Несоблюдение Соборности Нью-Йоркским Синодом
Проф. Г.М. Солдатов, Председатель Общества Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) РПЦЗ

 

НЕСОБЛЮДЕНИЕ СОБОРНОСТИ  НЬЮ-ЙОРКСКИМ  СИНОДОМ

 

Согласно Указу Святого Патриарха Тихона, объединив русские епархии и приходы заграницей, организованный архиереями Синод оказался вынужденным заняться законодательством. Управляя и организовывая зарубежные епархии, стремясь соблюдать каноны Православной Церкви, Синод столкнулся с затруднениями,  непривычными для прибывших из Российской Империи архиереев. Однако ими были выработаны для новых условий положения о Западно-Европейском Округе, о правах викариев, об управлении заграничных епархий, организации Митрополичьих Округов,  которые, однако, вскоре были объединены вокруг одного Первоиерарха.

Участие мiрян в жизни Церкви стало более необходимым при возникновении многих внешних, недогматических вопросов. Участие это не ослабляло канонического положения иерархии, и в частности архиереев. Как духовенству, так и мiрянам понятно, что носителями духовной власти в Церкви,  являются исключительно архиереи, преемники Святых Апостолов и только им принадлежит на Соборах окончательное решение. Однако в новых условиях для архиереев и духовенства стала ясна постоянная необходимость совещательного участия мiрян. Неосмотрительность и незнакомство архиереев с местными гражданскими законами и условиями, бывало, приводило к печальным результатам в некоторых епархиях,  в особенности – и в самой резкой форме – в Северной Америке. Ввиду этого появилась необходимость наличия епархиальных советов, епархиальных собраний духовенства и мiрян, т. е. более деятельного участия всей Церкви, сиречь –  соборности. Эти органы усилили авторитет и власть епархиальных архиереев, так как, в силу соборности, решения были совместными.

Участие мiрян в управлении Церкви для архиереев особенно важно еще и потому, что в глазах правительств некоторых стран церковные организации находятся на особых условиях.  В США, например, согласно законам, «совет директоров», а не один архиерей распоряжается хозяйственными вопросами. В обязанности «тростистов» соборов, церквей и церковных организаций входят контроль сохранности имущества и недопущение чрезмерных финансовых обязательств.

Сам Архиерейский Синод РПЦЗ,  находящийся после Второй Мiровой войны в Нью-Йорке,  имеет юридические права, будучи инкорпорирован и зарегистрирован в штате как религиозная корпорация. Эта регистрация главного управления Русской Зарубежной Церкви – Синода, а также отдельно епархий в каждом штате,  дало право РПЦЗ быть на особом положении в отношении налогов, получая различные льготы.

В Европе, в частности в Германии,  РПЦЗ зарегистрирована как корпорация, но находится в других условиях, чем в США. Население вносило церковные налоги, из которых  государством выделялись средства для архиереев и духовенства,  в зависимости от количества верующих и образования духовенства. Церковные постройки,  почти все без исключения,  принадлежат государству, предоставляющему их в  пользование верующим. Однако материальная зависимость ограничивает православное духовенство. Ограничена, например возможность духовенству высказывать,  устно или в печати,  несогласие с экуменической деятельностью или заявлять, что лишь Православная Церковь является истинной.

В Канаде,  церкви зарегистрированы как часть соборного прихода, а во Франции церковь числится как обычное общество.

В Южной Америке, Австралии и других странах  действуют другие гражданские имущественные законы и, поэтому, взаимоотношения духовенства с  гражданскими властями  различны.

Епархии РПЦЗ,  с различными местными юридическими правами и возможностями,  возглавляются Синодом, представляющем из себя как бы постоянный малый Собор. Он является постоянным Высшим Церковным Учреждением, и в нем должна при управлении соблюдаться соборность.

