Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Катакомбный Харьковский Пастырь Иеромонах Серафим

И.М. Котляр

Предисловие редакции:

Харьков и Харьковская область были одним из центров катакомбного движения и движения непоминающих на Украине. Здесь подвизались священномученик Епископ Старобельский Павел (Кратиров), верующих в Харьковской области окормлял также свщмч. Епископ Алексий (Буй), широко известен харьковский протоиерей Николай (в иночестве Серафим) Загоровский, прославленный Зарубежной Русской Церковью как св. исповедник. Здесь подвизались протоиерей Григорий Попов, священник Иоанн Лисицкий, протоиерей Антоний Попов, бывший настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Климент (Жеретиенко) и наместник архимандрит Макарий (Величко), протоиерей Григорий Селецкий и игумен Варсонофий (Юрченко), архимандрит Нектарий. В г. Богодухове в 1944 г. служили «непоминающие» священники Антоний Краснокуцкий и протоиерей Николай Буткевич и многие, многие другие. Все эти подвижники и исповедники принадлежали к Катакомбной Русской Церкви и окормляли свою паству в тяжелейшие 20-80-е гг. ХХ столетия.

Одним из последних катакомбных батюшек был о. Никита Лехан, от которого остались многочисленные проповеди и церковные сочинения. Созданная им монашеская община, его духовные чада, все годы советчины несшие с ним тяжелый Крест катакомбного служения Церкви Христовой, продолжают свой невидимый мiру подвиг, являясь для молодого поколения живой связующей нитью с дореволюционной Русской Церковью, живым благодатным примером истинного христианского благочестия, давно утраченного в современном, обмiрщвленном "официальном православии"…

В этом же выпуске мы помещаем краткую заметку об одном из харьковских катакомбных священников иеромонахе Серафиме.

Иеромонах Серафим.
Харьковский пастырь
(1875—1955)

Мне хотелось бы поделиться с Вами сведениями об одном священнике. Родился он в 1875 году в городе Харькове, или в окрестностях города. Звали его Даниил. В молодости он ушёл в монастырь и подвизался в нём. Монастырь находится по сей день в центре Харькова. При пострижении Даниил был назван Серафимом (в честь Серафима Саровского). В сан священника монаха Серафима посвящал Митрополит Антоний (Храповицкий), в то время харьковский Архиепископ. В смутное время батюшка Серафим ушёл из монастыря и жил у одной бедной вдовы, будучи в это время очень болен. Она за ним ухаживала, и через некоторое время батюшка выздоровел. Дальше идёт полоса преследований. В 1937 году его осуждают сроком на 3 года за «незаконную деятельность», т.е. катакомбное окормление православных христиан. А в 1946 году осуждают второй раз на 7 лет. На суде в городе Киеве о. Серафиму в присутствии больше десятка священнослужителей генерал предложил приход, но только с условием, что батюшка зарегистрируется и будет вести службу вместе с другими священниками, подписавшимися под «Декларацией» митроп. Сергия, присоединится к Московской патриархии. О. Серафим от этого предложения отказался и был выслан отбывать срок заключения. По освобождении из заключения батюшка продолжал руководить церковью на нелегальном положении. Очевидцы, кто его знал, утверждают, что он имел дар прозорливости. Умер о. Серафим в 1955 году. Похоронили его тайно. Не зная, что он умер, «органы внутренних дел» искали его. Когда, наконец, могила о. Серафима была обнаружена, было вызвано армейское подразделение для поднятия гроба. Когда докопались до гроба, угол его был уже истлевший и через отверстие распространялся аромат. Начальники, стоявшие рядом, говорили: «Верующие не пожалели вылить во гроб столько духов, что до сих пор распространяется аромат». Когда открыли гроб, то тело лежало в таком состоянии, как будто вчера похоронено. Когда начальнику сказали, что тело лежало в могиле полтора года, он возмутился и сказал: «Этого не может быть». Но когда, в конце концов, убедился в сказанном, был в сильном недоумении. Вскоре гроб с телом был увезен с этого места. За происходившим наблюдало большое количество жителей города Чугуева, что в 45-ти км от Харькова. Где находится могила о. Серафима сегодня — никто не знает. Начальник только одно сказал: «Мы сделаем так, чтобы не ходили толпами на его могилу». Ещё при жизни, батюшка говорил своим чадам: «Когда я умру, то телу моему не дадут покоя в могиле». Перед смертью батюшка сказал: «Я не могу назначить вам священника, но дам вам наставление, как жить, чтобы спастись. Вручаю я вас Божией Матери, и если будете следовать моим наставлениям, спасётесь».

Иван Максимович Котляр, г. Харьков 

После смерти о. Серафима часть верующих перешли к другому харьковскому катакомбному священнику о. Никите Лехан, но многие остались жить по завещанию батюшки — без окормления священника. В то лукавое время как иначе мог батюшка защитить своих детей от соблазна оказаться в советской "церкви" лукавнующих сергиан и тем самым погубить свою безсмертную душу? И сегодня в Харькове и Харьковской области живут его верные чада, которых именуют «серафимовцами», — они уповают на милость Божию, молятся Господу и причащаются крошками просфорок, оставшимися от батюшки Серафима...

Спаси их, Господи,
заступничеством Пресвятой Богородицы...


Дополнительно по данному разделу:
Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР
Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви
О Катакомбной Церкви
Заметки о Катакомбной Церкви в СССР
Катакомбные богослужения в Соловецком лагере
Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М.
Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви
Потаенная Россия
Церковное сопротивление в СССР
Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru