Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Почил о Господе Схи-Архиепископ Лазарь, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

"Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла" (Ис. 57, 1).

Почил о Бозе Схи-Архиепископ Лазарь,

Председатель Архиерейского Синода

Русской Истинно-Православной Церкви

 

           

 

Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу;

и мужи благочестивые восхищаются от земли,

и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла.

Ис. 57, 1

 

17/30 июня, во время Петрова поста, почил о Господе старейший русский катакомбный архипастырь Схи-Архиепископ Лазарь (Журбенко), Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.

Предчувствуя свою близкую кончину, Владыка Лазарь пожелал принять постриг в великую схиму. 16/29 июня, в день памяти преподобного старца Схи-Архимандрита Моисея Оптинского (в прославлении которого в 1990 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ принимал участие Вл. Лазарь), Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский совершил над Вл. Лазарем постриг в великую схиму с оставлением прежнего имени, данного ему в 70-е гг. по благословению его духовного отца Святителя Леонтия (Филлиповича) Чилийского.

Схиархиепископ Лазарь (Журбенко)

Последняя прижизненная фотография Схи-Архиепископа Лазаря

Кончина Схи-Архиепископа Лазаря наступила 17/30 июня в 20.10 по киевскому времени во время соборного служения Чина на разлучение души от тела. Сначала был отслужен акафист пред Иверской Иконой Божией Матери, Которую очень любил и чтил Владыка Лазарь и избранником Которой через Ея Чудотворный Благоухающий образ он был. Очень трогательно звучали слова акафиста: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая», и очень знаменательно. В глазах Владыки были слезы. Затем началось служение Чина на разлучение души от тела. Владыка Лазарь мирно отошел ко Господу во время последней молитвы Чина. Кончина была спокойной, а на лице появилось выражение покоя и умиротворения.

Перед кончиной Вл. Лазарь составил ряд завещаний и дал последние распоряжения.

По завещанию Владыки, похоронен он был сразу же на следующий день, на праздник Курско-Коренной Иконы Божией Матери, в преддверии праздника Святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и дня кончины его духовного наставника и покровителя – Святителя Леонтия Чилийского.

                       

Чин отпевания и погребения совершили Преосвященные Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский, Епископ Дионисий Новгородский и Тверской и епископ Гермоген Черниговский и Гомельский при сослужении собора духовенства из России, Украины, Кубани и других регионов.

       

      

По завещанию приснопамятного Схи-Архиепископа Лазаря, похоронили его на территории мужского скита в честь Державной Иконы Божией Матери, в саду, который насадил сам Вл. Лазарь. В могиле была устроена ниша, в которую и помещен гроб. Это было пожелание самого Владыки Лазаря. В ногах почившего архипастыря установлен восьмиконечный православный крест.

                 

                   

Постриг в схиму, кончина, отпевание и погребение приснопамятного Владыки Лазаря совершались в присутствии Чудотворной Иверской Иконы Божией Матери Благоухающей, написанной и переданной Вл. Лазарю хранителем Мvроточивой Иконы Божией Матери Иверской-Монреальской мучеником Иосифом Муньосом – по духовному откровению их духовного наставника Святителя Леонтия Чилийского. Все эти дни Чудотворная Икона обильно источала благоухание. В момент кончины Владыки она благоухала как-то особенно, не так как обычно, очень нежно источая аромат.

На следующее утро, в день памяти Святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и блаженной кончины Архиепископа Леонтия (Филлиповича) Чилийского, в кафедральном храме Св. Прав. Иоанна Кронштадтского Архиепископом Вениамином Черноморским и Кубанским, Епископом Дионисием Новгородским и Тверским, Епископом Гермогеном Черниговским и Гомельским и Епископом Тихоном Омским и Сибирским, при сослужении собора духовенства РИПЦ, по окончании Божественной Литургии была отслужена панихида по новопреставленному Схи-Архиепископу Лазарю и приснопоминаемому Архиепископу Леонтию Чилийскому. По окончании панихиды, во дворе храма для всех присутствующих архиереев, духовенства, прихожан и паломников Православным Сестричеством св. бл. Ксении Петербургской Одесской Епархии РИПЦ был устроен поминальный обед.

    

Знаменательно, что третий день кончины Схи-Архиепископа Лазаря, день, в который душа усопшего, по преданию Церкви, идет на поклонение Господу, – совпадает с днем памяти Свт. Иоанна (Максимовича) и духовного наставника Владыки Лазаря Архиепископа Леонтия Чилийского, а сороковой день – с днем блаженной кончины его первого духовного отца, постригавшего его в иночество, – кавказского катакомбного старца Схи-Иеромонаха Феодосия (Кашина).

