Слово в третью неделю Великого поста Архимандрит Антонин (Капустин,+1894), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме
Архимандрит Антонин (Капустин,+1894)
СЛОВО В ТРЕТЬЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Явися великий Господень Кресте! Покажи ми зрак божественной красоты твоея ныне! Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной (Мк. 8, 34), — говорит Господь в слышанном ныне Евангелии. Святая Церковь, отвечая на это, взимает Его Крест в память Его неизреченного самоотвержения и износит оный для поклонения верующим, приглашая очищенных воздержанием приступить, тепле облобызающе во хвалении древо всесвятое (канон Недели Крестопоклонной, песнь 5). В самое благоприятное нашему спасению время слышится спасительный призыв Господа нашего Иисуса Христа, и самым благопотребным образом зрится перед очами нашими Крест Его! Уже три седмицы идем мы вослед Господа, приготовляя себя сорокадневным, по Его примеру, постом и молением сочувствовать Ему в дни искупительного служения Его. Но кто может с упованием положиться на скудную заслугу своего крестоношения? Наш крест тогда только и может быть истинен и действенен, когда находится в неразрывном союзе с Крестом Христовым, им благословляется, им освящается, утверждается, поддерживается, и уже после этого делается для нас — в своей мере и степени — источником спасения. В устах песнословствующей Церкви на этот день — одни только хвалебные возглашения Кресту Господнему, нашему воззванию, пристанищу спасения, мipa утверждению, дарований источнику, как бы единственному нашему оправданию и помощи. Еще решительнее она ответит на слова сегодняшнего Евангелия перед самым вступлением нашим в крестоносный путь за Господом. Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем, — воспоет она Сыну Давидову, грядущему во имя Господне. И здесь, и там — всё не наш, а Господень Крест пред очами Церкви. И может ли быть иначе, когда по неизреченному человеколюбию Божию крестной смертью Сына Божия дело спасения нашего до того облегчено, что теперь стоит только взяться крепкой мыслью и теплым чувством за Крест Господень, чтобы ощутить благость ига и легкость бремени нашего самоотвержения? Горький и тяжелый крест очистительной земной жизни любовь Божия через посредство любвеподательной Церкви Христовой раздробила, так сказать, и разложила на множество малых, легких и радостных крестов, которые и возлагает на верующих в различные времена по различным обстоятельствам в течение их жизни. Можно ли не войти после этого благодарной мыслью в живое соотношение с делом Божиим? Человеколюбец не только заменил нас Собой, сделавшись за нас клятвой (Гад 3, 13); и истребив... бывшее о нас рукописание (Кол. 2, 14), не только начал дело нашего спасения, но восхотел до конца провести его, спасти нас так, чтобы вся слава принадлежала Ему, нам же одно вечное блаженство в сопричастии Его славе. Как все дела Божии, и это облегчение нашего крестоношения совершается тайным, незаметным для нас образом. Крест (уже не наш — Господень) входит в жизнь нашу всеми ее путями, соприсутствует всем ее явлениям, управляет всеми ее отношениями. Вся жизнь христианина теперь пригвождена к животворящему Древу! Крест сопутствует нам всю нашу жизнь, осеняет и наше первое, и наше последнее дыхание на земле. В детстве он нам пестун, в юношестве друг, в мужестве сотрудник, в старости путеводитель и успокоитель. При вступлении нашем в мip встречает нас как светильник, освещающий тайну и разгоняющий мрак земной жизни. По выходе из мipa становится для нас жезлом и палицей, с которыми мы спокойно и безтрепетно пойдем по среде сени смертной. Пройдем благоговейной мыслью через всю христианскую жизнь и посмотрим на тайнодейственное служение Креста Господня нашему кресту. Прежде всего является нашему вниманию чета людей, идущих в союз супружеский. Они предстают пред лицом Всемогущего для принятия от Него себе всеплодного и вседетельного благословения на совокупную жизнь и жизнепроизводительность. В залог взаимной любви и верности представшие приносят по обручальному перстню, и меной этого залога полагают начало всей дальнейшей мене чувств и мыслей, забот и трудов. Минута важная, здесь начало cупружеской жизни. И взем священник перстни, дает первее мужу, таже жене и глаголет... И егда речет на едином коемждо, трижды творит крест на главах их и полагает их на десных их персех. Вот осенение крестное самих начал семейной жизни христиан! Потом обрученные уневещиваются друг другу. В духе христианской любви и чистоты они венчаются венцом по подобию земных владык и повелителей. Здесь начало прав рождения и воспитания христианина, следовательно, минута из важнейших; и опять поэтому животворящее знамение крестное является в помощь благословению священнослужителя. Ибо не прежде главы сочетавающихся украшаются венцом благоволения Божия, как благословляющая рука иерея вместе с венцом изобразит над ними видимое, но неосязаемое чудодейственное знамение. Таким образом, новобрачные выходят из храма уже с хоругвью креста, под которой и сами будут идти потом, и поведут с собой всё имеющее произойти от них потомство. Рождается дитя, и служитель Божий по обычной молитве нарекает ему христианское имя. Дав новорожденному этот первый дар, Церковь немедленно скрепляет его всесильным и всеспасительным знамением. Господи, Боже наш, — говорит священник, — да знаменуется крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и помышлениях его, во еже бегати суеты мipa и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим; и в это время знаменует его чело, уста и перси, насаждая животворящее Древо в Уме, сердце и устах — исходище жизни телесной и духовной. Затем в знамение матерней любви Церкви к будущему чаду ее приемлет младенца в свои объятия, и распростирает на нем великое знамение крестное, под которым отныне должна совершаться вся жизнь и деятельность будущего христианина. Но не тотчас Церковь украшает этим священным именем. Прежде она еще огласит его словом истины, откроет ему Евангелие правды. А чтобы оглашение имело всю силу и действительность, она прежде всего отгоняет от оглашаемого дух лжи и противления. Священник трижды дует в лицо оглашаемого и знаменует крестом его чело и перси, повелевая Богом, показавшим Древо живота, победившим на Древе сопротивные силы, отступить дьяволу от создания Божия. С этих пор нечистый не касается готовящегося к очищению. Настает время сопричесть оглашеннаго Христову стаду, соединить его святей соборней и апостольстей Церкви через святое Таинство Крещения. В начале священнодействия освящаются вода и елей. То и другое действие совершаются через дуновение, сопровождаемое троекратным знамением креста. Освященные порознь, вода и елей соединяются вместе, и это соединение снова производится через крестное знамение. Священник, поя трижды аллилуйя с людьми, творит три креста елеем на воде. Потом приносится крещаемый. Священник вземлет от елея двумя перстами и в третий раз творит образ креста на готовящемся к просвещению, знаменуя порознь различные части его тела, причем, кроме чела и персей, знаменуются междурамия, уши, руки и ноги. По совершении крещения новый христианин облекается светлой одеждой в знак благодатного просвещения его души, причем благочестивое обыкновение налагает на него вместе с одеждой крест для всегдашнего ношения на персех. Это победное знамя, под которым будущий воин Христов отныне будет ратовать с грехом и побеждать начальника зла. Но спасет ли воина одно знамя, если он сам не будет иметь силы и искусства? Напротив, оно еще скорее может погубить его, потому что на него преимущественно устремляются враги. И вот Церковь в новом таинстве сообщает крещенному всё потребное к жизни и благочестию, дает ему всё духовное вооружение, низводит на него дары Святаго Духа в то время, как священник помазует его мvром, творя образ креста на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях и ногах, и глаголя: Печать дара Духа Святаго. После этого запечатствования благодатию, рожденному Духом остается только возрастать и крепиться духом, переходить от возраста в возраст, пока не достигнет меры возраста исполнения Христова. Где же будет укреплять дух свой христианин? В обществе христиан — в Церкви. И вот в сороковой день снова приносится отроча ко храму во еже вцерковлятися, си есть: начало прияти вводитися в Церковь; преклоньши же ей (матери) главу вкупе со младенцем, творит священник креста знамение над ним и, касаясь главы его, молит Господа благословить, возрастить, вразумить, уцеломудрить, удобромудрствить рожденное отроча; и снова знаменуя, снова молится, чтобы Господь, храняй младенцы, отгнал от принесеннаго всякую супротивную силу знамением воображения креста Своего. Та же прием отроча, начертывает крест им пред враты храма, глаголя: воцерковляется раб Божий... — действие, над которым благочестивому зрителю нельзя не остановиться восторженным чувством и не задуматься. Остановимся на время мыслью и мы, благочестивый чтитель Креста. Великий Крест Господень уже достаточно показал нам зрак своей божественной красоты. Мы проследили не многие дни из жизни христианина, но дни первые, начальные, а следовательно, самые важные. И здесь, как и во всяком другом случае, хорошее начало составляет половину дела. Воцерковив христианина, Церковь действительно сделала половину своего спасительного дела. Не греши он — при этих дарах Церкви он может получить вечное блаженство. Мы видели, что Крест Господень, предварив своей благодатной силой наше зачатие в утробе матери, по явлении нашем на свет пятикратно осеняет нас своим покровом при пяти священнодействиях Церкви: наречении имени, оглашении, крещении, мvропомазании и воцерковлении, то ограждая собой исходища жизни нашей, то распростираясь по всему составу нашему в знамение заветного, непостижимого сочетания нашего с Распятым, то укрепляя собой главнейшие органы нашей телесной и душевной деятельности, то заключая нас в себя, как мать заключает в свои объятия младенца, то припадая к нашему сердцу как друг, как брат наш, верный и неизменный. Что же мы с тобой, душа благочестивая, будем делать в уплату такой заботливости о нас животворящего знамения? Первое дело наше — понять всё, что делает для нас здесь Крест Господень, второе — не забывать понятого, третье — из памяти переводить в жизнь. Надеюсь, что понять нам не будет трудно. Сама Церковь помогает нам в этом деле. Не забывать тоже не трудно для того, кто любит не только веровать, но и размышлять о вере. Остается стараться изводить крест из сознания в жизнь. Дело нелегкое, но для христианина, где труд — там и помощь. Предусмотрительность Церкви с тем именно намерением и возлагает на нас крест при крещении, чтобы мы не могли забыть о нем, а не забывая, обретали в нем утешение и подкрепление. И действительно, кто из христиан, посмотрев на свой крест, не вспомнит всего, что сделал для нас Искупитель, распятый на нем? Святой Крест с давних времен Церкви называли сокращенным Символом веры. Первая мысль при взгляде на него у христианина — мысль о Христе Сыне Божием, вочеловечившимся нас ради человек и нашего ради спасения, страдавшем, умершем, воскресшем, вознесшемся, седящим одесную Отца со Святым Духом и во веки веков правящим Церковью через Свои святые таинства в залог нашего воскресения и жизни вечной. А с этой мыслью сколько сопрягается других мыслей высоких, спасительных! На Кресте всего яснее видится и красота нашей святолепной Церкви, и неизреченная сладость благ вечных, и тщетность земных наслаждений, и крестный путь к Царствию Небесному. Один взгляд на Крест может утешить несчастного, остановить злодея, вразумить забывшегося, умирить ожесточенного, обличить лицемерного, наставить неразумного, — всем и каждому подать свет и жизнь. Не забывай же, возлюбленный, как можно чаще смотреть на чудодейственное знамение. Не забывай думать, что тебе всюду сопутствует, что у тебя на персях лежит Богом данный тебе твой страж, твой хранитель, твой освятитель, друг верный и неизменный, помощник скорый и сильный во всякое время твоей жизни. Постигают ли тебя какие несчастья и беды, припомни Крест, на котором был распят, страдал и умер за тебя твой Спаситель и тебе оставил образ жизни тесной и скорбной. Искушают ли тебя нечистые желания и преступные мысли — опять обратись ко Кресту, на котором принесена была за тебя чистейшая и непорочнейшая Жертва. Обуревает ли тебя множество забот и попечений житейских, отвлекающих тебя от Церкви и Бога, — скорее возьми свой крест и смотри на него долее и внимательнее, он сладко и отрадно поговорит о Том, Кто не имел, где главы подклонить, жил и всю жизнь посвятил на дело Божие; он скажет тебе, что и твое жительство должно быть не здесь, а на небесах. Возгордишься ли какими-нибудь успехами жизни — довольством, знанием, почестями, всегда заманчивыми и обольстительными, хотя всегда ничтожными и жалкими? Опять смотри на твой нательный крест — много поучительного скажет он тебе о Том, Кто, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2-6-8). Лишь только крещенное и запечатствованное дарами Духа Святаго дитя начнет приходить в возраст, родители или воспитатели прежде всего научают его творить крестное знамение. Так их научила Церковь, так, в свою очередь они научают других. Что же значит это таинственное употребление в нашей жизни животворящего Знамения? Глубокая мысль кроется в нем. Вникнем: берется правая рука — деятельнейший и могущественнейший из членов тела нашего. Из ее перстов поемлются три первые — по-видимому обыкновенные, но, между тем, самые необходимые участники во всём, что делает человек. Итак, самое благородное из служебной части тела взимается и освящается великим именем Пресвятой Троицы. Это первая чувственная жертва христианина своему Богу. Низведя благословение Пресвятой Троицы на орудие деятельности, христианин возносит его на чело — в освящение ума, низводит на перси — в освящение сердца, полагает на плечи — в освящение деятельности; и таким образом освящается весь человек с его познанием, чувствованием и действованием. Что же выходит из этого освятительного действия руки? Крест. Сколько здесь высокого, знаменательного, поучительного! И, во-первых, ум — под Крестом! Какой урок для тех, которые всё испытывают и ничего не оставляют вере! Сердце — под Крестом! Сколько тут утешения для страждущего человека! Под Крестом вся деятельность! Здесь целая наука жизни христианской. Во-вторых, замечаешь ли, что еще выходит из крестного знамения? Оно утверждается в сердце — средоточии жизни, возвышается в голове —вместилище всех орудий познания и чувствования — и распространяется на руки в двух противоположных направлениях. Такова должна быть деятельность истинного христианина! Освятительный Крест веры и жизни евангельской непременно должен утверждаться в сердце, начинаясь, впрочем, распятием ума с его познаниями, и уже после утверждения в сердце должен проявляться в деятельности как внешней, так и внутренней. Углубление и благочестивое чувство могут открыть много и других значений крестного знамения, так что чем далее будешь размышлять о нем, тем более и более он будет показывать тебе зрак божественной красоты своея. Но главное, всегда имей в виду, благочестивый христианин, что, изображая на себе знамение крестное, ты этим свидетельствуешь пред Господом, что готов во всякое время распять жизнь свою во славу Его всесвятого имени, подобно тому, как Он был распят за славу твоего, попранного и опозоренного грехом и смертью имени. Другой совет: не забывая высокой важности знаменательного действия руки твоей, изображающей Крест Господень, не забывай совершать его со всем приличествующим ему благоговением, чтобы из знамения спасения не сделать тебе знамение своего осуждения! Как победное знамя Победителя смерти, как орудие нашего спасения, как утверждение и украшение Церкви, Животворящий Крест употребляется везде и всегда — во всех сношениях со своими чадами. Недолго омытый водами крещения христианин остается чистым и свободным от скверн греха. Падшая природа неудержимо влечет его к новым и новым падениям, и вскоре наследнику Царствия угрожает участь раба неключимого. Прежде всех на помощь несчастному спешит Святая Церковь, снимая с него тяжелое бремя греха и разрешая его именем Господа нашего Человеколюбца: конец же разрешения его глаголя, иерей знаменует крестообразно десницей кающагося... Постигают ли падшего болезни другого рода — телесные, привлеченные впрочем, той же болезнью духа, — снова Церковь идет к нему с благодатным таинством, и по молитве вземлет иерей стручец и, омочив его во святый елей, помазует болящаго крестообразно на челе, на ноздрях, на ланитах, на устах, на персях, на руках, на обе стране. Случится ли Христианину оскверниться чем-нибудь нечистым, недо стойным соприкосновения с его освященной и облагодатствованной природой, опять Церковь силой Креста Господня подает успокоение и мир его возмущенному духу. Придет ли время сеяния и жатвы, благословение плодов, разрешение яств и прочее, всегда и везде является Церковь с освятительным знамением Креста Господня. Но если где преимущественно видится всё царственное великолепие крестного знамения, то наиболее в храме Божием, где всё запечатлено и украшено им. Сам храм нередко имеет вид креста, и всегда венчается животворящим Древом, светозарным и превознесенным над всеми обиталищами человека. Под его осенением, как бы посредствующим между небом и землей, совершаются в храме Божием все священнодействия Церкви, низводящие на землю благословения небесные. Входя в храм, со всех сторон окружен бываешь спасительным знамением: видишь его изображенным на иконах, на церковных утварях, на церковных одеждах и проч. Служитель алтаря знаменует тебя рукой, помазует елеем, кропит водой, благословляет Евангелием, и всё — крестообразно! Немного нужно времени, чтобы заметить, что крестное знамение участвует необходимо во всех церковных священнодействиях. Сколько опять пищи для благоговейного размышления! Отчего столь частое, столь обширное употребление Креста в Церкви? Оттого, что, по учению Церкви, в нем скрывается непобедимая и непостижимая сила Господня, животворящая и освящающая всех, благоговейно подвергающих себя его осенению и прикосновению. Именно эту преестественную силу стократно ублажает Церковь в своих песнопениях: ты наше воззвание, Кресте всечестный, древо богоблаженное, саде небесный, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разрушися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче... Особенно Церковь ублажает Крест Христов за это последнее действие. Сколько для нашей природы страшно и притрепетно приближение духа злобы, столько для его омраченной и нечистой природы страшно и нестерпимо освящающее действие Креста Господня. Зная это, верующий в Иисуса Христа смело отражает всякое покушение нечистого духа одним простым изображением чудодейственного знамения. За такую его божественную важность и силу Церковь превознесла его более всякого неодушевленного создания Божия, и обращается к нему как к лицу, как существу, имеющему не только разум и волю, но и могущество — высшее могущество людей и ангелов. Таков взгляд Церкви на Крест. Душа благочестивая! Знай это высокое, уже не значение только, а и действие честного Знамения, воздавая ему всю достойную почесть, где ты его ни увидишь; чти его, как величайшую земную святыню. Памятуй, что только три священных предмета почивают в христианском ковчеге Завета, на престоле алтарей Христовых — Чаша Завета, Евангелие и Крест. Вспоминай, какая страшная сила заключалась в прообразовательном Кивоте Славы Господней! Одно прикосновение к нему поражало смертью, одно пребывание его в земле нечестивых низводило на нее опустошения и язвы! В наше время любви и благодати Божественная сила не обнаруживает себя явлениями страха и погубления; тем более мы должны благоговеть перед ней, зная, что ради нас, ради нашего спасения Божественная сила, так сказать, смиряется, не являет себя вполне, щадя наше бесзсилие. Подобно тому, как Спаситель произвольно смирил Себя, скрывая Божество Свое до тех пор, пока не приспело время прославиться Сыну Человеческому, — и Крест Его теперь редко обнаруживает свою страшную силу видимо и ощутительно; но настает время торжества Церкви, когда она — чистая и святая — освободится от всех плевел, растущих на ее благодатной ниве. Для прославления ее силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные (Мф. 24, 29 — 30). О чем восплачутся? Весьма о многом, но преимущественно о том, что явившееся царственное знамение спасения мipa — по их преступному небрежению — не послужило им во спасение. Время поедает временное — это всеобщий необходимый закон бытия земного, которому подчинен и христианин. Воле Отца Небесного угодно было, чтобы человек, совершив назначение свое на земле, возвращался к Нему путем смерти и тления. И вот тайна смерти совершается. Христианин идет в страну новую, неведомую, и в мертвенных руках его мы опять видим Древо крестное! Церковь напутствует усопшего молитвами и песнопениями, причем неоднократно призывает на помощь себе спасающее Знамение. Наконец земля приемлет землю, и священник, взем персть лопатой, крестовидно мещет вверху могилы... И уже нет между нами того, кто жил и действовал на земле! Небольшой холм покрывает прах его! Живые оставляют отжившего. Но неотступно стоит над ним и охраняет его могилу день и ночь, как страж безмолвный и неподвижный, Крест Господень! Животворящее Древо над прахом умершего! Как многознаменательно, утешительно и отрадно это сближение смерти с жизнью! Но не всем и не всегда, может быть, оно так кажется... Краткая и горькая жизнь наша всё еще носит в себе остаток благословения Божия, много имеет в себе заманчивого и обольстительного. Мы невольно привязываемся к ней, и более всего страшимся смерти — своей или своих любимых. В этом случае могильный крест, живой указатель и напоминатель грозного будущего или печального прошедшего, очень часто не только не радует нас, но гонит от себя, как страшный, зловещий призрак, как бы уже переставая тут быть нашим освятителем, животворителем и утешителем... Здесь-то особенно уместно нам вместе со священным певцом воскликнуть: Явися великий Господень Кресте! Покажи ми зрак божественной красоты твоея ныне — ныне, когда страх смертный представляет мне тебя безобразным и ужасным. Неужели ты, насажденный посреди земли, как Древо жизни посреди Рая, в радость и счастье, — на могиле перестаешь быть тем же? Братья, не то должен возбуждать в душе нашей этот последний Крест. Церковь знает сердце наше и хочет могильным крестом, с одной стороны, утешить, а с другой — предохранить нас. Ибо если на могиле стоит крест, то это значит, что погребенный под ним находится под защитой и покровом Жизнодавца, на Кресте поправшего смерть и Воскресением Своим уверившего всех в будущем всеобщем воскресении. Обращая же мысль нашу от Креста на самих себя, Церковь желает сказать нам только кроткое свое: Помни последнее и перестань враждовать; помни истление и смерть и соблюдай заповеди (Сир. 28, 6). Если где более всего выступает из-за искупительного и оправдательного Креста Господня наш собственный довершительный крест, то это перед могилой, в виду нашей смерти, где чувство близкого суда Господня заставляет нас строже и взыскательнее смотреть на истекшую жизнь нашу, и где совесть наша невольно мятется страхом за свое свидетельство перед нами о Боге, пред Богом о нас... Спасительный крест могильный! Сколько погибающих душ спасет он этим своим служением! Он ограничит незаконный излишек упования нашего и умерит преувеличенное сознание нашей безнадежности, соединит оба креста воедино, заставит христианина идти во след Христу. Распнет его со страстьми и похотьми его, умертвит греху и оживит Богу. Аминь.
|
© Catacomb.org.ua |