Три юбилея.
В МП торжественно отметили юбилей Сергия Страгородского,
начав постепенную подготовку паствы к его “канонизации”
Виталий Шумило, редактор «Церковных Ведомостей»
В январе-феврале 2007 г. во многих епархиях Московской патриархии прошли торжества по случаю 140-летия со дня рождения ее «отца-основателя», автора Декларации 1927 г. – первого советского патриарха Сергия (Страгородского), поставленного на эту должность в 1943 г. по приказу богоборческого тирана Сталина. Как отмечает в своем панегирике официальный интернет-узел МП «Православие.Ru»: «24 января исполняется 140 лет со дня рождения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского; 1867–1944). Выдающийся богослов и церковно-общественный деятель, он, по воле Божией, управлял Русской Православной Церковью на протяжении почти двадцати лет».
Изданная МП книга, посвященная С.Страгородскому
Такой пафосной характеристики и дифирамбов зачинщик «сергианского раскола» удостоился фактически во всех официальных изданиях Московской патриархии. Во многих из них отмечалась и «особая святительская мудрость» митр. Сергия, проявленная им при издании трагической для судьбы Русской Церкви и миллионов православных христиан Декларации 1927 года. В связи с юбилеем, по благословению нынешнего советского патриарха Алексия (Ридигера), на некоторых российских телеканалах был показан новый фильм о Сергии Страгородском под символическим названием «Ангел Русской Церкви», где основоположник сергианства представлен как «выдающийся святитель», «спасший Церковь», «исповедник», достойный «канонизации», «причислению к лику святых» и т.п.
Прошли в епархиях МП и научные конференции, посвященные 140-летию со дня рождения митр. Сергия (Страгородского). Так, в Нижегородском государственном педагогическом университете состоялась специальная конференция, посвященная этому юбилею. Ее организаторами выступили Нижегородская епархия МП совместно с администрацией Нижнего Новгорода и Нижегородской области, представительством Президента РФ в ПФО, Нижегородского государственного педагогического университета и Арзамасского государственного педагогического университета. Первым выступлением, зачитанным на форуме, стал доклад профессора Московской духовной академии Николая Гаврюшина «Тема личности в сотериологии патриарха Сергия (Страгородского)». Звучали и другие доклады, посвященные памяти первого советского патриарха.
Мемориальная доска в честь С.Страгородского
на здании Арзамасского государственного педуниверситета
Следует отметить, что по благословению патр. Алексия (Ридигера) в Нижегородской епархии МП культ личности митр. Сергия (Страгородского) отмечается особо. Так, в 2003 г. в Арзамасе на здании бывшего духовного училища (ныне педуниверситет) установлена мемориальная доска в честь митр. Сергия. В связи с 60-летием со дня его кончины по ходатайству Нижегородской епархии 2 июня 2004 г. на заседании Городской думы площадь Благовещенская (очень символично!) официально переименована в Площадь патриарха Сергия. Более того, по благословению патр. Алексия, в Арзамасе запланировано открытие мемориального комплекса, увековечивающего память Сергия Страгородского. В связи с этим 22 апреля 2005 г. в Москве состоялась встреча мэра Арзамаса Анатолия Мигунова и руководителей предприятий города с патриархом Алексием (Ридигером). Во встрече также принимал участие епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Как сообщали светские СМИ: «В ходе встречи с мэром Арзамаса патриарх благословил создание в Арзамасе мемориального комплекса, посвященного памяти патриарха Сергия (Страгородского), родившегося 11 января 1867 года в Арзамасе... Мемориальный комплекс включает площадь, названную именем патриарха Сергия, посвященный истории его жизни музей и памятник Сергию. Патриарх Алексий II передал в дар музею патриарха Сергия (Страгородского) “Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви”, отпечатанное самим Сергием на машинке 22 июня 1941 года, и скрепленное патриаршей подписью и печатью. В этом знаменитом документе тогдашний предстоятель Русской церкви призывал советский народ сплотиться в борьбе с фашизмом».
Для нового необычного музея отдано здание бывшего магистрата на центральной площади г. Арзамас, переименованной в честь патриарха Сергия. Создание музея является совместным проектом по взаимному сотрудничеству между Нижегородской епархией МП, местной администрацией и Государственным областным музеем.
Макет памятника С.Страгородскому в г. Арзамас
По результатам встречи в Москве и с благословения патриарха Алексия, в апреле 2005 года администрацией Арзамаса и Нижегородской епархией МП был объявлен конкурс на лучший проект памятника патриарху Сергию (Страгородскому). Конкурс проводился в один тур, с 20 мая по 20 сентября 2005 года. В состав комиссии вошли: епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, глава администрации Арзамаса Анатолий Мигунов, главный архитектор Арзамаса Андрей Столяренко, представители Нижегородского отделения Союза архитекторов и Нижегородского отделения Союза художников.
