Природоведение / ГЛАВА 1. НАШЕ ЗНАНИЕ И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
Учебник естествознания для младших классов православных гимназий и воскресных школ
ГЛАВА 1. НАШЕ ЗНАНИЕ И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
ВСЕГДА ЛИ НАШЕ ЗНАНИЕ ВЕРНО?
Запомни сразу, что полного ответа даже на такие простые вопросы ты пока не узнаешь. И не потому, что учитель не знает ответа, а потому, что ты всего пока не поймешь. В старших классах ты вновь вернешься к тем вопросам, о которых мы будем говорить, но и там не узнаешь всего полностью. Более того, многого не знают даже ученые, учившиеся по 15-20 лет и столько же времени трудившиеся в какой-то области знания. Например, довольно простой вопрос, который ты задавал, быть может, родителям или учителям: как устроено солнце и откуда берется его свет и тепло? - Представь себе, что одинакового ответа на такой вопрос ученые еще не нашли. Одни объясняют так, а другие иначе, и каждый может подтвердить свой ответ из сделанных наблюдений. Это вовсе не значит, что одни ученые умнее других. Просто таково уж главное свойство природоведения: сколько бы мы ни изучали окружающий мир, неизвестного там всегда будет гораздо больше, чем открытого учеными.
А МОГУТ ЛИ ВСЕ УЧЕНЫЕ ВМЕСТЕ ОШИБАТЬСЯ В КАКОМ-ТО ВОПРОСЕ?
Оказывается, случается и такое. Например, ты знаешь, что такое тепло? Вот ты поставил на горячую плиту холодный чайник, и он нагрелся. Что это значит: нагрелся? Что получил чайник от плиты?
Так вот, долгое время все ученые думали, что тепло передает особое, невесомое вещество и называли его теплород. В горячей плите, думали, содержится много теплорода, а в холодном чайнике его недостает. Вот теплород и перетекает из плиты в чайник, нагревая его. И никак это вещество ни увидеть, ни услышать, ни потрогать нельзя, ведь оно ничего не весит.
Но потом оказалось, что природа тепла совсем другая, а никакого теплорода на самом деле просто не существует.
Древние ученые считали, что все предметы вокруг нас составлены из четырех простых веществ или стихий, которые не состоят ни из каких частей. Эти стихии очень непохожи друг на друга: воздух - легкий и холодный, огонь - легкий и горячий, вода - холодная и текучая, и земля - холодная и густая. Смешав несколько из них или все в каком-то соотношении, можно якобы получить любую вещь, вплоть до человеческого тела.
Если ты слышал о том, что все тела состоят из мельчайших частиц - молекул, то, конечно, только улыбнешься над таким учением о четырех стихиях. Но подумай: если тебе никто не рассказал бы о молекулах, как бы ты о них догадался? Увидеть их невозможно даже в микроскоп, настолько они малы. Просто тебе сказали - и ты поверил. А кто мог рассказать о молекулах древним ученым?
Познавая природу, всегда помни, что знаем мы о ней очень мало. Узнав что-нибудь, никогда не хвастайся, не считай себя умнее того, кто об этом не знает. Ведь и твое знание - даже если ты сделаешь в науке открытие - остается лишь малым и приблизительным. Больше других могли понять в науке те ученые, которые отличались скромностью и смиренномудрием. Им Господь Бог и открывал настоящее знание. А гордым и хвастливым давалось мало в науке. Потому что, как сказано в Библии: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
О ВАЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО РАССКАЗА.
Итак, наши знания и знания ученых довольно ограниченны и несовершенны. И это во многом потому, что человек мало где побывал. Не был он на солнце, не был на других планетах, разве что на луне. Не спускался глубоко под землю, мало бывал и в глубоких местах на дне океана. Не может он путешествовать и в прошлое или в будущее. А о том, где сам не был и чего сам не видел, всегда приходится лишь догадываться по оставшимся признакам или следам.
Вот пример. Ты встречаешь своего друга и видишь, что у него поцарапан нос. Отчего это могло произойти? Он мог упасть, мог подраться во дворе, мог слишком вольно обращаться со своей кошкой, могло произойти еще что-то, что привело к царапине на носу.
Конечно, ты можешь сам догадаться о том, что же случилось, если примешь во внимание дополнительные обстоятельства: где он был, что делал, давно ли вы виделись, и прочее. Но надежнее всего спросить его самого или того, кто своими глазами видел, как был поцарапан нос. Подробности этой сцены ты никогда не сможешь отгадать сам, пока не спросишь.
