подлинно научные фактические подтверждения.
Ты спросишь: а что же сталось с ковчегом? Он действительно до сих пор находится недалеко от вершины горы Арарат. После того как Ной и все обитатели ковчега высадились на сушу, гора продолжала постепенно подниматься до тех пор, пока вершина ее не покрылась вечным ледником. В этом леднике и находится ковчег. Так что добраться до него могут только редкие альпинисты и то лишь летом, когда часть ковчега оттаивает и становится заметною. В 1916 г. ковчег заметили русские летчики. Государь Николай II, несмотря на военное время, направил туда экспедицию, которая добралась до места, осмотрела ковчег, его внутренние перегородки для животных, взяла с собою образцы дерева, из которого был сделан ковчег, и вернулась в Россию. К сожалению, тогда власть захватили уже воинствующие безбожники и все материалы экспедиции, кроме некоторых записанных рассказов участников, были уничтожены.
КАК МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК НАУЧИТЬСЯ БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ
Теперь ты видишь, что главная причина всех бедствий в природе (и, конечно, в жизни человека) - это грех. Грешили люди - а страдает вся природа. Грешат люди и ныне главным образом тем, что забыли о вечной будущей жизни и стремятся получше устроиться на земле. Поставив такую цель, люди уничтожают природу и уже не могут остановиться.
Конечно, хозяйствовать на земле нужно разумно. Конечно, беречь нужно все: и воздух, и воду, и почвы, и недра земли, и все растения, и животных. Загрязнение природы можно производить небезгранично, и ее запасы полезных ископаемых, и живых ресурсов - исчерпаемы. Все это так. Но главная причина всех бедствий - забвение Бога и вечной жизни. Смотри, ведь хозяйственная деятельность людей не могла сильно истребить природу перед потопом. Не природе нанесли эти люди ущерб, а развратили самих себя и прогневали Бога. И Бог не пощадил собственного прекрасного творения ради исправления людей. Ноевы потомки все же получили в истории потопа хороший урок.
Пока люди грешат - до тех пор мучится и природа. Господь Иисус Христос спас нас от греха, проклятия и смерти. Ныне ждет Он, когда все желающие принять Его дар, уверуют в Него и исправятся. После этого Он придет на суд, и этот грешный мiр погибнет, то есть, как бы очистится огнем. Все люди воскреснут и праведники будут обитать в новом, преображенном мiре, в котором уже не будет смерти. Этот мiр будет уже лучше первозданного, в нем будут обитать возлюбившие Бога и доказавшие верность Ему делами. В их распоряжении будет и природа, лучшая, чем была в самом начале творения.
Об этом будущем учит нас уже не наука. Учит нас этому Слово Божие. Это невероятно и непредставимо. Но именно поэтому все это пророчество верно. Хочешь поверить, что Бог может творить чудеса? Оглянись вокруг себя: откуда все взялось. Откуда солнце, воздух, вода, земля, жизнь, откуда ты сам? Уж совершенно ясно, что не от самих себя, не по случаю. А если Бог мог сотворить такое неизобразимое чудо, то Он может все.
А захочет ли Он вновь творить столь же удивительные чудеса? - И в этом будь совершенно уверен. Посмотри, как Он любит нас. Ради нас Он пожертвовал всем Своим творением - навел потоп, чтобы только отстал человек от греха. Человек продолжал грешить. Тогда Отец Небесный не пощадил Своего Сына, а Сын Божий и Бог не пощадил Сам Себя, пойдя на Крест ради нашего спасения. Что же, когда главное дело нашего искупления совершилось, и уже столько людей обновились во Христе от греха к жизни вечной, неужели же Господь не доведет дело спасения человека (а в нем и всего мiра, всей природы) до конца? Это непременно будет, потому что Господь в Своем Писании говорит нам только правду. Верно Его Слово о сотворении мiра, о потопе, об искуплении - значит, непременно сбудется и пророчество о Страшном Суде, о воскресении мертвых и о блаженной жизни праведников с Богом в прекрасном и преображенном мiре.
ПРИРОДА И ТЫ
Что же нам делать, как нам относиться к нынешнему природному богатству? Прежде всего, верить в Бога, любить Его и стремиться к Нему. Нужно быть наблюдательным, чтобы за всяким явлением природы уметь увидеть Творца ее. Нельзя боготворить саму природу, нельзя считать, что она разумна сама по себе. Таким способом многие забыли Бога и предали Его, а это самый тяжкий грех.
Люби и береги творение Божие, но не ради его самого по себе. Если за каждым творением будешь очами веры видеть Творца, то не станешь и портить творение. Не рви, не топчи, не ломай растения, не засоряй, не загрязняй леса, поляны, родники, без нужды не убивай даже насекомых. Всем этим ты оскорбляешь Творца этой красоты. Все это простые и ясные правила для тебя, как маленького христианина.
