Слово в неделю мясопустную
Архимандрит Антонин (Капустин,+1894),
начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме
Архимандрит Антонин (Капустин,+1894)
СЛОВО В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ
Идите, проклятые…Приидите, благославенные…(Мф. 25: 41,34 )
Будет время необыкновенное, время беспрерывных, величайших чудес. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет (Зах. 14, 7). Может быть, также радостно и светло взойдет над сынами человеческими последнее утреннее солнце, также спокойно покатится к западу, но одно мгновение — и небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся (2 Петр. 3, 10), и всё повергнется в ужасающий безпорядок! Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба (Мк. 13, 24 — 25), а на земле будет уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится (Лк. 21, 25).
Будет великая скорбь, какой не было от начала Mipa доныне, и не будет (Мф. 24, 21). Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (Лк. 21, 27). И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего (Дан. 12, 1).
Тогда явится знамение Сына человеческого на небе (Мф. 24, 30). Сам Господь при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба (1 Сол. 4, 16). И тогда восплачутся все колена земная, и узрят Сына человеческаго грядущего на облаках небесных с силой и славой многой (Мф. 24, 30). И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба (Мк. 13, 27).
Так будет в последний день! Соберет избранных Своих... Где же будут не избранные? Ужели они избегут грядущих ужасов? Или сгорят вместе со стихиями? Нет, явятся и они, несчастные, — туда, куда устремится всё: всем нам должно явиться пред судилище Христово (2 Кор. 5, 10). Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их (Мф. 13, 41 — 42)... О, лучше бы им не являться! Между тем, как это происходит на земле, в земле в то же время совершается величайшее таинство. При последней трубе... все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут (1 Кор. 15, 52. Ин. 5; 28-29). Вместе с этим все живые изменятся в тот же нетленный образ, и все соберутся в один несметный и несчетный лик... Откроется СУД!
Чье сердце, самое закоснелое в безпечности и в безстрашии, не затрепещет, чей дух не возмутится при неслыханном, невиданном и невообразимом зрелище всего человечества, представшего на суд Божий? По обычному порядку чувств и дел человеческих, может быть, свои станут со своими, ближние с ближними. Может быть, радостно встретят живые воскресших, умершие не умиравших. Вдруг неведомая сила исторгнет их друг у друга и разлучит навеки... И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую (Мф. 25, 32 — 33). Явятся две половины человечества, два ряда подсудимых, и два суда Божиих: суд страшный и суд радостный.
Страшный суд... Страшный суд! Так привыкли мы отзываться о суде Божием. Христианин, что же страшного для тебя на суде Божьем? Суд Божий — не суд человеческий. Тебя там не обидят напрасно по неразумению дела, по голосу пристрастия, по влиянию стороннего могущества. Суд Божий должен не страшить, а радовать тебя. Но где же этот безтрепетный подсудимый, к которому можно было бы говорить подобным образом? На месте христианина везде виден только грешник. О, нет, не напрасно суд Божий мы называем страшным. Он действительно для грешного человека есть суд страшный, потому что он суд обличения, суд безстрастия, суд неизменного решения, потому, наконец, что он — суд осуждения.
Страшный суд... Если бы слово Божие и не сказало нам, что грех... от диавола (1 Ин. 3, 8), то, зная, как он действует в Mipe, мы сами могли бы прийти к этому заключению, всматриваясь в обнаружение его в нас, преимущественные условия которого суть мрак и тайна — область сокровенного князя тьмы. Служа Богу и работая втайне греху, человек, доколе живет на земле, дотоле постоянно находится в некотором нравственном раздвоении, внешность отдавая Богу, а внутренность греху. Отсюда характер жизни его — лицемерие. Под этим-то нечистым покровом человек, как бы ни был далек от Христа, всё же может казаться христианином — чаще для других, нередко для самого себя. Под этим-то покровом он не боится никакого суда земного, кроме слабого суда совести, который, к несчастью, не всегда страшит его. Но вот открывается суд Божий... Судья осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Что за стыд, что за позор — необъяснимые языком человеческим! Все безплодные дела тьмы, которые делаются тайно и о которых стыдно и говорить (Еф. 5, 11 — 12), все душетленные мечтания, все жгущие кровь и душу ощущения, сокровеннейшие помыслы и замыслы, клеветы и пересуды, обманы и татьбы — всё, всё будет выставлено, выложено на всеобщий смотр... Куда скрыть лицо? Чем заградить себя от ослепительного света истины? Как закрыться от множества миллионов устремленных на тебя очей? Грешника обнимет несказанно тягостное, невыносимое чувство, когда он увидит себя одиноким, без покрова, без защиты, нагим телом и душой. Поздно уже будет тогда ему искать спасения во лжи, принимать личину невинности, прибегать к клятве, искать соумышленных свидетелей. От лица всеведущей правды Божией с трепетом отбежит всякое лукавство. Таково положение бедного грешника, привыкшего здесь притворствовать и лицемерить.