О жизни и повадках каких-нибудь животных или птиц ты можешь получить и свое мнение, наблюдая за ними. Но ведь гораздо больше сведений сообщают нам на эту тему ученые-натуралисты, которые предпринимают особые путешествия, выбирают места и долгими часами наблюдают за зверями и птицами. Без их достоверного рассказа самому не узнать почти ничего.
КАК ВОЗНИКЛА ПРИРОДА?
А задумывался ли ты о том, как возникла вся окружающая нас природа? Откуда взялись земля и солнце, моря и горы, реки и долины? Откуда появились животные и мы с тобою? Сколько лет люди умеют говорить и писать - а это примерно четыре с лишним тысячи лет - все эти вещи уже были. Значит ли, что они были всегда? - На этот вопрос мы не сможем ответить грамотно и полно, пока не найдем того, кто мог бы нам об этом достоверно рассказать. До тех пор мы с тобою будем лишь строить ДОГАДКИ. Эти догадки могут быть более или менее правдоподобными.
Пока ты не спросил, где поцарапал нос твой приятель, ты тоже можешь строить догадки. Дрался со своей кошкой - это правдоподобно, так может быть. А если тебе скажут, что он пытался прыгнуть "ласточкой" со второго этажа - ты не поверишь, это неправдоподобно, потому что в этом случае он бы не отделался одной только царапиной на носу.
Подобно и ученые, изучая природу, насколько она нам доступна, строят догадки о происхождении мiра. И, конечно, среди ученых в этом вопросе согласия нет. Ведь вопрос очень сложный. Никто не видел, как возникли земля и небо, солнце и луна и все прочее. Но из всех догадок можно сразу отбросить явно неправдоподобные. И, пожалуй, самой неправдоподобной, самой нелепой догадкой о происхождении мiра является учение, будто бы все возникло само собой. Гораздо проще, вернее и нагляднее все нынешние законы природы объясняются, если принять, что весь мiр создан Всемогущим, Премудрым Богом. И понять это может любой человек, ученый и неученый. Надеюсь, что к концу учебника и ты в этом сам убедишься.
КТО РАССКАЗАЛ О СОТВОРЕНИИ МIРА?
Пока ученые строят догадки о возникновении всей природы, мы с тобою можем спросить: если самое надежное знание о том, чего мы не видели, дает достоверный рассказ, то быть может, и о сотворении мира можно найти такое описание? Оказывается, оно существует. Ты, вероятно, и сам догадываешься, как называется книга, где рассказано об этом?
Правильно, книга эта называется Библией или Священным Писанием. На уроке Закона Божия ты не только слышал о ней, но и немного знакомился с тем, о чем она повествует. В Библии говорится о сотворении мiра и человека, немного сообщается и об окружающей природе. В основном, конечно, эта книга рассказывает о вечной жизни с Богом и о том, как ее достигнуть. Потому и следует внимательно изучать ее на особом, самом важном уроке. Мы же с тобою поведем разговор о природе, а потому из Библии прочтем на наших уроках лишь немногое на эту тему.
Ты, вероятно, помнишь также, что Священное Писание не люди придумали, что Сам Господь Бог открыл некоторым избранным людям - пророкам и апостолам - о Себе и о Своем творении, а они записали эту истину для нас с тобою. Когда Сам Творец рассказывает нам о том, как Он сотворил мiр, можно верить Ему спокойно и просто. Бог не может ошибиться и ни в коем случае не станет говорить человеку неправду. Когда-нибудь ты прочтешь в Псалтири такие слова: "Праведен Господь и правды возлюби", то есть, Бог любит правду и мы должны верить Ему на слово.
Но только ли Свое Божественное Писание оставил нам Бог? Нет, Он дал нам не только Книгу Жизни - Слово Свое, Он оставил нам книгу природы. В Священном Писании Бог рассказал нам о сотворенном мiре довольно кратко, только самое необходимое, о чем нам с тобою во всю жизнь самим бы не догадаться. А в книге природы Он оставил нам множество подтверждений Своему Слову, множество подробностей, которые предоставил человеку распознавать самому. Святой Василий Великий (когда- нибудь ты узнаешь о жизни этого великого учителя Православной Церкви) говорит, что весь окружающий нас мiр есть как бы училище (школа) благочестия для наших душ, чтобы все, что мы видим вокруг, заставляло бы нас благодарить и славить нашего Создателя, познавать Его и приближаться к Нему.