Но не поддайся и на такой обман. Многие будут говорить и уже говорят: давайте перестанем поклоняться Богу христиан, давайте поклоняться природе, общаться с нею, тогда мы сможем остановить ее порчу и загрязнение и устроим себе счастливую жизнь на Земле. Мы будем здоровы и сможем повелевать силами природы, как своим телом. - Не слушай их, они говорят басни. Если забудет человек своего Творца, Искупителя и Спасителя, то не сможет он жить и в единении с природою. Будет он общаться только с бесами, а за это непременно лишится вечной жизни, и будет вечно мучиться.
Нужно беречь эту природу, но ведь когда-то ей суждено погибнуть с тем, чтобы вновь быть тут же воскрешенною Богом. Потому не покланяйся природе, а чти Творца ее, без Которого она и вовсе не может существовать.
ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ ЧЕЛОВЕК
Кто из нас не спрашивал в детстве у старших: что такое человек, откуда он появился на земле и для чего живёт? Вероятно, и ты тоже интересовался этим.
В некоторых школах ребят попросили записать интересующие их вопросы, которые они хотели бы задать священнику или тому взрослому, которому доверяют. И вот кто-то из ребят написал так: «Я очень-очень хочу узнать, откуда появились люди: от Адама и Евы или от обезьян?»
Обрати внимание, что для спросившего вопрос очень важен. Этот ученик хочет дойти до истины, не довольствуясь тем, что ему известны оба ответа, которые дают на этот вопрос взрослые, верующие в Бога и неверующие. Это очень ценное свойство человека: стремление непременно узнать истину, добраться до неё самому.
Скорее всего, и ты слышал обе точки зрения на происхождение человека. Постарайся же теперь сам разобраться, кто прав. Действительно ли человек произошёл от обезьяны в ходе борьбы обезьян за жизнь, как учат неверующие, или же мы созданы Богом отдельно. Но чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, чем люди похожи на животных, а чем отличаются от них.
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ
Все живые существа, не только люди и животные, но даже растения, похожи друг на друга по одному важнейшему признаку — все они живые, дышат, питаются, оставляют после себя потомство. Любое живое существо стремится к жизни, к лучшим условиям существования. Даже растения тянутся листьями и ветвями к свету, а корнями к воде, тем более дорожат своей жизнью животные.
Итак, у всех живых созданий есть одно общее — живое тело с его потребностями в воздухе, в пище, в воде и другими. Но при этом растения, стремясь к жизни, никак не ощущают ни боли, ни самой смерти, а животные, напротив, болеют, страдают и за жизнь свою борются активно. У животных есть нечто большее, чем просто живое тело. У них есть и душа, своя, животная, не человеческая, но кое в чём похожая на нашу.
Прежде всего, животным, как и людям, дан от природы ум, хотя и не человеческий. Животные соображают, как добыть корм, как защитить детёнышей. Есть среди них прекрасные строители: пчёлы, муравьи, птицы, бобры и другие.
Но ум человеческий сильно отличается от сообразительности и от умения животных. Люди именуются существами словесными, то есть способными общаться при помощи слов и отвлечённых понятий. Язык животных состоит только из сигналов: «бежим, опасность!», или: «приди ко мне», или: «убирайся прочь!», и подобных. А люди способны своим языком передать то, чего в данный момент не видят. Например, один человек может рассказать другому о том, как красиво, положим, море на рассвете. И его собеседник способен понять и представить себе сказанное, хотя беседа идёт, быть может, вдали от морских берегов и совсем не в утренний час. Слово человеческое передаёт отвлечённую мысль или образ. Животные на это не способны, почему их и называют безсловесными.
Животным бывают свойственны и чувства, привязанности. Кто держит дома кошку или собаку, прекрасно знает, что у каждой из них свой особый характер: одни замкнуты, другие ласковы, одни доверчивы, другие подозрительны, одни признают только хозяев, другие дружелюбны ко всем, одни заботятся о детёнышах, другие к ним относятся прохладно. У животных бывают и смены настроения: то они игривы, то сердиты, то спокойны, то деловиты. И не всегда смена настроения определяется у них только голодом или усталостью.
Конечно, людские чувства гораздо богаче и разнообразнее, человеческие характеры тоньше. Людям бывают свойственны и смешанные чувства. Порою родителям хочется задать непослушному сыну хорошую трёпку, но одновременно и страшно за него, и жалко его. Животные к таким чувствам вряд ли способны. У людей, кроме того, есть и художественные вкусы. Человек способен ценить красивое и сам, в какой-то мере, творить красоту: в музыке, в художестве, в литературе. Животным же чувство прекрасного тоже мало свойственно.