Страшный суд... С тех пор, как первый судья был вместе и первый подсудимый, то есть со времени первого преступления и первого оправдания человеческого, грозный голос правды постоянно умолкал на суде человеческом. Хорошо сознавая всю немощь природы своей, каждый судья охотно преклонялся на сторону снисхождения и помилования. Под этот дух снисходительности более или менее написаны все законы человеческие, и таким образом, суда безстрастного между людьми быть не может. Но не только безстрастия нет на суде человеческом — на нем часто недостает и безпристрастия. Нередко правосудие закрывает глаза перед знаменитостью, силой, властью и другими могущественными движителями воли нашей. Й вот грешник, приученный к таким судам, является на суд Божий, где нет лицеприятия. Куда не обратит несчастный подсудимый умоляющий взор свой, нигде не видит лица состраждущего, руки помогающей! Вся тварь погружена в трепетное безмолвие перед судом Творца и Зиждителя и Бога нашего, и никто не может заступиться за несчастливца — ни друг, ни брат, ни отец, ни начальство, ни царь, ни ангел Божий! Всё смолкнет и преклонится перед Вечной Правдой...
Страшный суд... И человеческий суд принимает иногда вид страшного суда Божия. Также строги и неподкупны бывают судьи и законы. Также никто не хочет или не смеет подать голоса в защиту обвиняемого. Но случается, что избавление приходит со стороны — совершенно нечаянно. Какое-нибудь внешнее событие или обстоятельство, непредвиденное и нисколько не зависящее ни от судей, ни от подсудимого, может остановить приговор судный. По крайней мере, на суде человеческом до последней минуты у осуждаемого всё еще остается на душе утешительная надежда. Увы, братья мои! На суде Страшном нет места никакой надежде. Никакие силы земные и небесные, никакое стечение обстоятельств не остановит последнего приговора. С первого появления грешника на суде им овладевает горе и отчаяние, и ничем, ничем не усладится горькая чаша его смертного уныния!..
Страшный суд... Но что всего страшнее на Страшном суде — это приговор Судии, которым окончательно решится участь грешников: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (Мф. 25, 41)... Твой ли это голос, сладчайший Иисусе? Тот ли это звук тихий и кроткий, которым Ты некогда призывал к Себе всех труждающихся и обремененных? Тот ли это голос отца и друга, который мы слышали от Тебя в Сионской горнице и на горе Масличной? Итак, и у Долготерпеливого есть мера терпению! И у Кроткого и Смиренного сердцем нашлось грозное слово строгого наказания! Мы не можем сделать и малейшего намека на то, какую величайшую печаль содержат в себе эти простые слова: Идите от Меня. Может быть, не одному из нас приходилось испытывать состояние человека, на руках которого умирает другой человек, связанный с ним всеми узами земной привязанности... В несчетное множество раз горестнее будет расставание грешника с Богом навеки!
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 22 — 23)!.. Мы ели и пили пред Тобой, — заговорят другие, — и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк. 13, 26 — 27)! идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Решение безвозвратное! И пойдут сии в муку вечную (ст. 46)...
Братья! Мы прислушались к словам этим, и не разумеем их истинного, ужасного смысла. И пойдут в муку вечную... Рассудок отказывается от уразумения плачевной вечности, воображение теряет образы для представления ее мучений. Есть болезни, при которых секунды считаются часами, минуты — днями, так они мучительны и страшны! Но подобного той, адской, болезни мы ничего здесь не испытали и испытать не можем. Господь описал ее под образом вечного горения. Довольно и этого. Дух трепетно мятется, язык сохнет и гортань пламенеет при живом представлении безпредельного огненного моря, в котором глубоко-глубоко... отовсюду палимые, отовсюду заглушаемые... в мраке, в шуме, в страхе, в тоске, в замирании, в безпрестанном ужасе, изнывая и истаивая... с воем, стоном, с воплем, со скрежетом будут страдать. Боже мой! Кто же?.. И не будет смены часов, дней, лет и тысячелетий! Одна страшная, неослабная, безнадежная, безконечная, вечная мука!.. Страшный суд! Страшный суд!