Вот мы и будем с тобою читать самые простенькие странички в книге природы и сравнивать их кое-где со страницами Священного Писания. Ты увидишь, что у обеих этих книг один и тот же Автор - Сам Господь, Который любит нас и хочет, чтобы мы любили Его, познавали Его и вечно радовались с Ним.
ЧТО ТАКОЕ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ?
Если ты слушал внимательно, то помнишь, как мы только что говорили о законах природы. Мы сказали, что эти законы наталкивают нас на мысль, что мiр сотворен Богом. Некоторые считают, что мiр возник сам собою, но внимательное изучение законов природы показывает, что эта догадка неправдоподобна.
А что такое закон природы? Ты наверняка знаешь некоторые из них, просто не знаешь, что они так называются. Вот, к примеру, такой закон, что все предметы, если их не удерживать ничем, стремятся упасть на землю. Конечно, ты это и так знаешь. А знаешь ли, кстати, что любые два предмета, одинаковой формы, но разного веса будут падать одинаково быстро? Если ты возьмешь две монеты: одну потяжелее, а другую полегче, и одновременно выпустишь их из руки, то и упадут они одновременно. Бывает, конечно, что легкие предметы падают медленнее, но это оттого, что им мешает воздух. Если ты выпустишь из руки птичье перышко, оно будет долго кружиться. Но если перышко и монетку мы положим в особую закрытую плотно трубку, из которой затем откачаем воздух с помощью особой машины, то в этой трубке перышко будет падать так же быстро, как и тяжелая монета.
Если бы мы проделали такой опыт, то могли бы уже более ясно понять закон природы. Сравни сам два таких предложения:
1. Все отпущенные предметы падают на землю.
2. Предметы разного веса падают на землю и притом одинаково быстро (если им не мешает воздух).
Как ты думаешь, какое из них может сказать тебе больше?
Конечно, второе. Хотя оба предложения говорят об одном и том же законе природы, но во втором предложении мысль выражена яснее и точнее. Что все предметы падают - это и так заметно, а что они падают одинаково быстро - это еще надо проверить опытом.
Когда ты подрастешь, то узнаешь, что этот же закон природы можно передать и другими словами, которые сейчас ты вряд ли поймешь, или же математическим уравнением, более сложным, чем ты пока что решал на уроках математики. Но зато в математическом виде этот же закон природы дает ученым очень много - он позволяет рассчитывать, как строить космические корабли, сколько им брать с собою горючего и многое другое.
Вот видишь, какой простой на вид закон природы и в то же время, какой он сложный. Давай рассмотрим еще один пример.
ПРУЖИННЫЕ ВЕСЫ
Ты, наверное, видел пружинные весы, иначе называемые: безмен. Если у тебя есть подходящая пружинка, ты сам можешь их изготовить. Закрепи верхний конец пружинки где-нибудь на гвоздике, а к свободному нижнему концу будешь подвешивать гирьки. Рядом с пружинкой можно приделать линейку, чтобы видеть, насколько растягивается пружина под действием гирек и грузов.
Если не поленишься провести такой опыт, то сможешь открыть для себя еще один закон природы, давно уже известный людям.
Предположим, что такую установку ты собрал. Для начала не подвешивай к пружинке ничего, а "нуль" линейки совмести с нижним концом пружины. Теперь возьми гирьки, вес которых тебе точно известен и подвешивай их по одной к пружине, замечая, насколько они ее растянут. Только не подвешивай слишком тяжелых гирь, чтобы они не вытянули слишком твою пружину. После снятия гирь свободный конец пружины должен возвращаться в исходное положение - на "нуль" линейки.
Итак, начнем подвешивать. Вот у меня такая попалась пружина, что при подвешивании гирьки в 100 граммов, она вытянулась на один сантиметр, когда я подвесил две таких гирьки - на два сантиметра, а когда подвесил гирьку в 300 граммов - на три сантиметра. Как ты думаешь, если я теперь подвешу на пружинку молоточек и замечу, что пружина вытянулась на четыре сантиметра, могу ли я сказать, сколько он весит?
Надеюсь, что ты уже умеешь решать такие задачи и у тебя уже готов ответ, к тому же нам с тобою повезло и с пружиной, и с весом молоточка. Совершенно верно, он весит 400 граммов.
Вот ты уже совсем близко подошел к открытию для себя нового закона природы. И надеюсь, сможешь написать его математически, ведь ты уже решал задачи с "иксами".
Если удлинение пружины ты выразишь в сантиметрах, то чтобы узнать вес подвешенного к моей пружине груза, нужно это удлинение умножить на 100, и ты получишь вес, выраженный в граммах.
