Несоблюдение Соборности Нью-Йоркским Синодом Проф. Г.М. Солдатов, Председатель Общества Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) РПЦЗ
НЕСОБЛЮДЕНИЕ СОБОРНОСТИ НЬЮ-ЙОРКСКИМ СИНОДОМ
Согласно Указу Святого Патриарха Тихона, объединив русские епархии и приходы заграницей, организованный архиереями Синод оказался вынужденным заняться законодательством. Управляя и организовывая зарубежные епархии, стремясь соблюдать каноны Православной Церкви, Синод столкнулся с затруднениями, непривычными для прибывших из Российской Империи архиереев. Однако ими были выработаны для новых условий положения о Западно-Европейском Округе, о правах викариев, об управлении заграничных епархий, организации Митрополичьих Округов, которые, однако, вскоре были объединены вокруг одного Первоиерарха. Участие мiрян в жизни Церкви стало более необходимым при возникновении многих внешних, недогматических вопросов. Участие это не ослабляло канонического положения иерархии, и в частности архиереев. Как духовенству, так и мiрянам понятно, что носителями духовной власти в Церкви, являются исключительно архиереи, преемники Святых Апостолов и только им принадлежит на Соборах окончательное решение. Однако в новых условиях для архиереев и духовенства стала ясна постоянная необходимость совещательного участия мiрян. Неосмотрительность и незнакомство архиереев с местными гражданскими законами и условиями, бывало, приводило к печальным результатам в некоторых епархиях, в особенности – и в самой резкой форме – в Северной Америке. Ввиду этого появилась необходимость наличия епархиальных советов, епархиальных собраний духовенства и мiрян, т. е. более деятельного участия всей Церкви, сиречь – соборности. Эти органы усилили авторитет и власть епархиальных архиереев, так как, в силу соборности, решения были совместными. Участие мiрян в управлении Церкви для архиереев особенно важно еще и потому, что в глазах правительств некоторых стран церковные организации находятся на особых условиях. В США, например, согласно законам, «совет директоров», а не один архиерей распоряжается хозяйственными вопросами. В обязанности «тростистов» соборов, церквей и церковных организаций входят контроль сохранности имущества и недопущение чрезмерных финансовых обязательств. Сам Архиерейский Синод РПЦЗ, находящийся после Второй Мiровой войны в Нью-Йорке, имеет юридические права, будучи инкорпорирован и зарегистрирован в штате как религиозная корпорация. Эта регистрация главного управления Русской Зарубежной Церкви – Синода, а также отдельно епархий в каждом штате, дало право РПЦЗ быть на особом положении в отношении налогов, получая различные льготы. В Европе, в частности в Германии, РПЦЗ зарегистрирована как корпорация, но находится в других условиях, чем в США. Население вносило церковные налоги, из которых государством выделялись средства для архиереев и духовенства, в зависимости от количества верующих и образования духовенства. Церковные постройки, почти все без исключения, принадлежат государству, предоставляющему их в пользование верующим. Однако материальная зависимость ограничивает православное духовенство. Ограничена, например возможность духовенству высказывать, устно или в печати, несогласие с экуменической деятельностью или заявлять, что лишь Православная Церковь является истинной. В Канаде, церкви зарегистрированы как часть соборного прихода, а во Франции церковь числится как обычное общество. В Южной Америке, Австралии и других странах действуют другие гражданские имущественные законы и, поэтому, взаимоотношения духовенства с гражданскими властями различны. Епархии РПЦЗ, с различными местными юридическими правами и возможностями, возглавляются Синодом, представляющем из себя как бы постоянный малый Собор. Он является постоянным Высшим Церковным Учреждением, и в нем должна при управлении соблюдаться соборность. Различные взаимоотношения с государственными властями и зависимость от них поставила духовенство в ограничивающее его положение по отношению к древнему каноническому праву, когда часто архиерей управлял как духовными, так и имущественными делами. Обстоятельства изменились, правительства не вмешиваются в догматические вопросы, но, проведя некоторые гражданские законы, лишили духовенство права обличения некоторых грехов. В Древней Церкви архиереи обличали правителей, порицали аморальное поведение (например, приводя в пример Содом и Гоморру), но в современных условиях, в частности в США, духовенство ограничено в праве слова, и не выступает с проповедями против однополых “супружеств”, и аморальных различных явлений в обществе, так как законом страны запрещено «возбуждать верующих против меньшинств и других групп». Поэтому, духовенству приходится духовно страдать, ввиду невозможности своими наставлениями исполнять свои пастырские обязанности, когда по своему долгу оно должно бы выступать против вредных влияний в гражданских школах. Однако, все эти различные условия для церковной работы в епархиях РПЦЗ, в разных частях мiра, не нарушают канонического положения. Всеми епархиями управляли благодатные канонические архиереи, имеющие попечение обо всех церковных вещах и при помощи мiрян всем распоряжающимися. Им были вверены верующие и их души, за которых архиереи ответственны перед Самим Богом. Догматические определения архиереев не ставятся святыми канонами на обсуждение и утверждение мiрян. Но они участвуют в церковном управлении как советники, и им поручаются различные должности, согласно 64-му Правилу 6-го Вселенского Собора, решившего со слов Апостола Павла из 1-го Послания к Коринфянам (12,27) «что в Единой Церкви разные члены сотворил Бог». В согласии с этим решением архиерей является головой, духовенство и мiряне телом и ни одна из этих частей Божьего Тела не может существовать самостоятельно. Поэтому, поскольку Церковь Едина, и состоит из различных частей Тела, то недопустимо, чтобы Синод РПЦЗ созывал «Всезарубежный Собор» для решения не догматических вопросов, подготовив его при участии исключительно членов комиссии по переговорам с МП, и архиереев стремящихся к унии. При этом, в церковную практику вводится система советского управления, при котором правительство решает все дела, без участия народа. Такую практику управления, уже с момента своего основания по указу Сталина, приняла МП. Несоблюдение соборности Синодом РПЦЗ является серьезным церковным нарушением. Исключение из процесса переговоров с МП мiрян превращает их в отдельную от Церкви единицу. Всякое участие в церковном деле должно всеми приниматься как служение Господу. Поэтому важно, чтобы исполняющие свои обязанности, видели перед собой свой долг перед Церковью. Пользование своей иерархической властью для архиереев является долгом, а не правом. В создавшейся по вине сторонников унии с МП ситуации, долг каждого – независимо от положения в Зарубежной Церкви – ответить в первую очередь самому себе: согласен ли он на признание МП, как «Матери Церкви», организованной советским правительством с назначенным Сталиным “патриархом” Сергием, и будет ли он, с чистым сердцем, принимать от патриархийного духовенства таинства? Общество Блаженнейшего Митрополита Антония предлагало приостановить процесс «унии» до тех пор, пока в МП не произойдет исцеление от внесенных во время советского режима болезней и изъянов. Иерархия МП должна прекратить свое преклонение перед советским прошлым и сотрудничество с неокоммунистическим правительством. А до тех пор, наши канонические архиереи, с помощью Божьей, могли бы продолжать вести верующих по пути указанному первоиерархами Церкви митрополитами Антонием, Анастасием, Филаретом и Виталием, бережно хранившими духовное наследие Православной Церкви для спасения наших душ. Господи Боже, укрепи верных Церкви архиереев и духовенство!
http://www.metanthonymemorial.org/VernostNo47.htm
|
© Catacomb.org.ua |