Но что же вы трепещете, любящие Бога и верующие в Иисуса? Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 28). Христиане! Сам Господь утешает и ободряет нас. Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 28), — сказал Он смущенным ученикам после того, как возвестил о грядущем суде Своем. Не для всех последний суд будет судом страшным. Найдутся люди (дай Бог, чтоб их было как можно больше!), для которых последний суд будет судом вожделенно-радостным. Тайновидец говорил, что он зрел духов, которые просили у Бога откровения суда Его. То были души мучеников, убиенных за слово Божие (Откр. 6, 9), которым суд Божий нес вечное, нескончаемое блаженство. Но что такое и каждый истинный христианин, как не мученик за слово Христово? Для последователя Иисуса везде гонения, везде мучители! И день пришествия Христова должен казаться ему днем радостнейшего избавления от врагов его.
Первый гонитель есть его собственная падшая, растленная природа. Она постоянно, неутомимо преследует его. Нет минуты, в которую бы доблестный ратник мог спокойно отдохнуть от труда и изнурительного бдения. Подвижники благочестия не знали, что делать с собой, падали духом и плакали кровавыми слезами над своим безсилием. От юности многие борют нас страсти; и не та, так другая, не другая, так третья постоянно возносят в нас свою преступную голову и посмеиваются всем усилиям добродетельной боли. Ты хочешь смирить свою буйную, строптивую природу, и лишь только начнешь достигать своего желания, является злоторжествующая гордость духа. Лишь только побелишь гордость духа его нищетой, смотришь — закрадывается в сердце похоть; и нет здесь отрадной минуты для последователя Иисуса! Но вот настает последний суд. Восклонитесь и поднимите головы ваши — вы, утомленные трудники Христа ради! Блаженны вы, плачущие, кроткие, милостивые, миротворцы! Блаженны вы, нищие духом! Блаженны вы, чистые сердцем! потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 28)... Последний суд положит конец вашей мучительной борьбе с самими собой и увенчает вас венцом победы. Вожделенный, радостный суд!
Другой гонитель благочестия есть повсеместное царство лжи и неправды. Не хватит слез для достойного оплакивания несчастного извращения самых первых и святых оснований жизни — извращения, столь давно терзающего род человеческий. Вспомните, где и как началась нынешняя наша неправедная деятельность. Не умрете (Быт. 3, 4), — говорил родоначальник лжи, и ложь его, к несчастью всего человечества, сделалась самым многоплодным семенем. Мы трепещем, когда безтрепетный братоубийца говорит Богу: Не знаю; разве я сторож брату моему? (Быт. 4, 9.) Как скоро и как сильно возросло проклятое семя! Земля наполнилась злодеяниями от людей (Быт. 6, 13), — говорил Господь и водами потопа смыл ложь и неправду с лица земли. Но что же? Проходит несколько веков, и опять хвалится злодейством сильный; милость Божия всегда со мной; гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный (Пс. 51, 3 — 6); зачал неправду, был чреват злобой и родил себе ложь (Пс. 7, 15); пишет жестокие решения (Ис. 10, 1), строит дом свой неправдой (Иер. 22, 13), сеет на бороздах неправды (Сир. 7, 3)...
Видя повсюду разливающийся поток неправды, ревнители Божией истины — пророки — скорбели и раздирались сердцем. И в наше время ревнитель Божий, алчущий и жаждущий правды, поищет ее и, может быть, с отчаянием воскликнет: Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих (3 Цар. 19, 4). Царство неправды со всех сторон окружает и гнетет бедного правдолюбца, мучит, терзает его, не оставляет ему минуты утешительные, на каждом шагу его оказывает ему новые и новые оскорбления. Но самое большее, самое худшее оскорбление — то, когда неправда преодолеет мужество праведника и увлечет за собой поборника истины... Плачевнейшее зло!
Но восклонитесь и поднимите головы ваши, вы, алчущие и жаждущие правды.] Блаженны вы, ибо насытитесь. Блаженны вы! Вы не будете более видеть отвратительного лика посмеявшейся вам неправды, не будете слышать злорадного, язвительного шума ее, не будете терпеть ее наглых, безумных нападений; потому что приближается избавление ваше! Откроется последний суд, и вы увидите во всём боголепном торжестве и величии вечную правду, о которой ревновали, о которой болели здесь сердцем. Она вас утешит, увенчает, воцарит с собой, просветит вас, яко солнце. Вожделенный, радостный суд!