Наконец, и животные, и люди не просто думают и соображают, и не только как-то относятся к происходящему вокруг. И животным, и людям свойственно самостоятельно проявлять себя в мире. Кошка, услышав хлопнувшую дверцу холодильника, не просто соображает, что, возможно, оттуда достали рыбий хвостик, не просто радуется этому. Она настойчиво выражает своё нетерпеливое желание получить лакомство. Вот и третья сторона души, после ума и чувства, — воля, желание.
Желания людей, конечно, гораздо глубже. Предметом наших желаний служат не только телесные потребности. Кроме того, люди способны управлять своими желаниями, они способны подавлять свои желания и заставлять себя делать то, что не хочется, но нужно делать. У людей есть не просто воля, но и сила воли.
ДУХОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ
Итак, если душа (и ум, и чувства, и характер, и желания) существуют у животных, то может быть, человек и вправду происходит от них? Может быть, просто природа постепенно усовершенствовала у каких-то обезьян их ум и чувства, и обезьяна стала человеком?
Не станем торопиться с выводом. Посмотрим пристальнее на свою человеческую душу. В ней есть ещё что-то, чего мы не назвали. Подумай сам, прежде чем станешь читать дальше.
Вот тебе вспомогательный пример. Кошка стащила со стола что-то вкусное, пока тебя не было дома. Она знает, что этого делать нельзя, и что если её кража обнаружится, она будет наказана. Поэтому, войдя домой, ты видишь, что она прячется. Но, допустим, ничего дурного ты не заметил, зовёшь её ласково, и она подходит, трётся о ноги и мурлычет, как ни в чем не бывало. Лишь потом ты обнаруживаешь, что пряталась она не случайно. Но видя, что опасность наказания миновала, она не чувствует в себе никакого огорчения.
Если так станет поступать человек, что можно будет о нём сказать? Если мы иногда поступаем так по отношению к другим, хорошо ли это? И всегда ли мы, в чём-то набедокурив и увильнув от наказания, вполне спокойны? Может быть, кто-то или что-то внутри нас самих скажет нам, что мы поступили нехорошо?
Ты уже догадался: в нас заговорит совесть. А у животных её нет от природы. Страх наказания, привычка, привязанность к хозяину и даже нежелание его огорчить у животных есть. Но совесть - это совсем другое, это свойство только человеческой души.
Кто прислушивался к её голосу, знает, что она всегда говорит против нас. Она редко нас успокаивает, да и то лишь тогда, когда мы сами совершим какой-то самоотверженный поступок, чем-то сами ущемим своё спокойствие, приложим какойто труд ради другого человека. Когда Том Сойер решился принять порку вместо своей одноклассницы и тем самым выручить её из беды, совесть, несомненно, одобрила его поступок, — но подумай сам, как дорого пришлось ему заплатить за одобрение от такого грозного судьи, которого мы носим в самих себе!
Обычно же совесть грызёт и терзает нас за наши дурные поступки или за то, что не сделали дела доброго. Можно раз, и другой, и третий не обратить внимания на её голос, можно и вовсе заставить её замолчать, но невозможно заставить её говорить неправду.
СОВЕСТЬ И БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ
Теперь, если мы догадаемся, откуда в нас взялась совесть, мы поймём и ответ на наш главный вопрос: откуда взялся человек?
Итак, может ли совесть возникнуть у обезьяны, если она превращается в человека в борьбе за жизнь? Какая обезьяна из двух выживет скорее: та, которая не захочет отнять последний банан у подруги, или же та, которая ради этого банана подружку свою готова стукнуть дубиной? Если бы человек происходил от таких самых сильных и ловких, но и самых подлых, вероломных, безжалостных обезьян, то он бы и сам не проявлял никогда милосердия, сострадания, жалости, самопожертвования. Эти качества у людей считались бы низкими и дурными, мешающими сильным выживать и господствовать. А совесть? Разве в таких условиях она могла бы когда- нибудь зародиться в нас?
Конечно нет. Совесть — это голос Божий в нашей душе, отличающий человеческую душу от животной. Человек был сотворён по образу Божию, и совесть наша — часть этого образа. Иначе никак невозможно объяснить, откуда она взялась.
Значит, всё-таки мы созданы Богом прямо и непосредственно, а не произошли от обезьян. Зачем же некоторые люди так упорно настаивают на нашем обезьяньем происхождении? Уж не для того ли, чтобы и совесть свою сделать лишь разновидностью животной повадки, а не голосом Божиим, не для того ли, чтобы разрешить себе вовсе совести своей не слушаться?