Если вес мы обозначим с тобою латинской буквой Р, а растяжение пружины буквой L, то можно написать и простую формулу для моей пружины:
Р = 100 х L
Теперь ты вполне можешь использовать мою пружину, как настоящие весы. А что если у тебя пружина другая, более тугая или наоборот более слабая? Если при подвешивании стограммовой гирьки она вытягивается не на один, а на целых два сантиметра, к примеру. Если ты будешь подвешивать к ней разные гирьки, ты вскоре убедишься, что вес гирек можно подсчитать через удлинение пружины по похожей же формуле, только вместо ста, удлинение придется умножать на 50. Смотри:
Р = 50 х L
100 = 50 х 2
Стограммовая гирька растянула твою пружину на два сантиметра, помнишь?
Этот множитель, на который нужно умножать всякий раз удлинение пружины зависит от свойств самой пружины. Он называется жесткостью пружины. Жесткость моей пружины была 100 г/ см, а твоей - 50 г/см. Твоя пружина оказалась в два раза слабее моей. Могло быть и наоборот.
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ РАЗУМНЫ
Но обрати теперь внимание вот на что. Ты взял одну пружину, а я другую, но вес неизвестного груза мы считали почти по одной формуле. Если взять любую пружину, точно так же ее закрепить и подвешивать к ней гирьки, то вес грузов можно будет определять по ней точно также, помножая удлинение пружины на ее жесткость. Точно так и устроены все хозяйственные пружинные весы. На заводе изготавливают одинаковые пружины, помещают их в одинаковый держатель с нанесенными одинаковыми делениями и все весы, взвешивая один и тот же груз, показывают одинаковый вес. Почему так получается? - спросишь ты. Впрочем, и сам можешь догадаться: таков закон природы. Чем больше вес подвешенного груза, тем больше вытягивается пружина.
Вот видишь, как нам пришлось с тобою потрудиться и подумать, прежде чем удалось нам открыть для себя такой несложный закон природы. Если бы мы совсем не проходили арифметику, не умели бы умножать числа, нам никогда бы его не понять, правда? Мы могли бы научить какую-нибудь обезьянку подвешивать грузики на нашу пружину. Мы могли бы научить ее выбирать из нескольких грузиков самый тяжелый, если бы за самую большую длину пружины давали бы ей банан. Но мы с тобой никогда не сможем научить ее считать, помножать числа, определять вес неизвестного груза. Почему? - Потому что для того, чтобы понять закон природы и уметь его использовать, нужно уметь думать, соображать, а обезьянка на это вряд ли способна. Тут нужна голова человеческая.
А теперь я хочу задать тебе хитрый вопрос. Кто умнее: наши гирьки или наша обезьяна? Вроде бы обезьяна живое и сообразительное животное, но считать она не умеет. А любая наша гирька точно "знает", насколько ей нужно растянуть нашу пружинку. Если она стограммовая, то мою пружину она растянет на один сантиметр, а твою на два. И никогда не ошибется. Если я подвешу ее на пружину завтра, или через год, я вполне уверен, что она вновь растянет ту же пружину точно так же. И твою пружину - как было у тебя. Значит что же? Она "помнит" свой вес? И вдобавок умеет мгновенно определить жесткость пружины, чтобы растянуть ее точно, как нужно? Что же это за умная такая железка, которая оказалась умнее обезьяны и чуть ли не умнее нас с тобою?
ЗАДАЧИ УЧЕБНИКА ПРИРОДЫ.
Признайся: ты чувствуешь в моем вопросе подвох? Железная гиря думать не может. Я согласен. Но не кажется ли тебе, что кто-то думал за нее и за пружину? Вот ты решаешь задачи на уроках математики. Там тоже нужно думать, считать, писать формулы. У тебя никогда не возникало сомнения, что сначала эти задачи составили авторы учебника, те взрослые дяди и тети, которые хотят научить тебя считать. Они сами хорошенько подумали, прежде чем написать условия задач и вопросы в них. Поверь пока на слово, а когда подрастешь, можешь проверить сам, что придумать хорошую задачу - и не слишком легкую, и не очень трудную - гораздо труднее, чем ее решить.
Вот мы сейчас с тобою решили интересную задачу: как найти вес грузика по растяжению пружины. Мы догадались, что есть формула для такого расчета. Мы поняли, что ни грузики, ни пружинки такую формулу придумать не могли. Но ведь кто-то должен был ее придумать для нас! Кто же это?