29 ноября были подведены итоги конкурса на лучший проект памятника Сергию Страгородскому, который запланировано установить на переименованной в его честь центральной площади города (бывш. Благовещенской) в 2007 году, к 140-летию со дня рождения «самого выдающегося церковного и общественного деятеля России ХХ века».
Монументальное увековечивание памяти советских церковных и политических лидеров с приходом к власти в России В.Путина обрело системный характер. Помимо восстановления советского гимна и других атрибутов коммунистического богоборческого режима, в 2003 году в центре г. Ишим Тюменской области, на площади Октябрьской революции, решением местных властей установлен памятник подлинному «отцу-основателю» Московской патриархии – Иосифу Сталину. Торжественная церемония установки памятника прошла в день 85-летия комсомола, как раз накануне Дня памяти жертв политических репрессий. На Мамаевом кургане открыт музей, посвященный Сталину. Бюсты кровавого тирана установлены в Калининграде, Челябинске, Орле, Мирном (Якутия), в Северной Осетии и Грузии. Планируется установка памятника Сталину в Москве, Волгограде, Красноярске, Ярославле и Крыму. На центральной площади Петрозаводска властями открыт памятник бывшему председателю КГБ СССР и генсеку ЦК КПСС Юрию Андропову. Такой же памятник решено поставить и в Москве на проспекте Андропова, что рядом с парком “Коломенское”. Указание о строительстве монумента дал лично президент РФ В.Путин, офицер КГБ и бывший подчиненный Андропова. Ранее Путин распорядился восстановить на здании КГБ-ФСБ на Лубянке мемориальную доску в честь Андропова, которую сняли “на заре демократических перемен”. Вслед за увековечиванием памяти почитаемого в МП «богодарованного вождя Сталина», председателя КГБ СССР Андропова и других коммунистических деятелей, аналогичные мероприятия начаты и по увековечиванию памяти первого советского патриарха...
Примечательно, что монументальное почитание Сергия Страгородского организовано в преддверии подписания «Акта о каноническом единстве» между МП и РПЦЗ(Л). По-видимому, не случайно и то, что подписание Акта состоится именно в 2007 г., когда исполняется не только 140 лет со дня рождения отца-основателя советской патриархии, но и 80 лет со дня издания им отступнической Декларации 1927 года, и более того... 90-летие большевицкого богоборческого переворота в 1917 году.
Униоальный Акт Синода митр. Лавра и Декларация митр. Сергия, таким образом, становятся в один ряд как духовно, так и хронологически. Такое “совпадение” очень символично, свидетельствуя не только о полной капитуляции бывших иерархов Русской Зарубежной Церкви перед сергианством, но и об их страшном нравственном (а не только каноническом) падении. Что же касается советской патриархии, думается, 2007 год ею был выбран преднамеренно: подписание унии в год трех знаменательных юбилеев – это знак торжества апостасии, победы богоборчества в России и во всем мiре, символ победы дьявола и его «церкви лукавнующих» в борьбе с Церковью Христовой... Есть над чем задуматься!
В.Путин и члены Синода РПЦЗ(Л)
Как известно, Синодальная комиссия РПЦЗ(Л) по объединению с МП деятельность митрополита Сергия (Страгородского) официально признала «подвигом первосвятительского служения в тяжелейшие годы существования Церкви в Советском Союзе». Впервые такая высокая оценка прозвучала со стороны официальных представителей РПЦЗ в адрес одной из самых одиозных фигур новейшей церковной истории, положившей начало раскола Русской Церкви и отпадения ее части от чистоты Истинного Православия. По некоторым недавним заявлениям патр. Алексия (Ридигера) видно, что в МП готовятся к канонизации Сергия Страгородского, в связи с чем признание со стороны РПЦЗ(Л) его деятельности «подвигом служения» является очень важным достижением. Таким признанием Зарубежной Церкви устраняются все фактические, существовавшие до недавнего времени, препятствия к осуществлению этой затеи, столь необходимой для «богословско-канонического оправдания» самого сергианства.