Схи-Архиепископ Лазарь явился подлинным Божиим избранником,  посвятив свою жизнь восстановлению канонического обустройства и жизни Катакомбной Церкви-Исповедницы на Родине, на что отдал все свои силы и саму жизнь. Он был собирателем разрозненных богоборческим гонением церковных общин в единую каноническую церковную ограду. Его мирная и благодатная христианская кончина явилась свидетельством приятия Господом его подвига служения, страдания и исповедничества, его стояния в Вере и Истине, хранения верности истинной Русской Православной Церкви. Нескончаемые поношения, клеветы, гонения и изгнания, которые пережил Владыка Лазарь,  были, по слову прп. Иустина (Поповича), теми «стопами, которыми ходит добродетель в мiре сем». В последние годы он скорбно переживал происходящие на его глазах предательство и отступление высшей иерархии Зарубежной Церкви. Несмотря на клеветы и унижения со стороны недавних собратий, он хранил верность Владыке-Митрополиту Виталию как единственному законному духовному главе Русской Церкви, всегда поминая за богослужениями его имя как Первоиерарха. Незадолго до смерти, 18 марта 2005 г., в день 95-летия Вл. Виталия, промыслом Божиим Вл. Лазарю удалось дозвониться до Старца-Митрополита и пообщаться с ним по телефону, поздравить его с днем рождения и испросить отеческое благословение. Владыка Митрополит был очень тронут, и выразил неподдельную радость. Сам же Вл. Лазарь был рад, что ему удалось, наконец, лично пообщаться с Первоиерархом, которого он любил и высоко ценил, и последнее свободное Распоряжение и благословение которого он неукоснительно исполнил.

…В день погребения Владыки Лазаря с утра было слегка пасмурно, и накрапывал мелкий дождик. Казалось, сама природа вместе с духовными чадами Владыки грустит об его утрате. Но к середине отпевания тучи стали постепенно рассеиваться, и установилась теплая солнечная погода. Постепенно и скорбь отошла, боль утраты сменилась чувством торжественности от осознания того, что Господь принял подвиг служения Своего исповедника. Погребение Владыки стало подлинным Торжеством Православия, торжеством Истинной Христовой Церкви.

Подготовили Виталий и Сергей Шумило

 

 

Краткая биографическая справка:

Высокопреосвященнейший Лазарь (в миру Феодор Иосифович Журбенко), Архиепископ Одесский и Тамбовский, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви. Один из старейших иерархов Русской Церкви. Родился в 1931 г. Во время искусственно спровоцированного советской властью голодомора 30-х гг. осиротел: мама умерла от голода, дедушка и бабушка большевиками были сосланы в Сибирь, где и погибли.

Духовное воспитание проходил у старцев Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) на Кубани о. Константина Высоцкого, иером. Самуила и иеросхим. Феодосия (Кашина), не принявших советской власти и из-за гонений перешедших на нелегальный (катакомбный) способ служения. Исполнял при иеросхим. Феодосии (Кашине) послушание связного, возил к нему группы катакомбных паломников.

4/17 сентября 1947 г., в шестнадцать с половиной лет, тайно пострижен в иноки с именем Феодосий святым старцем Феодосием (Кашиным) Кавказским, духовным чадом коего он был. Советской власти не признавал.

8/21 марта 1950 г., в девятнадцать лет, арестован за принадлежность к ИПЦ и осужден 13 января 1951 г. по ст. 58-10 ч. 2 и ст. 58-11 Уголовного Кодекса РСФСР на 10 лет сталинских концлагерей. Отбывал срок в Карагандинском концлагере, где исполнял тяжелые каторжные работы на медных рудниках, каменных карьерах, лесоповалах и т.п. В лагере неоднократно помещали в карцер, подвергался мучениям, истязаниям и унижениям за веру. Тайно окормлялся у катакомбного исповедника-«мечевца» о. Владимира Криволуцкого, также отбывавшего срок в Карагандинском концлагере. Общался с единомышленниками на специально разработанном в лагере языке жестов.

В 1955 г., после смерти Сталина и объявления амнистии, изможденный и обезсиленный катаржными работами, голодом и болезнями Ф.И.Журбенко освобожден по состоянию здоровья.