Пока ты сам думаешь, кто бы это мог быть, обрати внимание вот на что. Твой задачник по математике может порваться и потеряться. Задачи, написанные в нем, люди могут забыть, а вот ту задачу, которую загадали нам пружинки и гирьки, забыть невозможно. Сто и двести и тысячу лет назад гирьки растягивали пружинки по тому же закону, по той же формуле, которую "открыли" для себя и мы с тобою. Ведь и в древности люди умели делать часы, а в них используются пружины и гири.
Кто же не просто придумал такую интересную задачу, но и сохраняет веками все ее условия? Представь себе на минуту, что законы природы вдруг нарушились бы. Например, тела перестали бы притягиваться к земле и падать на нее так, как падают сейчас. Захотел бы ты попрыгать на одной ножке - и тотчас бы улетел куда-нибудь далеко. Или пружины наши стали бы растягиваться, как пришлось, то больше, то меньше. Мало того, что нам пришлось бы выкинуть все пружинные весы и все пружинные часы, и все пружинные кровати и все пружины, которые мы видим вокруг. У нас сломались бы и все вагоны, которые крепятся к колесам при помощи пружин. Ты, может быть, видел эти толстые пружины возле вагонных колес. Вообще очень трудно найти такую машину, где бы вовсе не было пружин. И все эти машины пришлось бы выбросить, потому что они не могли бы работать.
Но к большому нашему счастью этого не происходит. Законы природы сохраняются для нас неизменными. Благодаря этому, инженеры могут строить машины и всякие другие конструкции, рассчитывая их по формулам, которыми и выражаются законы природы. Например, чтобы построить мост через реку, нужно его рассчитать, чтобы он не провалился и не был слишком толстым и неуклюжим. А рассчитывают его, используя, кстати, те самые два закона природы, о которых мы говорили: закон притяжения тел к земле и закон растяжения пружин и всех вообще предметов. Только формулы получаются там гораздо более сложные, но законы природы остаются теми же. И вот инженеры считают и рассчитывают в полной уверенности, что законы природы не изменятся. Иначе не было бы никакого смысла что-то считать.
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ - УМНЫЕ И ДОБРЫЕ
Итак, ты видишь, что все в природе устроено не как попало. Есть в ней законы, которые можно постигнуть только тому, кто способен думать. То есть эти законы - умные. Но они, кроме этого, еще и добрые, потому что все время сохраняются и на них можно положиться, если мы что-то строим или рассчитываем. Кроме того, до сих пор не все эти законы известны ученым, то есть они еще умнее всего человечества.
Это кто же, кроме человека, разумен?
Кто имеет разум, больший человеческого?
Кто по этому разуму заставил жить всю природу?
Кто, наконец, так любит человека, что законы природы хранит постоянными?
Сама природа - мертвая, неживая, слепая и бездушная к этому не способна. А кто же способен?
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ - МЫСЛИ БОГА
Ну, теперь, ты уже наверняка все понял. Конечно, законы природы - это мысли нашего Творца и Бога, Который их продумал, основал на них все, сотворенное Им, и хранит всю природу в подчинении этим своим законам.
Скажи честно, правда ведь хорошо жить в таком мире, который не сам по себе живет-бредет неизвестно куда. Хорошо и уютно жить в доме, где есть хозяин-отец, который навел в доме порядок и присматривает, что бы все шло по порядку. Окружающая природа - это наш с тобою дом. А в доме этом все создал, все устроил и привел в порядок Бог - Отец наш Небесный. И самое-то интересное, что любая безделица из сотворенных Им предметов может привести нас к тому, чтобы мы познали Его и благодарили Его. Велика важность - гирьки да пружинки! Но если ты внимателен и вдумчив, то и такой пустяк может научить тебя самому важному в жизни - познанию Бога.
Давай и закончим сегодня тем, что поблагодарим Господа Бога. "Дивнa дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси". Так молился в своих псалмах святой царь и пророк Давид. С тех пор эти слова каждый день поются в нашей церкви за вечерним богослужением. Постарайся их запомнить и понимать, что они значат, когда услышишь их в церкви: Дивны Твои дела, Господи. Все Ты сотворил премудро. Дополнительно по данному разделу: Христианский брак и феминистское движение Православная педагогика как Общественное и Духовное явление О здоровье и добродетели. Книга для школьников 5-6 класса Пособие по Православной Аскетике для современного юношества Природоведение Как воспитать и сохранить Веру в Бога у детей Православное Міровоззрение и современное Естествознание Препятствия на пути к Евангелию Православный брак Ушинский против Спока
|