Те, кто искренне верит, что в МП сергианства больше нет, глубоко заблуждаются. Как отмечает по этому поводу Председатель Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископ Тихон Омский и Сибирский:
«Отвергаемое Русской Истинно-Православной Церковью сергианство – не просто политическое (или, как теперь принято говорить – временное) деяние митр. Сергия и его иерархии на подчинение Церкви советской власти, вызванное определенной политической ситуацией. И что, поэтому, с падением коммунистической власти в России, якобы перестало существовать и сергианство. Нет, это явление более глубинное, апостасийное. Сергианство – это духовная трусость, боязливость, – как поясняет Ап. Иоанн. (Откр., 21,8). Это отвержение Креста Господня и отвержение упования на Господа. Это внутренняя готовность православного христианина на компромисс с богоборчеством, а в более широком понимании, на компромисс с любым злом, со стихиями мiра сего. Эта готовность проистекает из сердца, из духовного состояния самого человека. Возводя сергианство (компромисс с богоборчеством) в норму церковной жизни, Московская патриархия уже подготовила свою паству к признанию власти антихриста властью законной и принятию «начертания на правую руку их» (Откр. 13, 16). Именно поэтому без смиренного осознания сергианского падения и без покаяния в этом падении истинное Православие в России не возродить, невозможно наследовать и спасения для Царствия Небесного. И здесь нужно заметить, что сергианство не имеет географических, национальных или политических границ. Такое стремительное падение РПЦЗ, подчинение ее “советской церкви” – свидетельство того, что сергианством оказалась заражена и значительная часть современных архиереев, духовенства и паствы РПЦЗ. Это – внутренняя готовность христианина на компромисс со злом ради внешнего благополучного существования.
Еще раз повторюсь, сергианство – не политическое явление, а духовное, апостасийное. По своей внутренней духовной сути сергианство можно отнести к проявлению одной из тонких форм экклезиологической ереси. Как это ни прискорбно, это лжеучение стало официальной доктриной МП, её способом жизни. Произошла «догматизация сергианства», что уже никак нельзя списать лишь на “ошибки” одного человека – митр. Сергия, это есть форма падения, отступления целой церковной общности, причем отступление “догматизированное”, отвержение которого несовместимо с пребыванием в МП» (см. интервью Архиеп. Тихона ).
Судя по процессам, активно развивающимся в МП, ее иерархия не только не намерена каяться и отказаться от сергианства, но все более и более эту форму духовного отступления укореняет в своей среде, навязывая ее пастве под видом ложной «добродетели», особого «подвига служения». Происходит «догматизированное» искажение и извращение Св. Православия.
Вступление РПЦЗ(Л) на путь апостасийного слияния с сергианством неизбежно ведет к ее духовному вырождению и отречению от собственного наследия и отцов – Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета, Виталия, место которых должен будет занять другой «отец-основатель» – митр. Сергий (Страгородский). Не случайно и сам термин: «подвиг первосвятительского служения», был выработан иерархами РПЦЗ(Л) – с целью оправдать унию с нераскаянной МП и открыть для РПЦЗ прямую дорогу для объединения и почитания Сергия уже в самой РПЦЗ. Поэтому нет никаких сомнений в том, что после молчаливого принятия унии с МП и поминовением ее ересиархов, в очень близком будущем в новообразованной т.н. «РПЦЗ-МП» будет повсеместно установлено, вслед за признанием «подвига служения», и почитание «святости» митр. Сергия (Страгородского), к «канонизации» которого так стремятся его духовные последователи и преемники в бывшем СССР. Совершенно очевидно, что такая «РПЦЗ-МП» уже не будет Церковью святителей Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, строго стоявших на страже охранения чистоты Истинного Православия, отвержения ереси сергианства и прочих отступлений ХХ века.
«Держите, что передано» – написал в своем кратком предсмертном завещании Святитель Филарет (Вознесенский, +1985), третий Первоиерарх РПЦЗ. Этот призыв Святителя к своим духовным чадам во Отечестве и рассеянии сущим именно сегодня становится актуальным как никогда!..
Виталий Шумило,
Редактор «Церковных Ведомостей РИПЦ»
Дополнительно см.:
1. Черниговскому приходу РИПЦ-РПЦЗ - 15 лет
http://karlovtchanin.com/index.php?module=pages&act=print_page&pid=109
2. В.Путин ускоряет темпы по присоединению РПЦЗ(Л) к МП
Виталий Шумило, г. Чернигов
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=736
2. Почему необходимо покаяние в грехе сергианства
Виталий Шумило, г. Чернигов
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=263
3. Путь к духовному очищению. Размышления, вызванные общественно-политическими событиями в Украине.
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=625
4. Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868-1950 гг.).
Виталий Шумило, г. Чернигов
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=606
5. Аналогии Нью-Йоркской и Брест-Литовской уний в судьбах Русской Церкви. К вопросу подготовки иерархами РПЦЗ-Л унии с сергианско-экуменической Московской патриархией.
Подготовил чтец Виталий Шумило, г. Чернигов
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=891
6. Апостасия в Русской Зарубежной Церкви. Хронология основных событий: 2000 - 2003 гг. Часть I.
Виталий Шумило, г. Чернигов
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1032
7. Богоборництво i гонiння на Iстинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернiгiвщинi
Віталій Шумило, м. Чернігів
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=704