После лагеря, поскольку жить было негде, по благословению катакомбных монахов некоторое время жил и обучался при Глинской пустыни, где подвизалось немало бывших катакомбных схимников. Духовное ядро обители до самого ее закрытия составляли подвижники, жившие в Глинской пустыни еще до 1922 г., а с кон. 20-х гг. принадлежавшие к Катакомбной Церкви. В 1958 г. таковых было около одной пятой от общего числа насельников. Среди наиболее известных катакомбных подвижников, не принявших в 1927 г. сергиевой Декларации и возродивших в 40-е гг. Глинскую пустынь, были Архим. Нектарий (Нуждин,+1943), схиигум. Антоний (Ветер,+1946), иеросхим. Никодим (Калиуш,+1953), иеросхим. Серафим (Амелин,+1958) и многие другие. Восприняв от Глинских старцев ХІХ и начала ХХ веков древние иноческие традиции обители, они передавали их следующим поколениям. Во втор. пол. 50-х гг. среди насельников пустыни числились также духовный сын оптинского старца Анатолия иеросхимонах Паисий (Гришкин), схимонах Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря  Симон (Хондошко), афонский схимонах Варсонофий (Середа). Нстоятелем обители тогда был схиархим. Андроник (Лукаш,+1974), принявший Ф.Журбенко в монастырь, сочувствовавший ИПЦ и защищавший его от нападок со стороны некоторых монахов из-за того, что тот не принимал таинств МП.

Трудясь при Глинской пустыни, поддерживал отношения с еп. Афанасием (Сахаровым), архиеп. Виктором (Святиным, бывш. Пекинским РПЦЗ), еп. Зиновием (Мажугой, в схиме – Серафим), схиархим. Кукшой (Величко) и др.

После разгрома властями обители возвратился на Кубань, где окормлялся у катакомбных старцев-исповедников о. Тимофея (Несговорова) и о. Герасима (Замесина). Скрывался от властей, странствовал, занимался пчеловодством на пасеках.

В нач. 60-х гг. через сотаинника св. старца Феодосия (Кашина) – афонского архимандрита Евгения (Жукова) установил тайную переписку с епископом РПЦЗ Леонтием (Филлиповичем) Чилийским, бывш. катакомбным священником, поставленным в годы войны во епископа Житомирского. После установления переписки в овдовевшей Катакомбной Церкви на Родине, оставшейся после смерти схиеп. Петра (Ладыгина) без канонических архиереев, истинно-православные духовенство и верующие стали считать еп. Леонтия своим кир-иерархом, тайная связь с которым осуществлялась через инока Феодосия (Журбенко).

Таким образом в 60-е гг. благодаря стараниям ин. Феодосия между овдовевшей Катакомбной ИПЦ на Родине и РПЦЗ было установлено тайное духовное общение, а в ИПЦ – поминовение Первоиерархов РПЦЗ. Будучи сам принят под омофор Свят. Леонтия, инок Феодосий переслал ему также Прошения об урегулировании канонического положения и приеме под его святительский омофор иером. Илариона (Андриевского), о. Амвросия (Капинус, в схиме Онувий) и о. Игнатия (Склярова) из Воронежа, о. Михаила Рождественского из Петрограда, о. Никиты Лехан из Харькова, о. Александра (Орлова) из Сибири, о. Виссариона (Маркова, в схиме Серафим) из Тамбова и ряда других катакомбных батюшек.

В 1971 г., по письменному благословению и направлению еп. Леонтия, для служения в Катакомбной Церкви ин.Ф.Журбенко тайно рукоположен во священники Архиепископом Вениамином (Новицким), отбывавшим 12-ти летнее заключение в сталинских концлагерях на Колыме и рукополагавшим ранее и еп. Леонтия. В 1975 г. духовным сыном св. старца Амвросия Оптинского – схиархимандритом Амвросием (Ивановым) тайно пострижен в монашество с именем Лазарь. На новое имя ранее также письменно указал еп. Леонтий. Пытался эмигрировать из СССР и выехать по оформленному архим. Евгением (Жуковым) вызову на Афон, но власти отказали.

В сер. 70-х гг. иером. Лазарь основал ряд тайных катакомбных монастырей на Кубани. Постригал в схиму с именем Серафим известного катакомбного старца-исповедника о. Виссариона (Маркова) из Тамбова, который передал и завещал окормление своей катакомбной паствы о. Лазарю. Перед смертью завещал своей пастве окормляться у о. Лазаря также выдающийся катакомбный старец-исповедник о. Тимофей (Несговоров) и др. Таким образом к концу 70-х гг. под окормление о. Лазаря перешли многочисленные овдовевшие катакомбные общины от Сибири и Казахстана до Кубани и Украины. Все они не признавали новоявленных лжекатакомбных самосвятских групп «поздеевцев», «секачевцев», «алфеевцев» и др. и ориентировались на духовное единение с РПЦЗ.