ОТКУДА ЖЕ РОДСТВО ВО ВСЁМ ЖИВОМ?
Но как же тогда объяснить сходство человеческого тела и даже души с животными? Это объясняется тем, что и людей, и животных, и растения создал один Творец.
Погляди на картины одного художника, почитай книги одного писателя. Картины разные и книги разные, но ты, присмотревшись, догадываешься, что автор один, ты узнаёшь его по стилю работы. Даже почерк у каждого человека свой, особенный, и этот почерк мы узнаём независимо от того, что именно написала одна и та же рука: стихи или задачи по математике.
Так и у Бога, Творца нашего, Свой «творческий почерк». Всё живое Он наделил сходными черта-
ми. Почему? Да потому, что Его замысел: как создать живое тело или душу — очень хорош и годится для многих видов живых существ. Но это не значит, что Бог одних животных превращал в других или обезьяну превращал в человека. Ведь ни один писатель не станет свой собственный роман или поэму разрывать на отдельные строчки и делать из них другое сочинение. Так и Бог сотворил всех животных отдельно по роду своему. И совершенно отдельно от всех сотворил и человека.
Почему мы об этом знаем? Потому, что Сам Творец открыл нам об этом в Своём Слове — в Священном Писании. Бог не может ни ошибиться, ни сказать нам неправду. Если бы Он превратил обезьяну в человека, то не стал бы говорить нам, что создал тело человека из земли: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2,7).
КТО ОБУЧИЛ НАШУ СОВЕСТЬ?
Итак, совесть — главное отличие человека от животных. Но не единственное. Где бы ни жили люди, всегда у них есть определённый ответ на такие вопросы, которыми не задаются животные: для чего я живу? откуда я произошёл? почему я непременно когда-то должен буду умереть?
Животные радуются жизни, но никогда не думают о смысле её. Никакое животное не предчувствует с детства своей смерти. Названные вопросы называются религиозными. У человека, отвечающего на эти вопросы, есть религия. Без религии людей не бывает. Наука не отвечает на эти вопросы, а потому и религии она не заменит.Другое дело, что религия бывает разною: истинною или ложною. Всё зависит от того, как именно человек ответит на эти главные вопросы. Он может верить в Бога-Творца, и смысл своей жизни видеть в вечном общении с Ним. Так учит истинная христианская религия. Но может человек полагать, что всё создала сама мёртвая материя, что человек произошёл от обезьяны, что после смерти от человека не остаётся никакой бессмертной души, а смысл жизни в том, чтобы на земле быть счастливым. Это тоже религиозное учение. Никакая наука не докажет, будто материя вечна, да и большинство учёных теперь так уже не думает. Просто в такой религии на место живого Бога встаёт неживая природа — и больше ничего.
Чтобы вовсе не верить в Бога, человеку нужно просто стать животным, другого выхода нет. Если же это невозможно, остаётся лишь выбирать — в какого Бога верить: в Истинного или в ложного, в живого или в мёртвого?..
Значит, религиозная вера — такое же, как совесть, неотъемлемое качество нашей души, отличающее нас от животных. Человек не просто верит в Бога (истинного или ложного), но всегда каким-то образом поклоняется Ему, проповедует Его.
Свойственно человеческому духу и ощущение бессмертия своего.
В какого бы Бога ни веровали люди, они всегда считают, что после смерти ждёт нас воздаяние за жизнь на земле. Даже атеисты полагают, что человек вечно живет — в чьей-то памяти, в своих делах и учениях. Как совесть нашу можно заглушить, но нельзя уничтожить, так и веру в бессмертие можно извратить, но убить нельзя. Совесть наша потому и велит нам всегда действовать в ущерб себе, что обещает нам награду на небе. Иначе её голос стал бы нам только враждебен, он не мог бы быть Божиим голосом.
Что же, будем верить просто и прямо: душа человека, созданная по образу Божию, снабжённая голосом Божиим в самой себе, действительно бессмертна. Она не исчезает со смертью тела, но получает по смерти воздаяние за свои дела и мысли.
Здесь мы закончим краткий разговор о человеке, потому что в этой книге речь шла в основном о природе. О человеке, о его душе и теле мы поговорим на страницах другого учебника. Дополнительно по данному разделу: Христианский брак и феминистское движение Православная педагогика как Общественное и Духовное явление О здоровье и добродетели. Книга для школьников 5-6 класса Пособие по Православной Аскетике для современного юношества Природоведение Как воспитать и сохранить Веру в Бога у детей Православное Міровоззрение и современное Естествознание Препятствия на пути к Евангелию Православный брак Ушинский против Спока
|