Есть еще один гонитель и вместе мучитель христиан, о котором нельзя не упомянуть в виду раскрывающейся судом Божиим вечности. Это дух века — века нашего, временного. Подражая своему князю, он также ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5, 8), злобно и яростно нападает на христолюбцев, хитро и лукаво стережет их... У него повсюду раскинута невидимая погибельная сеть соблазнов и искушений. Много нужно крепости и силы духа, чтобы противостоять и противодействовать этому врагу. В Mipe будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), — говорил Спаситель, — будете ненавидимы всеми за имя Мое (МФ- 10, 22); изгонят вас из синагог (Ин. 16, 2), сочтут вас лицемерами, святошами, полоумными, с которыми стыдно иметь дело... Но мужайтесь: Я победил Mip (Ин. 16, 33).
Господи! Как же мужаться, когда Mip уже и того, и того победил? Победит и нас! Может быть, с Твоей поспешествующей помощью мы бы и выдержали его нападения, если бы духовный взор наш был силен прозревать в глубины сатанинские (Откр. 2, 24). Но где взять столько осмотрительности, чтобы не принять иногда врага за друга, злодея за доброделателя, изверга за брата! Дух века ослепляет, оглушает нас, преследует нас всячески, всюду и всегда, от первых дней жизни нашей до последнего дыхания. Мы в нем живем, им дышим; мы — невольники, рабы неискупимые; видим пропасть и не можем не бежать в нее.
Бедные страдальцы! Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. Блаженны вы, изгнанные за правду! Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как безчестное, за Сына Человеческого! (Лк. 6, 22.) Будет время лучшее — настанет суд Божий. Перед очами всех мiролюбцев Mip окончательно обличен будет о грехе и о правде и о суде (Ин. 16, 8). Небо примет вас, ревновавших о нем на земле, и будет Царство Небесное (Мф. 5, 10.) Что блаженнее радости царствовать — и царствовать на небе, и царствовать вечно?.. Стократно вожделенный и радостный суд!
Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, все явные и потаенные мученики за слово Христово! Ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 23).
Велика награда... Малое слово, но безконечно велика мысль, прикрытая им. Господь не любил говорить много о том, какую радость готовит Он своим избранным. Ваше есть Царствие Божие... насытитесь, воссмеетесь (Лк. 6, 20 — 21)... Ибо те утешатся, наследуют землю, помилованы будут, Бога узрят, будут наречены сынами Божиими (Мф. 5; 4 — 5, 7 — 9), получат во сто крат и наследуют жизнь вечную (Мф. 19, 29), будут есть и пить на трапезе Господней (Лк. 22, 30), возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф. 8, 11), будут со Христом, почтены будут Отцом Небесным (Ин. 12, 26), воссияют, как солнце (Мф. 13, 43) и т. п. Но этим далеко не высказывается величие мзды небесной. Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас (Рим. 8, 18), — говорил предвкусивший сладость вечных благ апостол, но что это за слава? Также оставил необъясненным, без сомнения, потому, что и об этом человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 4). Еще не открылось, что будем, — говорит Тайновидец. — Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (1 Ин. 3, 2). Всякий ли способен понять, что за высочайшее блаженство заключается в этом обетовании: будем подобны Ему...
Восторгнись духом, христианин! Иногда ты ревновал о человеческой именитости, чести, силе, славе, искал подражать уму, слову, делу себе подобного смертного и земнородного, домогался видеть то, чем славится суета человеческая... Отряси тину очесе умнаго. Мы увидим Сущего и будем подобны Ему. Ты желал раскрыть безпрепятственно силы безсмертного духа твоего, всё узнать, всё сделать, возвратить себе истинно человеческое достоинство, явиться пред лицом Божиим достойным образа Божия, тобой носимого... Радуйся и веселись! Знаем, что, когда откроется, будем подобны Ему — станем выше всего, о чем теперь едва помыслить можем. Послушай, как весело и приветливо раздается давно знакомый нам тихий и кроткий глас Сладчайшего Спасителя нашего: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мiра (Мф. 25, 34)... Каким языком высказать ту радость, которая должна осветить лица благословенных Отцом Небесным?.. И пойдут... праведники в жизнь вечную (Мф- 25, 46)... Ей, да будет таковое благоволение Твое над всеми нами, Авва Отче (Мф. 11, 26. Лк. 10, 21)!
Что же, братья? Как нам назвать последний суд Божий? Что он для нас: страшный или вожделенно-радостный?.. Вот предмет, о котором стоит подумать среди праздничного шума следующих дней. Аминь.
Архимандрит Антонин (Капустин,+1894), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме
Дополнительно по данному разделу: Двери покаяния Согласование Евангельских сказаний о Воскресении Христовом Торжество Православия О постничестве Слово в Прощенное воскресенье Канон Св. Андрея Критского как призыв к покаянию Слово о покаянии О Великом Посте Беседа с рабом Божиим Иосифом Муньоз (из архива редакции) "МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ ЗА ХРИСТА"
|