Различные взаимоотношения с государственными властями и зависимость от них  поставила духовенство в ограничивающее его положение по отношению к древнему каноническому праву, когда часто архиерей управлял как духовными, так и имущественными делами. Обстоятельства изменились, правительства не вмешиваются в догматические вопросы, но, проведя некоторые гражданские законы, лишили духовенство права обличения некоторых грехов. В Древней Церкви архиереи обличали правителей, порицали аморальное поведение (например, приводя в пример Содом и Гоморру),  но в современных условиях,  в частности в США,  духовенство ограничено в праве слова,  и не выступает с проповедями против однополых “супружеств”,  и аморальных различных явлений в обществе,  так как законом страны запрещено «возбуждать верующих против меньшинств и других групп». Поэтому,  духовенству приходится духовно страдать,  ввиду невозможности своими наставлениями исполнять свои пастырские обязанности, когда по своему долгу  оно должно бы выступать против вредных влияний в гражданских школах.

Однако,  все эти различные условия для церковной работы в епархиях РПЦЗ,  в разных частях мiра,  не нарушают канонического положения. Всеми епархиями управляли благодатные канонические архиереи, имеющие попечение обо всех церковных вещах и при помощи мiрян всем распоряжающимися. Им были вверены верующие и их души, за которых архиереи  ответственны перед Самим Богом. Догматические определения архиереев  не ставятся святыми канонами на обсуждение и утверждение мiрян. Но они участвуют в церковном управлении как советники,  и им  поручаются различные должности,  согласно 64-му Правилу 6-го Вселенского Собора, решившего со слов Апостола Павла из 1-го Послания к Коринфянам (12,27) «что в Единой Церкви разные члены сотворил Бог».  В согласии с этим решением архиерей является головой, духовенство и мiряне телом и ни одна из этих частей Божьего Тела не может существовать самостоятельно.

Поэтому,  поскольку Церковь Едина,  и состоит из различных частей Тела,  то недопустимо, чтобы Синод РПЦЗ созывал  «Всезарубежный Собор» для решения не догматических вопросов, подготовив его при участии  исключительно членов комиссии по переговорам с МП, и архиереев стремящихся к унии. При этом,  в церковную практику вводится система советского управления, при котором правительство решает все дела,  без участия народа.  Такую практику управления, уже с момента своего основания по указу Сталина, приняла МП. 

Несоблюдение  соборности Синодом РПЦЗ  является серьезным церковным нарушением.  Исключение  из процесса переговоров с МП мiрян превращает их в отдельную от Церкви единицу.

Всякое участие в церковном деле  должно всеми приниматься как служение Господу. Поэтому важно, чтобы исполняющие свои обязанности,  видели перед собой свой долг перед Церковью. Пользование своей иерархической властью для архиереев является долгом, а не правом.

В создавшейся по вине сторонников унии с МП ситуации,  долг каждого – независимо от положения в Зарубежной Церкви – ответить в первую очередь самому себе: согласен ли он на признание МП,  как «Матери Церкви», организованной советским правительством с назначенным Сталиным  “патриархом” Сергием, и будет ли он,  с чистым сердцем,  принимать от патриархийного духовенства таинства?

Общество Блаженнейшего Митрополита Антония  предлагало  приостановить процесс «унии»  до тех пор, пока в МП не произойдет исцеление от внесенных во время советского режима болезней и изъянов. Иерархия МП должна прекратить свое преклонение перед советским прошлым и сотрудничество с неокоммунистическим правительством.

А до тех пор, наши канонические архиереи, с помощью Божьей,  могли бы продолжать вести верующих по пути указанному первоиерархами Церкви митрополитами Антонием, Анастасием, Филаретом и Виталием, бережно хранившими духовное наследие Православной Церкви для спасения наших душ.

Господи Боже, укрепи верных Церкви архиереев и духовенство!

 

http://www.metanthonymemorial.org/VernostNo47.htm

 



Церковно-общественный журнал «Верность» - орган Общества Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) РПЦЗ: http://metanthonymemorial.org

Председатель Общества и гл. редактор журнала «Верность» - проф. Г.М. Солдатов

Сноситься с редакцией можно по эл-почте:  GeorgeSoldatow@Yahoo.com  или

The Metropolitan Anthony Society,
3217-32nd Ave. NE, St. Anthony Village,  MN 55418, USA

 


© Catacomb.org.ua