 

В 1981 г., 11 января, в Женеве Архиепископ РПЦЗ Антоний (Бартошевич) Западно-Европейский заочно возводит иером. Лазаря в сан архимандрита. А в 1982 г., 27/10 мая, по благословению Первоиерарха РПЦЗ митр. Филарета (Вознесенского) архим. Лазарь тайно возведен во епископа Катакомбной Церкви нелегально прибывшим в СССР епископом РПЦЗ Варнавой, также тайно рукоположенным во епископа для хиротонии о. Лазаря (кандидатуру еп. Лазаря лично утверждал Свят. Филарет (Вознесенский)). Постоянно скрывался от властей и переезжал с одного места на другое, тайно служил по домам и рукополагал для овдовевших общин ИПЦ новых священников.

В кон. 80-х – нач. 90-х гг., после объявления т.н. «перестройки» и наступления относительной свободы, стал принимать под омофор РИПЦ-РПЦЗ прихожан и священников МП, положив начало открытию легальных приходов РИПЦ-РПЦЗ на Родине. С 1990 г. катакомбный епископ Лазарь член Архиерейского Собора РПЦЗ, возведен в сан архиепископа.

В 1994 г. Архиерейским Собором РПЦЗ назначен Председателем Архиерейского Совещания РИПЦ – канонического органа управления епархиями и приходами на Родине.

 

В 2002 г. Первоиерарх РПЦЗ Митр. Виталий (Устинов) своим Распоряжением-Завещанием на имя Архиеп. Лазаря благословил создать Архиерейский Синод РИПЦ на Родине, который пребывал бы в духовном общении с РПЦЗ. Архиеп. Лазарь являлся хранителем Чудотворного образа Иверской иконы Божией Матери «Благоухающего», переданного Владыке св. мучеником Иосифом Муньос по духовному откровению их общего наставника – Святителя Леонтия (Филлиповича) Чилийского.

Предчувствуя свою близкую кончину, Владыка Лазарь пожелал принять постриг в великую схиму. 16/29 июня, в день памяти преподобного старца Схи-Архимандрита Моисея Оптинского (в прославлении которого в 1990 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ принимал участие Вл. Лазарь), Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский совершил над Вл. Лазарем постриг в великую схиму с оставлением прежнего имени.

Кончина Схи-Архиепископа Лазаря наступила в предверии празднования Одигитрии Русского Рассеяния Курско-Коренной Иконы Божией Матери 17/30 июня в 20.10 по киевскому времени во время соборного служения Чина на разлучение души от тела.

Знаменательно, что третий день кончины Схи-Архиепископа Лазаря, день, в который душа усопшего, по преданию Церкви, идет на поклонение Господу, – совпадает с днем памяти Свт. Иоанна (Максимовича) и духовного наставника Владыки Лазаря Архиепископа Леонтия Чилийского, а сороковой день – с днем блаженной кончины его первого духовного отца, постригавшего его в иночество, – кавказского катакомбного старца Схи-Иеромонаха Феодосия (Кашина).

 

 

Дополнительно о приснопочившем Вл. Лазаре см.:

1. Жизнь в катакомбах

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=546

 

2. Годовщина рукоположения и пастырского служения Архиепископа Лазаря, Председателя Архиерейского Синода РИПЦ

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=635

 

3. Годовщина восстановления апостольской преемственности в Русской Катакомбной Истинно-Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=677

 

4. Архиепископ Лазарь почтил память Аввы - Святителя Леонтия Чилийского

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=538

 

5. Святыня Русской Истинно-Православной Церкви: Чудотворному образу Иверской иконы Божьей Матери Благоухающему – 11 лет

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=24

 

6. Архиепископ Лазарь с архипастырским визитом посетил приходы Воронежчины, Тамбовщины и Харьковщины

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=591

 

7. Празднование Успения Пресвятой Богородицы в Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=579

 

8. Пасхальные торжества в Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=403

 

9. Из жизни Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви, возглавляемой Высокопреосвященнейшим Архиепископом Лазарем

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=48

 

10. Русская Истинно-Православная Церковь

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=518

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Крестный путь Митрополита Виталия
Зимняя сессия Епархиального пастырского училища
Летняя учебная сессия Епархиального Пастырского Училища
Великий пост в Леснинском монастыре Пресвятой Богородицы
Объединение зарубежной церкви Матрополита Лавра с Московской сергианской патриархией
Скончался архиепископ Серафим Брюссельский и Западно-Европейский, не одобрявший слияния РПЦЗ с МП.
Визит господина Ле Пена в Омско-Сибирскую Епархию Русской Истинно-Православной Церкви
Празднование Успения Пресвятой Богородицы в Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви
Позиция и безпринципность иерархов РПЦЗ(Л), или как прошлое обличает настоящее
Отчет об официальной встрече делегации Синода РПЦЗ(л) с руководством сергианской МП и переговорах об унии


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru