Великопостное Послание Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви 8/21 марта 2006 г., Иконы Б.М. Знамение Курская
РУССКАЯ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД __________________________________________________________________________________________________ 644047, Россия, г. Омск-47, ул. 3-я Ремесленная, 34,
ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Тихона Архиепископа Омского и Сибирского
Дорогие о Господе собратья-архиереи, отцы, братья и сестры! Вот мы перешли с вами уже рубеж второй седмицы Великого поста, участвовали в Торжестве Православия, отметили вместе с Церковью память великого ревнителя Православной веры святителя Григория Паламы, и сейчас приближаемся к неделе Крестопоклонной. А там не за горами вход Царя-Христа в Иерусалим, Страстная седмица и Воскресение Христово – наша надежда и наше устремление. Но чтобы встретить Воскресение Господа подлинно духовной радостью, нужно пройти путь, проложенный нам Церковью – пост, соединенный с усердной и внимательной молитвою, и омытым покаянными слезами сердцем принять Христа, вместе с Ним пройти путь Его страданий к Воскресению. В этом и есть духовная сущность нашего поста. Мы созданы для блаженной вечности любящим нас Богом, и даже падшие, не сохранившие Ему верность, прощены и искуплены к Вечной жизни. Святым крещением возрождены, и Евангелием Христовым призваны к Царству Божиему. Нужно только не отвергнуть вновь дар Его любви. Нам дано всё для нашего спасения. Сам Христос пришел в мiр, жил, страдал и умер, чтобы мы получили спасение. Вот насколько велико значение нашего спасения. Но возникает вопрос: спасения от чего? – От погибели, и при том – вечной! Чем бы мы ни обладали, без спасения всё – ничто. И одним из главных средств ко спасению, наряду с молитвою, является пост. Он – как посох, помогающий усталому путнику идти тернистым путем, как чаша студеной воды, освежающая в жаркой, всё иссушающей пустыне человеческих страстей. Пост есть древнейшее установление Церкви. Еще на заре человечества пост был дан Богом для испытания верности людей, испытания их богоподобного свойства – свободного произволения. И сейчас пост по-прежнему является тем испытанием, которым проверяется наша верность Богу, ведь верный в малом сохранит верность и в большом. Поэтому пост важен и ценен не сам по себе, не как самоцель, но именно как наша готовность к жертвенности, – этого главного критерия истинной, нелицемерной любви к Иисусу Христу, Сыну Божию, и к святой Его Церкви. Именно так: не человек для аскезы, а аскеза для человека, иначе всё легко превращается в обрядоверие, в жесткое, сухое уставщичество, где нет ни капли сострадания, ни подлинной любви. Где буква закона убивает дух любви, и дух уже не животворит, не возрождает душу такого постника, и душа постепенно засыхает. И часто вместе усыхают и души других, близких, доверяющих такому законнику людей. Особенно это важно помнить нам, пастырям, поставленным Церковью пасти – т.е. оберегать, хранить и защищать своей любовью души доверенной нам Богом Его паствы. Вот почему, наряду с телесным постом, еще большее значение имеет и пост духовный, который предполагает воздержание от всех форм чувственных удовольствий, от страстей, вошедших в нашу человеческую природу с падением прародителей. Ведь страсти, как тонкие нити, опутывают наше сердце, проникают внутрь его, сковывают все благие движения души. С годами, если страсти не искоренять, они становятся всё толще и толще, т.ч. к концу жизни превращаются в толстые и грубые канаты, под которыми живого сердца уже часто и не найти. Поэтому связанные страстями люди так часто бывают злы, ненавистны, подозрительны, мстительны, жестоки. Но чем раньше начать очищение сердца от страстей, тем легче их искоренить, а сердце наполнить влагой божественной любви к Богу и людям. И вот одной из главных задач духовного поста и является воздержание от проявлений гордыни – тщеславия, высокоумия, надмения, осуждения и уничижения ближнего, властолюбия, нетерпимости и других подобных отраслей этой губительнейшей из страстей, по сути – демонской твердыни. Но откуда возникает эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее? Последнее особенно важно, так как гордый человек обычно не видит своего греха. Да-да, именно не видит, и даже перечитывая все подобные признаки гордости, явно относящиеся к нему, всегда находит их только в других, знакомых ему людях; и очень часто свои собственные страсти или дурные наклонности приписывает другим. Итак, по каким же признакам можно узнать ее? Если человеку трудно просить прощения, если он мнителен и обидчив, если помнит зло и осуждает других, то это всё - несомненно признаки гордости. У Святителя Афанасия Великого есть такие слова: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцанию божественному». В этом кратком определении вскрыта глубинная сущность гордости: сосредоточенность на себе уводит человека от мира в душе и от Бога. Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, так как оно заменяется различением “моего” и “не моего”. Гордый человек выходит из всякого повиновения, для него не существует никаких авторитетов, он сам знает ответы на все вопросы. На этой почве и создаются расколы и ереси. Гордое сердце не может вместить любовь к ближнему. А без любви невозможно наследовать спасение, её не смогут заменить ни жертвы, ни другие подвиги. Никакой самый строгий пост не сможет заменить милующего и любящего сердца. Даже пребывание в истинной Церкви для такого человека не будет спасительным. Но какие же признаки истинной любви к Богу и к ближнему? Сам апостол Павел дает нам ответ на наш вопрос: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». – «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 4-7, 13). Именно так. И если мы, пастыри или мiряне, не находим в себе этих признаков любви к ближнему, значит нет в нас любви к Богу, и не станем обманывать ни себя, ни других. Впереди – Страсти Христовы, Его страдания, смерть и Воскресение. Чтобы вкусить радость духовную от Пасхи Господней, требуется потрудиться на поприще Великого поста: очистить свои души и сердца от накипи страстей и страстишек, избавиться хотя бы от одной из многочисленных порочных привычек, и прежде всего – от осуждения своих братий во Христе, от недоверия им, злословия их, надсмеяний и поношений. Вспомним признаки истинной любви и устыдимся, если подобное недоброе отношение к ближнему было в нашей жизни. Воспользуемся же, братие, благодатным временем Великого поста, говения; припадем со слезами к Милосердому Спасителю в таинстве покаяния, омоем своими слезами Его ноги и соединимся с Ним в Пречистых Тайнах, и не разлучаясь с Ним найдем покой душам нашим от возмущения окружающей нас жизни мiра сего, во зле лежащего. И с этим покоем в сердцах пойдем навстречу самого великого праздника православных христиан – Славного Воскресения Христова. Божией милостию + Архиепископ Тихон Омский и Сибирский, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
Резиденция Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной ЦерквиАрхиепископа Омского и Сибирского Тихона:Кафедральный Храм Святых Царственных Мучеников644047, г.Омск-47, ул. 3-я Ремесленная, 34
|
© Catacomb.org.ua |